Первой выставкой весны для аграриев стала «Молочная и мясная индустрия», прошедшая в этом году в непривычных для нее декорациях «КрокусЭкспо».
Искусственно освещенные залы выставочного центра «КрокусЭкспо» определенно выглядят менее «блестящими», чем открытые солнцу павильоны ВДНХ, а на этот раз впечатление от конструкции усиливало и меньшее количество сверкающего полированной нержавейкой оборудования для переработки молока – неотъемлемой части отраслевой выставки «Мясная и молочная индустрия»: в 2016 году многие обошлись без демонстрации «железа». Зато общее количество экспонентов существенно увеличилось: в 2015 году «Индустрии» могли похвастаться 192 экспонентами из 17 стран, в нынешнем их было 244 из 19 стран, в том числе 35 участников удостоили выставку своим вниманием впервые. Велика здесь, конечно, заслуга соорганизаторов, в частности Национальной ассоциации скотопромышленников, чей «соборный» стенд в дальнем конце павильона все дни «бурлил». Здесь можно было договориться с «Мираторгом» и «Заречным» о поставках молодняка, а с «Ашаном» – о продаже скота, рассмотреть аспекты воспроизводства различных пород (герефорды, галловеи, казахские белоголовые), обсудить детали заготовки силоса («Аг-Баг Руссланд») и возможности французской генетики в мясном скотоводстве («Франс Женетик Элеваж»). Молочным скотоводам отдельно был представлен манипулятор AMR и робот для обработки вымени TSR от компании DeLaval, а основной стенд сотрудники компании делили с представителями компании TetraPack. Свой большой стенд был у компании GEA, чей ассортимент продукции не ограничивается только оборудованием для производства молока.
Наиболее оживленным был, похоже, День фермера. Идея организованно привезти представителей небольших хозяйств, впервые реализованная в прошлом году, оказалась плодотворной. Под фермеров была «заточена» и деловая программа на 3 марта.
Повышаем грамотность
Основным мероприятием для фермеров стоит назвать организованный Национальной ассоциацией скотопромышленников при поддержке Национального союза производителей говядины круглый стол «Экономическая грамотность фермера». На этом мероприятии эксперты предпочли отказаться от пустых размышлений и перейти к делу. За два часа начинающие фермеры получили достаточно информации для обдумывания возможных сделок: крупные игроки на рынке говядины (АПХ «Мираторг», ГК «Заречное», ООО «Оренбив» и др.) поделились планами и сделали ряд предложений по возможному сотрудничеству с небольшими частными хозяйствами.
Агрохолдинги испытывают особые сложности с выращиванием молодняка. Они заинтересованы в партнерстве с фермерами и готовы закупать чистопородный и помесный с мясными породами скот для доращивания и откорма. АПХ «Мираторг» уже вложил 7,9 млрд рублей в мясоперерабатывающий завод в Брянской области мощностью 400 тыс. голов в год и фидлот для одновременного содержания 60 тыс. голов. В настоящее время проект уже стартовал. По словам представителя «Мираторга» Ирины Мигулиной, цель компании – реализация скота абердин-ангусской породы, достигшего самой выгодной с точки зрения рентабельности массы 600 – 650 кг. Для фермеров самыми дорогими, но прибыльными породами являются герефорды и ангусы: за двухсоткилограммового бычка-герефорда «Мираторг» готов платить по цене около 170 руб./кг.
С конкретным предложением выступил и коммерческий директор ГК «Заречное» Дмитрий Бащенко. Мощности убойного цеха и откормочных площадок группы компаний заполнены примерно на 50 процентов, поэтому есть возможность скупать скот «на стороне» и по рыночным ценам приобретать молодняк мясных пород возрастом 8 – 12 месяцев на доращивание и откорм, а также скот на убой. «Мы «пылесосим» весь рынок. Все, что может приносить доход по мясному направлению», – заявил Д. Бащенко.
Перспективной и выгодной альтернативой для скотоводческих хозяйств может стать партнерство с «Ашан Ритейл». Крупнейшая сеть гипермаркетов активно использует в России технологические цепочки производства полного цикла (фильеры). Осенью прошлого года началось строительство мясоперерабатывающего цеха в Тамбовской области. Для приобретения сырья «Ашан» планирует кооперацию с отечественными фермерами, желающими поставлять скот помесей мясных и молочных пород. Как заверил руководитель по работе с фермерами Сергей Ефремов, компания берет на себя полную гарантию сбыта продукции фермеров, а также предоставляет сервисно-консультационное обслуживание.
Нынешняя ситуация на рынке – прямое следствие изменения курса валюты. Если раньше можно было привезти молодняк для откорма из той же Австралии, то теперь это становится невыгодным еще до учета затрат на транспортировку. Выигрыш могут получить как раз жители сельских территорий, испытывающие сложности с поиском работы и готовые заняться экстенсивным мясным скотоводством на самом сложном его этапе «корова – теленок». Сокращение дистанции между «сильными мира сего» и небогатыми фермерами может способствовать подъему российской мясной индустрии.
Об этом говорил в первый день работы выставки и представляющий теперь Минсельхоз на большинстве мероприятий первый замминистра Евгений Громыко. Знакомый с проблемами мясных скотоводов чиновник («пару лет назад я начал такой социально-экономический эксперимент над собой – моя семья владеет небольшим стадом калмыцкого скота») пообещал поддержку со стороны государства. О господдержке высказался и Сергей Мирошников из ВНИИ мясного скотоводства. Кроме регулярных пожеланий по льготному кредитованию, он предложил пролонгировать уплату налогов государству на сумму приобретенного скота для откорма, внести в региональные программы по мясному скотоводству критерии учета молодняка, поставляемого на откорм в другие регионы.
Межрегиональный обмен («откорм логично выстраивать там, где есть дешевые корма») может способствовать специализации регионов и совершенствованию структуры отрасли в целом. Но не все регионы готовы поддерживать мясных скотоводов: представители Челябинской области эмоционально рассказали о том, что областная администрация предпочитает «быстрое» животноводство: птице- и свиноводство.
Быть может, с точки зрения потребителя, это выглядит логично: в 2015 году в натуральном выражении рынок птицы и свинины демонстрировал рост (+8,9%), а рынок говядины – падение ( – 15,9%). Причина тому – изменение цены: на говядину она возросла на те же 15,9%, а вот на свинину – «всего» на 8,5%. Такой вывод позволили сделать исследования немецкой компании GfK, о которых рассказала Юлия Бокова. В то же время она дала и надежду. Неэластичным спросом (т. е. не зависящим существенно от цены) характеризуются ценовой сегмент до 267 руб. за килограмм и премиум-сегмент (дороже 517 руб./кг). Поэтому производители мяса от выбракованного молочного скота не должны бояться потерять «своего» покупателя.
Специализированные же мясные хозяйства тоже найдут покупателя на самую дорогую часть туши. «Сделав деньги на стейке, можно позволить себе продавать менее ценные отрубы дешевле, а значит, приучать потребителя к говядине» – отметил исполнительный директор Национального союза скотопромышленников Роман Костюк.
Будем надеяться, что прогресс в мясном скотоводстве позволит несколько снизить цены на качественную говядину: ведь именно недоступность ее для многих потребителей меняет структуру рынка.
«Молочные» братья
Деловая программа для «молочников» была ориентирована в основном на переработку. Производителям интересны были круглый стол по кормопроизводству и семинар по ветеринарному обеспечению, собравший специалистов всех регионов страны. Часть экспертов и посетителей, заинтересованных в развитии молочного скотоводства, перетянул на себя организованный Молочным союзом России практически в те же сроки – но в «Гостином Дворе» в центре Москвы – международный форум-выставка «Молочная и мясная промышленность».
Насколько целесообразно подобное совпадение в сроках в отрасли, где до сих пор наблюдается серьезный дефицит сырья, а значит, производители молока друг другу не конкуренты? Вопрос риторический. Зато удачно воспользовались площадкой в «Крокусе» молочные козоводы: они продолжили пополнение рядов отраслевого союза с тем, чтобы выйти на аккредитацию в федеральном Минсельхозе. По словам идейного вдохновителя создания Ассоциации промышленного козоводства Владимира Кожанова («Лукоз», Марий-Эл), ассоциация уже заручилась поддержкой бывшего главы Минсельхоза Николая Федорова, занимающего ныне пост первого заместителя председателя Совета Федерации.
Впрочем, сложно отказать в поддержке пионерам индустриального молочного козоводства, только в прошлом году нарастившим объемы производства больше чем на треть и постоянно расширяющим линейку продуктов: от молока для детского питания до сыров, йогуртов и творожков.
Какую концепцию выберут «Индустрии» для выставки следующего года? Попытаются ли еще раз сделать ставку на идею «от поля до прилавка» или вернутся к формату выставки преимущественно для переработчиков? А может быть, через год нас ожидает что-то совершенно новое? Пока неизвестно. Как и то, когда и где состоятся пятнадцатые «индустрии».