Замбию называют в мире «спящим гигантом», или «житницей Африки». Она обладает уникальными возможностями увеличения производства продуктов питания, однако пока ей не удается раскрыть свой потенциал.
Молочное скотоводство в Замбии
Аграрии Замбии сталкиваются со многими трудностями, в том числе и климатическими. В 2016 году сезон дождей установился позже обычного, а количество выпавших осадков оказалось недостаточным. В соседнем государстве Малави по этой причине большая часть населения пострадала от голода. Падение урожайности и выручки снижает инвестиционные возможности сельхозпредприятий. Малые формы хозяйствования, а также семейные фермы, для которых сельское хозяйство – это способ выживания, при кредитной ставке свыше 30 процентов вообще не имеют никаких шансов для расширения или модернизации своего предприятия.
Малый сектор
Предложение национального банка Замбии Занако со слоганом «Возьми корову и вступи в бизнес» – попытка активизировать отрасль сельского хозяйства за счет выдачи кредитов начинающим фермерам. Тем не менее традиционные производители молока в стране – это мелкие хозяйства, изготавливающие продукцию в основном только для собственного потребления. Фермы используют примитивные технологии: коровы днями напролет перемещаются по не огражденной забором саванне, дважды в день ходят на водопой, ночуют в закрытом загоне.
В зависимости от времени года и наличия кормов суточная молочная продуктивность колеблется от двух до пяти литров на голову. Основными породами скота являются африканские – африкандер и боранс, но также имеется помесный скот, скрещенный с фризской и джерсейской породами. Все животные должны выделяться устойчивостью к жаре и заболеваниям.
Уровень механизации сельхозпредприятий крайне низкий. Ручная дойка до сих пор встречается достаточно часто. Как объясняет женщина-фермер, в хозяйстве которой содержится 40 коров джерсейской породы, преимущество ручной дойки состоит в том, что здесь отсутствует необходимость использования специальных дезинфицирующих средств для доильной установки, инвестиций, да и все мужчины обеспечены работой.
Сложная инфраструктура
Доение коров проводится один или два раза в день в зависимости от того, подходят ли телята к матерям. Молоко, произведенное сверх внутреннего потребления, в свежем или сквашенном виде продается прямо в хозяйстве или же в бидонах на велосипеде отвозится на пункты сбора молока. Пройдя контроль качества, молоко поступает на переработку на два крупнейших молокозавода в стране – итальянский Parmalat или индийский Creambell. Слабое освоение страны и дорог, а также их плохое состояние, является основным препятствием для транспортировки молока. Качественная молочная продукция главным образом отправляется в столицу Замбии – Лусаку.
По причине эпизоотического статуса ни молочные, ни мясные продукты, произведенные в Замбии, не поступают на экспортные рынки. Уровень самообеспеченности страны молоком не превышает и 30 %. Выровнять высокий спрос на молочную продукцию помогают импортные сухая молочная сыворотка и молочный жир.
В некоторых продовольственных магазинах можно приобрести пол-литровый пакет молока от компании Parmalat по цене 1,05 евро / л. Если учесть, что средний доходна душу населения в стране составляет около 3350 евро / год, то молочные продукты приравниваются к товарам роскоши. Тем не менее в списке постоянных покупок растущего среднего класса населения стоят молоко, йогурты, пахта и сыр Чеддар.
Для мелких фермеров Замбии – это несомненный плюс. Несмотря на то что молочное скотоводство – сложная и капиталоемкая отрасль, с финансовой точки зрения она является привлекательной для фермеров. Некоторые молочные предприятия смогли добиться рентабельности до 40 %.
Большие хозяйства
Наряду с мелкотоварными молочными хозяйствами, которых в стране насчитывается около 600 тысяч и поголовье в которых составляет 2,4 млн коров, в Замбии ведут свою деятельность и крупные коммерческие сельхозпредприятия. Их совокупный объем производства достигает 60 % всего молока в стране, которое поступает на переработку на местные молочные заводы.
Общее поголовье ста крупнейших предприятий достигает 300 тысяч коров. Как и в Новой Зеландии, для них характерно интенсивное пастбищное содержание без животноводческих помещений. В зависимости от сезона молочная продуктивность одной головы не превышает 20 кг / сутки.
Одним из самых технологичных предприятий Замбии считается Kalundu Dairy von Zammilk. Оно было основано 17 лет назад и принадлежит замбийской компании Zambeef, которая участвует на лондонской бирже.
В настоящее время в одном современном животноводческом помещении хозяйства с охлаждающими вентиляторами круглогодично содержатся 900 коров голштино-фризской породы, питающихся полнорационной кормосмесью.
Как следует из названия, основной деятельностью сельхозпредприятия является производство молочной и мясной продукции и их реализация в 92 собственных филиалах, а также розничная продажа. Площадь кормовых угодий хозяйства занимает 17 тыс. га.
Летом с полей убирают около 40 млн т сои, а зимой – 12 млн т пшеницы. Кроме того, предприятие владеет собственным комбикормовым заводом, насчитывает 2500 голов дойного стада с молодняком и 24 тысячи голов на откорме, построило два убойных цеха с перерабатывающей мощностью 100 тысяч голов, молочный завод, а также птицеводческое направление. Таким образом, сельхозпредприятие является ни чем иным, как вертикально интегрированным комплексом.
Объем производства молока в 2015 году составил 6,9 млн кг, однако и такое количество продукции не смогло удовлетворить экстремально высокий спрос на свежее молоко. В сложившихся условиях компания Zammilk решила привлечь дополнительные инвестиции, чтобы повысить молочную продуктивность 2100 дойных коров до 30 кг на голову в сутки и загрузить перерабатывающие мощности до 70 тысяч литров молока в сутки. Ассортимент выпускаемой продукции ориентирован только на внутренний рынок и включает пастеризованное молоко, йогурты, сыр, масло и молочно-фруктовые соки.
Генетика из Америки
Многое для предприятия сделал его управляющий Стив Хапельт. Несмотря на то что С. Хапельт руководит молочным хозяйством всего 18 месяцев, два из восьми запланированных коровника, рассчитанных на 340 голов каждый, уже введены в эксплуатацию. Доение осуществляется дважды в день пока еще в доильном зале «Свинговер» на 40 мест, но строительство нового цеха с доильной установкой «карусель» на 70 мест уже идет полным ходом.
С монтажом новых животноводческих помещений идет и наращивание поголовья. В настоящее время 95 % поголовья – голштино-фризской породы, но, поскольку ввозить животных из‑за рубежа затруднительно, предприятие импортирует семя быков из США и Канады. «Я заказываю только семя четырех лучших быков-производителей, входящих в десятку лучших по индексу, составленному Американской ассоциацией по разведению голштино-фризской породы скота. Сейчас нам очень нужны телята, поэтому мы закупаем сексированное семя», – говорит С. Хапельт.
Кроме того, большое внимание руководитель уделяет и экстерьеру животных – они не должны быть слишком крупными. Жара во влажный сезон дождей представляет собой суровое испытание для животных. Коровы, имеющие живую массу около 540 кг, легче приспосабливаются к окружающим eсловиям и переносят жару до 45 °C. Уменьшают стресс от жары и немного охлаждают помещение вентиляторы с системой опрыскивания на кормовом столе.
Продуктивное долголетие скота на предприятии составляет три и выше лактации. Основными проблемами в стаде являются мастит и заболевания копыт. Ежедневно коровы вынуждены преодолевать долгий путь по каменистой дороге до доильного зала. Хотя в хозяйстве два специалиста и проводят обработку копыт водой с медным купоросом, а в сезон дождей еще и формалином, проблему болезней копыт это все равно не решает.
Аспекты кормления
Основные корма сельхозпредприятие заготавливает самостоятельно. И главным кормом служит устойчивая к засухе родсова трава (хлорис гайанская), урожайность которой составляет от 10 до 16 т / га. 30 тысяч тонн кукурузы закладывается на силос в траншею глубиной до восьми метров. Дополнительно неподалеку от реки Замбези возделывают люцерну. Закупать приходится хлопковый жмых, кукурузные отруби и мелассу.
Кормление дойных коров осуществляется по группам продуктивности. 40 % суточного рациона выдается в два часа ночи, 60 % – в 12 часов дня. В настоящее время средняя молочная продуктивность одной головы составляет 27 кг молока в сутки.
Молодое поколение
Выращивание молодняка на предприятии – ответственная задача. Все телята после рождения получают шесть литров молозива, а затем в течение 90 дней – молоко. К моменту отъема живая масса телят должна составлять 100 кг. Особой гордостью Стива Хапельта является такой показатель, как процент падежа живорожденных телят. Он находится на отметке всего 0,1 %. При достижении 13 – 14 месяцев и 350 кг живой массы нетели до трех раз осеменяются сексированной спермой. Сейчас осеменение нетелей ведется круглый год, но в ближайшем будущем оно будет проводиться так, чтобы отел приходился на прохладный сухой сезон осенью или зимой.
Подглядеть в будущее
Крупным конкурентом Zammilk является компания Parmalat, которая наполняет рынок импортным сухим молоком и молоком ультравысокотемпературной обработки. Однако Стив Хапельт уверен, что цельное молоко, а также высококачественные молочные продукты, переработанные из него под брендом Zammilk, уникальны в Замбии, что является важнейшим конкурентным преимуществом. «Пока не в силах удовлетворить растущий спрос на наши продукты в стране, но мы работаем над этим!» – говорит руководитель предприятия.
Коротко о стране
Замбия – страна неисчерпаемых возможностей. Для нее характерна политическая стабильность, относительно умеренные климатические условия с уровнем осадков 800 – 1400 мм в год и низменными почвами. Из 752 млн га для сельскохозяйственных нужд пригодны 42 млн га, однако используется только 15 %.
Имея водные резервы свыше 40 % в Южной Африке, страна имеет широкие возможности для наращивания объемов производства сельхозпродукции. Почти 10 % занимают орошаемые сельхозугодья. В ближайшее время они будут охватывать еще шесть тысяч гектаров.
Как и во всей Африке, население Замбии молодое и растущее. 75 % замбийцев напрямую или косвенно связаны с сельским хозяйством. После добычи меди сельское хозяйство занимает второе место в ВВП страны. 75 % сельхозпродукции производят мелкотоварные хозяйства, а 25 % – крупные коммерческие сельхозпредприятия.