Дорожная карта «Развитие биотехнологий и генной инженерии» предполагает создание условий для промышленного производства топливного биоэтанола. О том, как складывается ситуация с внедрением биоэтанола на практике, мы беседуем с нашим экспертом.
К. т. н. Михаил Ершов, зав. лабораторией по разработке перспективных и специальных бензинов ВНИИ по переработке нефти.
Михаил Александрович! Известно, что качество бензина можно быстро увеличить за счет добавки биоэтанола. Почему у нас этого пока не делают?
Действительно, биоэтанол – один из самых эффективных высокооктановых компонентов бензина (т. е. увеличивающих его октановое число). Кроме того, он способствует более полному сгоранию бензина в двигателе и тем самым снижению выбросов вредных веществ с отработавшими газами автомобилей.
Сегодня биоэтанол – самый востребованный в мире продукт, используемый для улучшения качества автомобильных бензинов. Только в США объем его потребления составляет более 40 млн тонн в год, что больше чем весь бензиновый рынок России. В нашей стране, к сожалению, биоэтанол и бензины, его содержащие, согласно действующему законодательству признаются спиртосодержащей продукцией, с которой наравне с алкоголем должен быть уплачен акциз. Сейчас ставка акцизного сбора составляет 74 руб. за литр безводного спирта. При цене на бензин 30 – 35 руб. подобная ставка акциза на биоэтанол делает его использование в топливных целях абсолютно невыгодным.
Многие эксперты говорят о дефиците метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), хотя совсем недавно Россия легко экспортировала этот продукт. В чем тут дело?
Сегодня в России наиболее востребованным высокооктановым компонентом бензинов является МТБЭ, который является рыночным продуктом. И если акцизы на биоэтанол будут отменены, МТБЭ неизбежно будет конкурировать на этом рынке с биоэтанолом. Необходимо, однако, отметить, что рынок высокооктановых компонентов России является одним из быстрорастущих. Если два-три года назад из всего объема производимого в России МТБЭ половина отправлялась на экспорт, то сегодня практически все потребляется внутри страны.
Рост спроса на высокооктановые компоненты бензина обеспечивается необходимостью со стороны производителей бензина вырабатывать топливо более высоких экологических классов и с более высоким октановым числом, что, в свою очередь, диктуется развитием отечественного автопарка. Несмотря на существенные изменения структуры выработки автомобильных бензинов (как по октановому числу, так и по экологическим классам), произошедшие в России за последние пять лет, главные вызовы еще впереди. Производителям бензина предстоит с 2015 года перейти исключительно на выпуск топлива класса 4, а с 2016 года – на класс 5, что потребует уменьшения доли «традиционных» и неэкологичных компонентов бензина, содержащих ароматические углеводороды. Заменить их без потери качества бензина можно как раз за счет использования МТБЭ или биоэтанола.
Не менее важной (а может быть, и более значимой) является задача увеличения производства бензинов АИ-95 и АИ-98 взамен АИ-92. Сегодня 60 % выпускаемого в нашей стране топлива составляет бензин с октановым числом 92, а 90 % новых автомобилей рассчитаны на бензин с октановым числом не менее 95. В результате спрос на бензин АИ-95 растет темпами, опережающими его производство. Более того, увеличивается импорт такого бензина. Сегодня он уже составляет 8 % от объема потребления бензина АИ-95. Таким образом, перспективы увеличения спроса на высокооктановые компоненты бензина обеспечены объективными причинами. И места на этом растущем рынке хватит как МТБЭ, так и биоэтанолу.
Перепрофилирование невостребованных мощностей спиртзаводов на выпуск биоэтанола признано нецелесообразным. Можете прокомментировать этот факт?
Действительно, в конце 2013 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка подготовила отдельный доклад на эту тему и сделала вывод об экономической неэффективности и нецелесообразности модернизации простаивающих спиртовых заводов на выпуск биоэтанола, тогда как приведенные в докладе основные параметры создают все предпосылки для успешной реализации такого проекта. Авторы доклада считают, что биоэтанол обязательно должен занять не менее 5 % рынка бензинов в России и только в этом случае перепрофилирование спиртовых заводов будет рентабельным. Поставленная в докладе цель, безусловно, является завышенной и, самое главное, совершенно не обязательной. В настоящее время весь объем используемого в России МТБЭ составляет не более двух процентов от объема рынка бензина. Это ключевой продукт ОАО «СИБУР Холдинг» и группы компаний «Титан». Биоэтанол согласно Техрегламенту Таможенного союза 013 / 2011 может добавляться в автомобильные бензины до 5 % об. Но это, конечно, не означает, что если биоэтанол будет вырабатываться, то он обязательно должен вводиться во все выпускаемые в России бензины, притом в концентрации 5 %. Напротив, использование биоэтанола будет адресным, на определенных предприятиях, где его применение наиболее эффективно.
Какие‑то предприятия по выпуску биоэтанола в России уже работают?
Да, в настоящее время на Владикавказском заводе топливного этанола реализуется технология безотходной глубокой переработки зерновых культур. Сырье разделяется на ряд компонентов, из которых для выработки биоэтанола используется непригодный для пищевых целей крахмал групп В и С. При этом на заводе вырабатываются глютен, пищевой крахмал и корма для животных.
Когда можно ожидать отмены акциза на биоэтанол?
Сегодня необходимость снятия барьеров для топливного биоэтанола абсолютно четко понимают на самом высоком уровне. Один из пунктов «дорожной карты» развития биотехнологий прямо указывает на необходимость разработки законопроекта о внесении изменений в главу 22 Налогового кодекса о порядке исчисления акцизов на денатурированный этиловый спирт. Согласно этому пункту реализация биоэтанола, используемого в качестве биотоплива, должна осуществляться без акцизов. Если акциз будет снят в 2015 году, это создаст условия для формирования рынка транспортного биоэтанола в России.