Фото: Freitag Photography

Когда «старички» гоняют

Фото: Freitag Photography

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Дагмар Дойч, agrarheute, ФРГ

Поделитьтся

24‑часовые гон­ки тракторов‑олдтаймеров в австрий­ском Райн­гер­се про­хо­дят еже­год­но. Ушед­ший год стал, конеч­но, исклю­че­ни­ем. С надеж­да­ми и ори­ен­ти­ра­ми толь­ко на луч­шее вно­сим собы­тие в кален­дарь насту­пив­ше­го года и вспо­ми­на­ем, как про­шли сорев­но­ва­ния в 2019‑м.

Развлечения в сельской местности

Черный как смоль трак­тор в пятом стар­то­вом ряду. На боко­вой крыш­ке его капо­та угро­жа­ю­щее изоб­ра­же­ние чере­па под капю­шо­ном. Да-да, тут вам не пло­щад­ка для ката­ния на пони – здесь серьез­ные гон­ки! За рулем трак­то­ра-боли­да 25-лет­ний Дани­эль Гра­бен­хо­фер: на голо­ве шлем, пяти­то­чеч­ный ремень без­опас­но­сти креп­ко фик­си­ру­ет пило­та в крес­ле. Крыш­ка на выхлоп­ной тру­бе его Steyr 1100 1974-го года выпус­ка нерв­но хло­па­ет в ожи­да­нии стар­та. Вокруг рычат дру­гие «боли­ды», сего­дня их 82. Вот сто­ит John Deere 4320 72-го года выпус­ка, Massey Ferguson 1100 – 69-го, моде­ли помень­ше: Steyr T80 – 54-го, Warchalowski WT 14 – 58-го… Все в спе­ци­аль­ном обрам­ле­нии защит­ных реше­ток и с уси­лен­ны­ми кар­ка­са­ми – так надо для без­опас­но­сти. Неко­то­рые укра­ше­ны фла­га­ми, дру­гие – дерз­ки­ми девизами.

Хотя трак­тор Дани­э­ля со стар­то­вым номе­ром 94 и выде­ля­ет­ся сво­им агрес­сив­ным дизай­ном, это­го кре­а­тив­но­му пило­ту как буд­то было недо­ста­точ­но – на кры­ле кра­су­ет­ся над­пись: «Все, что с дви­га­те­лем до шести цилин­дров, – асо­ци­аль­но». Пилот в оче­ред­ной раз рас­прям­ля­ет паль­цы, преж­де чем креп­ко обхва­тить ими руль. Ника­ких пово­ро­тов голо­вы ни вле­во, ни впра­во, взгляд направ­лен стро­го впе­ред – на пейс-кар, сто­я­щий перед пер­вой стар­то­вой линией.

Зри­те­ли за ограж­де­ни­я­ми сосре­до­то­чен­но сле­дят за про­ис­хо­дя­щим на пло­щад­ке. Прав­да, здесь пока толь­ко дви­же­ние рас­ка­лен­но­го воз­ду­ха и вид­но. Напря­же­ние рас­тет, обста­нов­ка нака­ля­ет­ся. Еще чуть-чуть, и будет дан старт XVI Меж­ду­на­род­ным гон­кам на трак­то­рах на длин­ную дистанцию.

Старт с хода

У ограж­де­ния в зоне пад­до­ка (место мотор­хо­умов команд) сто­ит Гра­бен­хо­фер-стар­ший. Андре­ас не толь­ко отец Дани­э­ля, он еще и гла­ва гоноч­ной коман­ды agra. Хотя его racingteam высту­па­ет в 24-часо­вых гон­ках уже в пятый раз, босс ожи­да­ет нача­ла заез­да в напря­же­нии: впер­вые в этом году орга­ни­за­то­ры реши­ли про­ве­сти старт с хода. Всем 82 участ­ни­кам пред­сто­ит дви­гать­ся за пейс-каром до тех пор, пока авто­мо­биль не скро­ет­ся в пад­до­ке в кон­це раз­го­ноч­ной пря­мой, толь­ко тогда мож­но будет дать пол­ный газ. «Сде­ла­но это было, что­бы избе­жать стол­по­тво­ре­ния на стар­те, – пояс­ня­ет Андре­ас Гра­бен­хо­фер, не отры­вая глаз от пло­щад­ки с гоноч­ны­ми трак­то­ра­ми, гото­вы­ми сорвать­ся в бой. – В былые годы из-за неболь­ших столк­но­ве­ний на стар­те дви­же­ние бло­ки­ро­ва­лось, отсю­да и такое реше­ние организаторов».

В кон­це раз­го­ноч­ной пря­мой доро­га с грун­то­вым покры­ти­ем ведет к асфаль­ти­ро­ван­но­му полот­ну, где боль­ши­ми тюка­ми соло­мы отбит кори­дор, в кото­рый про­скольз­нуть спо­со­бен лишь один трактор.

Вот в рядах зри­те­лей под­нял­ся шум: пейс-кар тро­нул­ся, дей­ство нача­лось! Сра­зу за вира­жом в кон­це стар­то­вой поло­сы авто­мо­биль сво­ра­чи­ва­ет к пад­до­ку. Мото­ры трак­то­ров взвы­ва­ют, выхлоп­ные тру­бы начи­на­ют выпле­вы­вать обла­ка копо­ти, кото­рые затем пере­ме­ща­ют­ся вслед за «боли­да­ми», их выпу­стив­ши­ми. Дани­эль выжи­ма­ет педаль газа сво­е­го Steyr 1100, шеле­стит мимо по грун­то­вой пло­щад­ке и скры­ва­ет­ся в обла­ке пыли, под­ня­том трак­то­ра­ми пер­вых рядов. Видеть в этом обла­ке что-либо мож­но едва ли, и в тес­ном кори­до­ре со сте­на­ми из тюков соло­мы ори­ен­ти­ром слу­жит толь­ко впе­ре­ди иду­щий трактор.

До 1975го, не моложе!

Один за дру­гим трак­то­ры, не создав проб­ки, доби­ра­ют­ся до асфаль­ти­ро­ван­но­го полот­на, а затем исче­за­ют в лесоч­ке за гори­зон­том. И вот уже сорев­но­ва­ние в самом раз­га­ре, участ­ни­ки на трас­се в 7,5 км нама­ты­ва­ют круг за кру­гом – и это вполне под­хо­дя­щее вре­мя, что­бы пере­ве­сти дух, пере­клю­чить­ся на про­смотр зре­ли­ща в спо­кой­ном режи­ме, узнать о пра­ви­лах гонок чуть подробнее.

В Райн­гер­ской гон­ке могут при­ни­мать уча­стие исклю­чи­тель­но трак­то­ры-олдтай­ме­ры годом выпус­ка не моло­же 1975-го. Старт орга­ни­зу­ют в двух груп­пах. В груп­пе А сорев­ну­ют­ся трак­то­ры серий­но­го испол­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие ско­рость до 40 км / ч, в груп­пе В стар­ту­ют моди­фи­ци­ро­ван­ные трак­то­ры, спо­соб­ные одо­ле­вать трас­су со ско­ро­стью до 70 км / ч. В каж­дой груп­пе пять под­групп в зави­си­мо­сти от мощ­но­сти дви­га­те­ля или же чис­ла его цилин­дров. Дани­эль с пят­на­дца­тью дру­ги­ми трак­то­ра­ми в груп­пе В6 – для шести­ци­лин­дро­вых трак­то­ров. Насколь­ко он или дру­гие участ­ни­ки при­дер­жи­ва­ют­ся мак­си­маль­но допу­сти­мо­го для их груп­пы ско­рост­но­го режи­ма, кон­тро­ли­ру­ет­ся орга­ни­за­то­ра­ми посред­ством GPS-тре­ке­ров, уста­нов­лен­ных на каж­дом из «боли­дов». Гра­бен­хо­фер-стар­ший, обло­ко­тив­шись о стол с напит­ка­ми в палат­ке коман­ды agra, разъ­яс­ня­ет: «Если ско­рост­ной режим не соот­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям, то в зави­си­мо­сти от того, насколь­ко пре­вы­ше­на раз­ре­шен­ная мак­си­маль­ная ско­рость, добав­ля­ет­ся штраф­ное вре­мя – мини­мум десять минут. Тот, кто пре­вы­сит допу­сти­мую ско­рость на 10 км / ч, дис­ква­ли­фи­ци­ру­ет­ся». Ком­мен­ти­руя пра­ви­ла, шеф коман­ды не упус­ка­ет из виду стар­то­во-раз­го­ноч­ную поло­су: Дани­эль про­ехал мимо уже пару раз, впро­чем, как и два дру­гих эки­па­жа коман­ды – ситу­а­ция для agra выгля­дит неплохо.

В целом на стар­то­вой пря­мой «экшн», мож­но счи­тать, закон­чил­ся, и неко­то­рые зри­те­ли реша­ют пере­ме­стить­ся к наи­бо­лее зре­лищ­ным отрез­кам трас­сы. Там, где трак­то­ры выез­жа­ют из лесоч­ка, грун­то­вая доро­га с неболь­шим подъ­емом ведет сно­ва на асфаль­ти­ро­ван­ный уча­сток, и точ­но в этом месте опас­ный пово­рот. В щебе­ноч­ном покры­тии доро­ги места­ми обра­зо­ва­лись выбо­и­ны, что дела­ет этот уча­сток трас­сы ковар­ным. Поте­ряв кон­такт с покры­ти­ем, любой участ­ник гонок доволь­но быст­ро может спро­во­ци­ро­вать столк­но­ве­ние или уле­теть в ограж­де­ние. Любой, но толь­ко не трак­тор со стар­то­вым номе­ром 94! Череп на крыш­ке капо­та выры­ва­ет­ся из леса. Дани­эль, креп­ко вце­пив­шись в руль, слег­ка при­тор­ма­жи­ва­ет перед пово­ро­том и уве­рен­но выво­дит маши­ну с щеб­ня на асфальт – теперь газу!

Меж тем за обще­ни­ем в палат­ке коман­ды agra про­ле­те­ли уже два часа гонок. Дани­эль, стар­то­вав­ший в сво­ей груп­пе девя­тым, сумел пере­ме­стить­ся на седь­мую пози­цию, и у него еще есть вре­мя, что­бы обой­ти остав­ши­е­ся шесть эки­па­жей: по регла­мен­ту 24-часо­вых гонок один гон­щик может оста­вать­ся за рулем мак­си­мум восемь часов, затем его сме­ня­ют кол­ле­ги по команде.

Переделан для гонок

Вопре­ки пред­став­ле­ни­ям 24-часо­вые гон­ки не ведут­ся круг­ло­су­точ­но в режи­ме non-stop: то ава­рия слу­чит­ся, то полом­ка про­изой­дет. Сорван­ные нако­неч­ни­ки руле­вой тяги, раз­ло­ман­ные перед­ние оси или выход из строя дви­га­те­ля – сво­е­го рода фоно­вый шум гонок, поэто­му вре­мя от вре­ме­ни кон­тро­ле­ры и под­ни­ма­ют крас­ные флаж­ки, оста­нав­ли­вая дви­же­ние на трас­се. Вот и теперь Дани­эль зами­ра­ет в зоне стар­то­вой пря­мой в ожи­да­нии, когда сер­вис­ный трак­тор вытя­нет с щебен­ки менее удач­ли­во­го кон­ку­рен­та. Сего­дня, к сча­стью, никто не постра­дал, одна­ко не все­гда такие инци­ден­ты завер­ша­ют­ся благополучно.

Что­бы трак­то­ры мог­ли оси­лить гон­ки и соот­вет­ство­ва­ли тре­бо­ва­ни­ям сорев­но­ва­ний на длин­ные дистан­ции, коман­да гон­щи­ков agra свои «боли­ды» под­верг­ла моди­фи­ка­ции. Андре­ас Гра­бен­хо­фер пояс­ня­ет: «Важ­на при­е­ми­стость трак­то­ра, центр его тяже­сти к тому же дол­жен быть как мож­но ниже – как в вело­мо­би­ле». Гла­ва коман­ды сто­ит все там же, у сто­ла с напит­ка­ми в палат­ке коман­ды, и пере­во­дит свой взгляд на кон­тро­ле­ра, под­няв­ше­го перед Steyr 1100 крас­ный фла­жок. Но трак­тор дол­жен быть в отлич­ной фор­ме: его дви­жок пол­но­стью пере­бра­ли к этим гон­кам, уста­но­ви­ли новое сцеп­ле­ние и перед­нюю подрес­со­рен­ную ось от авто­мо­би­ля Mercedes Sprinter.

Крас­ный флаг опус­ка­ет­ся, кон­тро­лер трас­сы отсту­па­ет в сто­ро­ну – заезд про­дол­жа­ет­ся. Дани­эль сно­ва жмет на газ. Демон­стри­ру­е­мую трак­то­ром прыть счи­та­ет необ­хо­ди­мым про­ком­мен­ти­ро­вать Гра­бен­хо­фер-стар­ший: «Мощ­ность наше­го Steyr 1100 мы оце­ни­ва­ем при­мер­но в 200 л. с., а мак­си­маль­ную ско­рость, кото­рую он может раз­вить, – в 150 – 160 км / ч. На 130 км / ч зад­няя ось начи­на­ет дер­гать, коз­лить, поэто­му мы до сих пор не про­ве­ри­ли воз­мож­ный мак­си­мум. Где про­ве­ря­ет­ся воз­мож­ный мак­си­мум раз­ви­ва­е­мой ско­ро­сти гоноч­ным трак­то­ром? – рас­плы­ва­ет­ся в улыб­ке шеф и отшу­чи­ва­ет­ся: – Это все же пусть оста­нет­ся нашим секретом».

Неожиданный финал

Дани­эль кру­жит по трас­се. Отве­ден­ное для него вре­мя за рулем гоноч­но­го трак­то­ра ско­ро подой­дет к кон­цу. Но вот кон­тро­лер гонок сно­ва под­ни­ма­ет крас­ный флаг: сло­мал­ся трак­тор, и его необ­хо­ди­мо отбук­си­ро­вать с трас­сы. Исте­ка­ет еще несколь­ко минут, и помощ­ни­ки откры­ва­ют про­езд в зону пад­до­ка. На пло­щад­ку бук­си­ру­ет­ся трак­тор со стар­то­вым номе­ром 94. Как так?! Не может быть! В бок­се трак­тор сра­зу же обсту­па­ет вся коман­да. Дани­эль сни­ма­ет шлем и с поник­шей голо­вой кон­ста­ти­ру­ет: что-то не так с транс­мис­си­ей. Устра­нить полом­ку коман­да на месте не смо­жет, а зна­чит, гон­ка для номе­ра 94 закон­чи­лась – и это все­го за 51 мину­ту до пер­вой сме­ны пило­та, как раз тогда, когда Дани­эль смог про­дви­нуть­ся на пятую пози­цию в сво­ей груп­пе и на четыр­на­дца­тую в общем зачете!

Пилот, поки­дая каби­ну Steyr 1100 и ста­ра­ясь не демон­стри­ро­вать сво­е­го огор­че­ния, гово­рит: «Эту кон­фи­гу­ра­цию транс­мис­сии мы исполь­зу­ем уже тре­тий год, до сих пор она пока­зы­ва­ла себя хоро­шо». Но Дани­эль зна­ет, что такие казу­сы с тех­ни­кой – неотъ­ем­ле­мая состав­ля­ю­щая гоноч­ных сорев­но­ва­ний. За послед­ни­ми эта­па­ми гонок он с гру­стью наблю­да­ет уже как зри­тель. Теперь ему толь­ко и оста­ет­ся под­за­до­ри­вать остав­ши­е­ся на тре­ке два дру­гих эки­па­жа коман­ды. К момен­ту, когда они при­хо­дят на финиш чет­вер­тым и шестым в сво­их груп­пах, Дани­эль уже сно­ва может улы­бать­ся: «Мы с нашим Steyr 1100 до выбы­ва­ния тоже были на хоро­шей пози­ции. И это дает надеж­ду на успех в сле­ду­ю­щих состязаниях».

Читайте также