Фото: фирма

Овчинка и выделка

Фото: фирма

Точ­ное зем­ле­де­лие тре­бу­ет суще­ствен­ных инве­сти­ций в тех­ни­ку и элек­тро­ни­ку. В слу­чае с систе­ма­ми парал­лель­но­го вожде­ния нет необ­хо­ди­мо­сти поку­пать более совре­мен­ные реше­ния: доосна­ще­ние име­ю­щих­ся может «отбить­ся» быст­рее.

Точное земледелие

В изоби­лии про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и тех­ни­че­ских реше­ний лег­ко поте­рять­ся. Уста­но­вить, какая ком­би­на­ция «ста­рых» и новых тех­но­ло­гий опти­маль­на для удо­вле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых хозяй­ством к элек­трон­ным помощ­ни­кам, совсем непро­сто. На при­ме­ре с систе­мой парал­лель­но­го вожде­ния мы пока­жем, как опре­де­лить срок оку­па­е­мо­сти того или ино­го про­фес­си­о­наль­но­го «гад­же­та» в хозяй­стве.

Две категории

По боль­шо­му сче­ту все систе­мы парал­лель­но­го вожде­ния мож­но раз­де­лить на две кате­го­рии.

  • Пол­но­стью инте­гри­ро­ван­ные – те, что вклю­че­ны в ком­плек­та­цию трак­то­ра изна­чаль­но (изго­то­ви­тель трак­то­ра осна­ща­ет его дат­чи­ка­ми пово­ро­та руле­во­го коле­са, антен­на­ми, систе­ма­ми кабе­лей, гид­рав­ли­че­ским кла­па­ном руле­во­го коле­са и вычис­ли­тель­ным моду­лем). Инте­гри­ро­ван­ные реше­ния удоб­нее в оби­хо­де и демон­стри­ру­ют посто­ян­ство сво­ей хоро­шей рабо­ты, осо­бен­но при непро­стых манев­рах. Одна­ко такие систе­мы сто­ят отно­си­тель­но доро­го.
  • Уста­нав­ли­ва­е­мые на тех­ни­ку поз­же систе­мы отли­ча­ют­ся гиб­ко­стью исполь­зо­ва­ния – отдель­ные их ком­по­нен­ты мож­но ком­би­ни­ро­вать. Их плюс так­же в воз­мож­но­сти уста­нов­ки на маши­ны ста­рых образ­цов. При необ­хо­ди­мо­сти такие систе­мы доволь­но быст­ро пере­уста­нав­ли­ва­ют­ся с трак­то­ра на трак­тор. Понят­но, что за мень­шую цену при­об­ре­та­ет­ся, соот­вет­ствен­но, и мень­ший ком­форт, сле­ду­ет пла­ни­ро­вать рас­хо­ды на уста­нов­ку.

Затраты и срок службы

Для рабо­ты систем парал­лель­но­го вожде­ния тре­бу­ет­ся кор­рек­ти­ру­ю­щий сиг­нал, уточ­не­ние кото­ро­го и часто­та пере­да­чи при каж­дом после­ду­ю­щем про­хо­де обхо­дят­ся доро­же. Раз­ни­цу затрат из-за пере­да­чи кор­рек­ти­ру­ю­щих сиг­на­лов в дан­ном слу­чае мы не учи­ты­ва­ем.

За осно­ву для рас­че­тов взя­ты затра­ты на систе­му в тече­ние года. Исхо­дим из того, что сто­и­мость пол­но­стью уком­плек­то­ван­но­го еще на заво­де трак­то­ра соста­вит 18 тыс. евро. За сто­и­мость вари­ан­та с доосна­ще­ни­ем, вклю­чая уста­нов­ку, возь­мем 11,5 тыс. евро. Про­цент по зай­му, рав­но­му поло­вине тре­бу­е­мых сумм, состав­ля­ет 3 % годо­вых. Сто­и­мость обслу­жи­ва­ния кре­дит­но­го зай­ма с уче­том про­цен­та с более дли­тель­ным сро­ком служ­бы уве­ли­чи­ва­ет­ся. Еже­год­ные пла­те­жи за кор­рек­ти­ру­ю­щие сиг­на­лы оце­ним в 500 евро. Что­бы сде­лать выво­ды по цик­лам исполь­зо­ва­ния обо­ру­до­ва­ния, рас­смот­рим сро­ки служ­бы тех­ни­ки от 2 до 10 лет.

С тече­ни­ем сро­ка служ­бы затра­ты на содер­жа­ние систем парал­лель­но­го вожде­ния сни­жа­ют­ся (рису­нок), при этом уве­ли­че­ние сто­и­мо­сти обслу­жи­ва­ния инве­сти­ци­он­но­го зай­ма ока­зы­ва­ет вли­я­ние незна­чи­тель­ное. Исполь­зо­ва­ние изна­чаль­но инте­гри­ро­ван­ных систем в тече­ние пер­вых двух лет обхо­дит­ся в 9 тыс. евро в год, сум­ма этих еже­год­ных рас­хо­дов сокра­ща­ет­ся до 5 100 евро к четы­рем годам исполь­зо­ва­ния. В вари­ан­те с доуком­плек­та­ци­ей эти сум­мы состав­ля­ют 5 900 и 3  400 евро соот­вет­ствен­но.

К деся­ти годам исполь­зо­ва­ния годо­вые рас­хо­ды по кате­го­ри­ям систем сни­жа­ют­ся до 3 300 и 2 300 евро соот­вет­ствен­но. Из это­го сле­ду­ет вывод, что дли­тель­ное исполь­зо­ва­ние систем парал­лель­но­го вожде­ния эко­но­ми­че­ски более выгод­но.

Выго­да от исполь­зо­ва­ния систем парал­лель­но­го вожде­ния в рас­те­ние­вод­че­ских и живот­но­вод­че­ских (бога­тых зеле­ны­ми уго­дья­ми) хозяй­ствах раз­ли­ча­ет­ся. Рас­те­ние­вод­че­ские выиг­ры­ва­ют от эко­но­мии средств про­из­вод­ства – семян, СЗР и удоб­ре­ний. Счи­та­ет­ся, что с исполь­зо­ва­ни­ем таких систем полу­ча­ет­ся сокра­тить зоны пере­кры­тий на 3 %, в резуль­та­те эко­но­мия семян будет соот­вет­ству­ю­щей этим трем про­цен­там. Точ­ность заклад­ки тех­но­ло­ги­че­ских колей поз­во­ля­ет эко­но­мить так­же 3 % от СЗР и удоб­ре­ний. Сокра­ща­ют­ся и пере­мен­ные затра­ты выпол­не­ния работ.

На всех опе­ра­ци­ях, за исклю­че­ни­ем вспаш­ки и убор­ки, кото­рую осу­ществ­ля­ют сто­рон­ние орга­ни­за­ции, при исполь­зо­ва­нии систем парал­лель­но­го вожде­ния обра­ба­ты­ва­ет­ся мень­ше пло­ща­дей, соот­вет­ствен­но, сокра­ща­ют­ся рас­хо­ды на топ­ли­во, зап­ча­сти и опла­ту тру­да.

В доба­вок ко все­му систе­мы парал­лель­но­го вожде­ния поз­во­ля­ют вести рабо­ты стро­го по ряд­кам и опти­ми­зи­ро­вать раз­во­ро­ты. Тут кро­ют­ся еще 5 % потен­ци­аль­ной эко­но­мии. Для взя­то­го нами при­ме­ра сево­обо­ро­та, пред­став­лен­но­го в рав­ных долях рап­сом, пше­ни­цей, поле­вы­ми боба­ми и ячме­нем, мы рас­счи­та­ли эко­но­мию по отель­ным опе­ра­ци­ям (табл. 1, рас­те­ние­вод­че­ское хозяй­ство). Наи­боль­шей эко­но­мии полу­ча­ет­ся достичь при вне­се­нии удоб­ре­ний и рабо­те с СЗР.

Нагрузка окупаемости

Для хозяй­ства, бога­то­го зеле­ны­ми уго­дья­ми, рас­чет выгля­дит ана­ло­гич­но. Эко­но­мия семен­но­го мате­ри­а­ла и удоб­ре­ний состав­ля­ет 5 %, что выше, чем в рас­те­ние­вод­че­ском хозяй­стве, и опре­де­ля­ет­ся набо­ром исполь­зу­е­мых сель­хоз­ма­шин. Сум­ма затрат на удоб­ре­ния 238 евро / га взя­та с уче­том исполь­зо­ва­ния навоз­ной жижи.

Что каса­ет­ся рабо­чих опе­ра­ций, то уход за зеле­ны­ми уго­дья­ми учи­ты­вал­ся на всех участ­ках, тогда как убор­ка кор­мов (четы­ре уко­са) про­во­ди­лась на отдель­ных пло­ща­дях, осталь­ные уго­дья исполь­зо­ва­лись как паст­би­ща. Заго­тов­ка кор­мов велась сто­рон­ней орга­ни­за­ци­ей. Отно­си­тель­ная эко­но­мия в хозяй­стве с зеле­ны­ми уго­дья­ми из-за боль­ших ширин захва­та и отсут­ствия чет­ких гра­ниц обра­бот­ки более суще­ствен­ная (табл. 1, живот­но­вод­че­ское хозяй­ство).

Если полу­чит­ся выпол­нять все рабо­чие опе­ра­ции одним трак­то­ром и систе­ма парал­лель­но­го вожде­ния будет исполь­зо­вать­ся на про­тя­же­нии шести лет, то инте­гри­ро­ван­ная систе­ма в рас­те­ние­вод­че­ском хозяй­стве оку­пит­ся при еже­год­ной нор­ме выра­бот­ки 180 га, в вари­ан­те доосна­ще­ния – уже при 122 га / год. Пре­иму­ще­ства работ в живот­но­вод­че­ском хозяй­стве опре­де­ля­ют поро­го­вые зна­че­ния 129 и 88 га / год соот­вет­ствен­но (табл. 2).

В реаль­но­сти совсем немно­гим хозяй­ствам уда­ет­ся выпол­нить все рабо­чие опе­ра­ции одним трак­то­ром. Обыч­но исполь­зу­ет­ся мини­мум два трак­то­ра, напри­мер одно­вре­мен­но ведут­ся вспаш­ка и посев. Поэто­му наи­бо­лее суще­ствен­ное пре­иму­ще­ство состо­ит все же в эко­но­мии средств про­из­вод­ства. Из чего сле­ду­ет, что в рас­те­ние­вод­че­ском хозяй­стве систе­мы парал­лель­но­го вожде­ния целе­со­об­раз­ны уже при посе­ве, что­бы точ­но про­ло­жен­ные тех­но­ло­ги­че­ские колеи затем исполь­зо­вать при вне­се­нии удоб­ре­ний и СЗР. При этом исполь­зо­ва­ние систем парал­лель­но­го вожде­ния эко­но­ми­че­ски оправ­да­но при нагруз­ке 212 и 144 га / год для каж­дой кате­го­рии систем соот­вет­ствен­но. На обра­бот­ке поч­вы в рас­смат­ри­ва­е­мых усло­ви­ях потре­бу­ет­ся нор­ма нагруз­ки суще­ствен­но боль­ше.

В живот­но­вод­че­ском хозяй­стве ситу­а­ция с поро­га­ми оку­па­е­мо­сти систем парал­лель­но­го вожде­ния схо­жая.

Окупаемость зависит от цены

Какие выво­ды из все­го это­го может сде­лать для себя хозяй­ство? Ясно, что оку­па­е­мость систем парал­лель­но­го вожде­ния суще­ствен­но зави­сит от сум­мы инве­сти­ций в них. Чем выгод­нее обой­дет­ся покуп­ка, тем мень­ше будет нор­ма выра­бот­ки для дости­же­ния поро­га оку­па­е­мо­сти. При этом сле­ду­ет пом­нить, что наи­бо­лее доступ­ные по цене систе­мы лег­ко мож­но заме­нить. Само­дель­ные реше­ния и б / у систе­мы неред­ко сто­ят на рын­ке мень­ше 2 тыс. евро. Даже если в них не все рабо­та­ет как надо и сле­ду­ет закла­ды­вать допол­ни­тель­ные рас­хо­ды на обслу­жи­ва­ние, оку­пить­ся они могут доволь­но ско­ро.

Кро­ме того, оку­па­е­мость в боль­шой сте­пе­ни зави­сит от воз­мож­но­сти сэко­но­мить: чем боль­ше работ с высо­ким потен­ци­а­лом эко­но­мии может быть выпол­не­но одним трак­то­ром, тем ско­рее оку­пят­ся затра­ты на систе­му парал­лель­но­го вожде­ния. К таким рабо­там отно­сят­ся вне­се­ние удоб­ре­ний и СЗР, посев. При­чис­ле­ны к ним могут быть так­же рабо­чие опе­ра­ции, сопря­жен­ные с высо­ким рас­хо­дом топ­ли­ва и боль­ши­ми затра­та­ми тру­да, и в самую послед­нюю оче­редь – опе­ра­ции, про­ве­де­ние кото­рых без систем парал­лель­но­го вожде­ния гро­зит боль­ши­ми зона­ми пере­кры­тий (напри­мер, вне­се­ние удоб­ре­ний на зеле­ных уго­дьях).

Из эко­но­ми­че­ских сооб­ра­же­ний сле­ду­ет стре­мить­ся к мак­си­маль­но дли­тель­но­му сро­ку исполь­зо­ва­ния таких систем, даже если пер­спек­ти­ва исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гии в хозяй­стве еще не опре­де­ле­на. В дан­ном слу­чае со всей чест­но­стью сле­ду­ет отве­тить себе на вопрос, есть ли реаль­ная необ­хо­ди­мость в исполь­зо­ва­нии самых новых «про­ши­вок» и самых совре­мен­ных при­бо­ров и сто­ит ли стре­мить­ся к их посто­ян­но­му обнов­ле­нию? Быть может, «спо­соб­но­стей» при­об­ре­тен­ных систем парал­лель­но­го вожде­ния будет доста­точ­но на несколь­ко после­ду­ю­щих лет? К тому же мож­но вос­поль­зо­вать­ся их отлич­ной ком­би­на­тор­но­стью с дру­ги­ми реше­ни­я­ми…

Что в итоге?

Пока нель­зя дать одно­знач­но­го заклю­че­ния по вопро­су оста­точ­ной сто­и­мо­сти систем парал­лель­но­го вожде­ния. Ско­рее все­го, изна­чаль­но инте­гри­ро­ван­ные систе­мы обу­сло­вят высо­кую оста­точ­ную сто­и­мость даже уста­рев­ших трак­то­ров. То же может касать­ся и систем, инстал­ли­ро­ван­ных поз­же. Но дли­тель­ное их исполь­зо­ва­ние в тече­ние все­го сро­ка служ­бы трак­то­ра не долж­но стать основ­ным усло­ви­ем оцен­ки эко­но­ми­че­ской целе­со­об­раз­но­сти. Через какой-то про­ме­жу­ток вре­ме­ни на рын­ке будут появ­лять­ся всё новые и новые реше­ния.

Зача­стую покуп­ка систем парал­лель­но­го вожде­ния про­во­ци­ру­ет появ­ле­ние жела­ния обза­ве­стись функ­ци­я­ми посек­ци­он­но­го отклю­че­ния для опрыс­ки­ва­те­ля и точ­но­го вне­се­ния удоб­ре­ний для их рас­пре­де­ли­те­лей. Для неко­то­рых хозяйств исполь­зо­ва­ние систем парал­лель­но­го вожде­ния – вход­ной билет для пере­хо­да на тех­но­ло­гию strip-till. В бли­жай­шей пер­спек­ти­ве в Евро­пе боль­шую роль сно­ва ста­нут играть ору­дия для меж­ду­ряд­ной обра­бот­ки, и здесь систе­мы парал­лель­но­го вожде­ния могут вне­сти свой суще­ствен­ный вклад.

Наши выводы

Непло­хо сна­ча­ла при­об­ре­сти проб­ный вари­ант систем парал­лель­но­го вожде­ния. Если по резуль­та­там после­ду­ет вывод о необ­хо­ди­мо­сти инве­сти­ро­ва­ния в более совер­шен­ную тех­но­ло­гию, проб­ный вари­ант мож­но пере­уста­но­вить на дру­гой трак­тор или же пере­про­дать.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *