Фото: Adobe Stock

В жару и стужу лютую

Фото: Adobe Stock

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»

Поделитьтся

Охла­жда­ю­щая жид­кость очень часто ока­зы­ва­ет­ся в чис­ле недо­оце­нен­ных средств про­из­вод­ства. Но из-за ее непра­виль­но­го при­ме­не­ния еже­год­но слу­ча­ют­ся мил­ли­о­ны поло­мок. На что обра­щать вни­ма­ние при рабо­те с антифризами?

Технологические жидкости

Охла­жда­ю­щие жид­ко­сти улуч­шен­ных харак­те­ри­стик лоша­ди­ных сил тех­ни­ке не при­ба­вят. Види­мо, поэто­му анти­фри­зу агра­рии ред­ко уде­ля­ют доста­точ­но вни­ма­ния. Тот факт, что он для дви­га­те­ля име­ет все‑таки важ­ное зна­че­ние, под­чер­ки­ва­ет­ся немец­кой кор­по­ра­ци­ей BayWa, в сфе­ре дея­тель­но­сти кото­рой не толь­ко сель­хоз­про­из­вод­ство, но и агроэнергетика.

Блоч­ным теп­ло­вым элек­тро­стан­ци­ям (ТЭС), исполь­зу­е­мым на био­га­зо­вых ком­плек­сах, хотя не им одним, при­хо­дит­ся про­дол­жи­тель­ное вре­мя рабо­тать на повы­шен­ных мощ­но­стях, поэто­му они нуж­да­ют­ся в каче­ствен­ном охла­жде­нии. Каж­дая оста­нов­ка по той или иной при­чине сто­ит нема­лых денег. Тех­служ­бой ком­па­нии BayWa в ходе изу­че­ния при­чин непла­но­вых оста­но­вок ТЭС был сде­лан вывод, что наря­ду с мотор­ным мас­лом важ­ную роль игра­ют и хлад­аген­ты: суще­ствен­ная часть поло­мок была след­стви­ем неис­прав­но­стей в систе­ме охлаждения.

Про­ве­де­ние ана­ли­за охла­жда­ю­щих сред еще бук­валь­но несколь­ко лет назад рас­смат­ри­ва­лось как нечто необыч­ное. Тем не менее изу­че­ние харак­те­ри­стик охла­жда­ю­щих жид­ко­стей в лабо­ра­то­рии поз­во­ля­ет забла­го­вре­мен­но пред­ви­деть про­бле­мы и предот­вра­тить воз­мож­ные сопут­ству­ю­щие повре­жде­ния двигателя.

Четыре типа, четыре концепции

Раз­ли­ча­ют в основ­ном сили­кат­ные и бес­си­ли­кат­ные анти­фри­зы. Пре­иму­ще­ство пер­вых в том, что сили­кат немед­лен­но обра­зу­ет защит­ный слой на поверх­но­сти кон­струк­тив­ных эле­мен­тов и предот­вра­ща­ет кор­ро­зию. К тому же он обла­да­ет хоро­шей эффек­тив­но­стью на горя­чих поверх­но­стях. Одна­ко ему при­сущ отно­си­тель­но быст­рый распад.

Бес­си­ли­кат­ная жид­кость, напро­тив, при­во­дит к мини­маль­ным отло­же­ни­ям и при высо­ких тем­пе­ра­ту­рах оста­ет­ся срав­ни­тель­но ста­биль­ной. Защит­ный слой она обра­зу­ет с задерж­кой, но он более изно­со­стой­кий, в резуль­та­те воз­мож­ны про­лон­ги­ро­ван­ные сро­ки использования.

При более деталь­ном рас­смот­ре­нии выде­ля­ют несколь­ко типов анти­фри­за. Цве­та про­дук­тов при этом не явля­ют­ся при­зна­ком того или ино­го типа, так как цве­то­вую гам­му для сво­их про­дук­тов каж­дый про­из­во­ди­тель уста­нав­ли­ва­ет на свое усмотрение.

С неор­га­ни­че­ски­ми инги­би­то­ра­ми (IАТ, Inorganic Acid Technology): пер­вое поко­ле­ние эти­лен­гли­ко­ле­вых анти­фри­зов, инги­би­то­ра­ми кор­ро­зии в кото­рых высту­па­ют неор­га­ни­че­ские соли – нит­ри­ты, нит­ра­ты, бора­ты, сили­ка­ты и др.

С орга­ни­че­ски­ми инги­би­то­ра­ми (ОАТ, Organic Acid Technology): в боль­шин­стве слу­ча­ев анти­кор­ро­зи­он­ны­ми при­сад­ка­ми слу­жат орга­ни­че­ские кислоты.

Гибрид­ные (НОАТ, Hybrid Organic Acid Technology): бази­ру­ют­ся на эти­лен­гли­ко­ле и содер­жат набор инги­би­то­ров на осно­ве сили­ка­та, бора­та и солей орга­ни­че­ских кислот.

SOAT: объ­еди­ня­ют пре­иму­ще­ства сили­кат­ных и бес­си­ли­кат­ных анти­фри­зов; при­сут­ству­ет пре­крас­ная защи­та от кор­ро­зии ради­а­то­ра с про­лон­ги­ро­ван­ным сро­ком дей­ствия. PSOAT: из-за вспо­мо­га­тель­но­го сред­ства для пай­ки в ради­а­то­рах и анти­кор­ро­зи­он­но­го ком­по­нен­та могут обра­зо­вы­вать­ся отло­же­ния, допол­ни­тель­но исполь­зу­е­мый фос­фат пре­пят­ству­ет это­му и защи­ща­ет такие важ­ные кон­струк­тив­ные эле­мен­ты, как голов­ка бло­ка цилин­дров, блок дви­га­те­ля, водя­ной насос и радиаторы.

Вынужденный компромисс

Перед любым про­из­во­ди­те­лем тех­ни­ки сто­ит зада­ча обес­пе­чить рабо­ту ком­по­нен­тов, про­из­ве­ден­ных раз­лич­ны­ми постав­щи­ка­ми, в еди­ном охла­жда­ю­щем кон­ту­ре. В ито­ге в одну систе­му ока­зы­ва­ют­ся объ­еди­не­ны свы­ше сот­ни раз­лич­ных мате­ри­а­лов, что тре­бу­ет поис­ка тех­ни­че­ско­го ком­про­мис­са, кото­рый мог бы удо­вле­тво­рять тре­бо­ва­ни­ям каж­до­го из мате­ри­а­лов. Одним лишь сме­ши­ва­ни­ем воды с гли­ко­лем вопро­са не решить. Поэто­му суще­ству­ет мно­же­ство тех­но­ло­гий полу­че­ния анти­фри­зов. Для того что­бы их отли­чать, исполь­зу­ет­ся цве­то­вая коди­ров­ка. Жид­ко­сти раз­ных цве­тов (напри­мер, зеле­но­го, крас­но­го, жел­то­го или фио­ле­то­во­го) в боль­шин­стве слу­ча­ев сме­ши­вать нель­зя, ина­че может про­изой­ти опас­ная хими­че­ская реак­ция. Одна­ко все не так просто.

Не смешивать

Толь­ко лишь цве­то­вой коди­ров­ки как реша­ю­ще­го кри­те­рия для выбо­ра того или ино­го сред­ства недо­ста­точ­но, посколь­ку цвет слу­жит обыч­но толь­ко для внут­рен­ней иден­ти­фи­ка­ции про­из­во­ди­мых жид­ко­стей на про­из­вод­стве. То есть ника­кой гаран­тии, что крас­ный гли­коль брен­да А будет про­из­ве­ден по той же тех­но­ло­гии, что и крас­ное сред­ство брен­да Б. В свя­зи с этим все­гда суще­ству­ет опас­ность, что при доли­ве про­изой­дет сме­ши­ва­ние раз­ных про­дук­тов, кото­рые ока­жут­ся несовместимыми.

Нуж­но ска­зать, что охла­жда­ю­щие жид­ко­сти низ­кой цено­вой кате­го­рии зача­стую пред­ла­га­ют­ся как допус­ка­ю­щие сме­ши­ва­ние. Но это сво­е­го рода улов­ка про­из­во­ди­те­лей, пыта­ю­щих­ся при­влечь вни­ма­ние поку­па­те­ля к сво­е­му про­дук­ту. От экс­пе­ри­мен­тов с анти­фри­за­ми раз­ных марок и брен­дов реко­мен­ду­ет­ся воздерживаться.

Правила замены охлаждающей жидкости

▪           Нико­гда не зали­вай­те в систе­му две жид­ко­сти порознь, сна­ча­ла сме­шай­те их в отдель­ной емко­сти и лишь потом заливайте.

▪           Все­гда сле­ду­ет опу­сто­шать охла­жда­ю­щий кон­тур пол­но­стью и толь­ко после это­го зали­вать новую жид­кость, а не доли­вать ее.

▪           Реко­мен­ду­ет­ся про­мыть охла­жда­ю­щий кон­тур хотя бы раз, что­бы уда­лить нако­пив­ши­е­ся отложения.

Непредвиденные последствия

Сме­ши­ва­ние про­дук­тов все­гда сопря­же­но с рис­ка­ми непред­ви­ден­ных хими­че­ских реак­ций. Так, напри­мер, одно­знач­но может изме­нить­ся вяз­кость жид­ко­сти. Слу­ча­ет­ся это не вне­зап­но, а под воз­дей­стви­ем нагре­ва и через дли­тель­ный пери­од рабо­ты дви­га­те­ля. Поэто­му смыс­ла зара­нее про­бо­вать, что полу­чит­ся, сме­ши­вая жид­ко­сти в отдель­ной емко­сти, нет.

В резуль­та­те непред­ви­ден­ных хими­че­ских реак­ций со вре­ме­нем раз­ру­ша­ют­ся уплот­ни­те­ли. При этом реаль­ная при­чи­на пре­це­ден­та – непра­виль­ная химия – чаще все­го оста­ет­ся невы­яв­лен­ной, и про­бле­ма «решит­ся» лишь заме­ной испор­чен­но­го уплот­ни­те­ля. Одна­ко через какое‑то вре­мя она про­явит­ся вновь, но уже в дру­гом месте. В наи­худ­шем из воз­мож­ных вари­ан­тов повре­жда­ет­ся про­клад­ка голов­ки бло­ка цилин­дров, и вода начи­на­ет попа­дать в мотор­ное мас­ло. В таком слу­чае ущерб может ока­зать­ся существенным.

Раз­бав­ле­ние, то есть добав­ле­ние чистой воды, сле­ду­ет выпол­нять толь­ко в экс­трен­ных слу­ча­ях, напри­мер, толь­ко для того что­бы добрать­ся до мастер­ской. И не сто­ит тут ссы­лать­ся на утвер­жде­ние, что на дво­ре лето – и так сой­дет, ведь анти­фриз предот­вра­ща­ет не толь­ко замер­за­ние зимой, в осталь­ные вре­ме­на года он берет на себя реше­ние дру­гих задач.

Мороз, ржавчина, пар

Наря­ду с защи­той от замер­за­ния анти­фриз пре­пят­ству­ет кор­ро­зии и кави­та­ции. Под послед­ним тер­ми­ном пони­ма­ет­ся обра­зо­ва­ние в жид­ко­сти запол­нен­ных вод­ным паром пузырь­ков, кото­рые под дей­стви­ем наруж­но­го дав­ле­ния взры­ва­ют­ся и при этом могут при­чи­нить вред втул­ке цилин­дра, водя­но­му насо­су и дру­гим компонентам.

К дру­гим зада­чам рабо­чей жид­ко­сти отно­сит­ся обес­пе­че­ние ста­биль­ной тем­пе­ра­ту­ры дви­га­те­ля. Систе­ма долж­на оста­вать­ся чистой, что­бы пра­виль­но отво­дить теп­ло. Реша­ю­щее зна­че­ние для это­го име­ет каче­ство воды, а оно не вез­де оди­на­ко­во хорошо.

Вода воде рознь

Содер­жа­щи­е­ся в питье­вой воде такие веще­ства, как известь, могут при­во­дить к опас­ным отло­же­ни­ям в дви­га­те­ле или ради­а­то­ре, кото­рые впо­след­ствии ухуд­ша­ют отве­де­ние теп­ла. Для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать гото­вые сме­си, посколь­ку каче­ство воды на местах крайне ред­ко соот­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям. Тем же, кто пред­по­чи­та­ет сме­ши­вать жид­ко­сти с водой само­сто­я­тель­но, сто­ит при­ни­мать во вни­ма­ние, что сле­ду­ет исполь­зо­вать мак­си­маль­но мяг­кую воду – менее 15°dH (dH – гра­ду­сы немец­кой жест­ко­сти. – Прим. ред.)».

Для опре­де­ле­ния каче­ства пода­ва­е­мой систе­мой водо­снаб­же­ния воды тре­бу­ет­ся про­ве­де­ние ее ана­ли­за, что мож­но рас­це­ни­вать как еще один довод в поль­зу исполь­зо­ва­ния гото­вых растворов.

Новые требуют больше

Неред­ко про­из­во­ди­те­ли сель­хоз­тех­ни­ки реко­мен­ду­ют менять анти­фриз лишь раз в пять лет. Спе­ци­а­ли­сты доволь­но скеп­тич­ны к таким реко­мен­да­ци­ям, ведь из‑за нагру­зок в совре­мен­ных маши­нах сред­ство отра­ба­ты­ва­ет свой ресурс зна­чи­тель­но быст­рее. Дан­ное пред­по­ло­же­ние нашло под­твер­жде­ние в лабо­ра­тор­ных усло­ви­ях той же ком­па­нии BayWa. Более про­из­во­ди­тель­ный дви­га­тель тре­бу­ет и охла­жде­ния соот­вет­ству­ю­щей эффективности.

Про­дук­ты, пред­став­лен­ные на рын­ке не пер­вый деся­ток лет, в совре­мен­ных маши­нах отра­ба­ты­ва­ют свой ресурс гораз­до рань­ше. Тому, кто исполь­зу­ет такие охла­жда­ю­щие жид­ко­сти, сле­ду­ет менять их чаще.

А вот совре­мен­ные сред­ства выдер­жи­ва­ют и более дли­тель­ный срок служ­бы. Но и в дан­ном слу­чае мото­ро­стро­и­те­ли оста­ют­ся рас­су­ди­тель­ны­ми. Напри­мер, для блоч­ных ТЭС неко­то­рые из них реко­мен­ду­ют про­ве­сти ана­лиз отра­бо­тан­но­го анти­фри­за после 2  тыс. мото­ча­сов его использования.

Анализируй и действуй

Ана­лиз анти­фри­за, исполь­зу­е­мо­го на сель­хоз­тех­ни­ке, может ука­зать на сла­бые места в экс­плу­а­та­ции, а их свое­вре­мен­ное устра­не­ние поз­во­лит предот­вра­тить круп­ные полом­ки. Взять ком­бай­ны. Их выход из строя в сезон – про­бле­ма осо­бо­го мас­шта­ба. Во вре­мя тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния по завер­ше­нии убор­ки уро­жая, как пра­ви­ло, про­ве­ря­ет­ся уро­вень анти­фри­за. Даже при дли­тель­ной тесто­вой поезд­ке на про­гре­том дви­га­те­ле все может рабо­тать глад­ко. Но при про­дол­жи­тель­ной пол­ной нагруз­ке в ясный лет­ний день, когда тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха достиг­нет 35°C, вели­ка веро­ят­ность того, что что‑то пой­дет не так. Поэто­му зна­то­ки реко­мен­ду­ет про­во­дить тща­тель­ный ана­лиз и обслу­жи­ва­ние тех­ни­ки в более спо­кой­ные пери­о­ды в тече­ние года.

Наше заключение

Любой, кто к выбо­ру и исполь­зо­ва­нию анти­фри­за отно­сит­ся так же серьез­но, как к под­бо­ру мотор­но­го мас­ла, дела­ет одол­же­ние себе и сво­е­му бан­ков­ско­му сче­ту. Без­услов­но, хочет­ся в ремонт­ной мастер­ской хра­нить по воз­мож­но­сти мень­ше канистр и заправ­лять все маши­ны лишь по необ­хо­ди­мо­сти. Одна­ко экс­пер­ты реко­мен­ду­ют при­ни­мать во вни­ма­ние соот­вет­ству­ю­щие инди­ви­ду­аль­ные тре­бо­ва­ния про­из­во­ди­те­лей тех­ни­ки. Откло­не­ния от их реко­мен­да­ций в отно­ше­нии анти­фри­за могут при­ве­сти к проблемам.

И если кто‑то в вашем кру­гу уве­ря­ет вас, что все­гда зали­ва­ет в систе­му то, что ему взду­ма­ет­ся и кажет­ся пра­виль­ным, и нико­гда ника­ких про­блем у него не воз­ни­ка­ет, будь­те скеп­тич­ны: навер­ня­ка у тех­ни­ки тако­го «все­яд­но­го» поль­зо­ва­те­ля быва­ли полом­ки дви­га­те­ля, при­ро­да кото­рых оста­ва­лась непо­ня­той. Да, дефект­ная про­клад­ка заме­ня­ет­ся доволь­но быст­ро, поэто­му зани­мать­ся про­вер­кой доб­ро­ка­че­ствен­но­сти анти­фри­за при­хо­дит в голо­ву дале­ко не каждому.

По мате­ри­а­лам зару­беж­ной прессы

Читайте также