Десять лет назад в Набережных Челнах (Республика Татарстан) стартовало производство тракторов концерна CNH Industrial. Во что вырос проект – продемонстрировали представители завода в начале декабря 2019 г.
А ваш «американец» из настоящих или из тех, что рождены в России? Все‑таки родом из Набережных Челнов! И вы нисколько не смущены его происхождением? Признайтесь, что, покупая свой Case IH или New Holland, вы все же переживали: бренд‑то импортный, а сборка – российская! Любой, кто заказывает себе трактор челнинского производства все же задается вопросом: столь же хороши эти «иностранцы» с этикеткой Made in Russia, как и заграничные – сделанные на заводах в британском Базилдоне или австрийском Санкт‑Фалентине? Может, к европейскому или американскому фермеру едут тракторы более качественной сборки? Смею вас заверить – «американцы» русской сборки ничем не уступают своим иностранным собратьям!
Есть чем гордиться
Скажете, что в том же Базилдоне история, традиции – тракторы собираются на заводе, некогда принадлежащем группе компаний Ford. Так и челнинским тракторам есть чем ответить – изготавливаются на исторической площадке КамАЗа, именно в стенах того корпуса, с которого начинался легендарный советский завод в 1976 г. Отсюда выходили первые грузовики известного во всем мире бренда. Территория 99 тысяч квадратных метров, две трети из которых – под крышей.
Не подумайте, что здесь с тех пор ничего не изменилось. С 2009 года, когда концерн CNH Industrial подписал с руководством КамАЗа соглашение о создании совместного предприятия по сборке тракторов, сюда инвестировали около 45 млн долл. США. Изменились внешний вид корпуса, конструкция крыши, обшивка стен изнутри, перекрытия, залиты были новые полы, поставлены специальные станки и оборудование. В общем, завод в Набережных Челнах превратился в современное производство.
В 2010 году, когда модернизация выделенной площадки еще только разворачивалась, предприятие уже выпустило первые тракторы. В целом здесь предполагалось вести крупноузловую сборку 2 500 тракторов и 1 500 комбайнов (ежегодно)!
Зеркало рынка
Знаковым стал 2012 год, когда «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» перешел в «единоличное владение» концерна CNH Industrial. Казалось бы, теперь только в рост – к тем самым 4 000 единицам плановой мощности. Но развитие ситуации на российском рынке внесло свои коррективы, выпуск продукции возымел тенденцию к сокращению.
Директор предприятия в Набережных Челнах Анфис Садриев, демонстрируя производственные графики комментирует: «Мы отзеркаливаем происходящее в экономике страны. Если рынок потребляет гораздо меньше, чем мы можем произвести, то нет необходимости выпускать техники больше».
Кризисные явления 2014 года вынудили предприятие оптимизироваться, сократили персонал почти втрое. К 2018 году объемы производства снова увеличились, ситуация, казалось, стабилизировалась. «Повторюсь, наши объемы производства – отражение ситуации на внутреннем рынке, – напоминает А. Садриев и ссылается на трудоемкость создания самоходной сельхозтехники. – У нас производство более трудоемко по сравнению, например, со сборкой тех же автомобилей. Так, например, легковой автомобиль собирается, условно, из одной тысячи деталей, а трактор состоит из компонентов, число которых колеблется от пяти до десяти тысяч! Поэтому приходится идти в ногу со временем и условиями, продиктованными положением дел на рынке».
CNH Industrial отслеживает маркетинговые и рыночные тенденции в России, постоянно работает над тем, чтобы предложить своим клиентам наиболее актуальные и востребованные продукты и сервисы, исходя из своего богатого промышленного международного опыта и широкой линейки продукции.
Русификация производства
Кстати, производство в Набережных Челнах не субсидируется, хотя от изначально выбранной крупноузловой сборки техники был сделан большой шаг к локализации производства. Анфис Садриев отмечает, что в стоимостном выражении «местный вклад» по отдельным компонентам составляет от 30 до 50 %, и работы над повышением степени локализации продолжаются.
«Хотя в этом и отстаем от других компаний на российском рынке, мы продолжаем работать над увеличением процента локализации, – комментирует Анфис Садриев. – А это означает, что необходимо вести постоянную работу с российскими поставщиками. У очень многих из них качество предлагаемой продукции не соответствует тому уровню, который необходим нам. В структуре глобального CNH Industrial есть подразделение, которое занимается поиском поставщиков. Существует процесс их валидации, в рамках которого проверяется финансовое положение и технические возможности. Обязательно смотрим наличие международных сертификатов – как на производство и продукцию, так и на сырье».
Со своей стороны завод «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» готов предоставить четыре международных сертификата, в том числе и ИСО 9001 (Стандарты менеджмента качества), плюс сертификаты по соблюдению экологических норм, энергоменеджменту и профбезопасности. Мы серьезные в этом плане, – добавляет руководитель. – Каждый год проходим ресертификацию и аудиты. Кроме того, у нас есть свой внутренний аудит».
Уже сегодня челнинский завод от российских производств конкурентов по западному рынку выгодно отличает то, что здесь полностью локализовано производство кабин для тракторов. Для тех, кто не верит, директор лично готов провести экскурсию: вот станок для лазерной резки метала, здесь листогибочный пресс, тут кабины варят. Оснастки, по которым собирают кабины, конечно, привезены из Европы…
Кабины и шасси, а также массу деталей и компонентов помельче после обработки в дробеструйной камере отправляют в камеру для окрашивания. «До роботов мы еще не доросли, – комментирует работу маляров руководитель предприятия, – но такого качества окрашивания, как у нас в неспециализированных условиях добиться невозможно. Важно соблюдение технологии, в том числе и времени запекания краски в специальной сушильной камере».
Собранный на заводе в Набережных Челнах трактор или комбайн обязательно проходит тестирование на стенде динамических испытаний, подвергается аудиту готовой продукции в соответствии со всеми внутренними стандартами международного концерна CNH Industrial.
Куда ведет рынок
На сегодняшний день на заводе «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» производятся три модели тракторов New Holland серий Т7 и Т8. В 2020 г. приступят к сборке тракторов Case IH Magnum 310 и 340.
С особым трепетом ждет генеральный директор успешного разрешения ситуации по возможности производства и реализации гибридных тракторов, работающих как на дизельном топливе, так и на метане. В стране есть возможность продавать и использовать автотранспорт на газомоторном топливе, но не тракторы! Обсуждения возможностей реализации газомоторной сельхозтехники пока продолжаются на законодательном уровне.
Большие виды у Анфиса Садриева в связи со стартом сборки тракторов строительной серии. Сейчас как раз рассматриваются возможности локализации мини‑погрузчиков CASE и New Holland Construction.
Есть, пожалуй, в такой гибкости, какая свойственна челнинскому предприятию, своя прелесть: не желает рынок этих тракторов, предложим ему другие, хорошо продаются посевные комплексы – вот вам и посевные комплексы… Глядишь, через год‑другой ассортимент продукции, выпускаемой российским заводом увеличится, а число единиц техники, покидающей местный конвейер, приблизится, пусть, не к четырем, так к двум тысячам.