В середине апреля в Москве под эгидой Российской биотопливной ассоциации состоялся ставший традиционным форум «Биомасса: топливо и энергия».
Биотопливо в мире и России
Внушительное количество спикеров, среди которых были и представители науки и бизнеса, и чиновники отраслевых министерств, обсуждение тонкостей технологии, детальная аналитика и взвешенные экспертные мнения – если решено заниматься биотопливом всерьез и планировать проекты, то более профессиональную площадку для консультаций в России найти трудно.
Что сказать про тренды?
Конечно, пандемия аукнулась первым за два десятилетия сокращением производства биотоплива. Так, по данным Международного энергетического агентства (IEA), мировое производство транспортного биотоплива в 2020 г. составило 144 млрд литров (около 115 млн тонн), что эквивалентно 2,5 млн баррелей в день. Это почти на 12 % меньше рекордного объема производства, достигнутого в 2019 году.
Но пессимизму места нет, полагают эксперты. Ситуация вскоре нормализуется, и уже к 2026 году производство этанола и биодизеля резко вырастет (на 25 %) – до 3,3 млн баррелей в день. Главные точки роста – Индия, Китай и страны Западной Европы.
Сегодня все возрастающее число нефтезаводов уже использует биотопливо в качестве сырья или приступает к производству биотоплива нового поколения.
Жидкое биотопливо
Что касается биоэтанола, его мировое производство сократилось в 2020 году с 86 до 79 млн тонн. Главными производителями биоэтанола оставались США (42 млн тонн), Бразилия (24 млн тонн), следом за ними идут страны ЕС и Китай. В США доля кукурузы, перерабатываемой на этанол, практически сравнялась с объемами, идущими на корм скоту. США, Бразилия и Пакистан остаются основными экспортерами биоэтанола. Поставки биоэтанола на мировой рынок из США в 2019 году составил 4,5 млн тонн при средней цене около 530 USD за тонну.
Биоэтанольное топливо марок Е 25 и Е 30 производится на основе низкооктановых углеводородных фракций нефтепереработки с добавлением биоэтанола и пакета присадок.
Вперед рвется и Бразилия – ей не терпится вернуть себе утраченные позиции лидера. В этой стране используются преимущественно чистый этанол марки Е95 – Е100 (95 – 96 % спирта и 4 – 5 % воды) либо смесь с бензином, которая содержит менее 20 % этанола (марка Е20).
В России, несмотря на накопленный нефтепереработчиками опыт вовлечения биоэтанола в процесс производства автомобильного бензина, все несколько иначе. Обвиняемые в таком положении вещей – холодный климат, отсутствие господдержки и акцизы на бензин. «Обвинения обоснованы, –поясняет Михаил Ершов из РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. – Риски в России повсюду: возможно не только расслоение бензина в холодную погоду и загрязнение продукта ржавчиной, но и проблемы с контрафактом. И это не говоря о себестоимости биоэтанола, который все равно окажется дороже компонентов МТВЕ, ЕТВЕ». А еще нужны исследования: продвижение среднеэтанольного топлива в России невозможно без финансово-экономического обоснования и конкретного понимания возможных объемов переработки зерновых культур в биотопливо. Здесь без взаимодействия между профильными министерствами никак не обойтись.
Европейский углеродный налог
Владимир Сидорович из информационно-аналитического центра «Новая энергетика» отметил, что крупнейшие страны мира направляют большие усилия на противодействие изменению климата. По всей вероятности, влияние климатической политики на энергетические рынки будет расти. В. Сидорович рассказал о целях ЕС по достижению климатической нейтральности (European Green Deal) и введению пограничного углеродного налога.
Механизм пограничной корректировки выбросов (CBAM) и новый налог призваны в том числе:
- поддержать односторонние инициативы Евросоюза;
- стимулировать торговых партнеров вести торговлю выбросами и переходить на зеленые источники энергии;
- защитить европейских производителей;
- способствовать сокращению парниковых газов и переходу на чистые техно-
- логии.
Примечательно, что Германия озвучила сверхамбициозные задачи по достижению целевых показателей уже к 2045 году, на пять лет раньше прежних установок и общеевропейской цели.
В планы Германии также входит новая национальная цель по снижению выбросов парниковых газов на 65 % к 2030 году (вместо 55 %) от уровня 1990 года. Кроме того, будет установлена новая цель на 2040 год: Германия должна будет сократить свои выбросы к этому времени на 88 %.
И за океаном
Продолжил тему перехода к нулевым выбросам парниковых газов директор по лицензионным технологиям компании Shell Леонид Панкратов. В начале текущего года энергетический гигант Shell присоединился к ряду других стратегических инвесторов американской компании LanzaJet, известной своей успешной коммерциализацией процесса переработки спирта в синтетическое авиационное топливо. Сегодня компания LanzaJet строит в штате Джорджия завод по выпуску т. н. устойчивого авиатоплива (SAF Sustainable Aviation Fuel) мощностью 10 млн галлонов в год. Пуск завода запланирован на начало 2022 г. Новое топливо, произведенное по технологии Alcohol to Jet (AtJ), будет доступно к концу следующего года. При этом выбросы парниковых газов сокращаются на 70 % по сравнению с традиционными углеводородами.
Помимо того что у Shell есть собственные технологии конверсии растительного сырья в биотопливо, интенсивные исследования и разработки компании нацелены на переработку в возобновляемые дистилляты более сложного, древесного сырья и отходов сельскохозяйственного производства.
Рынок твердого биотоплива
Рост отмечается и сфере переработки древесины. По данным исполнительного директора НП «Национальный биоэнергетический союз» Ольги Ракитовой, в Европе и странах Азии производство пеллет развивается уверенными темпами.
Если в 2018 году мировой объем производства пеллет составил 55 млн тонн, то прогноз на 2028 год – 93 млн тонн.
Бельгия, Швеция и Дания стремятся увеличить количество электростанций, где используется только биотопливо, т. е. работающих без угля или других ископаемых невозобновляемых ресурсов. Великобритания сохраняет на одинаковом уровне субсидии как для ТЭЦ, которые используют пеллеты совместно с углем, так и для чисто биотопливных электростанций.
В России в 2020 году на трехстах заводах было произведено порядка 2,2 млн тонн пеллет. В отрасли велика концентрация: около 40 % объема производства приходится всего на семь российских заводов.
В течение первой половины 2021 года правительство РФ должно разработать план мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса. Среди мер поддержки предусмотрены и те, которые облегчат необходимый перевод муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо, включая пеллеты. Кроме того, в России с 1 января 2022 года будет запрещен экспорт круглого леса для частных компаний.
Данная мера вместе с поручениями правительства о необходимости внедрения биотоплива в коммунальную энергетику и запретительными мерами в области складирования древесных отходов на свалках и полигонах должна стимулировать развитие биотопливной отрасли страны.
Позицию России по «зеленому» вектору развития, формирование функциональной структуры для продвижения идей и инновационных решений экологических проблем, отечественный опыт в сфере энергосберегающих технологий обсуждался на конференции «Российский ТЭК в «зеленой» повестке современности» в Ялте в конце мая.