22 февраля прошел круглый стол на тему «Переработка отходов масложировой промышленности: биодизель и биокеросин». Как сейчас развивается отрасль в России и есть ли у нее перспективы на будущее?
Переработка отходов
Многие страны поворачивают свои энергетические стратегии в сторону биотоплива. Эта заинтересованность диктуется не только намерением экономии исчерпаемых энергетических ресурсов на фоне их острого дефицита в ряде регионов мира, но и с учетом экологической составляющей. Еще одна важная задача – ликвидировать растущие объемы отходов при минимальном воздействии на окружающую среду и снижении уровня выбросов парниковых газов, которые становятся большой проблемой в современном обществе. Использование биодизеля позволяет снижать выбросы углекислого газа на 65 – 90 % по сравнению с традиционным дизтопливом, уменьшает влияние человека на процесс глобального потепления и, кроме того, способствует развитию сельского хозяйства.
Однако опасающиеся того, что на производство биотоплива будут поступать продовольственные культуры, могут быть спокойны – всего 7 % сельхозугодий возделываются ради «биодизельных» целей.
Конечно, полностью заменить бензин биодизелем в данный момент затруднительно, но уже в Евросоюзе, США и даже в некоторых голодающих странах Африки биодизель является повседневным компонентом в обороте топлива. По словам Алексея Удовенко, российского представителя в Малайзийском совете производителей пальмового масла, к 2030 году европейские государства будут требовать от поставщиков, чтобы в среднем 14 % энергии, потребляемой автомобильным и железнодорожным транспортом, поставлялись в виде возобновляемых источников энергии. Этот целевой параметр варьирует от 10% на Мальте до 49% в Швеции.
Несмотря на большие объемы производства, европейские страны испытывают дефицит и вынуждены дополнительно ввозить биологическое топливо из‑за рубежа. Импортные потребности Нидерландов оцениваются в 3,98 млн тонн биодизеля, Германии – 1,47 млн тонн, Болгарии – 420 тыс. тонн, Польши – 317,5 тыс. тонн. Где есть спрос, всегда находится предложение. Например, Аргентина поставляет на экспорт более 1 млн тонн биодизеля, перерабатывая 2 млн тонн соевого масла.
По словам заместителя генерального директора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Вадима Мартынова, Россия производит 60 млн тонн биотоплива ежегодно, при этом потребляет половину. Иначе говоря, примерно в 30 млн тонн биодиозеля мог быть оценен экспортный потенциал страны. Спикер задавался вопросом, почему бы наравне с нефтью и газом не поставлять биодизель в чистом виде или как компонент в Европу, рынок которой уже отрегулирован?
Огромные территории России позволяют без ущерба продовольственной безопасности выращивать культуры для переработки в биотопливо. Рапс может стать отличным сырьем, поскольку в пищевых целях он практически не находит применения, а выращивать его можно почти повсеместно. На данный момент посевная площадь, занятая рапсом, составляет 2 млн га, а по объемам производства он уступает лишь подсолнечнику и сое. Кроме того, дополнительная доля европейского рынка биотоплива высвобождается из‑за отказа стран перерабатывать пальмовое масло по причине высокого углеродного следа.
Еще одним сырьем для производства биодизеля, обладающим рядом преимуществ, является отработанное растительное масло. Его можно назвать неиссякаемым источником; многие сети быстрого питания поставляют на российский рынок сотни тысяч тонн отработанного фритюрного масла в год. Множество компаний скупают такое масло по ценам, порой превышающим стоимость обычного растительного масла.
«Около 70 тыс. тонн отработанного растительного масла экспортируют из России в Европу», – сообщила президент Ассоциации специалистов и предприятий в сфере переработки масложировых отходов Кристина Тэн. А вот российский рынок биодизеля в настоящее время пребывает в стагнации. Внутреннее потребление не растет, а экспортные возможности не развиваются, несмотря на весомый потенциал. Нефтегазовые и нефтехимические компании готовы сотрудничать с сельхозпроизводителями, занимающимися производством биотоплива, да и ряд крупных предприятий в целом не против использовать такой вид топлива, однако активных шагов не наблюдается.
Только ГУП «Мосгортранс» проявило интерес к применению экологически чистого топлива в обогревательном оборудовании в электробусах и планирует и далее наращивать его закупки. Будем надеяться, что «биотопливную» эстафету подхватят и другие представители бизнеса.