Фото: AVR

Картофельный хай-тек

Фото: AVR

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


По материалам Немецкого сельскохозяйственного общества

Поделитьтся

Послед­ние десять лет суще­ствен­но изме­ни­ли тех­ни­че­ский облик машин для воз­де­лы­ва­ния кар­то­фе­ля. Рево­лю­ци­он­ных про­ры­вов нет, но эво­лю­ция не оста­нав­ли­ва­ет­ся. В каком направ­ле­нии рабо­та­ют маши­но­стро­и­те­ли сего­дня и почему?

Тренды развития техники в картофелеводстве

Эволю­ция тех­ни­ки для воз­де­лы­ва­ния кар­то­фе­ля в наши дни под­вер­же­на не толь­ко вли­я­нию таких клас­си­че­ских фак­то­ров, как про­из­во­ди­тель­ность, эко­но­мич­ность и береж­ное обра­ще­ние с про­дук­том. Новые век­то­ры раз­ви­тия дик­ту­ют­ся циф­ро­ви­за­ци­ей отрас­ли, тре­бо­ва­ни­я­ми к защи­те окру­жа­ю­щей сре­ды, уже­сто­че­ни­ем пра­во­вых норм и пред­пи­са­ний (огра­ни­че­ния по исполь­зо­ва­нию удоб­ре­ний и средств защи­ты, пра­ви­ла­ми пере­дви­же­ния спец­тех­ни­ки по доро­гам обще­го поль­зо­ва­ния). Оста­но­вим­ся на неко­то­рых из трендов.

Смена устоев

Стрем­ле­ние к полу­че­нию более высо­кой уро­жай­но­сти и сокра­ще­нию в уро­жае доли зеле­ных клуб­ней, а так­же появ­ле­ние в тех­но­ло­гии такой опе­ра­ции, как сепа­ра­ция поч­вы перед посад­кой, при­ве­ли к тому, что во мно­гих реги­о­нах кар­то­фель ста­ли выса­жи­вать с более широ­ки­ми меж­ду­ря­дья­ми. Но у это­го трен­да, пер­во­оче­ред­ная цель кото­ро­го состо­ит в полу­че­нии уро­жая высо­ко­го каче­ства, есть недо­ста­ток: более про­дол­жи­тель­ный пери­од смы­ка­ния рядов, что в годы с весен­ни­ми засу­ха­ми ведет к неже­ла­тель­но­му интен­сив­но­му испа­ре­нию вла­ги из поч­вы. Кро­ме того, шири­на меж­ду­ря­дий, пре­вы­ша­ю­щая 75 см, и свя­зан­ное с этим исполь­зо­ва­ние осо­бых сажа­лок потре­бу­ют полу­че­ния спе­ци­аль­ных раз­ре­ше­ний или при­вле­че­ния отдель­ных реше­ний для их транс­пор­ти­ров­ки. Воз­мож­ной аль­тер­на­ти­вой для четы­рех­ряд­но­го испол­не­ния мог­ла бы стать ком­би­на­ция цен­траль­но рас­по­ло­жен­но­го бун­ке­ра и рас­кла­ды­ва­ю­ще­го­ся сбо­ку меха­низ­ма посад­ки, пода­ча поса­доч­но­го мате­ри­а­ла к кото­ро­му осу­ществ­ля­лась бы сен­со­ро­управ­ля­е­мы­ми транс­пор­те­ра­ми. Такие реше­ния уже суще­ству­ют в вари­ан­тах на шесть и восемь рядков.

Впе­чат­ля­ю­щее воз­дей­ствие на всю цепоч­ку про­из­вод­ства кар­то­фе­ля ока­зал бы пере­ход на трех­ряд­ную систе­му. В отли­чие от четы­рех­ряд­ных сажа­лок, исполь­зу­е­мых сего­дня при тех­но­ло­гии с уве­ли­чен­ным меж­ду­ря­дьем, габа­ри­ты трех­ряд­ных машин соот­вет­ство­ва­ли бы тре­бо­ва­ни­ям для пере­дви­же­ния по доро­гам обще­го поль­зо­ва­ния. Но любая сме­на тех­но­ло­гии сопря­же­на с высо­ки­ми инве­сти­ци­я­ми не толь­ко в поса­доч­ную и убо­роч­ную тех­ни­ку, и в этом кро­ет­ся основ­ное пре­пят­ствие для даль­ней­ше­го раз­ви­тия дан­ной идеи.

Задача усложнилась

По греб­не­вой тех­но­ло­гии кар­то­фель выра­щи­ва­ют прак­ти­че­ски повсе­мест­но. Наре­за­ние греб­ней ста­ло одной из основ­ных тех­но­ло­ги­че­ских опе­ра­ций, реа­ли­зу­е­мых одно­вре­мен­но с посад­кой. Но в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве здесь про­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы, свя­зан­ные с борь­бой с сор­ной рас­ти­тель­но­стью. Дело в том, что дис­кус­сии евро­пей­цев на счет допус­ка к при­ме­не­нию гер­би­ци­дов на осно­ве мет­ри­бу­зи­на под­сте­ги­ва­ют раз­ви­тие рын­ка машин для меха­ни­че­ской борь­бы, но они луч­ше справ­ля­ют­ся с уда­ле­ни­ем сор­ня­ков по боко­ви­нам греб­ня, неже­ли по его спин­ке. Сле­ду­ет не упус­кать из виду, что боко­ви­ны греб­ней из-за интен­сив­ной про­ни­зан­но­сти кор­ня­ми пред­став­ля­ют собой чув­стви­тель­ную зону, и по воз­мож­но­сти их сле­ду­ет остав­лять без вмешательства.

Все чаще наря­ду с клас­си­че­ски­ми ору­ди­я­ми для борь­бы с сор­ня­ка­ми кар­то­фе­ле­во­ды исполь­зу­ют маши­ны из тех­но­ло­ги­че­ских цепо­чек для дру­гих куль­тур. Появ­ля­ют­ся ору­дия с рабо­чи­ми орга­на­ми ново­го вида, с сен­сор­ным управ­ле­ни­ем, соче­та­ю­щие в себе воз­мож­но­сти для одно­вре­мен­ной меха­ни­че­ской и хими­че­ской борь­бы с сор­ня­ка­ми. В част­но­сти, в резуль­та­те встра­и­ва­ния тех­ни­ки для опрыс­ки­ва­ния в поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щие агре­га­ты на рынок выво­дят­ся маши­ны, обра­ба­ты­ва­ю­щие пре­па­ра­том толь­ко спин­ки греб­ней – лен­точ­ный способ.

С интен­си­фи­ка­ци­ей меха­ни­че­ских опе­ра­ций уча­ща­ют­ся про­ез­ды в бороз­дах, при­чем в тех, с кото­ры­ми до это­го колея не сов­па­да­ла. Свя­за­но это с тем, что у ору­дий для меха­ни­че­ской обра­бот­ки мень­шие шири­ны захва­та. Из-за это­го же они агре­га­ти­ру­ют­ся с более лег­ки­ми трак­то­ра­ми с адап­ти­ро­ван­ны­ми под шири­ну меж­ду­ря­дий шина­ми. Соот­вет­ствен­но, здесь боль­ше вни­ма­ния при­хо­дит­ся уде­лять угро­зе воз­ник­но­ве­ния поч­вен­но­го пере­уп­лот­не­ния, а при рабо­те по сырой поч­ве – появ­ле­ния неже­ла­тель­ных комьев. На таком фоне все чаще рынок стал пред­ла­гать циф­ро­вые реше­ния (при­ло­же­ния), поз­во­ля­ю­щие полу­чать опе­ра­тив­ные про­гно­зы в отно­ше­нии рис­ков воз­ник­но­ве­ния поч­вен­но­го пере­уп­лот­не­ния непо­сред­ствен­но перед выез­дом в поле. Они – вещь полез­ная, одна­ко не поз­во­ля­ют успеш­но раз­ре­шать кон­фликт инте­ре­сов, свя­зан­ный с огра­ни­чен­но­стью сро­ков про­ве­де­ния меха­ни­че­ских обра­бо­ток (вре­мен­ные рам­ки доволь­но узки) и спе­ци­фи­кой поля или же запла­ни­ро­ван­ным уров­нем производительности.

Справиться с ботвой

Огра­ни­че­ние исполь­зо­ва­ния хими­че­ских пре­па­ра­тов каса­ет­ся и вопро­са деси­ка­ции бот­вы, в свя­зи с чем про­из­вод­ство ботво­уда­ли­те­лей пере­жи­ва­ет ренес­санс. Совре­мен­ные ботво­уда­ли­те­ли отли­ча­ют­ся тем, что могут измель­чать ботву на рав­но­мер­ные части, осу­ществ­лять ее точ­ное и кон­тро­ли­ру­е­мое раз­ме­ще­ние в бороз­де, к тому же и высо­ту их рабо­ты мож­но регу­ли­ро­вать из каби­ны трак­то­ра. Поми­мо того, что­бы сокра­тить коли­че­ство про­ез­дов в поле и с тем избе­жать поч­вен­но­го пере­уп­лот­не­ния, а так­же мини­ми­зи­ро­вать шан­сы появ­ле­ния на боко­ви­нах греб­ней отдель­ных клуб­ней, к ним при­ме­ни­мо тре­бо­ва­ние по уве­ли­че­нию шири­ны захва­та (до сих пор они захва­ты­ва­ли толь­ко четы­ре ряда).

Ботво­уда­ли­те­ли исполь­зу­ют­ся и в хозяй­ствах, рабо­та­ю­щих с деси­кан­та­ми. Там где про­шел ботво­уда­ли­тель, при­ме­не­ние деси­кан­та будет эффек­тив­нее и эко­но­мич­нее. К тому же совре­мен­ные реше­ния поз­во­ля­ют вести опрыс­ки­ва­ние стро­го по рядкам.

Ботво­уда­ли­тель оста­ет­ся клю­че­вой маши­ной в тех­но­ло­гии и при исполь­зо­ва­нии аль­тер­на­тив­ных мето­дов избав­ле­ния от бот­вы. Ведь даже в слу­чае агре­га­та, сжи­га­ю­ще­го ботву, или же выдер­ги­ва­те­ля стеб­лей, завер­ша­ю­щих рабо­ту с остат­ка­ми бот­вы, он выпол­ня­ет основ­ной мас­штаб рабо­ты: уда­ля­ет бóль­шую часть назем­ной рас­ти­тель­ной массы.

Раз­ра­бот­ка ору­дий для уда­ле­ния бот­вы с исполь­зо­ва­ни­ем элек­три­че­ства про­дол­жа­ет­ся. Дан­ный спо­соб поз­во­лит мини­ми­зи­ро­вать рис­ки сни­же­ния каче­ства клубней.

Уборочные тренды

Засуш­ли­вые усло­вия, все чаще скла­ды­ва­ю­щи­е­ся к момен­ту убор­ки, тре­бу­ют от созда­те­лей машин для убор­ки кар­то­фе­ля боль­шей про­сто­ты. Совре­мен­ные эле­мен­ты сепа­ра­ции все чаще оправ­ды­ва­ют себя, поэто­му их совер­шен­ство­ва­ние оста­нав­ли­вать­ся не долж­но и не будет.

По-преж­не­му маши­но­стро­и­те­ли стре­мят­ся уве­ли­чить про­из­во­ди­тель­ность кар­то­фе­ле­убо­роч­ной тех­ни­ки глав­ным обра­зом за счет даль­ней­шей опти­ми­за­ции пото­ка клуб­ней в машине. К тому же уве­ли­чи­ва­ют­ся и объ­е­мы бун­ке­ров. За счет исполь­зо­ва­ния при­це­пов-пере­груз­чи­ков сокра­ща­ет­ся вре­мя на пере­ез­ды и выгруз­ку на краю поля.

Сохра­не­ние высо­ко­го каче­ства клуб­ней при всем стрем­ле­нии к высо­кой про­из­во­ди­тель­но­сти и сни­же­нию затрат не долж­но выпа­дать из поля зре­ния. Бла­го­да­ря уве­ли­че­нию чис­ла гид­ро­при­во­дов, вплоть до суще­ство­ва­ния моде­лей, регу­ли­ру­е­мых исклю­чи­тель­но гид­рав­ли­че­ски (даже в слу­чае одно- и двух­ряд­ных при­цеп­ных ком­бай­нов), настрой­ка режи­мов рабо­ты, сохра­ня­ю­щих каче­ство клуб­ней, реа­ли­зу­ет­ся суще­ствен­но про­ще. С инте­гра­ци­ей в отдель­ные рабо­чие груп­пы машин сен­со­ров ста­ла воз­мож­ной авто­ма­ти­че­ская настрой­ка под меня­ю­щи­е­ся усло­вия экс­плу­а­та­ции, облег­чил­ся труд опе­ра­то­ра, напри­мер на выгруз­ке кар­то­фе­ля в движении.

С уве­ли­че­ни­ем коли­че­ства настро­ек рас­тет и чис­ло тер­ми­на­лов управ­ле­ния, но про­из­во­ди­те­ли пыта­ют­ся доб­рую часть инстру­мен­та­рия и эле­мен­тов визу­а­ли­за­ции све­сти на один основ­ной мони­тор, сохра­нив при этом воз­мож­ность инди­ви­ду­а­ли­за­ции настро­ек в зави­си­мо­сти от пред­по­чте­ний опе­ра­то­ра. Задан­ная кон­фи­гу­ра­ция может быть сохра­не­на, как и про­чие основ­ные настрой­ки маши­ны, к кото­рым при воз­вра­ще­нии к опре­де­лен­ным усло­ви­ям убор­ки мож­но обра­тить­ся как к базо­вым или же для даль­ней­шей регу­ли­ров­ки под акту­аль­ные усло­вия вручную.

В совре­мен­ных маши­нах воз­мож­на и мас­штаб­ная пере­да­ча дан­ных с ком­бай­на на мобиль­ное устрой­ство или же ком­пью­тер, что поз­во­ля­ет кон­тро­ли­ро­вать рабо­ту маши­ны прак­ти­че­ски в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни или же про­во­дить доку­мен­ти­ро­ва­ние дан­ных. Систе­мы пере­да­чи дан­ных име­ют оче­вид­ные пре­иму­ще­ства, если в хозяй­стве исполь­зу­ют­ся маши­ны раз­ных брен­дов или же услу­ги выпол­ня­ют­ся на усло­ви­ях подряда.

Фор­си­ру­ет­ся маши­но­стро­и­те­ля­ми и раз­ра­бот­ка при­ем­ле­мо­го реше­ния по кар­ти­ро­ва­нию уро­жай­но­сти, посколь­ку полу­ча­е­мые дан­ные необ­хо­ди­мы при про­ве­де­нии в веге­та­ци­он­ный пери­од меро­при­я­тий с при­вяз­кой к отдель­ным зонам поля, то есть диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го полеводства.

Сохраняя клубни

В сег­мен­те хра­не­ния кар­то­фе­ля в Евро­пе акту­аль­ное раз­ви­тие все­це­ло опре­де­ля­ет­ся запре­том на при­ме­не­ние хлор­про­фа­ма, сдер­жи­ва­ю­ще­го раз­ви­тие инфек­ций на клуб­нях. Исполь­зо­ва­ние аль­тер­на­тив­ных про­дук­тов, для кото­рых харак­тер­на высо­кая неста­биль­ность, не толь­ко дик­ту­ет усло­вия по уста­нов­ке и выдер­жи­ва­нию режи­мов хра­не­ния, но и тре­бу­ет изме­не­ний в кон­струк­ции хра­ни­лищ. Ячей­ки-бун­ке­ры кар­то­фе­ле­хра­ни­ли­ща мень­шей вме­сти­мо­стью сно­ва в ходу, посколь­ку они поз­во­ля­ют орга­ни­зо­вать инди­ви­ду­аль­ный воз­ду­хо­об­мен и более эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние новых, доро­гих пре­па­ра­тов, сдер­жи­ва­ю­щих раз­ви­тие пато­ге­нов. Одно­вре­мен­но рас­тут тре­бо­ва­ния к гер­ме­тич­но­сти хра­ни­лищ и вен­ти­ля­ци­он­ных клапанов.

Все бóль­шую важ­ность при­об­ре­та­ет кон­троль содер­жа­ния в поме­ще­ни­ях угле­кис­ло­го газа и эти­ле­на. Имея точ­ные дан­ные, на прак­ти­ке мож­но обес­пе­чить режим хра­не­ния, тре­бу­е­мый для той или иной пар­тии това­ра, и задей­ство­вать при этом мини­маль­ный при­ток воз­ду­ха извне. Новые систе­мы управ­ле­ния поз­во­ля­ют доволь­но про­сто ком­би­ни­ро­вать поро­го­вые зна­че­ния под отдель­ные пара­мет­ры. В этой свя­зи ста­ло воз­мож­ным более эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние воз­ду­ха для охла­жде­ния клуб­ней, сохра­ня­е­мых в насы­пи или в кон­тей­не­рах, преж­де все­го в резуль­та­те при­ну­ди­тель­ной вентиляции.

Теп­лые зимы и удли­не­ние сро­ков реа­ли­за­ции, а с послед­ни­ми и сро­ков хра­не­ния ведут к росту спро­са на хра­ни­ли­ща с авто­ма­ти­че­ским охла­жде­ни­ем. Здесь воз­ни­ка­ют свои слож­но­сти по исполь­зо­ва­нию хлад­аген­тов того или ино­го вида.

Читайте также