По мнению ученых Массачусетского технологического института (США) применение специализированных сельскохозяйственных БПЛА, или в просторечии «беспилотников», входит в первую десятку наиболее перспективных технологий для сельского хозяйства.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
Когда БПЛА или «беспилотники» упоминаются в новостях, вы уже не сомневаетесь в том, что далее пойдет информация о военных действиях. Однако чисто военной сферой применение «беспилотников» не ограничивается. Они востребованы и в сельском хозяйстве: ведь благодаря современным технологиям, для того чтобы поднять в небо БПЛА для оперативного контроля за посевами, нужен всего один человек и соответствующие затраты не идут ни в какое сравнение с затратами на аэрофотосъемку с борта самолета или вертолета. Что же касается использования спутниковых снимков, то сильная зависимость от погодных факторов известна всем. А за счет меньшей высоты съемки БПЛА обеспечивают более качественную и точную картинку. К тому же модульный принцип конструкции современных «беспилотников» позволяет изменять состав их навесного оборудования, что предоставляет возможность учесть потребности конкретного хозяйства.
Мультикоптеры
Местом проведения нашего небольшого тест-драйва на этот раз стало одно из хозяйств в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия (ФРГ). Но в данном случае место — не главное. Главным стал объект — мультикоптер X8000. Именно этот аппарат производства фирмы geo-konzept оказался в нашем распоряжении летом прошлого года, и мы решили опробовать его в деле.
На момент проведения тестов данный восьмилопастной мультикоптер, или октокоптер, являлся самой старшей моделью в линейке БПЛА фирмы geo-konzept. Однако сейчас его вытеснил XR6 — шестилопастной мультикоптер с более мощными электродвигателями. Это позволило увеличить полетное время. В остальном же эти мультикоптеры практически идентичны.
Теперь что касается самой концепции данного типа БПЛА — мультикоптеров. Это беспилотные летательные аппараты с несколькими несущими винтами. В отличие от моделей самолетного типа, они могут взлетать и садиться вертикально, а также зависать в воздухе в нужной точке. Для взлета или посадки мультикоптеров фирмы geo-konzept вполне достаточно площадки 2 на 2 м.
Чтобы наилучшим образом использовать хорошие погодные, а значит и летные условия, для подобного типа БПЛА мы рекомендуем сразу приобретать несколько сменных аккумуляторных блоков. Ведь в ином случае придется изыскивать источник питания для организации зарядки в поле, да и процесс этот занимает не 5 минут.
Требования и ограничения
Поскольку для максимальной продолжительности полета, а значит и большей производительности подобных летательных аппаратов они должны иметь как можно меньшую массу, производители стараются использовать в их конструкции углепластики и другие композитные материалы. Повышение эффективности работы, стремление максимально облегчить конструкцию БПЛА вызвано и законодательными ограничениями в той или иной стране.
В Германии гражданский «беспилотник» может иметь массу до 5 кг. Причем в данном случае речь идет не о собственной массе аппарата, а о его максимальной взлетной массе (т. е. собственная масса + масса установленного на него оборудования). В России подобных ограничений пока нет, однако соответствующие меры уже прорабатываются. Например, поправки в Воздушный кодекс Российской Федерации, на момент написания статьи находящиеся на рассмотрении в Госдуме Р Ф, предусматривают 30‑килограммовую максимальную взлетную массу «беспилотников», для которых не требуется госрегистрация.
Продолжая тему законодательных ограничений, стоит отметить, что мультикоптерам не везде можно летать. Так, для коммерческого использования в Германии кроме ограничения по зонам полета существует ограничение по высоте — 100 м. В России ситуация не столь однозначна. С формальной точки зрения для«беспилотников» независимо от их массы, высоты и зоны полета действует разрешительный порядок регистрации полетов, что не вполне корректно. Ведь для той же легкомоторной авиации для определенных полетных зон и высот присутствует уведомительный порядок. Возможно в ближайшее время правовая ситуация с «беспилотниками» в этой сфере улучшится.
Разумеется, полностью переносить правила визуальных полетов по легкомоторным воздушным судам на БПЛА нельзя. Ведь, во‑первых, даже наличие системы теленаблюдения на БПЛА не всегда позволяет своевременно увидеть опасность и избежать ее. Во-вторых, стоит учитывать, что скорость реакции внешнего пилота оказывается, как правило, ниже, чем при традиционном управлении. Поэтому в мировой практике, к примеру в той же Германии, полеты БПЛА разрешены лишь при условии возможности визуального контроля внешнего пилота за полетом аппарата. Именно поэтому в программное обеспечение системы управления БПЛА, помимо высотного ограничения, закладывается и ограничение по радиусу применения — 800…1000 м. Однако на практике получается, что даже при удалении БПЛА на расстояние 500 м от внешнего пилота визуально различить аппарат в небе становится практически невозможно. Что же касается использования БПЛА на большем радиусе применения и большей высоте, то стоит признать, что разрешительный порядок полетов выглядит вполне логично.
Полетаем?
Если конечной целью полета является не просто видеосъемка красивых пейзажей, а получение данных, которые можно использовать, например при составлении карты для дифференцированного внесения удобрений или СЗР, то без высокой точности при географической привязке не обойтись.
В поле нужно разместить некоторое количество маркеров, которыми будут отмечены наиболее удаленные точки. Положение маркеров, разумеется, необходимо тоже определить. Для этого потребуется высокочувствительный приемник спутниковой системы навигации.
Что же касается самого планирования полета, то за это отвечает наземный комплекс управления (НКУ). Его функции может вполне выполнять ноутбук с соответствующим программным обеспечением, доступом в Интернет и антенной.
При наличии всех исходных данных маршрут полета спланировать несложно. Это можно сделать буквально за пару кликов мыши. Для начала необходимо задать местоположение и выбрать на карте площадь.
Важным фактором для планирования полета является тип используемого объектива камеры. Данные по его характеристикам нужно также занести в программу. Затем надо перепроверить вхождение в изначально отмеченный контур всех необходимых площадей. После этого можно давать программе команду на расчет полетного маршрута. В ходе просчета маршрута программа определит положение контрольных точек и трасс полета. Если дополнительно требуется точно отснять определенную точку на поле, ее можно добавить к полетному заданию вручную. Таким же образом задаются точки взлета и посадки мультикоптера. Без них он не найдет обратного пути в автоматическом режиме.
Мотор, камера, снято!
Для того чтобы во время полета БПЛА установленная на нем камера была направлена ровно туда, куда она должна быть направлена независимо от его маневров, камера установлена на гиростабилизированной подвеске, которая компенсирует тангаж и крен БПЛА во время полета.
Однако для получения четкой и качественной картинки необходимо наличие еще одной системы — карданной подвески. Она отвечает за стабилизацию камеры, компенсируя возникающие во время полета вибрации.
Что же касается используемых камер, то, поскольку основными требованиями, предъявляемыми к ним, являются малые размер и масса, выбор оказывается не слишком велик. RGB, мультиспектральная или тепловизионная камера — всего три варианта. Какой вариант использовать, зависит от тех задач, которые вы перед собой ставите.
В нашем случае для оценки и прогнозирования урожайности зерновых мы использовали RGB-камеру. Эту камеру можно использовать для оценки полевой всхожести сахарной свеклы или оценки кущения зерновых, что может быть крайне интересно для селекционеров. Отснятые камерой изображения после передачи их на компьютер обрабатываются. На выходе получается ортофотоснимок — топографический фотоснимок в ортогональной проекции с привязкой по географическим координатам. Такой снимок уже можно соотнести с существующими электронными картами полей. Имея сведения о внесении удобрений и проведении химобработок на этих полях, легко сделать выводы об их результате. На основе данных по обеспеченности растений питательными веществами и влагой, а также информации о состоянии посевов уже можно выработать рекомендации для следующих в севообороте культур.
Ключ на старт
Прежде чем аппарат пойдет на взлет, после извлечения из транспортировочного кофра модели X8000 необходима небольшая досборка. А вот для новой модели XR6 этого делать уже не надо будет.
В центре под защитной крышкой (кожухом) расположены блок электронного управления электродвигателями, гироскоп, альтиметр (высотомер), а также приемник GPS. На раме корпуса закреплены лучи, на которых находятся электродвигатели с пропеллерами. Частота вращения каждого из пропеллеров летательного аппарата регулируется электронным блоком управления по отдельным независимым линиям питания электродвигателей. Благодаря этому контроллер, комбинируя различные сочетания частоты вращения пропеллеров мультикоптера позволяет произвольно изменять скорость, направление и высоту полета такого летательного аппарата.
Для того чтобы электродвигатели приводили в движение пропеллеры, необходимо наличие источника энергии, в качестве которого используются литий-полимерные аккумуляторные батареи. При их монтаже и подключении нужна особая тщательность. Ведь отключение одной из них вследствие потери электрического контакта в питающей цепи практически неизбежно приведет к миниатюрной авиакатастрофе с большими финансовыми потерями. После проверки системы питания остается лишь установить на подвеску выбранную камеру, подключить и закрепить ее.
Все на месте, все закреплено и подключено? После проведения полного предполетного осмотра мультикоптера можно взлетать!
Собственно управление полетом мультикоптера может происходить в двух режимах: ручном и автоматическом. В первом случае взлет и посадку аппарата производит сам оператор с помощью пульта дистанционного управления.
Осуществив взлет, оператор может продолжать управлять аппаратом сам либо переключить систему управления в режим автопилота. В последнем случае полет мультикоптера по заданному маршруту будет происходить автоматически. Достигнув первой контрольной точки, мультикоптер будет следовать по рассчитанной трассе полета к следующей точке и так далее. Иногда скорость его полета будет достигать 50 км/ч.
По окончании выполнения полетного задания или после значительного разряда аккумуляторных батарей мультикоптер автоматически возвращается в ту точку, откуда был осуществлен взлет, и зависает в воздухе. В этом момент оператор может взять на себя управление и аккуратно осуществить посадку.
Что же касается полностью автоматического режима, то в нем и взлет, и посадку мультикоптер выполняет сам. Совершив посадку, он передает все собранные данные в наземный комплекс управления, после чего можно переезжать на очередной участок.
В другом свете
Как уже было отмечено, оба БПЛА можно задействовать не только с RGB-камерой, но и с мультиспектральной или тепловизионной камерами.
Для составления карт внесения удобрений или же, например, для оценки посевов рапса будут полезны снимки мультиспектральной камерой. Всего в камере шесть каналов. Один предназначен для съемки в видимом спектре, а пять оставшихся — для оценки отражения света от поверхности растений. Три канала работают в ближнем инфракрасном диапазоне. Можно сказать, что эта система похожа на систему Yara N-Sensor, только несколько более точную благодаря высокому разрешению.
Что же касается использования тепловизионной камеры, то основные направления ее работы следующие: получение данных по водному стрессу зерновых при недостатке влаги и подготовка мероприятий по предотвращению гибели диких животных при уборке.