Именно таким образом можно описать атмосферу первой в этом сезоне международной сельскохозяйственной выставки с отечественной «пропиской» – AgroFarm-2015.
Молочное стадо страны за год уменьшилось на 100 тыс. голов. Так что, несмотря на рост надоев, статистика показывает небольшое снижение производства молока на 119 тыс. т (с. 20). Конечно, по данным Росстата производство скота и птицы на убой в живом весе за 2014 год пусть немного, но выросло. Однако заметим, что явно в плюс год закрыли лишь птицеводы и свиноводы.
Причиной ухудшения «настроения» участников отраслевых мероприятий и конференций (с. 12, 14) является рост затрат на ГСМ, корма, семена, удобрения, СЗР, технику. Причем касается это в равной степени и животноводов, и растениеводов. Всех заботит вопрос увеличения государственной поддержки.
Тот факт, что в этом году на поддержку сельского хозяйства государство планирует дополнительно выделить 50 млрд руб., радует. Эта поддержка необходима, но хотелось бы выразить мнение о сомнительной пользе для АПК одного из инструментов поддержки – субсидирования кредитных ставок по краткосрочным кредитам. На эту статью государство намерено направить почти 37 млрд руб. Почему?
Известный факт – основная часть заемных средств по краткосрочным кредитам в АПК в настоящее время расходуется в период посевной. Хозяйствам в данный период всегда недостает собственных оборотных средств, дефицит которых только усугубляется нынешним ростом цен.
Шаги, которые предприняло правительство в плане уменьшения аппетитов производителей минеральных удобрений, заслуживают одобрения. В конце марта было объявлено, что в результате соответствующего соглашения скидки составят до 30 % от экспортной цены удобрений. Для «минеральщиков» это будет лучше, чем введение экспортных пошлин.
Представляется целесообразным обсудить подобные «скидки» и с представителями топливно-энергетического комплекса? Разумеется, действовать необходимо осторожно. Дефицит на внутреннем рынке никому не нужен.
После этого стоило бы рассмотреть и вопрос о возможном возврате субсидий на покупку ГСМ, чтобы не пропускать часть средств поддержки через банковскую сферу. Ведь при наличии субсидий и адекватных лимитов по топливу часть хозяйств вполне сможет обойтись собственными оборотными средствами, не привлекая заемные или делая это в меньшем объеме. Даже те несколько процентов, которые не покроет субсидия по краткосрочному кредиту, – это значительные деньги для любого хозяйства. Возможно, стоит дать право выбора формы: дополнительная субсидия на покупку ГСМ или субсидирование ставки краткосрочного кредита? Ведь механизм прямых субсидий (минуя банки) по затратам на мелиорацию, а также предоставление субсидий отечественным производителям сельхозтехники показали себя в прошлом году с лучшей стороны. О последней программе хотелось бы сказать особо.
Хотя официальные ее результаты по прошлому году еще не озвучены, но то, что в отличие от предыдущих лет весь объем субсидий выбран полностью, сомнению не подлежит. По данным ассоциации «Росагромаш», которая, в свою очередь, ссылается на Минсельхоз, в 2014 году в регионах были заключены договоры на поставку 3 029 единиц техники (1 828 тракторов и комбайнов и 1 201 единица навесной и прицепной техники). В этом году в рамках антикризисного плана выделяется дополнительно 2 млрд руб. Всего за 2015 год на субсидирование производства сельхозтехники будет направлено 3,9 млрд руб.
Будет ли достаточно этих средств? Скорее, нет, чем да. Причем и аграриям, и производителям сельхозтехники. Во-первых, процент субсидии и предельный ее размер по категориям техники не изменились, а затраты на производство выросли. Выросли и цены. Падает платежеспособный спрос. По данным национального аграрного каталога «Сельхозтехника» соответствующий рынок начал проседать уже в прошлом году. Тракторов было продано на 4 % (43 850 штук) меньше, чем годом ранее, а зерноуборочных комбайнов – на 1,5 % (5 787 штук). Несмотря на успешные в целом результаты субсидирования, снизился объем производства сельхозтехники в России: на 16 % (7 734 шт.) – по тракторам и на 5,9 % (5 652 шт.) – по зерноуборочным комбайнам.
Выход здесь один: повышать процент, лимиты и общий объем субсидий. Да и процедуру официального подтверждения соответствия производителей установленным для участия в данной программе критериям и показателям необходимо усовершенствовать. Должна быть конкуренция, а не список из восьми производителей, прошедших соответствующую аккредитацию на середину марта! В качестве временной меры можно рассмотреть и вопрос о снижении требований по перечню локализации технологических операций для сборочных производств, которые немного не дотягивают до нормативов. Однако сделать это не на условиях общих требований по реинвестированию средств в развитие производства и новые разработки, а в определенном кратном размере относительно суммы полученных субсидий. Иначе с нынешними ценами купить новую высокопроизводительную технику в этом году сможет себе позволить еще меньшее число хозяйств, чем в прошлом.