Почувствуй себя за штурвалом самолета, за рычагами танка или за рулем гоночного болида! А если есть желание попробовать себя в роли фермера?
Компьютерные игры разделяют по жанрам. Нельзя сказать, что жанр компьютерных симуляторов / менеджеров имеет большую аудиторию. Но своя группа фанатов у них есть. Еще бы! Игры-симуляторы дают возможность управлять техникой, к которой в обычной жизни не подступиться. Многие хотя бы раз в жизни хотели увидеть себя в роли пилота, кто‑то – в роли танкиста, а кто‑то – в роли тракториста или комбайнера. В последнем случае на помощь может прийти игра Farming Simulator 17, появившаяся осенью этого года сразу на всех основных компьютерных платформах от PC и MAC, до консолей и мобильных устройств.
Пофермерствуем?
По правде сказать, Farming Simulator – это некое сочетание симулятора и экономической стратегии. Вам нужно будет не просто заняться возделыванием сельхозкультур, выращиванием скота, производством молока и даже заготовкой древесины, но и выстраивать экономическую модель производства и сбыта, а также заниматься развитием своего хозяйства.
Для знакомства с азами игры в главном меню предусмотрена функция «Обучение», при использовании которой можно познакомиться с принципами выращивания основных культур, основами кормопроизводства и кормления сельскохозяйственных животных (сюда следует добавить и лесоводство). После чего, создав персонаж и выбрав уровень сложности и карту, вы с головой погружаетесь в заботы собственного хозяйства.
Что производим?
Пока практически ничего. Ведь своей земли у нас всего три небольших поля, да и парк техники весьма скуден. А денег – мало! Поэтому после уборки, проведения культивации и посева на своих полях, придется засучить рукава и идти убирать то, что вырастили другие. Благо потребность в контрактной уборке по сценарию игры большая, да и техника там своя не нужна. Ее предоставляет хозяин поля. Главное успеть убрать за отведенное на это задание время.
Спектр доступных сельхозкультур зависит от карты. Полный список включает в себя: пшеницу, ячмень, рапс (канолу), сою, кукурузу, картофель, сахарную свёклу, подсолнечник, травосмеси, сидераты (редьку масличную) и даже тополь для производства щепы.
Что же касается животноводства, то стандартный список включает в себя коров, свиней и овец. Помимо этого, изначально на ферме есть небольшой курятник, однако значимого дохода от продажи яиц ожидать не стоит. Курятник предусмотрен создателями игры для антуража: ведь куры по механике игры совершенно не требуют ухода и кормления.
Растениеводство
К сожалению, технология возделывания всех сельхозкультур, используемых в игре, однообразна и нереалистична. Это «минималка» по формуле: «убрал культуру, прошелся культиватором и вперед: сеять снова». Раз в несколько лет по замыслу разработчиков все поля необходимо подвергать вспашке. Альтернатива в виде глубокорыхления отсутствует напрочь.
Отметим, что на результатах работы никак не сказывается тип орудия, применяемого для почвообработки. От характеристик конкретной модели зависят лишь расход топлива и производительность. Но больше всего удивляют моменты, когда сеялкой для No-till предлагают работать по «минималке», а картофелесажалка без фрезы с активными рабочими органами успешно нарезает гребни сразу после лапового культиватора или плуга. В ходе обучения севу вам может прийти в голову вопрос: «Зачем на трактор с небольшой полуприцепной сеялкой нужно навешивать фронтальный балласт?»
Мало реализма и в части работ по уходу за посевами и внесению удобрений. Несмотря на наличие в игре опрыскивателей, их функции сведены лишь к внесению жидких удобрений. Помимо этого, для повышения урожайности можно задействовать разбрасыватели минеральных удобрений, цистерны для навозной жижи и прицепы – разбрасыватели навоза. Каждое внесение удобрений за период вегетации по алгоритму игры дает прибавку урожайности 30 %. Причем нет различий в том, что и в какой период вносить. Вы можете разбросать твердый навоз на уже созревших зерновых и все равно получить прибавку.
Использование средств защиты растений в игре не предусмотрено.
Корма и животноводство
К процессам заготовки и раздачи кормов претензий несколько меньше. Кошение, ворошение, использование прицепов-подборщиков, кормоуборочных комбайнов или пресс-подборщиков показаны реалистично. Это же касается уборки кукурузы на силос. Неплохо выглядит и логистическая цепочка закладки кормов на хранение. Рулоны и тюки необходимо отвезти на склад, а зеленую массу для силоса и сенажа – в траншею. В последнем случае ее нужно утрамбовать и укрыть пленкой.
Освоение процесса кормораздачи оставляет после себя двойственное впечатление. С одной стороны, импонирует, что коров предполагается кормить полнорационной кормосмесью из сена, сенажа и кукурузного силоса. Но разрешается использовать и монокорм. Однако результат в этом случае будет хуже.
С другой стороны, процесс загрузки кормосмесителя компонентами вызывает ряд трудностей. Во-первых, комбинированное управление мышью, стрелой-манипулятором и камерой обзора не позволяет сделать все точно и быстро. Второй аспект: при «нахождении» пользователя в кабине погрузчика у него нет информации о том, что и сколько он загрузил в смеситель-кормораздатчик. То, что этот показатель важен, становится ясно лишь тогда, когда пересаживаешься на место кормача в трактор. Тут оказывается, что в чрево кормосмесителя, согласно рациону, необходимо догрузить еще силос.
Свиней, как и коров, предполагается кормить также смесью. Основная часть зерновая: кукуруза + ячмень или пшеница. Обязательна белковая часть: соя или семечка подсолнечника. Плюс 5 % картофельных клубней или корнеплодов сахарной свёклы.
О реалистичности отображения процесса кормоприготовления и способа раздачи смеси свиньям говорить, к сожалению, не приходится.
Экономическая составляющая
Товар – деньги – товар. Эта знакомая всем формула находит свое отражение и в Farming Simulator. Наиболее распространенной продукцией, которую вы можете произвести, являются, разумеется, основные полевые культуры.
Пшеницу, ячмень, кукурузу, рапс и другие культуры в игре можно продавать не только специализированным компаниям (мукомольным предприятиям, посредникам и пр.), но и своим коллегам по ремеслу – фермерам, за которых играет компьютер. При этом стоит учитывать разницу в стоимости продажи на различных площадках и колебания цен. Внезапно цена может вырасти или упасть. Так что торопиться с продажей продукции с поля не следует.
Порой намного выгоднее попридержать ее на складах и выставить на продажу при появлении повышенной цены. Аналогичным образом можно поступать с древесиной, щепой, шерстью, кормами, навозом и навозной жижей. Твердый навоз и жижу без проблем принимает биогазовая станция. Правда, и цена соответствующая. Хотя, когда нужно скорее освободить лагуны, об этом вряд ли станешь задумываться.
Что же касается приобретения, то здесь все просто. Техника, оборудование, семена и удобрения продаются в «Магазине». Причем технику можно не только купить, но и при необходимости арендовать на несколько дней, например для уборки урожая. Здесь же можно продать и свою старую технику. Однако выручка в этом случае составит лишь 50 % от ее первоначальной стоимости.
Техника
Отдельного комментария заслуживает ассортимент техники. Он более чем богат. Даже в базовой версии игры в «Магазине» присутствуют почти три сотни различных моделей тракторов, комбайнов и других единиц сельхозтехники. Число же подключаемых сторонних модификаций практически не поддается учету. «На просторах интернета» вы встретите даже модели легендарного трактора Сталинец-60 или МТЗ-50. Не говоря уже о самой современной технике.
Одним из новшеств Farming Simulator стала возможность для некоторых тракторов при покупке выбрать следующие опции: модификация двигателя, переднее навесное устройство и тип колес (стандартные, «узкие» или сдвоенные). В процессе выбора необходимо учитывать не только технические характеристики модели, но и стоимость ее обслуживания. Эта сумма ежедневно будет вычитаться с вашего счета. Время от времени технику придется даже загонять на мойку. Ведь загрязняется она в процессе работы весьма реалистично. Однако от «Агросимулятора», конечно же, хотелось бы больше реализма в показе процесса работы и меньше технических и технологических ляпов, вызывающих лишь снисходительную улыбку. Иначе получается как у попугая Кеши, очутившегося в деревне: «Скажите, сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки будет засыпано в инкубаторы после обмолота зяби?»