До выборов в Госдуму – месяц. Вам не до того? Уборочная, посевная… Но «если ты не интересуешься политикой, она заинтересуется тобой». Аграрии и так не избалованы вниманием политиков: давно ли с парламентской трибуны говорили о сельском хозяйстве? Припоминаю обсуждение законов о племенном животноводстве и об «экологически чистой» продукции, но мы, журналисты, следим за законодателями «по долгу службы». А вы успеваете?
Ушедший на покой 7й созыв ГД принял немало ключевых законов – от обновленной Конституции до экологического законодательства. Последнее с учетом замаха России на роль мирового лидера в производстве «органики» особенно интересно. Новые законы, ослабив значение одного из последних инструментов влияния населения – общественных слушаний, стали либеральнее, упростив, к примеру, запуск мусоросжигательных заводов. Строить их будут не в глуши, а скорее всего, неподалеку от вас. Повлияет ли это на качество сельхозпродукции? Безусловно.
Или пресловутый «карбоновый след». Россия присоединилась к мировым соглашениям, но в публичное пространство выплеснулось обсуждение, будет ли введен налог на мясо (пока ответ: скорее «нет», а если и «да», то «только для экспортеров»). Истолковать сигналы законодателей непросто, когда речь не идет о силовом сдерживании цен. Сложно однозначно охарактеризовать и аграрную политику нашей страны.
А вот в ЕС профильные министры в июне достигли компромисса, сформулировав новую задачу политики в сфере АПК – обеспечить достижение экологических и климатических целей. Обозначены и средства: вывести из оборота 4 % пашни (если выращиваются бобовые или промежуточные культуры, то 3 %), диверсифицировать возделываемые культуры (что открывает новые перспективы «альтернативным» растениям). Германия планирует совмещать защиту окружающей среды с продовольственной безопасностью и сохранением экономически жизнеспособного сельского хозяйства: погектарная господдержка будет перераспределена на меры по сохранению общественных благ, защите климата и видового разнообразия, сокращению поголовья сельхозживотных при улучшении уровня их благополучия.
Впервые в ЕС законодательно вводится «создание достойных условий труда для сельскохозяйственных работников»: получение прямых выплат будет поставлено в зависимость от соблюдения прав сотрудников, и нарушения трудового законодательства могут вести к их уменьшению.
Такой взгляд на аграрный сектор шире рассмотрения его только как отрасли экономики, ведь хозяйственная функция выполняется в неразрывной связи с почвой, природой, сельскими территориями. Ужесточение рамок предпринимательства накладывается на «отсталый формат» сельской местности, страдающей от оттока населения. Политики ЕС признают и плохое покрытие мобильной сети, и ограниченный доступ к общественному транспорту, торговле, медицине и образованию, и сложности с трудоустройством (а ведь роботизация сельского хозяйства еще только начинает внедряться). Сделать жизнь на селе great again позволит цифровая трансформация и «уроки, извлеченные из пандемии»: средства будут выделяться на укрепление сельских сообществ, улучшение инфраструктуры, диверсификацию экономической деятельности и увеличение добавленной стоимости в АПК и агротуризме. И это только часть планов.
«У них» цели ясны: экология, климат, благополучие. У нас же на слуху только экспорт. Какая цель, такие к ней и средства! Не потому ли многие аграрии живут сегодняшним днем? Хотя есть те, кто понимает роль почвенного плодородия или широких севооборотов. Модно стало говорить о квотировании выбросов СО2 и торговле квотами, и продвинутые чиновники обратили внимание на бесплужные технологии. Судя по их докладам, чуть ли не половина хозяйств уже отказалась от вспашки и даже «ноутиллит». Но если приглядеться, речь скорее о внедрении элементов консервирующих технологий: в лучшем случае три года минималка, четвертый – плуг. Но эффектно отчитаться – важное достоинство современного государственного мужа.
Порой из их уст мы слышим о необходимости развития сельских территорий. Строят дороги, ввели льготную сельскую ипотеку! Парадокс – лишь 5 % заемщиков работают в АПК, а почти половина – горожане, не проживающие в сельской местности: для банков аграрии с их низкой зарплатой – неплатежеспособные клиенты. Вероятно, разработчики программ, просто не знают реального положения дел, и в ходе сельскохозяйственной микропереписи «всех сосчитают» и пересмотрят меры? Но наученные горьким опытом видят в желании «всё учесть» не стремление узнать о проблемах, а намерение повысить налоги или ввести иные обременения.
Непрофессионализм чиновников не скрыть. Тем обиднее, когда людям «от сохи» отказывают в доступе к выборам – взять громкое исключение из партийных списков руководителя успешного хозяйства.
В эпоху стремительных перемен очень важно, чтобы над «эффективными менеджерами» из госаппарата в законодательных органах были понимающие нужды аграриев: через вменяемых представителей отрасли в Госдуме все же порой удается изменить законопроекты к лучшему.
Так, может, и неплохо, что пандемия «двинула» более требовательных к инфраструктуре горожан в сельскую местность? Научившиеся спрашивать с властей «заразят» желанием перемен сельских жителей? У нас еще месяц, чтобы решить, кто будет говорить от нашего имени. Не упустите этот шанс.