Фото: Adobe Stock

Новые ориентиры

Фото: Adobe Stock

В сере­дине апре­ля в Москве под эги­дой Рос­сий­ской био­топ­лив­ной ассо­ци­а­ции состо­ял­ся став­ший тра­ди­ци­он­ным форум «Био­мас­са: топ­ли­во и энергия».

Биотопливо в мире и России

Внуши­тель­ное коли­че­ство спи­ке­ров, сре­ди кото­рых были и пред­ста­ви­те­ли нау­ки и биз­не­са, и чинов­ни­ки отрас­ле­вых мини­стерств, обсуж­де­ние тон­ко­стей тех­но­ло­гии, деталь­ная ана­ли­ти­ка и взве­шен­ные экс­перт­ные мне­ния – если реше­но зани­мать­ся био­топ­ли­вом все­рьез и пла­ни­ро­вать про­ек­ты, то более про­фес­си­о­наль­ную пло­щад­ку для кон­суль­та­ций в Рос­сии най­ти трудно.

Что сказать про тренды?

Конеч­но, пан­де­мия аук­ну­лась пер­вым за два деся­ти­ле­тия сокра­ще­ни­ем про­из­вод­ства био­топ­ли­ва. Так, по дан­ным Меж­ду­на­род­но­го энер­ге­ти­че­ско­го агент­ства (IEA), миро­вое про­из­вод­ство транс­порт­но­го био­топ­ли­ва в 2020 г. соста­ви­ло 144 млрд лит­ров (око­ло 115 млн тонн), что экви­ва­лент­но 2,5 млн бар­ре­лей в день. Это почти на 12 % мень­ше рекорд­но­го объ­е­ма про­из­вод­ства, достиг­ну­то­го в 2019 году.

Но пес­си­миз­му места нет, пола­га­ют экс­пер­ты. Ситу­а­ция вско­ре нор­ма­ли­зу­ет­ся, и уже к 2026 году про­из­вод­ство эта­но­ла и био­ди­зе­ля рез­ко вырас­тет (на 25 %) – до 3,3 млн бар­ре­лей в день. Глав­ные точ­ки роста – Индия, Китай и стра­ны Запад­ной Европы.

Сего­дня все воз­рас­та­ю­щее чис­ло неф­те­за­во­дов уже исполь­зу­ет био­топ­ли­во в каче­стве сырья или при­сту­па­ет к про­из­вод­ству био­топ­ли­ва ново­го поколения.

Жидкое биотопливо

Что каса­ет­ся био­эта­но­ла, его миро­вое про­из­вод­ство сокра­ти­лось в 2020 году с 86 до 79 млн тонн. Глав­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми био­эта­но­ла оста­ва­лись США (42 млн тонн), Бра­зи­лия (24 млн тонн), сле­дом за ними идут стра­ны ЕС и Китай. В США доля куку­ру­зы, пере­ра­ба­ты­ва­е­мой на эта­нол, прак­ти­че­ски срав­ня­лась с объ­е­ма­ми, иду­щи­ми на корм ско­ту. США, Бра­зи­лия и Паки­стан оста­ют­ся основ­ны­ми экс­пор­те­ра­ми био­эта­но­ла. Постав­ки био­эта­но­ла на миро­вой рынок из США в 2019 году соста­вил 4,5 млн тонн при сред­ней цене око­ло 530 USD за тонну.

Био­эта­ноль­ное топ­ли­во марок Е 25 и Е 30 про­из­во­дит­ся на осно­ве низ­ко­ок­та­но­вых угле­во­до­род­ных фрак­ций неф­те­пе­ре­ра­бот­ки с добав­ле­ни­ем био­эта­но­ла и паке­та присадок.

Впе­ред рвет­ся и Бра­зи­лия – ей не тер­пит­ся вер­нуть себе утра­чен­ные пози­ции лиде­ра. В этой стране исполь­зу­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но чистый эта­нол мар­ки Е95 – Е100 (95 – 96 % спир­та и 4 – 5 % воды) либо смесь с бен­зи­ном, кото­рая содер­жит менее 20 % эта­но­ла (мар­ка Е20).

В Рос­сии, несмот­ря на накоп­лен­ный неф­те­пе­ре­ра­бот­чи­ка­ми опыт вовле­че­ния био­эта­но­ла в про­цесс про­из­вод­ства авто­мо­биль­но­го бен­зи­на, все несколь­ко ина­че. Обви­ня­е­мые в таком поло­же­нии вещей – холод­ный кли­мат, отсут­ствие гос­под­держ­ки и акци­зы на бен­зин. «Обви­не­ния обос­но­ва­ны, –пояс­ня­ет Миха­ил Ершов из РГУ неф­ти и газа име­ни И. М. Губ­ки­на. – Рис­ки в Рос­сии повсю­ду: воз­мож­но не толь­ко рас­сло­е­ние бен­зи­на в холод­ную пого­ду и загряз­не­ние про­дук­та ржав­чи­ной, но и про­бле­мы с кон­тра­фак­том. И это не гово­ря о себе­сто­и­мо­сти био­эта­но­ла, кото­рый все рав­но ока­жет­ся доро­же ком­по­нен­тов МТВЕ, ЕТВЕ». А еще нуж­ны иссле­до­ва­ния: про­дви­же­ние сред­не­эта­ноль­но­го топ­ли­ва в Рос­сии невоз­мож­но без финан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния и кон­крет­но­го пони­ма­ния воз­мож­ных объ­е­мов пере­ра­бот­ки зер­но­вых куль­тур в био­топ­ли­во. Здесь без вза­и­мо­дей­ствия меж­ду про­филь­ны­ми мини­стер­ства­ми никак не обойтись.

Европейский углеродный налог

Вла­ди­мир Сидо­ро­вич из инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра «Новая энер­ге­ти­ка» отме­тил, что круп­ней­шие стра­ны мира направ­ля­ют боль­шие уси­лия на про­ти­во­дей­ствие изме­не­нию кли­ма­та. По всей веро­ят­но­сти, вли­я­ние кли­ма­ти­че­ской поли­ти­ки на энер­ге­ти­че­ские рын­ки будет рас­ти. В. Сидо­ро­вич рас­ска­зал о целях ЕС по дости­же­нию кли­ма­ти­че­ской ней­траль­но­сти (European Green Deal) и вве­де­нию погра­нич­но­го угле­род­но­го налога.

Меха­низм погра­нич­ной кор­рек­ти­ров­ки выбро­сов (CBAM) и новый налог при­зва­ны в том числе:

  • под­дер­жать одно­сто­рон­ние ини­ци­а­ти­вы Евросоюза;
  • сти­му­ли­ро­вать тор­го­вых парт­не­ров вести тор­гов­лю выбро­са­ми и пере­хо­дить на зеле­ные источ­ни­ки энергии;
  • защи­тить евро­пей­ских производителей;
  • спо­соб­ство­вать сокра­ще­нию пар­ни­ко­вых газов и пере­хо­ду на чистые техно-
  • логии.

При­ме­ча­тель­но, что Гер­ма­ния озву­чи­ла свер­хам­би­ци­оз­ные зада­чи по дости­же­нию целе­вых пока­за­те­лей уже к 2045 году, на пять лет рань­ше преж­них уста­но­вок и обще­ев­ро­пей­ской цели.

В пла­ны Гер­ма­нии так­же вхо­дит новая наци­о­наль­ная цель по сни­же­нию выбро­сов пар­ни­ко­вых газов на 65 % к 2030 году (вме­сто 55 %) от уров­ня 1990 года. Кро­ме того, будет уста­нов­ле­на  новая цель на 2040 год: Гер­ма­ния долж­на будет сокра­тить свои выбро­сы к это­му вре­ме­ни на 88 %.

И за океаном

Про­дол­жил тему пере­хо­да к нуле­вым выбро­сам пар­ни­ко­вых газов дирек­тор по лицен­зи­он­ным тех­но­ло­ги­ям ком­па­нии Shell Лео­нид Пан­кра­тов. В нача­ле теку­ще­го года энер­ге­ти­че­ский гигант Shell при­со­еди­нил­ся к ряду дру­гих стра­те­ги­че­ских инве­сто­ров аме­ри­кан­ской ком­па­нии LanzaJet, извест­ной сво­ей успеш­ной ком­мер­ци­а­ли­за­ци­ей про­цес­са пере­ра­бот­ки спир­та в син­те­ти­че­ское авиа­ци­он­ное топ­ли­во. Сего­дня ком­па­ния LanzaJet стро­ит в шта­те Джор­джия завод по выпус­ку т. н. устой­чи­во­го авиа­топ­ли­ва (SAF Sustainable Aviation Fuel) мощ­но­стью 10 млн гал­ло­нов в год. Пуск заво­да запла­ни­ро­ван на нача­ло 2022 г. Новое топ­ли­во, про­из­ве­ден­ное по тех­но­ло­гии Alcohol to Jet (AtJ), будет доступ­но к кон­цу сле­ду­ю­ще­го года. При этом выбро­сы пар­ни­ко­вых газов сокра­ща­ют­ся на 70 % по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ны­ми углеводородами.

Поми­мо того что у Shell есть соб­ствен­ные тех­но­ло­гии кон­вер­сии рас­ти­тель­но­го сырья в био­топ­ли­во, интен­сив­ные иссле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки ком­па­нии наце­ле­ны на пере­ра­бот­ку в воз­об­нов­ля­е­мые дистил­ля­ты более слож­но­го, дре­вес­но­го сырья и отхо­дов сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го производства.

Рынок твердого биотоплива

Рост отме­ча­ет­ся и сфе­ре пере­ра­бот­ки дре­ве­си­ны. По дан­ным испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра НП «Наци­о­наль­ный био­энер­ге­ти­че­ский союз» Оль­ги Раки­то­вой, в Евро­пе и стра­нах Азии про­из­вод­ство пел­лет раз­ви­ва­ет­ся уве­рен­ны­ми темпами.

Если в 2018 году миро­вой объ­ем про­из­вод­ства пел­лет соста­вил 55 млн тонн, то про­гноз на 2028 год – 93 млн тонн.

Бель­гия, Шве­ция и Дания стре­мят­ся уве­ли­чить коли­че­ство элек­тро­стан­ций, где исполь­зу­ет­ся толь­ко био­топ­ли­во, т. е. рабо­та­ю­щих без угля или дру­гих иско­па­е­мых невоз­об­нов­ля­е­мых ресур­сов. Вели­ко­бри­та­ния сохра­ня­ет на оди­на­ко­вом уровне суб­си­дии как для ТЭЦ, кото­рые исполь­зу­ют пел­ле­ты сов­мест­но с углем, так и для чисто био­топ­лив­ных электростанций.

В Рос­сии в 2020 году на трех­стах заво­дах было про­из­ве­де­но поряд­ка 2,2 млн тонн пел­лет. В отрас­ли вели­ка кон­цен­тра­ция: око­ло 40 % объ­е­ма про­из­вод­ства при­хо­дит­ся все­го на семь рос­сий­ских заводов.

В тече­ние пер­вой поло­ви­ны 2021 года пра­ви­тель­ство РФ долж­но раз­ра­бо­тать план меро­при­я­тий по реа­ли­за­ции Стра­те­гии раз­ви­тия лес­но­го ком­плек­са. Сре­ди мер под­держ­ки преду­смот­ре­ны и те, кото­рые облег­чат необ­хо­ди­мый пере­вод муни­ци­паль­ных котель­ных с мазу­та и угля на био­топ­ли­во, вклю­чая пел­ле­ты. Кро­ме того, в Рос­сии с 1 янва­ря 2022 года будет запре­щен экс­порт круг­ло­го леса для част­ных компаний.

Дан­ная мера вме­сте с пору­че­ни­я­ми пра­ви­тель­ства о необ­хо­ди­мо­сти внед­ре­ния био­топ­ли­ва в ком­му­наль­ную энер­ге­ти­ку и запре­ти­тель­ны­ми мера­ми в обла­сти скла­ди­ро­ва­ния дре­вес­ных отхо­дов на свал­ках и поли­го­нах долж­на сти­му­ли­ро­вать раз­ви­тие био­топ­лив­ной отрас­ли страны.

Пози­цию Рос­сии по «зеле­но­му» век­то­ру раз­ви­тия, фор­ми­ро­ва­ние функ­ци­о­наль­ной струк­ту­ры для про­дви­же­ния идей и инно­ва­ци­он­ных реше­ний эко­ло­ги­че­ских про­блем, оте­че­ствен­ный опыт в сфе­ре энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий обсуж­дал­ся на кон­фе­рен­ции «Рос­сий­ский ТЭК в «зеле­ной» повест­ке совре­мен­но­сти» в Ялте в кон­це мая.

Читайте также