Охлаждающая жидкость очень часто оказывается в числе недооцененных средств производства. Но из-за ее неправильного применения ежегодно случаются миллионы поломок. На что обращать внимание при работе с антифризами?
Технологические жидкости
Охлаждающие жидкости улучшенных характеристик лошадиных сил технике не прибавят. Видимо, поэтому антифризу аграрии редко уделяют достаточно внимания. Тот факт, что он для двигателя имеет все‑таки важное значение, подчеркивается немецкой корпорацией BayWa, в сфере деятельности которой не только сельхозпроизводство, но и агроэнергетика.
Блочным тепловым электростанциям (ТЭС), используемым на биогазовых комплексах, хотя не им одним, приходится продолжительное время работать на повышенных мощностях, поэтому они нуждаются в качественном охлаждении. Каждая остановка по той или иной причине стоит немалых денег. Техслужбой компании BayWa в ходе изучения причин неплановых остановок ТЭС был сделан вывод, что наряду с моторным маслом важную роль играют и хладагенты: существенная часть поломок была следствием неисправностей в системе охлаждения.
Проведение анализа охлаждающих сред еще буквально несколько лет назад рассматривалось как нечто необычное. Тем не менее изучение характеристик охлаждающих жидкостей в лаборатории позволяет заблаговременно предвидеть проблемы и предотвратить возможные сопутствующие повреждения двигателя.
Четыре типа, четыре концепции
Различают в основном силикатные и бессиликатные антифризы. Преимущество первых в том, что силикат немедленно образует защитный слой на поверхности конструктивных элементов и предотвращает коррозию. К тому же он обладает хорошей эффективностью на горячих поверхностях. Однако ему присущ относительно быстрый распад.
Бессиликатная жидкость, напротив, приводит к минимальным отложениям и при высоких температурах остается сравнительно стабильной. Защитный слой она образует с задержкой, но он более износостойкий, в результате возможны пролонгированные сроки использования.
При более детальном рассмотрении выделяют несколько типов антифриза. Цвета продуктов при этом не являются признаком того или иного типа, так как цветовую гамму для своих продуктов каждый производитель устанавливает на свое усмотрение.
С неорганическими ингибиторами (IАТ, Inorganic Acid Technology): первое поколение этиленгликолевых антифризов, ингибиторами коррозии в которых выступают неорганические соли – нитриты, нитраты, бораты, силикаты и др.
С органическими ингибиторами (ОАТ, Organic Acid Technology): в большинстве случаев антикоррозионными присадками служат органические кислоты.
Гибридные (НОАТ, Hybrid Organic Acid Technology): базируются на этиленгликоле и содержат набор ингибиторов на основе силиката, бората и солей органических кислот.
SOAT: объединяют преимущества силикатных и бессиликатных антифризов; присутствует прекрасная защита от коррозии радиатора с пролонгированным сроком действия. PSOAT: из-за вспомогательного средства для пайки в радиаторах и антикоррозионного компонента могут образовываться отложения, дополнительно используемый фосфат препятствует этому и защищает такие важные конструктивные элементы, как головка блока цилиндров, блок двигателя, водяной насос и радиаторы.
Вынужденный компромисс
Перед любым производителем техники стоит задача обеспечить работу компонентов, произведенных различными поставщиками, в едином охлаждающем контуре. В итоге в одну систему оказываются объединены свыше сотни различных материалов, что требует поиска технического компромисса, который мог бы удовлетворять требованиям каждого из материалов. Одним лишь смешиванием воды с гликолем вопроса не решить. Поэтому существует множество технологий получения антифризов. Для того чтобы их отличать, используется цветовая кодировка. Жидкости разных цветов (например, зеленого, красного, желтого или фиолетового) в большинстве случаев смешивать нельзя, иначе может произойти опасная химическая реакция. Однако все не так просто.
Не смешивать
Только лишь цветовой кодировки как решающего критерия для выбора того или иного средства недостаточно, поскольку цвет служит обычно только для внутренней идентификации производимых жидкостей на производстве. То есть никакой гарантии, что красный гликоль бренда А будет произведен по той же технологии, что и красное средство бренда Б. В связи с этим всегда существует опасность, что при доливе произойдет смешивание разных продуктов, которые окажутся несовместимыми.
Нужно сказать, что охлаждающие жидкости низкой ценовой категории зачастую предлагаются как допускающие смешивание. Но это своего рода уловка производителей, пытающихся привлечь внимание покупателя к своему продукту. От экспериментов с антифризами разных марок и брендов рекомендуется воздерживаться.
Правила замены охлаждающей жидкости
▪ Никогда не заливайте в систему две жидкости порознь, сначала смешайте их в отдельной емкости и лишь потом заливайте.
▪ Всегда следует опустошать охлаждающий контур полностью и только после этого заливать новую жидкость, а не доливать ее.
▪ Рекомендуется промыть охлаждающий контур хотя бы раз, чтобы удалить накопившиеся отложения.
Непредвиденные последствия
Смешивание продуктов всегда сопряжено с рисками непредвиденных химических реакций. Так, например, однозначно может измениться вязкость жидкости. Случается это не внезапно, а под воздействием нагрева и через длительный период работы двигателя. Поэтому смысла заранее пробовать, что получится, смешивая жидкости в отдельной емкости, нет.
В результате непредвиденных химических реакций со временем разрушаются уплотнители. При этом реальная причина прецедента – неправильная химия – чаще всего остается невыявленной, и проблема «решится» лишь заменой испорченного уплотнителя. Однако через какое‑то время она проявится вновь, но уже в другом месте. В наихудшем из возможных вариантов повреждается прокладка головки блока цилиндров, и вода начинает попадать в моторное масло. В таком случае ущерб может оказаться существенным.
Разбавление, то есть добавление чистой воды, следует выполнять только в экстренных случаях, например, только для того чтобы добраться до мастерской. И не стоит тут ссылаться на утверждение, что на дворе лето – и так сойдет, ведь антифриз предотвращает не только замерзание зимой, в остальные времена года он берет на себя решение других задач.
Мороз, ржавчина, пар
Наряду с защитой от замерзания антифриз препятствует коррозии и кавитации. Под последним термином понимается образование в жидкости заполненных водным паром пузырьков, которые под действием наружного давления взрываются и при этом могут причинить вред втулке цилиндра, водяному насосу и другим компонентам.
К другим задачам рабочей жидкости относится обеспечение стабильной температуры двигателя. Система должна оставаться чистой, чтобы правильно отводить тепло. Решающее значение для этого имеет качество воды, а оно не везде одинаково хорошо.
Вода воде рознь
Содержащиеся в питьевой воде такие вещества, как известь, могут приводить к опасным отложениям в двигателе или радиаторе, которые впоследствии ухудшают отведение тепла. Для сельскохозяйственной техники рекомендуется использовать готовые смеси, поскольку качество воды на местах крайне редко соответствует требованиям. Тем же, кто предпочитает смешивать жидкости с водой самостоятельно, стоит принимать во внимание, что следует использовать максимально мягкую воду – менее 15°dH (dH – градусы немецкой жесткости. – Прим. ред.)».
Для определения качества подаваемой системой водоснабжения воды требуется проведение ее анализа, что можно расценивать как еще один довод в пользу использования готовых растворов.
Новые требуют больше
Нередко производители сельхозтехники рекомендуют менять антифриз лишь раз в пять лет. Специалисты довольно скептичны к таким рекомендациям, ведь из‑за нагрузок в современных машинах средство отрабатывает свой ресурс значительно быстрее. Данное предположение нашло подтверждение в лабораторных условиях той же компании BayWa. Более производительный двигатель требует и охлаждения соответствующей эффективности.
Продукты, представленные на рынке не первый десяток лет, в современных машинах отрабатывают свой ресурс гораздо раньше. Тому, кто использует такие охлаждающие жидкости, следует менять их чаще.
А вот современные средства выдерживают и более длительный срок службы. Но и в данном случае моторостроители остаются рассудительными. Например, для блочных ТЭС некоторые из них рекомендуют провести анализ отработанного антифриза после 2 тыс. моточасов его использования.
Анализируй и действуй
Анализ антифриза, используемого на сельхозтехнике, может указать на слабые места в эксплуатации, а их своевременное устранение позволит предотвратить крупные поломки. Взять комбайны. Их выход из строя в сезон – проблема особого масштаба. Во время технического обслуживания по завершении уборки урожая, как правило, проверяется уровень антифриза. Даже при длительной тестовой поездке на прогретом двигателе все может работать гладко. Но при продолжительной полной нагрузке в ясный летний день, когда температура воздуха достигнет 35°C, велика вероятность того, что что‑то пойдет не так. Поэтому знатоки рекомендует проводить тщательный анализ и обслуживание техники в более спокойные периоды в течение года.
Наше заключение
Любой, кто к выбору и использованию антифриза относится так же серьезно, как к подбору моторного масла, делает одолжение себе и своему банковскому счету. Безусловно, хочется в ремонтной мастерской хранить по возможности меньше канистр и заправлять все машины лишь по необходимости. Однако эксперты рекомендуют принимать во внимание соответствующие индивидуальные требования производителей техники. Отклонения от их рекомендаций в отношении антифриза могут привести к проблемам.
И если кто‑то в вашем кругу уверяет вас, что всегда заливает в систему то, что ему вздумается и кажется правильным, и никогда никаких проблем у него не возникает, будьте скептичны: наверняка у техники такого «всеядного» пользователя бывали поломки двигателя, природа которых оставалась непонятой. Да, дефектная прокладка заменяется довольно быстро, поэтому заниматься проверкой доброкачественности антифриза приходит в голову далеко не каждому.
По материалам зарубежной прессы