Фото: Jaworr

Необычная, но вкусная идея

Фото: Jaworr

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Джулия Шурер, agrarheute, ФРГ

Поделитьтся

«Плыть про­тив тече­ния!» Таким прин­ци­пом руко­вод­ству­ет­ся Зепп Айсль в сво­ей дея­тель­но­сти. Вла­де­лец орга­ни­че­ско­го хозяй­ства вопло­тил в жизнь необыч­ную идею – он про­из­во­дит моро­же­ное из ове­чье­го моло­ка.

Овцеводство и прямой маркетинг

Моро­же­ное едят для удо­воль­ствия – насы­тить оно едва ли смо­жет. Но толь­ко не в хозяй­стве Айс­ля, кото­рое рас­по­ло­же­но в австрий­ском Абер­зее. Прав­да и моро­же­ное тут не про­стое – оно изго­тав­ли­ва­ет­ся из ове­чье­го моло­ка, а пото­му не толь­ко очень вкус­ное, но и пита­тель­ное: еще нуж­но хоро­шо поста­рать­ся, что­бы съесть боль­ше двух шари­ков.

Ове­чье моло­ко содер­жит гораз­до боль­ше жира и бел­ка, чем коро­вье, так что по сво­ей пита­тель­но­сти оно может срав­нить­ся, напри­мер, с бана­на­ми и шоко­ла­дом, и поэто­му вполне спо­соб­но заме­нить даже основ­ное блю­до.

Впро­чем, моро­же­ное – совсем новая еди­ни­ца в ассор­ти­мен­те Зеп­па Айс­ля, инно­ва­ци­он­ный про­дукт в бога­том тра­ди­ци­я­ми хозяй­стве. Исто­рия семей­но­го пред­при­я­тия, рас­по­ло­жен­но­го вбли­зи озе­ра Вольф­ганг­зее, насчи­ты­ва­ет уже свы­ше пяти веков. Семье при­над­ле­жат 28 га паст­бищ­ных уго­дий, 50 га леса и кем­пинг пря­мо на бере­гу озе­ра. Мест­ный пей­заж слиш­ком кра­сив, что­бы казать­ся реаль­ным. «Мы с удо­воль­стви­ем при­гла­ша­ем в гости посе­ти­те­лей, школь­ни­ков и прак­ти­кан­тов, что­бы они посмот­ре­ли, что зна­чит зани­мать­ся сель­ским хозяй­ством, – гово­рит З. Айсль. – Но зача­стую посе­ти­те­ли видят здесь, в первую оче­редь, пре­крас­ное место для про­ве­де­ния отды­ха».

Свою роль в созда­нии впе­чат­ле­ния игра­ют боль­шой отре­мон­ти­ро­ван­ный кре­стьян­ский дом, укра­шен­ная дере­вом ста­рая усадь­ба и неболь­шая овчар­ня, в кото­рую утром и вече­ром – без вся­ко­го пас­ту­ха – воз­вра­ща­ют­ся овцы.

Основ­ное дей­ство про­ис­хо­дит в боль­шой кухне, где работ­ни­ца вме­сте с дву­мя прак­ти­кан­та­ми пря­мо сей­час изго­тав­ли­ва­ет люби­мое мно­ги­ми шоколадно­банановое моро­же­ное. Тро­и­ца в рабо­чих хала­тах и чеп­цах тща­тель­но раз­ме­ши­ва­ет, раз­ли­ва­ет и упа­ко­вы­ва­ет слад­кий про­дукт. Затем на ста­кан­чи­ки накле­и­ва­ют эти­кет­ки и добав­ля­ют йогурт. Здесь про­хлад­но и аппе­тит­но пах­нет моро­же­ным.

Семья Айс­ля про­да­ет моро­же­ное тут же, из холо­диль­ни­ка, рас­по­ло­жен­но­го сна­ру­жи, постав­ля­ют его и в ресто­ра­ны. Важ­ней­шим кана­лом сбы­та и визит­ной кар­точ­кой хозяй­ства явля­ет­ся соб­ствен­ное кафе­мороженое в цен­тре Зальц­бур­га, кото­рый все­го на 40 км уда­лен от пред­при­я­тия.

Подопытные кролики

Зепп Айсль начал руко­во­дить хозяй­ством еще в юно­сти, когда его отец тяже­ло забо­лел. «Семей­ное пред­при­я­тие было пре­вы­ше все­го, – вспо­ми­на­ет 54­летний фер­мер, – поэто­му шко­лу при­шлось ото­дви­нуть на вто­рой план». Обра­зо­ва­ние и мно­гие дру­гие идеи оста­лись так­же поза­ди. «Раз­во­дить коров было для меня не вари­ан­том. К тому же тогда были вве­де­ны кво­ты, и удер­жать­ся фер­ме­ру на сво­бод­ном рын­ке было немыс­ли­мо. Но я все же хотел это сде­лать!» – вспо­ми­на­ет хозя­ин пред­при­я­тия.

Что­бы занять поло­же­ние на рын­ке, фер­мер начал про­во­дить раз­лич­ные экс­пе­ри­мен­ты, даже какое­то вре­мя выра­щи­вал вешен­ки. Поз­же он при­нял реше­ние про­из­во­дить ове­чье моло­ко, при­об­ре­тя двух овец и деся­ток ягнят. «Пер­вая пар­тия сва­рен­но­го ове­чье­го сыра была при­год­на раз­ве что толь­ко на корм сви­ньям, – сме­ет­ся фер­мер. – Я мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал, а чле­ны моей семьи были под­опыт­ны­ми кро­ли­ка­ми».

Посте­пен­но З. Айсль набил руку в про­из­вод­стве сыра, посе­тил все кур­сы по сыро­де­лию, про­ве­ден­ные в реги­оне. «Я хотел знать все, абсо­лют­но все, что для это­го дела было нуж­но знать», – вспо­ми­на­ет фер­мер.

Сумасшедшие идеи

30 апре­ля 1986 года из хозяй­ства Айс­лей выбы­ла послед­няя коро­ва. В 90­х годах, когда З. Айсль стал руко­во­ди­те­лем пред­при­я­тия, остав­ший­ся с дву­мя овце­мат­ка­ми парень счи­тал­ся мест­ным сума­сшед­шим. «Это было еще не так пло­хо, как дву­мя года­ми поз­же, когда мы ста­ли внед­рять орга­ни­че­ские прин­ци­пы хозяй­ство­ва­ния, – гово­рит фер­мер. – Но зато у меня была сво­бо­да сло­ва».

В окру­ге цари­ло предубеж­де­ние отно­си­тель­но ове­чье­го сыра. Одна­ко такое отно­ше­ние обще­ства не сму­ти­ло Зеп­па и его жену Кри­стин: они уве­ли­чи­ли пого­ло­вье овец, постро­и­ли новое живот­но­вод­че­ское поме­ще­ние и ста­ли постав­лять сыр­ную про­дук­цию в ресто­ра­ны и в мел­кие роз­нич­ные мага­зи­ны. Сего­дня раз­мер ста­да достиг 140 голов, а еже­год­ное про­из­вод­ство моло­ка дости­га­ет око­ло 50 тыс. лит­ров. Еще 20 тысяч Зепп допол­ни­тель­но поку­па­ет у сво­е­го бра­та.

Попу­ляр­ность сыров Айс­лей уже вышла за пре­де­лы стра­ны. Поми­мо ове­чье­го сыра сем­на­дца­ти сор­тов, пред­при­я­тие про­из­во­дит йогур­ты, а с 2017 года – еще и моро­же­ное. Сей­час фер­мер пла­ни­ру­ет нала­дить онлайн­торговлю не толь­ко в Австрии, но и в Гер­ма­нии.

В про­ме­жут­ках меж­ду рабо­той в хозяй­стве З. Айсль зани­мал­ся поли­ти­кой. С 1997 года, став чле­ном Пра­ви­тель­ства Зальц­бур­га, он воз­глав­лял ведом­ство по сель­ско­му и лес­но­му хозяй­ству, одна­ко в 2013 году Зепп пол­но­стью ушел в дела пред­при­я­тия.

«Я про­сто хочу быть насто­я­щим фер­ме­ром, – гово­рит З. Айсль. – Сель­ское хозяй­ство, хоть и явля­ет­ся слож­ным делом, но оно напол­не­но жиз­нью. Мы ста­ра­ем­ся выде­лить­ся из общей мас­сы за счет реа­ли­за­ции уни­каль­ных про­дук­тов, что­бы полу­чить достой­ную цену». А если при этом дея­тель­ность еще и при­но­сит удо­воль­ствие, нель­зя не радо­вать­ся. «Я еще нико­гда не встре­чал люби­те­лей моро­же­но­го с пло­хим настро­е­ни­ем!» – усме­ха­ет­ся Зепп Айсль.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *