Фото: Claas

Ни рыба ни мясо?

Фото: Claas

Мощ­ный трак­тор на полу­гу­се­нич­ном ходу сего­дня не в новин­ку. Но с чего вдруг на рын­ке ста­ли появ­лять­ся «поло­вин­ча­тые реше­ния»? В сво­ей ста­тье поста­ра­ем­ся дока­зать, что колес­но-гусе­нич­ный трак­тор – дале­ко не баналь­ное вея­ние моды.

Тренды рынка самоходной техники

Ни рыба ни мясо или все‑таки нечто сто­я­щее? Что сто­ит за иде­ей созда­ния полу­гу­се­нич­но­го трак­то­ра? Еще каких‑то лет пять назад уче­ные мужи утвер­жда­ли, что вре­мя гусе­нич­ных моде­лей про­шло, ведь колёс­ни­ки новых кон­струк­ций поз­во­ли­ли начать исполь­зо­вать шины с наруж­ным диа­мет­ром до 2,35 м и с тем сни­зить вред­ное воз­дей­ствие на поч­ву, лишив гусе­нич­ную тех­ни­ку основ­но­го ее пре­иму­ще­ства перед колесной.

Судя по все­му, уче­ные оши­ба­лись. Magnum Rowtrac ком­па­нии Case IH и его брат в синей ливрее New Holland T8 SmartTrax отлич­но про­да­ют­ся на рын­ках Север­ной Аме­ри­ки и Вели­ко­бри­та­нии, а Axion 900 Terra Trac от Claas и 8RX на четы­рех гусе­нич­ных дви­жи­те­лях про­из­вод­ства John Deere уже насту­па­ют им на пят­ки. Все это сиг­на­ли­зи­ру­ет о том, что трак­то­ры на гусе­нич­ном и полу­гу­се­нич­ном ходу – маши­ны дня сего­дняш­не­го, но не вче­раш­не­го. Спад про­даж пере­жи­ва­ют раз­ве что гусе­нич­ные моде­ли с диф­фе­рен­ци­аль­ной схе­мой пово­ро­та. Но это объ­яс­ня­ет­ся ско­рее появ­ле­ни­ем трак­то­ров на гусе­нич­ном ходу мощ­но­стью свы­ше 500 л. с. с шарнирно‑сочлененной рамой, а так­же полу­гу­се­нич­ных машин.

Бесспорные преимущества

Меж тем про­шло уже более семи лет с того момен­та, как ком­па­ния Case IH впер­вые пред­ста­ви­ла обще­ствен­но­сти свой Magnum Rowtrac. Тогда полу­гу­се­нич­ная кон­цеп­ция была опро­мет­чи­во осме­я­на участ­ни­ка­ми рын­ка, впро­чем, как в свое вре­мя (лет два­дцать тому назад) и леген­дар­ный Quadtrac. А послед­ний вопре­ки скеп­си­су и кри­ти­ке все же заво­е­вал попу­ляр­ность по все­му миру.

Самым зна­чи­мым пре­иму­ще­ством полу­гу­се­нич­ных машин явля­ет­ся уве­ли­чен­ное пят­но кон­так­та, бла­го­да­ря чему на поч­ву может пере­да­вать­ся боль­шее тяго­вое уси­лие, при­чем даже на пес­ча­ных, сухих, влаж­ных и избы­точ­но увлаж­нен­ных грун­тах. Пере­да­ча сопро­вож­да­ет­ся мень­шей про­бук­сов­кой, в резуль­та­те повы­ша­ет­ся про­из­во­ди­тель­ность на фоне эко­но­мии топ­ли­ва. Отсут­ствие сме­ще­ния верх­не­го слоя поч­вы обу­слав­ли­ва­ет щадя­щее воз­дей­ствие на нее. Уве­ли­чен­ное пят­но кон­так­та спо­соб­ству­ет так­же сокра­ще­нию сред­не­го уров­ня дав­ле­ния, ока­зы­ва­е­мо­го тех­ни­кой на поч­ву, и веро­ят­ность обра­зо­ва­ния или заглуб­ле­ния колеи сокра­ща­ет­ся, что, в част­но­сти при исполь­зо­ва­нии при­цеп­ных сея­лок, явля­ет­ся фак­то­ром pro.

По срав­не­нию с клас­си­че­ски­ми гусе­нич­ны­ми трак­то­ра­ми на двух гусе­ни­цах досто­ин­ства полу­гу­се­нич­ных машин состо­ят в том, что при пово­ро­те пере­да­ча кру­тя­ще­го момен­та не пре­ры­ва­ет­ся, на скло­нах трак­то­ры сохра­ня­ют устой­чи­вость (управ­ля­е­мость при рабо­те попе­рек скло­на), а на пово­ро­тах прак­ти­че­ски не про­ис­хо­дит сме­ще­ния грун­та и обра­зо­ва­ния неров­но­стей. Даже с высо­кой и меня­ю­щей­ся нагруз­кой сохра­ня­ет­ся более каче­ствен­ное пере­рас­пре­де­ле­ние дав­ле­ния на поч­ву меж­ду перед­ним мостом и гусе­нич­ны­ми дви­жи­те­ля­ми. В трак­то­рах на двух гусе­ни­цах при высо­кой нагруз­ке и в слу­чае рабо­ты с тяже­лы­ми навес­ны­ми ору­ди­я­ми пик дав­ле­ния кон­цен­три­ру­ет­ся, напро­тив, в зоне при­вод­ных колес.

В обыч­ном колес­ном трак­то­ре око­ло 60% тяго­во­го уси­лия пере­да­ет­ся на поч­ву через зад­ний мост, а в полу­гу­се­нич­ном вари­ан­те – при­мер­но 65 – 70%. Поэто­му, как пра­ви­ло, наве­ши­ва­ние перед­не­го бал­ла­ста тре­бу­ет­ся толь­ко при исполь­зо­ва­нии тяже­лых навес­ных орудий.

Бóль­шая пло­щадь кон­так­та, одна­ко, в отдель­ных слу­ча­ях может рас­це­ни­вать­ся и как момент нега­тив­ный. Напри­мер, при рабо­те на твер­дых и сыпу­чих грун­тах, где гусе­ни­цам не за что заце­пить­ся. В таких ситу­а­ци­ях пре­иму­ще­ство на сто­роне шин, посколь­ку они могут менять свою пер­во­на­чаль­ную гео­мет­рию и с тем оста­вать­ся менее склон­ны­ми к про­бук­сов­ке. Это сно­ва и сно­ва под­твер­жда­ет­ся резуль­та­та­ми тестов, про­во­ди­мых Уни­вер­си­те­том Небрас­ки (США), где на бетон­ной поверх­но­сти колес­ные трак­то­ры демон­стри­ру­ют пере­да­чу более высо­ких тяго­вых уси­лий, в отли­чие от тяже­лых трак­то­ров на гусе­нич­ном ходу.

Неред­ко вста­ет вопрос о воз­мож­но­сти пере­осна­ще­ния колес­ных моде­лей трак­то­ров в полу­гу­се­нич­ные. В Евро­пе неко­то­рые мастер­ские гото­вы удо­вле­тво­рить такое жела­ние кли­ен­та. Одна­ко вви­ду опе­ре­же­ния у колёс­ни­ков перед­не­го моста пере­де­лать их мож­но лишь в вари­ант пол­но­гу­се­нич­ный. К тому же, при таких пере­дел­ках гаран­тии компании‑производителя на тех­ни­ку прак­ти­че­ски не сохра­ня­ют­ся. И это­му есть логич­ное объ­яс­не­ние: у моде­лей полу­гу­се­нич­ных «по рож­де­нию» дви­жи­те­ли пол­но­стью инте­гри­ро­ва­ны в архи­тек­ту­ру всей маши­ны, а узлы и ком­по­нен­ты рас­счи­та­ны на более высо­кие кру­тя­щие момен­ты. К тому же допу­сти­мая мак­си­маль­ная ско­рость дви­же­ния состав­ля­ет 40 км/ч. Кро­ме того, трак­то­ры, выпус­ка­е­мые заво­да­ми, ори­ен­ти­ро­ва­ны на более высо­кую общую мас­су. Так, для трак­то­ров Case IH Magnum Rowtrac и New Holland T8 Genesis SmartTrax она состав­ля­ет 24,5 т (в преды­ду­щих моде­лях огра­ни­чи­ва­лась 20 т), для трак­то­ра Claas Axion 900 Terra Trac – 22 т. В резуль­та­те на долю полез­ной нагруз­ки оста­ют­ся 7 – 7,5 т (CNH; в преды­ду­щих моде­лях 3 т) или до 5,5 т (Claas). В любом слу­чае это­го более чем доста­точ­но даже при рабо­те с тяже­лы­ми полу­на­вес­ны­ми ору­ди­я­ми с шаро­вой систе­мой навес­ки и нагруз­ке на сцеп­ном устрой­стве, рав­ной 3 – 4 т, а так­же с тяже­лы­ми навес­ны­ми орудиями.

Некоторые ограничения

Диа­па­зон при­ме­не­ния трак­то­ров на колесно‑гусеничном ходу, разу­ме­ет­ся, небез­гра­ни­чен. Они не пред­на­зна­че­ны для реше­ния транс­порт­ных задач. Это свя­за­но не толь­ко с ком­фор­том для опе­ра­то­ра во вре­мя езды (осо­бен­но при отсут­ствии подрессо­ри­ва­ния дви­жи­те­лей; зато пере­ме­щать­ся на них в поле зача­стую ком­форт­нее, чем на коле­сах), но и с высо­ким изно­сом гусе­нич­ных лент, боль­шей по срав­не­нию с колес­ны­ми трак­то­ра­ми мас­сой, кото­рая на доро­гах неэф­фек­тив­на и суще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ет полез­ную нагруз­ку при транс­пор­ти­ров­ке прицепами.

Еще один фак­тор contra в отно­ше­нии полу­гу­се­нич­ных трак­то­ров: при агре­га­ти­ро­ва­нии с плу­гом воз­мож­но вести вспаш­ку толь­ко в режи­ме on‑land (вне борозды).

Единства и различия

Ком­па­ния CNH для сво­их Magnum Rowtrac и T8 SmartTrax при­ме­ня­ет про­ве­рен­ную вре­ме­нем на трак­то­рах с шар­нир­но-сочле­нен­ной рамой Quadtrac соб­ствен­ную кон­струк­цию гусе­нич­ных дви­жи­те­лей. Тре­уголь­ной гео­мет­рии, они пере­да­ют уси­лие за счет кине­ма­ти­че­ско­го замы­ка­ния, исклю­ча­ю­ще­го про­скаль­зы­ва­ние вви­ду нали­чия внут­ри зуб­чи­ков (пози­тив­ный при­вод), посколь­ку угол охва­та шки­ва рем­нем доволь­но ост­рый (<90°) для орга­ни­за­ции пере­да­чи высо­ких кру­тя­щих момен­тов посред­ством сило­во­го замы­ка­ния. При схе­ме пози­тив­но­го при­во­да не тре­бу­ет­ся высо­ко­го натя­же­ния гусе­нич­ной лен­ты, здесь инте­гри­ро­ван меха­низм авто­ма­ти­че­ско­го натя­же­ния, кото­рый реа­ли­зу­ет свою функ­цию непре­рыв­но. Три пары копи­ру­ю­щих роли­ков не подрес­со­ре­ны и вме­сте с сай­лент­про­клад­ка­ми закреп­ле­ны на раме гусе­нич­но­го моду­ля. Их попе­реч­ное рас­ка­чи­ва­ние огра­ни­че­но и воз­мож­но толь­ко одно­вре­мен­но для всех трех пар, что свя­за­но с их креп­ле­ни­ем на еди­ной планке.

Сами гусе­нич­ные дви­жи­те­ли могут откло­нять­ся на + / – 10° в направ­ле­нии дви­же­ния. Перед­ний и зад­ний натяж­ные кат­ки слег­ка при­под­ня­ты по срав­не­нию с про­ме­жу­точ­ны­ми роли­ка­ми (на 1,5 см), что спо­соб­ству­ет мини­ми­за­ции изно­са и сопро­тив­ле­ния каче­нию, улуч­ша­ет копи­ро­ва­ние рельефа.

Мак­си­му­мы дав­ле­ния при­хо­дят­ся на зону под сдво­ен­ны­ми про­ме­жу­точ­ны­ми роли­ка­ми. Это под­твер­жде­но ста­ти­сти­че­ски. К тому же над ними рас­по­ло­же­ны цен­тры тяже­сти и пово­ро­та дви­жи­те­ля. Чем выше пере­да­ва­е­мый на грунт кру­тя­щий момент, тем силь­нее гусе­нич­ные моду­ли тре­уголь­ной гео­мет­рии будут склон­ны к зади­ра­нию: так как сило­вая кри­вая про­хо­дит под углом к поверх­но­сти поч­вы, гусе­нич­ный дви­жи­тель при пере­да­че тяги откло­ня­ет­ся назад. В соот­вет­ствии с этим сме­ща­ют­ся и зоны мак­си­маль­но­го дав­ле­ния на почву.

На трак­то­ры Magnum с 2019 г. ста­вят­ся гусе­нич­ные дви­жи­те­ли, кото­рые сохра­ня­ют актив­ность и на раз­во­ро­те (лен­та, в сто­ро­ну кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся пово­рот, немно­го при­тор­ма­жи­ва­ет­ся; насколь­ко силь­но она при­тор­ма­жи­ва­ет – выстав­ля­ет­ся через меню). До 2019 г. пове­де­ние гусе­ниц на пово­рот­ной поло­се, осо­бен­но с тяже­лы­ми навес­ны­ми ору­ди­я­ми, было дале­ко от идеала.

Для трак­то­ров Rowtrac и SmartTrax, исполь­зу­е­мых в хозяй­ствах, прак­ти­ку­ю­щих рабо­ту с посто­ян­ны­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми коле­я­ми (Controlled Traffic Farming) (Австра­лия, Север­ная Аме­ри­ка, Южная Афри­ка), доступ­ны рас­ши­ри­те­ли для перед­не­го и зад­не­го мостов.

Совер­шен­но по‑другому выгля­дит полу­гу­се­нич­ная вер­сия Terra Trac трак­то­ра Claas Axion 900. Он бази­ру­ет­ся на гусе­нич­ных дви­жи­те­лях, зна­ко­мых по ком­бай­нам – зер­но­убо­роч­но­му Lexion и кор­мо­убо­роч­но­му Jaguar. Схе­ма при­ве­де­ния гусе­ни­цы в дей­ствие отли­ча­ет­ся от реше­ния, исполь­зу­е­мо­го на трак­то­рах кон­цер­на CNH: выбор был сде­лан в поль­зу сило­во­го замы­ка­ния в резуль­та­те тре­ния при­вод­но­го коле­са о внут­рен­нюю поверх­ность лен­ты. Рас­по­ло­жен­ные внут­ри зуб­чи­ки слу­жат при этом исклю­чи­тель­но веде­нию лен­ты, а пере­да­ча уси­лия осу­ществ­ля­ет­ся почти парал­лель­но поверх­но­сти почвы.

При пово­ро­те на ско­ро­сти до 15 км / ч в выпол­не­ние манев­ра вклю­ча­ют­ся зад­ние тор­мо­за (сила тор­мо­же­ния уста­нав­ли­ва­ет­ся через меню на тер­ми­на­ле Cebis), в резуль­та­те чего Axion 900 TT, соглас­но дан­ным ком­па­нии Claas, дела­ет более ком­пакт­ный раз­во­рот, чем соот­вет­ству­ю­щий трак­тор на пол­но­стью колес­ной базе. Диа­па­зон откло­не­ния гусе­нич­ных моду­лей по направ­ле­нию дви­же­ния состав­ля­ет +8 / –15°, бло­ки­ров­ка диф­фе­рен­ци­а­ла может дости­гать пол­ных 100 %.

У гусе­нич­ных дви­жи­те­лей Terra Trac есть и дру­гие осо­бен­но­сти. Они подрес­со­ре­ны, и вме­сте с подрес­со­рен­ной под­вес­кой перед­не­го моста и четы­рех­то­чеч­ным демп­фи­ро­ва­ни­ем каби­ны не остав­ля­ют места для ком­про­мис­сов в ком­форт­ной езде, спо­соб­ству­ют так­же сгла­жи­ва­нию пере­па­дов при дви­же­нии по неров­но­стям. Кро­ме того, гусе­нич­ные лен­ты могут при­под­ни­мать­ся или опус­кать­ся на 12 см для опти­маль­но­го раз­ме­ще­ния точ­ки при­ло­же­ния тяго­во­го усилия.

Гусеница гусенице рознь

Для полу­гу­се­нич­ных трак­то­ров так же, как и для гусе­нич­ных, в пред­ло­же­нии лен­ты самых раз­ных моди­фи­ка­ций. Раз­ли­чия каса­ют­ся их шири­ны (16 – 30 дюй­мов), дизай­на грун­то­за­це­пов, соста­ва мате­ри­а­ла и ана­то­мии полот­на. Пред­став­лен­ные на рын­ке гусе­нич­ные лен­ты услов­но мож­но раз­бить на четы­ре группы:

General Ag. Эти лен­ты исполь­зу­ют­ся для выпол­не­ния обыч­ных про­из­вод­ствен­ных задач в сель­хоз­про­из­вод­стве, явля­ют­ся хоро­шим ком­про­мис­сом по пере­да­че тяго­во­го уси­лия, дости­же­нию плав­но­сти хода, сро­ку служ­бы и щадя­ще­му воз­дей­ствию на поч­ву. Харак­тер­ный при­знак – срав­ни­тель­но боль­шое чис­ло грун­то­за­це­пов при их сред­ней высоте.

Low Ground Disturbance / High Roading. Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность дан­ных лент – очень плос­кие грун­то­за­це­пы и неболь­шое их коли­че­ство на фоне зна­чи­тель­но уве­ли­чен­ной пло­ща­ди кон­так­та. Бла­го­да­ря это­му лен­ты харак­те­ри­зу­ют­ся щадя­щим воз­дей­стви­ем на поверх­ность поч­вы и луч­ше при­спо­соб­ле­ны к частой езде по доро­гам. Такие про­из­во­ди­те­ли, как Camso или Soucy, пред­ла­га­ют раз­лич­ные типы лент для реше­ния имен­но этих задач.

High Traction. Назва­ние гово­рит само за себя – «высо­кая тяга». Эти лен­ты рас­счи­та­ны преж­де все­го на пере­да­чу тяго­во­го уси­лия в непро­стых усло­ви­ях: на рых­лых, влаж­ных или пере­увлаж­нен­ных поч­вах. Из‑за это­го высо­та грун­то­за­це­пов зна­чи­тель­но боль­ше по срав­не­нию с дру­ги­ми моди­фи­ка­ци­я­ми, их коли­че­ство мень­ше, чем в лен­тах General Ag, но соот­вет­ству­ет при­бли­зи­тель­но уров­ню вари­ан­та High Roading. Важ­ный момент: высо­кие грун­то­за­це­пы чув­стви­тель­нее реа­ги­ру­ют на кам­ни, жест­кую стер­ню (напри­мер от куку­ру­зы) и высо­кие нагруз­ки на твер­дых покрытиях.

Scraper Application. Эти лен­ты спе­ци­аль­но раз­ра­бо­та­ны для жест­ких усло­вий рабо­ты на стро­и­тель­ных пло­щад­ках, где трак­то­рам при­хо­дит­ся пере­ме­щать тяже­лые гру­зы по жест­ко­му, а ино­гда и каме­ни­сто­му грун­ту. Харак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми явля­ют­ся сред­нее чис­ло грун­то­за­це­пов и сред­няя их высо­та. Впро­чем, с точ­ки зре­ния дол­го­веч­но­сти бóль­шую зна­чи­мость име­ют более проч­ное креп­ле­ние грун­то­за­це­пов на поверх­но­сти гусе­нич­ной лен­ты, а так­же зуб­чи­ков на ее внут­рен­ней сто­роне (при поло­жи­тель­ном при­во­де лент). У рас­по­ло­жен­ных внут­ри сталь­ных тро­сов диа­метр попе­реч­но­го сече­ния до 6,7 мм (диа­метр тро­сов в лен­тах дру­гих моди­фи­ка­ций все­го 4,5 – 5,4 мм).

Для дости­же­ния более плав­но­го хода и сни­же­ния изно­са грун­то­за­це­пы по цен­тру лен­ты име­ют неболь­шой скос или же усе­че­ны по направ­ле­нию впе­ред. Важ­ный момент: для очень узких лент Rowcrop (в Евро­пе их, как пра­ви­ло, не пред­ла­га­ют) во избе­жа­ние пере­груз­ки из‑за повы­шен­но­го сред­не­го зна­че­ния дав­ле­ния на грунт, обу­слов­лен­но­го их срав­ни­тель­но неболь­шой пло­ща­дью бего­вой поверх­но­сти, уста­нав­ли­ва­ют­ся огра­ни­че­ния по нагруз­ке на оси и мак­си­маль­ной ско­ро­сти движения.

Основ­ные про­из­во­ди­те­ли гусе­нич­ных лент: Camso, Continental и Soucy. В ассор­ти­мен­те ком­па­нии Continental (ContiTech) име­ет­ся лен­та Trackman со встро­ен­ным сен­сор­ным устрой­ством кон­тро­ля температуры.

Тот, кому заме­на изно­шен­ных лент новы­ми кажет­ся удо­воль­стви­ем из доро­гих, най­дет на рын­ке ком­па­нии, зара­ба­ты­ва­ю­щие вос­ста­нов­ле­ни­ем лент нане­се­ни­ем на изно­шен­ные ново­го про­тек­то­ра. Вос­ста­нов­лен­ные лен­ты на 30 – 50 % дешевле.

Дорого, но…

Все име­ет свою цену: при покуп­ке полу­гу­се­нич­ной маши­ны при­дет­ся выло­жить на 80 – 85 тыс. евро боль­ше, неже­ли в слу­чае колес­ной вер­сии. К тому же и экс­плу­а­та­ци­он­ные рас­хо­ды будут выше, чем у колес­ных трак­то­ров. Одна­ко допол­ни­тель­ные издерж­ки ком­пен­си­ру­ют­ся эффек­тив­но­стью и щадя­щим воз­дей­стви­ем на поч­ву, а так­же более высо­кой сто­и­мо­стью при пере­про­да­же на вто­рич­ном рынке.

Наше заключение

Мощ­ные полу­гу­се­нич­ные трак­то­ры на боль­шин­стве рын­ков мира зани­ма­ют опре­де­лен­ную нишу, кото­рая посто­ян­но рас­ши­ря­ет­ся. В Север­ной Аме­ри­ке и дру­гих реги­о­нах с высо­ки­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к пере­да­че кру­тя­ще­го момен­та на грунт, а так­же там, где транс­порт­ные рабо­ты выпол­ня­ют­ся гру­зо­вы­ми авто­мо­би­ля­ми, колесно‑гусеничные гибри­ды смог­ли занять надеж­ное место.

По сво­е­му тех­ни­че­ско­му испол­не­нию и сво­ей кон­цеп­ции полу­гу­се­нич­ные трак­то­ры доволь­но актив­но запол­ня­ют про­бел меж­ду более мощ­ны­ми колес­ны­ми трак­то­ра­ми клас­си­че­ской ком­по­нов­ки и гусе­нич­ны­ми. Гусе­нич­ные моде­ли с диф­фе­рен­ци­аль­ным меха­низ­мом пово­ро­та вытес­ня­ют­ся с рын­ка полу­гу­се­нич­ны­ми вари­ан­та­ми. Что­бы понять, в какой мере новые трак­то­ры на четы­рех гусе­нич­ных дви­жи­те­лях соста­вят кон­ку­рен­цию полу­гу­се­нич­ным трак­то­рам, при­дет­ся подо­ждать пару‑тройку лет.

Читайте также