Соединенные Штаты Америки – удивительная страна с разнообразным сельским хозяйством. Здесь гигантские агрохолдинги, использующие передовые биотехнологии, соседствуют с небольшими семейными фермами, производящими экологически чистую продукцию.
Органическое сельское хозяйство в США
Наблюдать за природой из иллюминатора самолета в прекрасную безоблачную погоду – одно удовольствие. Ландшафты Соединенных Штатов Америки поражают своей красотой и разнообразием. Белые барашки океанов, пустыня в Аризоне, хребты Кордильер, озера и лесные массивы северо-восточных штатов. Должно быть, и сельское хозяйство здесь столь же разнообразное. Ну что ж, посмотрим!
Мекка органики
Путешественникам, желающим ненадолго окунуться в мир американского сельского хозяйства, обойти стороной Калифорнию никак нельзя. Дело тут не только в местных достопримечательностях и туристической популярности штата во всем мире, но и в его сельскохозяйственной значимости для США. Близость океана, холмистый рельеф и туманы обусловливают особый климат и создают благоприятные условия для выращивания овощей, плодовых деревьев и винограда. Калифорнийские овощи и фрукты красуются на полках супермаркетов во всех городах страны, а огромные грузовые суда доставляют их в дальние точки мира. Кроме того, Калифорния – это мекка органического сельского хозяйства и регион, где уже сложилась своя история развития экологического производства продуктов питания.
Одной из первых органических ферм можно назвать Star Route Farms в округе Марин. Ферма Уоррена Вебера начала свою работу в далеком 1974 году, тогда же она получила сертификат на производство экопродукции. В тяжелые 90‑е годы, во времена серьезного давления крупного бизнеса на представителей органического движения, хозяйству Уоррена Вебера за счет гибкости и быстрой адаптации к существующим условиям удалось не только выжить, но и пережить некоторых конкурентов.
«Мы являемся старейшей сертифицированной органической фермой в Соединенных Штатах Америки», – с гордостью заявляет хозяин. Сейчас предприятию принадлежат 100 акров земли (40 га), здесь на постоянной основе трудятся 25 человек, продажи достигают 25 тыс. долларов с одного акра, а ведь 42 года назад все было совершенно иначе. «Мы начали производство на пяти акрах, использовали лошадей и необходимое оборудование и были полны «длинноволосых амбиций», – рассказывает У. Вебер.
Стремление хиппи к единству с природой привело молодого парня, защитившего диссертацию по английскому языку и литературе, в сельское хозяйство. Помидоры-черри, кабачки, салат-латук, чеснок и некоторые пряные травы стали первыми культурами на ферме. С ростом площадей возделываемых земель расширялся ассортимент выращиваемых культур, проводились эксперименты с новыми сортами, но неизменной оставалась технология.
«Мы до сих продолжаем использовать проверенную временем технику внесения органических удобрений, укрытия культур и внесения гумуса для обогащения почвы и оздоровления посевов», – рассказывает У. Вебер, бывший хиппи и бывший президент Калифорнийского агентства по сертификации органических фермеров (ССOF).
Фермер и активист органического движения работает, не покладая рук, чтобы справляться с различными проблемами. Самым дорогим является труд. Расходы на оплату труда работников достигают почти 60 % всех расходов. Кроме того, каждому работнику нужно предоставить жилье, потому что, как правило, трудиться на полях соглашаются только выходцы из Латинской Америки. Немало времени и средств отводится на организацию логистики. Система дистрибуции должна функционировать как часы. Иначе небольшие органические предприятия рискуют лишиться доверия клиентов. Своим основным покупателям – ресторанам, фермерским рынкам – Star Route Farms доставляет овощи и зелень собственными грузовиками. Что касается государственной поддержки, то рассчитывать на нее не приходится. Фермеры вынуждены сами бороться за свое существование и черпать средства из собственных источников. Небольшую помощь «свыше» хозяйства могут получить только на осуществление природоохранных проектов.
Как ни странно, ругать государство за неактивную поддержку У. Вебер не собирается. Он придерживается другой точки зрения: «Если ты как фермер все время просишь деньги у правительства, это означает, что ты находишься на грани банкротства. Если ты ходишь к государству с протянутой рукой, то, значит, тебе не место на рынке», – убежден Уоррен Вебер.
Праздник выходного дня
Фермерский рынок, о котором упоминал Уоррен Вебер как о важном канале сбыта, мне удалось посетить, но уже не в Калифорнии, а в штате Висконсин. Вместо того чтобы отсыпаться после интенсивной трудовой недели, в 8 утра в субботу люди толпами бегут на капитолийскую площадь Мадисона. Для чего? А чтобы приобрести настоящие фермерские продукты! Для жителей города посещение фермерского рынка уже давно превратилось в развлечение: здесь можно не только приобрести настоящие фермерские и органические продукты, но и на что-то поглазеть, что-то попробовать, да и просто пообщаться с народом. Обойти площадь по кругу и не купить милый букетик из подсолнухов, охапку свежей зелени или кусочек домашнего сыра – просто невозможно!
За один день рынок посещают до 20 тысяч человек, денежный оборот составляет миллионы долларов. Неплохая выручка вырисовывается у фермеров! Однако получить «местечко под солнцем» могут далеко не все региональные производители.
Своей очереди постоять у регионального Капитолия фермеры ожидают годами, но уж войдя на рынок, крепко держатся за свое место и соблюдают строгие правила продажи. Торговать разрешается только членам фермерской семьи и только собственной продукцией, продавать по демпинговым ценам нельзя. В общем, вести себя нужно прилично и соблюдать иерархию. За порядком следит комиссия, в которую входят девять фермеров – участников рынка. О правилах игры я узнала от члена комиссии – Ребекки Гудман.
Вместе с мужем и сыном они владеют в округе Сок небольшим предприятием Northwood Organic Farm, которое занимается скотоводством с 1889 года. В 90‑х годах фермеры решили сменить технологию и переключиться на органику. «Мы переходили на экологическое производство постепенно. Стремились обеспечить себе независимость, вести дела так, как мы сами этого хотим», – рассказывает Ребекка Гудман.
Хозяйство Гудманов расположено на 200 акрах земли, еще 300 акров взяты в аренду. Обязанности на ферме четко распределены. Ребекка и Джим Гудманы занимаются животными, а муж и жена Бен и Кори Пал, недавно выкупившие долю на предприятии, заботятся о кормовой базе, выращивают пшеницу, овес, сою, рожь, кукурузу и сено.
Основной продукт, поступающий на фермерский рынок, – мясо бычков голштинской породы. Свежее мясо покупатели быстро разбирают, потому что доверяют качеству продукции Northwood Organic Farm. За 17 лет работы на этом рынке у фермеров сложился круг постоянных потребителей. «Здесь есть новые лица и завсегдатаи. Мы видим, как растут дети наших покупателей. Это чудесное место и чудесный рынок!» – добавляет глава семьи Джим Гудман.
О курице и яйцах
Отличия обычных овощей от органических, обычного мяса от органического – очевидны. Этого не скажешь о куриных яйцах. Уяснить разницу мне помог Райан Миллер, владелец и руководитель фабрики по сортировке и упаковке яиц Farmers hen house в городе Калона, штат Айова.
Помимо яиц, полученных от птицы с клеточным содержанием, на американском рынке представлены яйца птиц, содержащихся вне клеток (cage-free) и со свободным выгулом (free-range). Обе технологии содержания относятся к традиционным, поскольку допускают использование обычных кормов в рационе. Однако преимуществом их можно назвать более комфортные условия содержания птицы. Доля таких яиц на рынке составляет около 10 %, а цены достигают трех долларов за дюжину. Они почти в три раза дороже клеточных. Кроме того, примерно 7 – 8 % рынка занимают органические яйца, включающие также и яйца, полученные в условиях содержания кур на подножном корме (pasture-raised). Данная технология производства исключает использование фермерами кормов с ГМО, гормонами, антибиотиками, добавками, а также требует наличия не менее 2,5 акров земли для 1000 кур.
Яйца различных видов поставляют на фабрику Farmers hen house 70 фермерских хозяйств из пяти соседних штатов. Здесь яйца моют, сортируют и упаковывают. Каждые сутки предприятие готовит к отправке миллион яиц. Реализацией продукции на западном побережье страны и на Гавайях занимаются распределительные центры, базирующиеся в штатах Огайо и Джорджия.
Примерно 80 % потребителей и розничных сетей к 2025 году пообещали перейти на использование яиц внеклеточного содержания (cage-free). Несмотря на высокую цену, стремительно растет и заинтересованность потребителей в экологически чистых куриных яйцах. По словам Р. Миллера, его фабрика узкоспециализированная и конкурировать с крупнейшими яичными предприятиями не может, поэтому близок день, когда она полностью перейдет на сортировку и упаковку органических яиц.
Заключение
Производство органических продуктов питания в Соединенных Штатах несколько десятков лет назад было частью модной субкультуры. Сегодня это не только образ жизни и реальные аграрные технологии, но даже стратегия конкуренции в виде рыночной ниши, на которую не распространяется влияние гигантских сельскохозяйственных предприятий. Выбор традиционной или органической продукции – дело потребителя.