Фото: фирма

«Лошадки» современных мастей

Фото: фирма

Ста­рый конь бороз­ды не испор­тит, но и глу­бо­ко не вспа­шет… Вопре­ки пого­вор­ке, трак­то­ры уста­рев­ших моде­лей спо­кой­но могут тягать­ся с «лошад­ка­ми» совре­мен­ных мастей. Послед­ние, прав­да, эффек­тив­нее рас­хо­ду­ют топ­ли­во и с каж­дым годом ста­но­вят­ся ком­форт­нее в рабо­те, к тому ж отли­ча­ют­ся уров­нем интеллекта.

Тренды тракторостроения

Совре­мен­ный трак­тор по сво­е­му ком­фор­ту и набо­ру элек­тро­ни­ки прак­ти­че­ски не усту­па­ет авто­мо­би­лям. Ста­но­вясь с каж­дым годом умнее, он уже не про­сто отправ­ля­ет дан­ные в облач­ные сер­ви­сы и систе­мы теле­мет­рии, но учит­ся вза­и­мо­по­ни­ма­нию с агре­га­ти­ру­е­мы­ми ору­ди­я­ми. Меня­ют­ся не толь­ко «скил­сы», но и тех­ни­че­ские спо­соб­но­сти. Итак, на что направ­ля­ют свои уси­лия совре­мен­ные тракторостроители?

Совершенствование двигателей

Раз­ра­бот­ка новых моде­лей трак­то­ров в циви­ли­зо­ван­ном мире ведет­ся с уче­том уже­сто­ча­ю­щих­ся тре­бо­ва­ний к эмис­сии отра­бо­тав­ших газов (ОГ). С 2022 года всем про­из­во­ди­те­лям над­ле­жит выпус­кать само­ход­ную тех­ни­ку с дви­га­те­ля­ми, отве­ча­ю­щи­ми тре­бо­ва­ни­ям стан­дар­та Stage V. Систе­ма впрыс­ка Common-Rail, тур­бо­над­дув, охла­жде­ние нагне­та­е­мо­го воз­ду­ха, четы­рех­кла­пан­ные цилин­дры и элек­тро­управ­ле­ние – реше­ния, кото­рые поз­во­ля­ют совре­мен­ной тех­ни­ке соот­вет­ство­вать запро­сам в отно­ше­нии про­из­во­ди­тель­но­сти, рас­хо­да топ­ли­ва и выбро­сов ОГ.

В свя­зи с при­ня­ти­ем стан­дар­тов Stage V за базо­вые неотъ­ем­ле­мы­ми ком­по­нен­та­ми совре­мен­ных дви­га­те­лей мощ­но­стью от 56 кВт ста­но­вят­ся ката­ли­за­то­ры селек­тив­но­го вос­ста­нов­ле­ния (SCR) и окис­ле­ния топ­ли­ва (DOC), саже­вые филь­тры (DPF). В отно­ше­нии рецир­ку­ля­ции отра­бо­тав­ших газов (EGR), сни­жа­ю­щей обра­зо­ва­ние оки­си азо­та, по-преж­не­му актуа­лен фило­соф­ский вопрос, быть или не быть: одни участ­ни­ки рын­ка цели­ком верят в нее, дру­гие пол­но­стью отвер­га­ют. При бли­жай­шем изу­че­нии пред­ло­же­ния дви­га­те­лей на рын­ке ста­но­вит­ся понят­но, что боль­шин­ство про­из­во­ди­те­лей избра­ли для себя стра­те­гию сме­шан­но­го под­хо­да и сле­ду­ют ей.

Агре­га­ты мощ­но­стью до 56 кВт могут выдер­жи­вать допу­сти­мые гра­ни­цы по оки­си азо­та без исполь­зо­ва­ния ката­ли­за­то­ров селек­тив­но­го вос­ста­нов­ле­ния. В этом и скры­ва­ет­ся объ­яс­не­ние тому, что мак­си­маль­ная мощ­ность базо­вых моде­лей ком­пакт­ных трак­то­ров зача­стую ока­зы­ва­ет­ся чуть ниже дан­но­го поро­го­во­го зна­че­ния и нико­гда не пре­вы­ша­ет его.  В каче­стве при­ме­ров тут высту­па­ют Deutz-Fahr 5080D Keyline и McCormick X5.085.

По при­чине уже­сто­чив­ших­ся тре­бо­ва­ний к мас­се частиц (0,015 г / кВт) и их допу­сти­мо­му коли­че­ству (1×1012 / кВт) в выхло­пах при созда­нии дви­га­те­ля, соот­вет­ству­ю­ще­го стан­дар­ту Stage V, без саже­вых филь­тров закры­то­го типа на трак­то­рах мощ­но­стью от 19 до 560 кВт никак не обой­тись. Неко­то­рые про­из­во­ди­те­ли в сво­ей доку­мен­та­ции на постав­ля­е­мую тех­ни­ку избе­га­ют исполь­зо­ва­ния тер­ми­на «саже­вый фильтр», заме­няя его «саже­вым ката­ли­за­то­ром». Но не сто­ит заблуж­дать­ся: речь все о той же систе­ме DPF, раз­ни­ца лишь в осо­бом покры­тии решет­ки филь­тра, спо­соб­ству­ю­щем пас­сив­но­му вос­ста­нов­ле­нию при тем­пе­ра­ту­ре отра­бо­тав­ших газов от 250 ⁰С. Бла­го­да­ря этой осо­бен­но­сти чис­ло реак­ций актив­но­го DPF-вос­ста­нов­ле­ния при после­ду­ю­щем впрыс­ке топ­ли­ва в каме­ру сго­ра­ния или же пря­мом впрыс­ке в выхлоп­ной тракт сокращается.

Мно­гие про­из­во­ди­те­ли трак­то­ров осна­ща­ют свои моде­ли функ­ци­ей boost (с англ. – повы­ше­ние, уси­ле­ние). Для акти­ва­ции запа­са мощ­но­сти до насто­я­ще­го момен­та в рас­чет бра­лись такие про­стые кри­те­рии, как мини­маль­ная ско­рость дви­же­ния и мини­маль­ные обо­ро­ты ВОМ. Три года назад ком­па­ния Fendt пред­ста­ви­ла Dynamic Performance – кон­цеп­цию повы­ше­ния мощ­но­сти, в кото­рой «буст» вклю­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от потреб­ля­е­мой мощ­но­сти с уче­том побоч­ных потре­би­те­лей, таких как систе­ма вен­ти­ля­ции, гене­ра­тор, ком­прес­со­ры кли­мат-кон­тро­ля и кон­тро­ля дав­ле­ния в шинах. Таким обра­зом, реше­ние обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ное снаб­же­ние тре­бу­е­мой мощ­но­стью основ­ных потре­би­те­лей – ВОМ, систе­му гид­рав­ли­ки, ходо­вую систе­му. Дру­гой име­ни­тый про­из­во­ди­тель – ком­па­ния John Deere – свой модель­ный ряд 6R осна­сти­ла систе­мой «умно­го управ­ле­ния мощ­но­стью» IPM (Intelligent Power Management), кото­рая учи­ты­ва­ет про­из­во­ди­тель­ность гид­рав­ли­ки. Систе­ма изме­ря­ет эффек­тив­ное потреб­ле­ние мощ­но­сти от гид­ро­на­со­са и предо­став­ля­ет в рас­по­ря­же­ние трак­то­ра допол­ни­тель­ную мощ­ность (boost) в точ­но необ­хо­ди­мом объ­е­ме. Плю­сом сие будет, напри­мер, при рабо­те с сеял­кой, воз­душ­ный ком­прес­сор кото­рой функ­ци­о­ни­ру­ет от гидропривода.

Вен­ти­ля­то­ры с вис­ко­муф­той обес­пе­чи­ва­ют охла­жде­ние дви­га­те­ля в соот­вет­ствии с акту­аль­ной потреб­но­стью и эффек­тив­ным энер­го­по­треб­ле­ни­ем. В трак­то­ро­стро­е­нии они исполь­зу­ют­ся уже несколь­ко деся­ти­ле­тий. Клас­си­че­ские моде­ли, в кото­рых биме­тал­ли­че­ские эле­мен­ты в зави­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры охла­жда­ю­ще­го воз­ду­ха при­во­дят в дей­ствие соеди­ни­тель­ный вен­тиль, все чаще заме­ня­ют­ся вис­ко­муф­та­ми с элек­тро­управ­ле­ни­ем. Бла­го­да­ря элек­тро­маг­нит­ным кла­па­нам через систе­му элек­тро­управ­ле­ния дви­га­те­лем мож­но регу­ли­ро­вать, когда и в каком коли­че­стве пода­вать сили­кон из резерв­ной каме­ры в рабо­чую и, сле­до­ва­тель­но, актив­но вли­ять на регу­ли­ров­ку обо­ро­тов вентиляторов.

Для сво­их модер­ни­зи­ро­ван­ных модель­ных рядов 900 и 1000 Fendt пред­ла­га­ет систе­му авто­ма­ти­че­ской очист­ки воз­душ­ных филь­тров. Очи­щать их мож­но на ходу. Все доволь­но про­сто: сен­сор, уста­нов­лен­ный в систе­ме забо­ра воз­ду­ха, заме­ря­ет дав­ле­ние на пода­че и при необ­хо­ди­мо­сти запус­ка­ет цикл очист­ки. Вен­ти­ля­тор с гид­ро­ста­ти­че­ским при­во­дом в тече­ние 10 секунд уве­ли­чи­ва­ет чис­ло обо­ро­тов, после чего через импульс­ный элек­тро­маг­нит­ный кла­пан внутрь воз­душ­но­го филь­тра отправ­ля­ют­ся два корот­ких, но мощ­ных воз­душ­ных уда­ра, бла­го­да­ря кото­рым пыль выду­ва­ет­ся и одно­вре­мен­но вытя­ги­ва­ет­ся из кожу­ха вен­ти­ля­то­ром. Необ­хо­ди­мый для орга­ни­за­ции воз­душ­ных уда­ров воз­дух посту­па­ет из спе­ци­аль­но­го резер­ву­а­ра сжа­то­го воз­ду­ха (10 л; 12 бар). Систе­ма рабо­та­ет при любых усло­ви­ях загруз­ки трак­то­ра, даже при пол­ной. При необ­хо­ди­мо­сти запу­стить очист­ку воз­душ­ных филь­тров мож­но и вручную.

В целях сокра­ще­ния затрат на обслу­жи­ва­ние трак­тор­ные дви­га­те­ли все чаще осна­ща­ют­ся систе­ма­ми регу­ли­ров­ки зазо­ров кла­па­нов. Уве­ли­чи­ва­ют­ся интер­ва­лы заме­ны мас­ла: дей­ство­вав­ший до недав­не­го вре­ме­ни эта­лон в 750 мото­ча­сов сме­нил­ся 1000 мото­ча­са­ми. Сохра­ня­ет­ся тренд к сокра­ще­нию номи­наль­но­го чис­ла обо­ро­тов (НСХ 1 / 21, с. 28) и чис­ла обо­ро­тов на холо­стом ходу.

Газ и электричество как альтернативы

Обсуж­да­е­мые обще­ствен­но­стью про­бле­мы выбро­сов пар­ни­ко­вых газов поста­ви­ли в фокус изу­че­ния сель­хоз­ма­ши­но­стро­и­те­лей аль­тер­на­тив­ные виды топ­ли­ва и систе­мы при­во­да. New Holland вос­поль­зо­вал­ся мно­го­лет­ним опы­том вхо­дя­ще­го в кон­церн CNH Industrial маши­но­стро­и­тель­но­го брен­да Iveco и, создав модель T6.180 Methane, стал пер­вым про­из­во­ди­те­лем, запу­стив­шим в серий­ное про­из­вод­ство трак­тор на газо­вом топ­ли­ве (в РФ свое рас­про­стра­не­ние пару лет назад нача­ли полу­чать моде­ли, рабо­та­ю­щие как на дизель­ном топ­ли­ве, так и на газо­ди­зель­ной сме­си. – Прим. ред., НСХ 1 / 21, с. 90). 6-цилин­дро­вый сило­вой агре­гат, выпус­ка­е­мый для евро­пей­ско­го рын­ка, рабо­та­ет по прин­ци­пу дви­га­те­ля Отто и исклю­чи­тель­но на газо­вом топ­ли­ве. Мак­си­маль­ная про­из­во­ди­тель­ность и кру­тя­щий момент, по инфор­ма­ции про­из­во­ди­те­ля, иден­тич­ны харак­те­ри­сти­кам дизель­но­го экви­ва­лен­та. Потреб­ля­е­мый метан хра­нит­ся в семи инте­гри­ро­ван­ных в кон­струк­цию трак­то­ра бал­ло­нах (185 л; 32 кг) в сжа­той фор­ме. Фрон­таль­но мож­но уста­нав­ли­вать резерв­ную емкость на 270 л (47 кг). В зави­си­мо­сти от вида выпол­ня­е­мых работ запа­са топ­ли­ва на бор­ту хва­та­ет от 3 до 7 часов. Модель поз­во­ля­ет исполь­зо­вать био­газ, в соста­ве кото­ро­го не менее 83 % мета­на, что дела­ет ее осо­бен­но инте­рес­ной для хозяйств с соб­ствен­ным био­га­зо­вым производством.

Элек­три­че­ские систе­мы при­во­да для трак­то­ров все еще суще­ству­ют как буд­то в тени. В не столь дав­нем про­шлом пери­о­ди­че­ски появ­ля­лись про­то­ти­пы машин с элек­тро­при­во­дом (НСХ 5 / 21, с. 86), но серий­ной зре­ло­сти ни один из них так и не достиг. Про­ры­ву в дан­ном направ­ле­нии долж­но поспо­соб­ство­вать появ­ле­ние новых бата­рей. Тем не менее, при­ме­нять­ся элек­тро­при­вод­ные реше­ния в первую оче­редь могут при выпол­не­нии про­стых опе­ра­ций или работ сред­ней слож­но­сти, а так­же при выпол­не­нии функ­ций, отли­ча­ю­щих­ся пери­о­ди­че­ским повто­ре­ни­ем, предо­став­ля­ю­щим доста­точ­но вре­мен­ных окон для под­за­ряд­ки батареи.

Эволюционирующая бесступенчатость

Бес­сту­пен­ча­тые гид­ро­ста­ти­че­ские транс­мис­сии в кон­струк­ции трак­то­ров исполь­зу­ют­ся более чет­вер­ти века. Пер­во­на­чаль­но их уста­нав­ли­ва­ли толь­ко на моде­ли сред­них и высо­ких клас­сов мощ­но­сти, теперь уже и на мощ­ных трак­то­рах с шар­нир­но-сочле­нен­ной рамой и моде­лях мощ­но­стью до 75 кВт / 100 л. с.

Раз­ра­бот­ки послед­них лет направ­ле­ны на созда­ние тако­го при­во­да, кото­рый суще­ствен­но пре­вос­хо­дил бы воз­мож­но­сти исполь­зу­е­мых сего­дня. Кон­цеп­ция VarioDrive от Fendt, реа­ли­зу­е­мая в моде­лях трак­то­ров 900-й серии, – один из при­ме­ров. Бла­го­да­ря раз­дель­но­му при­во­ду перед­ней и зад­ней осей обес­пе­чи­ва­ет­ся посто­ян­ный пол­ный при­вод колес на ско­ро­сти до 25 км / ч.

Еще один при­мер име­ет­ся у John Deere. Появ­ле­ние транс­мис­сии eAutoPowr сде­ла­ло бес­сту­пен­ча­тое пере­клю­че­ние пере­да­точ­но­го чис­ла воз­мож­ным и для элек­тро­при­вод­ных моде­лей. Воз­мож­но­сти дан­ной сило­вой пере­да­чи тако­вы, что поми­мо обес­пе­че­ния ходо­вой систе­мы она может выде­лять до 100 кВт энер­гии для внеш­них потре­би­те­лей. Если эту энер­гию исполь­зо­вать для элек­тро­при­во­да веду­щей оси при­це­па, сле­ду­ю­ще­го за трак­то­ром, созда­ет­ся мно­го­ос­ная при­вод­ная систе­ма, выхо­дя­щая за пре­де­лы кон­струк­ции трак­то­ра. Пер­вые серий­ные трак­то­ры моде­лей 8R370 и 8R410 с элек­тро­ме­ха­ни­че­ской транс­мис­си­ей eAutoPowr появи­лись в Евро­пе в этом году.

Переключаем под нагрузкой

Про­тив бес­сту­пен­ча­тых короб­кам с пере­клю­че­ни­ем пере­дач под нагруз­кой мож­но крыть эффек­тив­но­стью исполь­зо­ва­ния мощ­но­сти и дол­го­веч­но­стью. За это они по-преж­не­му люби­мы в хозяй­ствах, где доля транс­порт­ных работ высо­ка. Сей факт к тому же объ­яс­ня­ет, поче­му в послед­ние годы про­из­во­ди­те­ли трак­то­ров выво­ди­ли на рынок новые или модер­ни­зи­ро­ва­ли преж­ние систе­мы при­во­да с пол­но­стью сту­пен­ча­тым или полу­ав­то­ма­ти­че­ским пере­клю­че­ни­ем. Послед­ние при­ме­ры таких систем – Dyna-7 и Dyna-E-Power, пред­ло­жен­ные Massey Ferguson. В слу­чае пер­вой речь идет о воз­мож­но­сти пере­клю­че­ния семи пере­дач в четы­рех груп­пах (все­го 28 пере­дач перед­не­го и зад­не­го хода). Базис­ная струк­ту­ра Dyna-E-Power иден­тич­ная, но сме­на групп реа­ли­зо­ва­на через двой­ное сцеп­ле­ние, бла­го­да­ря кото­ро­му короб­ка предо­став­ля­ет воз­мож­ность пере­клю­чать ско­ро­сти в фор­ма­те 28 / 28 (впе­ред / назад). За счет сме­ще­ния сред­них групп в диа­па­зоне 5 – 20 км / ч ско­ро­сти могут менять­ся с очень малым шагом (ок. 1,09 км / ч).

Трак­то­ры с пере­клю­че­ни­ем пере­дач под нагруз­кой все чаще ста­ли постав­лять с «ком­форт-паке­та­ми», доступ­ны­ми ранее толь­ко для бес­сту­пен­ча­тых ана­ло­гов. В такой «пакет» вхо­дят модуль регу­ли­ров­ки через педаль / рычаг, воз­мож­ность исполь­зо­вать педаль тор­мо­за без задей­ство­ва­ния педа­ли сцеп­ле­ния, авто­ма­ти­че­ская регу­ли­ров­ка пара­мет­ров рабо­ты дви­га­те­ля при непол­ной загруз­ке и т. д. Рас­ши­ре­ни­ем паке­та опций ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ли пыта­ют­ся соче­тать пре­иму­ще­ства сту­пен­ча­то­го при­во­да с ком­фор­том, харак­тер­ным для бесступенчатого.

На этом фоне осо­бен­но выде­ля­ет­ся «сли­я­ние» сту­пен­ча­то­го и бес­сту­пен­ча­то­го при­во­да в вер­сии RVshift от Deutz-Fahr для трак­то­ров серии 6С (макс. мощ­ность от 126 до 143 л. с.). Такой вари­ант короб­ки с пере­клю­че­ни­ем пере­дач под нагруз­кой занял место в ряду исполь­зу­е­мых про­из­во­ди­те­лем меж­ду бес­сту­пен­ча­той TTV и полу­ав­то­ма­ти­че­ской с дву­мя или тре­мя сту­пе­ня­ми. За осно­ву была взя­та дора­бо­тан­ная вер­сия транс­мис­сии соб­ствен­но­го про­из­вод­ства TTV с новым авто­ма­ти­че­ским пере­клю­че­ни­ем основ­ных меха­ни­че­ских пере­дач Normal и Heavy Duty. Для обыч­ных работ в поле и пере­дви­же­ния по доро­гам пред­на­зна­че­ны 20 ско­ро­стей (закреп­лен­ное соот­но­ше­ние пере­да­точ­но­го чис­ла), для работ на ско­ро­стях от 0,2 до 5 км / ч в рас­по­ря­же­нии опе­ра­то­ра бес­сту­пен­ча­тый «пол­зу­щий» интер­вал. Четы­ре из 20 ско­ро­стей, исхо­дя из эффек­тив­но­сти, осо­знан­но увя­за­ли с исклю­чи­тель­но меха­ни­че­ским пере­клю­че­ни­ем пере­дач. Вклю­че­ние основ­ных сту­пе­ней пере­дач про­из­во­дит­ся под нагруз­кой и реа­ли­зу­ет­ся меж­ду пер­вой и пят­на­дца­той скоростями.

Дости­же­ние мак­си­маль­ных ско­ро­стей на пони­жен­ных обо­ро­тах дви­га­те­ля сего­дня счи­та­ет­ся стан­дар­том как в слу­чае трак­то­ров с бес­сту­пен­ча­ты­ми транс­мис­си­я­ми, так и со сту­пен­ча­ты­ми. Зад­ние валы отбо­ра мощ­но­сти у боль­шин­ства про­из­во­ди­те­лей трак­то­ров пред­ла­га­ют­ся в трех или же четы­рех вари­ан­тах: 540 / 540Е / 1000 / 1000Е.

Для воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния эко­ном-режи­ма и в слу­чае фрон­таль­ной навес­ки агре­га­та (напри­мер, при рабо­те с фрон­таль­ной косил­кой) постав­ля­ют­ся двух­ско­рост­ные вари­ан­ты фрон­таль­но­го ВОМ: 1000 и 1000Е.

Цифровизирующиеся

Сле­дуя трен­ду повы­ше­ния сте­пе­ни циф­ро­ви­за­ции, мно­гие про­из­во­ди­те­ли трак­то­ров раз­ра­ба­ты­ва­ют новые модель­ные ряды, осно­вы­ва­ясь лишь на модер­ни­за­ции каби­ны. Тер­ми­на­лы управ­ле­ния и кон­тро­ля теперь исклю­чи­тель­но «тач-скрин» и снаб­же­ны кноп­ка­ми или коле­си­ка­ми быст­ро­го досту­па. По замыс­лу это долж­но улуч­шить вза­и­мо­по­ни­ма­ние трак­то­ра и агре­га­та, к тому же спо­соб­ство­вать облег­че­нию свя­зи с пунк­том управ­ле­ния в офи­се ком­па­нии. Бла­го­да­ря новым циф­ро­вым уме­ни­ям трак­то­ров кар­ты зада­ний и дан­ные по отдель­ным полям (гра­ни­цы, тех­но­ло­ги­че­ские колеи, нор­мы вне­се­ния и т. д.) могут гото­вить­ся на ком­пью­те­ре или мобиль­ном устрой­стве где угод­но и загру­жать­ся в систе­мы ком­му­ни­ка­ции и рабо­ты трак­то­ра поз­же, непо­сред­ствен­но при заез­де в поле. Чис­ло кли­ков в кабине суще­ствен­но сокра­ща­ет­ся, а настрой­ка агре­га­тов выпол­ня­ет­ся намно­го быст­рее. В рас­по­ря­же­нии опе­ра­то­ра не один, а несколь­ко тер­ми­на­лов, кноп­ки и тум­бле­ры на кото­рых мож­но про­грам­ми­ро­вать по соб­ствен­ным пред­по­чте­ни­ям. По соб­ствен­но­му выбо­ру про­грам­ми­ру­ют­ся и кноп­ки рыча­га, под­ло­кот­ни­ка и допол­ни­тель­но­го джой­сти­ка. Кон­цеп­ция FendtOne от Fendt (НСХ 2 / 21, с. 101) при­ме­ня­ет­ся теперь уже и на узко­ко­лей­ных трак­то­рах 200 V / F / P Vario.

При­бор­ные дос­ки циф­ро­ви­зи­ру­ют­ся или же все чаще пол­но­стью «пере­ез­жа­ют» на пра­вую перед­нюю стой­ку. Так уже сде­ла­но у трак­то­ров Case IH Optum (НСХ 6 / 21, с. 98), Steyr Terrus, New Holland T7 HD, John Deere 6R, Massey Ferguson 8S и Valtra N / T. В допол­не­ние к дис­плею на стой­ке New Holland, напри­мер, пред­ла­га­ет для трак­то­ров T7 HD в каче­стве опции рас­по­ло­же­ние допол­ни­тель­но­го мони­то­ра на руле.

Уров­ня авто­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти достиг­ли в трак­то­рах и муль­ти­ме­дий­ные систе­мы, систе­мы защи­ты от взло­ма на две­рях и дви­га­те­ле, а так­же систе­мы видео­кон­тро­ля. В послед­ние годы широ­ко рас­про­стра­ни­лась функ­ция настрой­ки руле­ния, поз­во­ля­ю­щая опе­ра­то­ру по сво­им пред­по­чте­ни­ям и в зави­си­мо­сти от удоб­ства выстав­лять чис­ло вра­ще­ний руля, необ­хо­ди­мое для осу­ществ­ле­ния пово­ро­та перед­них колес.

Ком­форт­но не толь­ко рабо­тать в кабине, но и нахо­дить­ся в ней. Подрессо­ри­ва­ют­ся каби­ны совре­мен­ных трак­то­ров меха­ни­че­ски, гид­роп­нев­ма­ти­че­ски или пнев­ма­ти­че­ски. При этом раз­ра­бот­чи­ки направ­ля­ют свои уси­лия на гаше­ние коле­ба­ний, пере­да­ва­е­мых от перед­ней оси трак­то­ра и дей­ствий на крюке.

Понять друг друга

Сла­жен­ная рабо­та трак­то­ра с ору­ди­ем или при­це­пом спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию про­из­во­ди­тель­но­сти и надеж­но­сти экс­плу­а­та­ции. Ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ли поэто­му пред­ла­га­ют мно­го­чис­лен­ные систе­мы под­держ­ки при­ня­тия реше­ний (асси­стен­ты) и сред­ства авто­ма­ти­за­ции. В каче­стве при­ме­ров тут сле­ду­ет назвать систе­мы опти­ми­за­ции наве­ши­ва­ния фрон­таль­ных ору­дий E-Loader и Precision Lift&Load раз­ра­бот­ки Massey Ferguson, доступ­ные и для трак­то­ров брен­да Valtra.

Бор­то­вой асси­стент Cemos от Claas пред­ла­га­ет учи­ты­вать и поч­вен­ное уплот­не­ние непо­сред­ствен­но при рабо­те в поле в акту­аль­ных усло­ви­ях. Дан­ные о типе почв, их состо­я­нии, нагруз­ка на оси или дав­ле­нии в шинах трак­то­ра про­пус­ка­ют­ся через извест­ный и при­знан­ный в Евро­пе инстру­мент для симу­ля­ции ситу­а­ции по нагруз­ке на поч­ву и ее несу­щей спо­соб­но­сти Terranimo, кото­рый учи­ты­ва­ет мно­го­лет­ние дан­ные. Крас­ные зоны на тер­ми­на­ле Cemos ука­зы­ва­ют на высо­кий риск поч­вен­но­го пере­уп­лот­не­ния. В слу­чае такой угро­зы опе­ра­тор может пре­кра­тить выпол­не­ние опе­ра­ции в поле или же скор­рек­ти­ро­вать пара­мет­ры трак­то­ра под подходящие.

Для повы­ше­ния без­опас­но­сти на транс­порт­ных рабо­тах мно­гие про­из­во­ди­те­ли (Claas, CNH, Deutz-Fahr) пред­ла­га­ют авто­ма­ти­че­ские про­ти­во­на­кат­ные тор­мо­за, пре­пят­ству­ю­щие наез­ду при­це­па на трак­тор при тор­мо­же­нии или оста­нов­ке. Замед­ле­ние при­це­па обес­пе­чи­ва­ет­ся за счет кру­тя­ще­го момен­та трак­то­ра и при­во­да без задей­ство­ва­ния рабо­че­го тор­мо­за. Про­бле­ма была выяв­ле­на по посту­па­ю­щим от фер­ме­ров сиг­на­лам. Кон­струк­то­ры раз­ра­бо­та­ли реше­ние: элек­тро­ре­гу­ли­ру­е­мый кла­пан управ­ле­ния при­це­пом авто­ма­ти­че­ски выда­ет для тор­мо­же­ния пнев­ма­ти­че­ское дав­ле­ние до 2 бар. Таким обра­зом мини­ми­зи­ру­ет­ся воз­ник­но­ве­ние ситу­а­ций, когда сцеп­ка трак­то­ра с при­це­пом ока­зы­ва­ет­ся в неста­биль­ном положении.

По мате­ри­а­лам Немец­ко­го сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го общества

Читайте также