Как российским сельхозмашиностроителям стать мировыми лидерами? Ответ на этот вопрос пытались найти более трехсот участников VIII Российского агротехнического форума, который состоялся 5 октября в Москве.
Несмотря на оптимистичный посыл мероприятия и достижения отрасли, далеко не все изменения в отечественном сельхозмашиностроении участники оценивают как позитивные.
Мажорный лад
С успехов начал выступление председатель совета директоров ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин: производство действительно стремительно растет, и по итогам 2021 года эксперты ожидают прибавку к 2020-му в 23 %. В денежном выражении продукции произведено будет на 183 млрд руб., а ведь в недалеком 2018-м этот показатель составлял лишь 108,2 млрд руб. Если прогнозы окажутся верными и отечественное сельхозмашиностроение будет прибавлять хорошими темпами, то к 2025-му дойдем до отметки 288 млрд руб.
«Мы не только повышаем производительность труда на селе, но и улучшаем жизнь в городах и селах», – подчеркнул социальную значимость отрасли К. Бабкин и привел цифры: в сравнении с 2013-м, в 2020 г. производители сельхозтехники заплатили в два раза больше налогов, на 81 % увеличили численность работников на заводах, на 68 % подняли размер заработной платы.
Еще новее и мощнее
Подобный рост в индустрии был бы невозможен без модернизации, а она идет полным ходом и затрагивает почти все предприятия: «обновлением» на кругленькую сумму могут похвастаться «Воронежсельмаш», «Промзапчасть», «Радиозавод» и др. Работа по созданию современных цехов и новых производственных площадок кипит. Мощностями прирастают «Ростсельмаш» (тракторный завод, 5000 ед. / год; инвестиции – 6 млрд руб. и производство КПП, 5000 КПП и 9000 мостов; инвестиции – 4 млрд руб.), «Пегас-Агро» (новая производственная площадка, 2500 ед. / год; инвестиции – 4,5 млрд руб.), «Евротехника» (новая площадка, 1000 ед. / год; инвестиции – 0,9 млрд руб.).
Тезис о том, что машиностроительные предприятия активно реализуют инвестиционные проекты, подтвердил и генеральный директор ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» Станислав Кедик. Претерпело крупнейшую модернизацию и его предприятие: в прошлом году был запущен новый литейный завод, открыта производственная линия, в настоящее время идет реализация инвестпроекта по строительству промышленного технопарка в Алтайском крае. Но, несмотря на рост производства, по утверждению докладчика, доля рынка отечественной сельхозтехники падает по отношению к импорту.
«В 2021 году российские производители продолжают реализацию НИОКР по созданию новых моделей сельскохозяйственной техники и компонентов к ней», – продолжил в оптимистичной ноте К. Бабкин и перечислил разработки: зерноуборочный комбайн 9 – 10 классов с мощностью двигателя 550 – 600 л. с. от «Ростсельмаша», трактор интегральной компоновки III тягового класса с двумя управляемыми мостами (ООО «Брянский тракторный завод»), линейка аппликаторов-растениепитателей с шириной захвата 9,6 м (АО «Клевер»), комбинированный чизельно-дисковый агрегат с автоматизированной системой регулировки и контроля глубины обработки (АО «АЗСМ») и др.
Безусловно, НИОКР – важная и необходимая ступень развития и масштабирования отрасли сельхозмашиностроения, но в то же время слишком затратная, и потому требует поддержки государства. Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Мария Елкина отметила, что в рамках Постановления №1649 предусмотрены субсидии на новые разработки до 70 %. Для получения поддержки нужно реализовать разработанной продукции на сумму, превышающую выделенные субсидии в шесть раз, в течение шести лет. Поддержку по этой программе уже получили 16 проектов.
Все дальше и дальше
География поставок российской сельхозтехники не ограничивается огромной территорией нашей страны: отечественные машины закупают 56 стран мира. За последние пару лет к числу клиентов присоединились Австралия, ОАЭ, Эфиопия и Дания. В 2021 году вполовину увеличились поставки техники в Евросоюз, в десять раз больше единиц было вывезено в Египет, в 4,5 раза – в Венгрию. По итогам этого года экспортные поставки сельхозтехники принесут 17 млрд руб. – зарубежные страны охотнее открывают ворота для наших тракторов и агрегатов.
Нельзя не радоваться росту производства и экспорта российской сельскохозяйственной техники, но на внутреннем рынке сельхозмашин проблем «выше крыши». Доля представленности отечественной техники в стране не превышала 58 % в 2020 г., а в нынешнем сезоне упала до 52 %. Недостаточная обеспеченность сельхозтехникой и значительный износ имеющегося парка техники – еще не решенная проблема. Российским аграриям остро не хватает тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов. Больше половины машин перешагнули солидный возрастной рубеж 10 лет, соответственно, в разы вырос риск поломок и дорогостоящего ремонта.
Поможем, но как сможем
Как на меру поддержки участники форума уповают на Программу №1432. На следующий год в бюджете на нее заложено 10 млрд руб., хотя машиностроители просят поднять до 16 млрд руб. Требуются и другие изменения: в этом году многие компании оказались без «поддержки по 1432» из-за несоответствия критериям стоимости продукции, закономерно возросшей на фоне скакнувших мировых цен на металл.
Мария Елкина, Минпромторг
Из 10 млрд на субсидии аграриям в 2021 году использовано 8,9 млрд. Ряд компаний не смогли воспользоваться программой из‑за повышения стоимости продукции.
На свой лад поддерживает аграриев и производителей сельхозтехники «Росагролизинг» – расширяет ассортимент техники и список поставщиков. Гендиректор АО Павел Косов заявил о запуске спецпрограммы «Раннее бронирование». «За месяц мы зафиксировали высокий спрос: пришли заявки на приобретение более 1000 единиц техники общей стоимостью свыше 6 млрд руб.», – сообщил П. Косов.
Павел Косов, «Росагролизинг»
В 2021 году Росагролизинг вложил в развитие АПК не менее 43 млрд рублей. Топ‑5 поставщиков: «Ростсельмаш», «Клаас‑Восток», «Тонар», «Петербургский тракторный завод», «Евротехника».
Представитель Минпромторга М. Елкина добавила, что ведомство готово стимулировать производство сельхозтехники, которая не выпускается в стране, например, техники для селекции, виноградарства, садовой техники: предприятия смогут компенсировать до 60 % затрат, если сумеют масштабировать разработки исследовательских учреждений в течение восьми лет. Будет ли успешна данная мера? Многие участники форума посчитали нецелесообразными траты огромных бюджетных средств ради выпуска ограниченной линейки техники. Тем более, без импортных деталей и здесь не обойтись.
«Более эффективная и разумная защита наших внутренних рынков, эффективное регулирование ценообразования на стратегические материалы, программа финансового стимулирования инвестиционной деятельности компаний могут гарантировать опережающее развитие машиностроительной отрасли в долгосрочной перспективе», – уверен С. Кедик.
Участники форума сформулировали и свои пожелания, которые могут принципиально улучшить состояние российского сельхозмашиностроения: переход от субсидиарной поддержки к налоговому стимулированию, пересмотр налогообложения энергоносителей, транс порта, сырьевых материалов для снижения их стоимости внутри страны, заморозка тарифов на электроэнергию для предприятий обрабатывающих секторов экономики, улучшение экономической «инфраструктуры» для агробизнеса.
Пока же высокие производственные издержки и цены на зерно «съедают» всю платежеспособность аграриев, а с ними страдают и их поставщики сельхозтехники: как отметил директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков, без хорошего настроения сельхозтоваропроизводителей, готовых покупать технику, добиться успехов в развитии российского сельхозмашиностроения и стать мировыми лидерами будет крайне сложно.