Фото: фирма

Не вставая с дивана

Фото: фирма

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

После чере­ды выста­вок и окон­ча­ния убо­роч­ной стра­ды насту­па­ет момент оста­но­вить­ся и заду­мать­ся не о «текуч­ке», а о стра­те­гии. Напри­мер, как управ­лять тех­ни­кой, не участ­вуя в этом про­цес­се головой?

Вот и открыв­шая про­грам­му Тех­ни­че­ско­го дня FPT Industrial вице-пре­зи­дент кор­по­ра­ции Анна­ли­за Сту­пе­нан­го напом­ни­ла, что даже посто­ян­ная кон­ку­рент­ная гон­ка не долж­на давать забы­вать о рефлек­сии, о поста­нов­ке гло­баль­ных целей. Какие цели ста­вит перед собой про­из­во­ди­тель мощ­ных гру­зо­вых авто­мо­би­лей IVECO и сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки брен­дов Case IH и New Holland? Об этом, но не толь­ко, гово­ри­ли в нояб­ре 2018 года в CNH Industrial Village в Турине.

Мистер Икс

Годом ранее в цен­тре вни­ма­ния Тех­ни­че­ско­го дня был пере­ход на газо­мо­тор­ное топ­ли­во. Логич­но, ведь в этой сфе­ре FPT Industrial явля­ет­ся одним из пио­не­ров: более 40 тысяч дви­га­те­лей для это­го вида топ­ли­ва выпу­ще­но с 1997 года, «захва­че­но» более 50% рын­ка. В 2016 году на рынок вышел Cursor 9 – пер­вый дви­га­тель на газо­мо­тор­ном топ­ли­ве, не усту­па­ю­щий по мощ­но­сти дизель­но­му, годом поз­же выпу­щен Cursor 13 с обнов­лен­ной систе­мой зажи­га­ния и актив­ным управ­ле­ни­ем рас­пре­де­ли­тель­ным валом. Совре­мен­ные газо­мо­тор­ные дви­га­те­ли удо­вле­тво­ря­ют тре­бо­ва­ни­ям эко­ло­ги­че­ско­го стан­дар­та Евро 6, осна­ще­ны ISOBUS и могут исполь­зо­вать­ся даже с робо­ти­зи­ро­ван­ной короб­кой пере­дач. Но ведь нет пре­де­лов совершенству…

В каком же направ­ле­нии дви­жет­ся мысль инже­не­ров? Этот вопрос вер­тел­ся у полу­то­ра сотен жур­на­ли­стов из всех угол­ков мира, при­быв­ших в Турин. И вот настал один из самых интри­гу­ю­щих момен­тов про­грам­мы – явле­ние пресс-миру новин­ки: под дра­ма­ти­че­ское музы­каль­ное сопро­вож­де­ние на сцене пока­за­лась сна­ча­ла 3D-модель, а затем и сам он – бело­снеж­ный дви­га­тель с ярки­ми цвет­ны­ми дета­ля­ми. Впро­чем, пока это толь­ко прототип.

Cursor X – вопло­ще­ние ита­льян­ско­го дизай­на. «Инже­не­ры гово­рят – кра­си­вые вещи луч­ше рабо­та­ют», – пояс­нил под­ход Пьер­па­о­ло Биф­фа­ли, воз­глав­ляв­ший груп­пу инже­не­ров-кон­струк­то­ров. Вме­сте с гла­вой дизай­нер­ско­го цен­тра CNH Industiral Дэви­дом Вил­ки он рас­ска­зал не толь­ко о фор­ме, но и «содер­жа­нии» дви­га­те­ля. А оно – богатое.

«Скон­стру­и­ро­ван для пла­не­ты Зем­ля» – такой сло­ган харак­те­ри­зу­ет Cursor X, кото­рый будет рабо­тать как чисто элек­три­че­ский или частич­но гибрид­ный, исполь­зуя энер­гию при­род­но­го газа, водо­род­ных топ­лив­ных эле­мен­тов и элек­тро­ак­ку­му­ля­то­ра. Заду­ман­ный как модуль­ный, этот дви­га­тель буду­ще­го раз­ме­ром не будет пре­вос­хо­дить дви­га­те­ли внут­рен­не­го сго­ра­ния, но поз­во­лит ком­би­ни­ро­вать источ­ни­ки энер­гии, исхо­дя из потреб­но­стей кли­ен­та. Соче­та­ние при­род­но­го газа и элек­тро­дви­га­те­ля подой­дет для город­ско­го транс­пор­та – поз­во­ляя сни­зить эмис­сию угле­кис­ло­го газа на 30%. А чисто акку­му­ля­тор­ная вер­сия будет иметь даль­ность пере­дви­же­ния без заряд­ки до 200 км, что поз­во­лит достав­лять гру­зы в пре­де­лах горо­да. Вер­сия же на водо­род­ном топ­ли­ве может стать пер­вой пол­но­стью элек­три­че­ской для пере­ме­ще­ния тяже­ло­гру­зов на рас­сто­я­ния до 800 км. Ина­че гово­ря, свое реше­ние най­дет­ся и для про­мыш­лен­ных транс­порт­ных средств, и для сель­хоз­тех­ни­ки, и для обще­ствен­но­го и лич­но­го транспорта.

Систе­ма само­обу­че­ния и выда­чи дру­гим систе­мам «вовне» инфор­ма­ции сде­ла­ет воз­мож­ным отсле­жи­ва­ние, обрат­ную связь и свое­вре­мен­ное уве­дом­ле­ние о кри­ти­че­ских ошиб­ках или необ­хо­ди­мо­сти тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния. И это – тоже эле­мент столь обсуж­да­е­мой сего­дня пара­диг­мы 4.0.

Переходим на самообучение?

Но, несмот­ря на назва­ние, само­обу­че­ние любой систе­мы не начи­на­ет­ся само по себе, а закла­ды­ва­ет­ся в фор­ма­те обрат­ной свя­зи: так обу­ча­ет­ся и искус­ствен­ный интел­лект наших смарт­фо­нов, рас­по­зна­ю­щих речь, и интернет-поисковиков…

Свою систе­му орга­ни­за­ции обрат­ной свя­зи с поль­зо­ва­те­ля­ми про­де­мон­стри­ро­ва­ли в тех­цен­тре IVECO, куда сте­ка­ет­ся вся инфор­ма­ция от под­пи­сав­ших­ся на сер­вис кли­ен­тов. Перед несколь­ки­ми десят­ка­ми опе­ра­то­ров огром­ные кар­ты, где каж­дое зафик­си­ро­ван­ное сооб­ще­ние цве­том сиг­на­ли­зи­ру­ет: доста­точ­но ли назна­чить в бли­жай­шее вре­мя тех­об­слу­жи­ва­ние, тре­бу­ет­ся ли выезд сер­вис-инже­не­ра или без немед­лен­ной оста­нов­ки не обойтись.

В послед­нем слу­чае опе­ра­тор изве­ща­ет вла­дель­ца. Пока реше­ние за опе­ра­то­ром, но в буду­щем боль­шая часть инфор­ма­ции будет посту­пать не от поль­зо­ва­те­лей, а от самих транс­порт­ных средств (точ­нее, от их дат­чи­ков и ком­пью­тер­ных систем), а реше­ния будет при­ни­мать искус­ствен­ный интел­лект, обу­чен­ный клас­си­фи­ци­ро­вать сиг­на­лы и пред­при­ни­мать меры. Ина­че гово­ря, что­бы маши­на «без голо­вы» мог­ла думать, про­цес­сы зара­нее долж­ны быть спро­гно­зи­ро­ва­ны и смо­де­ли­ро­ва­ны с уча­сти­ем человека.

4.0 для аграриев

Но что эти тех­но­ло­гии дадут сель­ско­му хозяй­ству? По сло­вам Рик­кар­до Цек­ки­ны из Милан­ско­го уни­вер­си­те­та, само­управ­ля­е­мые маши­ны, в том чис­ле для аграр­но­го сек­то­ра, – насто­я­щий вызов для искус­ствен­но­го интел­лек­та (ИИ). Ведь ИИ – это не раз­мыш­ля­ю­щий, как чело­век, меха­низм. Это машин­ное обу­че­ние, осмыс­ле­ние вво­ди­мых дан­ных, экс­трак­ция информации.

Кста­ти, уже в 2016 году устро­и­те­ли меро­при­я­тия – кон­церн CNH Industrial – пред­ста­ви­ли пер­вый авто­ном­ный трак­тор. Он и послу­жил пово­дом для дис­кус­сии с пред­ста­ви­те­ля­ми отрас­ли о тех­но­ло­ги­ях, кото­рые будут фор­ми­ро­вать сель­ское хозяй­ство будущего.

По сло­вам Робер­та Земен­чи­ка, мене­дже­ра по про­дук­там AFS на гло­баль­ном рын­ке, опе­ра­ции в аграр­ном сек­то­ре мож­но раз­де­лить на пять уров­ней авто­ном­но­сти: управ­ле­ние, коор­ди­на­ция и авто­ма­ти­за­ция, авто­ном­ная рабо­та под кон­тро­лем опе­ра­то­ра, авто­ном­ная рабо­та с дистан­ци­он­ным кон­тро­лем, пол­ная автономность.

Пер­вые авто­ном­ные тех­но­ло­гии брен­да CNH Industrial появи­лись еще в 90‑х годах про­шло­го века (AFS AccuGuide). Сего­дня фер­ме­рам доступ­ны уже про­дви­ну­тые систе­мы авто­ма­ти­че­ско­го раз­во­ро­та в кон­це про­хо­да AccuTurn и ана­ли­за состо­я­ния посев­но­го ложа AFS Soil Command.

Пока на пути пере­хо­да к более высо­кой сте­пе­ни «неза­ви­си­мо­сти» тех­ни­ки сто­ят зако­но­да­тель­ные барье­ры. Одна­ко уже в 2018 году сов­мест­но с аме­ри­кан­ской ком­па­ни­ей Bolthouse Farms, рабо­та­ю­щей в четы­рех шта­тах США и в Кана­де, CNH реа­ли­зу­ет пилот­ный про­ект. В каче­стве основ­ной сфе­ры при­ло­же­ния авто­ном­ных систем была выбра­на пер­вич­ная и глу­бо­кая обра­бот­ка поч­вы – эти зада­чи аграр­ной ком­па­нии Bolthouse Farms при­хо­дит­ся решать круг­лый год. В про­ек­те испы­та­ний участ­ву­ют авто­ном­ные трак­то­ры Steiger Quadtrac в связ­ке с дис­ко­вы­ми боро­на­ми True-Tandem и глу­бо­ко­рых­ли­те­ля­ми Ecolo-Tiger. В ходе про­ек­та его участ­ни­ки рас­счи­ты­ва­ют полу­чить отзы­вы опе­ра­то­ров об авто­ном­ных тех­но­ло­ги­ях, кото­рые (обрат­ная связь!) поз­во­лят про­дол­жить дора­бот­ку систем тех­но­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля и опти­ми­за­ции рабо­ты тех­ни­ки. Брай­ан Грант, вице-пре­зи­дент аграр­но­го направ­ле­ния Bolthouse Farms, видит в этом буду­щее: «Авто­ном­ные маши­ны поз­во­лят повы­сить эффек­тив­ность сель­ско­го хозяй­ства, что­бы обес­пе­чить рас­ту­щее насе­ле­ние Зем­ли про­дук­та­ми питания».

Далее везде

Более деся­ти­ле­тия кон­церн FPТ Industrial реа­ли­зу­ет стра­те­гию Clean Energy Leader: стре­мясь сде­лать транс­порт­ные (и не толь­ко) сред­ства более без­опас­ны­ми для окру­жа­ю­щей сре­ды, ком­па­ния участ­ву­ет в про­ек­тах по исполь­зо­ва­нию эта­но­ла в США (в парт­нер­стве с Growth Energy), выве­ла в свет трак­тор на мета­но­вом топ­ли­ве. После­обе­ден­ная про­грам­ма Tech Day дала пол­ное пред­став­ле­ние обо всех направ­ле­ни­ях при­ло­же­ния сил инже­не­ров ком­па­нии: про­дол­жа­ют­ся раз­ра­бот­ки в сфе­ре исполь­зо­ва­ния водо­род­но­го топ­ли­ва (дви­га­те­ли на нем сего­дня уже пре­вос­хо­дят элек­три­че­ские по мощ­но­сти и по ско­ро­сти заправ­ки), раз­ви­ва­ют­ся гибрид­ные систе­мы, совер­шен­ству­ют­ся дви­га­те­ли на при­род­ном газе.

Мно­гое дела­ет­ся и для облег­че­ния чело­ве­че­ско­го тру­да: внед­рен­ные ком­па­ни­ей ком­пью­тер­ные систе­мы поз­во­ля­ют отсле­жи­вать сро­ки заме­ны зап­ча­стей и опти­ми­зи­ро­вать про­из­вод­ство, 3D-печать ряда зап­ча­стей и робо­ти­за­ция работ на скла­де поз­во­ля­ют уско­рить обслу­жи­ва­ние клиентов.

А экзоске­ле­ты явля­ют­ся частью эки­пи­ров­ки пер­со­на­ла скла­дов. В общем, для кого-то буду­щее уже насту­пи­ло. Но научить искус­ствен­ный интел­лект «думать», а маши­ны рабо­тать авто­ном­но могут толь­ко люди – раз­ра­бот­чи­ки и поль­зо­ва­те­ли. Если вы счи­та­е­те, что место ком­бай­не­ра или трак­то­ри­ста – не в (пусть и ком­форт­ной) кабине, а у ком­пью­те­ра, вре­мя сде­лать пер­вый шаг в циф­ро­вое будущее.

А что же в России?

Коман­да CNH Industrial в Рос­сии актив­но раз­ви­ва­ет инфра­струк­ту­ру для сво­их кли­ен­тов, повы­шая уро­вень осна­щен­но­сти хозяйств в Рос­сии совре­мен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Все маши­ны Case IH и New Holland, выпус­ка­е­мые на заво­де в Набе­реж­ных Чел­нах, уже осна­ще­ны под авто­пи­лот или обо­ру­до­ва­ны инте­гри­ро­ван­ным автопилотом.

Про­ект базо­вых стан­ций RTK в Крас­но­дар­ском крае, кото­рый выхо­дит на завер­ша­ю­щий этап, поз­во­лит хозяй­ствам не толь­ко эко­но­мить ресур­сы, но и ста­нет ката­ли­за­то­ром для мас­штаб­но­го при­ме­не­ния «умной» тех­ни­ки в сель­ском хозяйстве.

Читайте также