Фото: «Русский пармезан», фирма

Минное поле

Фото: «Русский пармезан», фирма

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

Движем­ся как по мин­но­му полю. Такое ощу­ще­ние не поки­да­ет агра­ри­ев уже несколь­ко меся­цев. Или лет? Вро­де бы всё «за нас»: засу­ха «накры­ла» лишь чет­верть реги­о­нов стра­ны, а вот основ­ных евро­пей­ских про­из­во­ди­те­лей зер­на под­ко­си­ла серьез­но – в Гер­ма­нии зер­на убе­рут на 5 млн тонн мень­ше, а пше­ни­цы – на 20%. Нам бы радо­вать­ся: цены на пше­ни­цу на миро­вом рын­ке под­ско­чи­ли, и уже к нача­лу авгу­ста экс­порт зер­на из Рос­сии в 2,5 раза пре­вы­сил пока­за­тель на ту же дату про­шло­го года. Зер­но­трей­де­ры поти­ра­ют руки, Рос­сель­хоз­центр рапор­ту­ет о повы­ше­нии доли каче­ствен­ной пше­ни­цы. Но что делать с остав­ши­ми­ся с про­шло­го года запасами?

«Цены на зер­но не было – не про­да­ва­ли. Теперь у меня лежит годо­вой запас фура­жа, и в этом году сно­ва при­шлось сеять. Зачем? «Умень­шишь зер­но­вой клин – не полу­чишь погек­тар­ные суб­си­дии», – при­гро­зи­ли мест­ные чинов­ни­ки. – А мне бы под кор­мо­вые боль­ше отве­сти! – жалу­ет­ся руко­во­ди­тель хозяй­ства, за год, к сло­ву, нарас­тив­ше­го «валов­ку» по моло­ку на 40%. – Но, похо­же, моло­ко не так нуж­но стране, как говорят!»

Цены на моло­ко, хоть и обе­ща­ли пер­вые лица Мин­сель­хоза по весне вме­шать­ся в ситу­а­цию (НСХ 3/18, с. 72), про­дол­жа­ют падать – минус 9% к про­шло­му году (с. 8). Сред­ние хозяй­ства оста­ют­ся перед непро­стым выбо­ром – про­дол­жать «барах­тать­ся» или уже пора резать скот.

А выжи­вать все слож­ней. Зару­беж­ные финан­со­во-агро­про­мыш­лен­ные груп­пы: полу­чив деше­вые кре­ди­ты за рубе­жом, недо­ступ­ные после вве­де­ния санк­ций для наших бан­ков и их кли­ен­тов, мно­го­крат­но уве­ли­чи­ли объ­ем инве­сти­ций в молоч­ную отрасль Рос­сии. А тут встреч­ный поток: чем круп­нее про­ект, тем боль­ше шанс полу­чить от рос­сий­ско­го госу­дар­ства ком­пен­са­ции инве­сти­ци­он­ных затрат (35%), да и поли­ти­че­ский вес в реги­оне у вла­дель­цев тако­го биз­не­са появ­ля­ет­ся – вла­стям нуж­но отчи­ты­вать­ся о росте инве­сти­ций, про­из­вод­ства, коли­че­ства рабо­чих мест. Так, недав­но Рос­сель­хоз­банк до 75 млрд руб­лей уве­ли­чил кре­дит­ную линию одной груп­пе ком­па­ний. При этом вся гос­под­держ­ка аграр­но­го сек­то­ра Ленин­град­ской обла­сти – не послед­не­го в АПК! – состав­ля­ет 6,5 млрд в год! Тако­му «удар­но­му пре­иму­ще­ству» на рын­ке ресур­сов и про­дук­ции «серед­ня­кам» слож­но что-то противопоставить.

На руку укруп­не­нию и тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс. Рань­ше молоч­ное ско­то­вод­ство отста­ва­ло от дру­гих отрас­лей в воз­мож­но­сти «инду­стри­а­ли­за­ции», но инно­ва­ции и «циф­ро­вая эко­но­ми­ка» сде­ла­ли воз­мож­ным рост мас­шта­ба про­из­вод­ства при одно­вре­мен­ном сни­же­нии внут­ри­хо­зяй­ствен­ных и рыноч­ных тран­зак­ци­он­ных издер­жек с повы­ше­ни­ем эффек­тив­но­сти кон­тро­ля и сти­му­ли­ро­ва­ния труда.

«Мы пять лет бьем тре­во­гу о про­бле­ме «серед­ня­ка» в молоч­ной отрас­ли – на них дер­жит­ся отрасль! – гово­рит Вла­ди­мир Суров­цев, Севе­ро-Запад­ный науч­но-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут эко­но­ми­ки и орга­ни­за­ции сель­ско­го хозяй­ства. – Хозяй­ствам с пого­ло­вьем до 1000 коров прак­ти­че­ски недо­ступ­ны льгот­ные инве­сти­ци­он­ные кре­ди­ты и ком­пен­са­ция инве­сти­ци­он­ных затрат.

А соци­аль­ные послед­ствия укруп­не­ния для сель­ских тер­ри­то­рий неуте­ши­тель­ны: неред­ко в рай­о­нах вокруг мега­ком­плек­са про­из­вод­ство моло­ка пре­кра­ща­ет­ся или мест­ные про­из­во­ди­те­ли стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­ма­ми реа­ли­за­ции про­дук­ции. Но вла­сти по-преж­не­му дей­ству­ют под деви­зом «Отряд не заме­тил поте­ри бой­ца» – важ­нее отра­пор­то­вать о росте про­из­вод­ства дефи­цит­но­го в стране моло­ка». Так видит­ся про­бле­ма гла­за­ми «ака­де­ми­че­ско­го» эко­но­ми­ста. Не радуж­ней пред­став­ля­ет­ся ситу­а­ция и эко­но­ми­сту-прак­ти­ку. «Если с капри­за­ми пого­ды хозяй­ства как-то научи­лись бороть­ся, то с при­чу­да­ми молоч­но­го рын­ка все слож­нее, – делит­ся Оль­га Пету­хо­ва, кон­суль­тант из Вла­ди­мир­ской обла­сти. – Слож­нее все­го при­хо­дит­ся пред­при­я­ти­ям с пого­ло­вьем до 500 коров. И если ситу­а­ция не выпра­вит­ся, к кон­цу года они будут резать скот. Кре­ди­ты полу­чить даже круп­ные хозяй­ства под высо­кие про­цен­ты не могут». Что же, сред­ние и мел­кие хозяй­ства в Рос­сии обре­че­ны? Хочет­ся верить, что нет. Мои собе­сед­ни­ки схо­дят­ся во мне­нии: если отбро­сить почти уто­пи­че­ский вари­ант объ­еди­не­ния сред­них хозяйств для лоб­би­ро­ва­ния сво­их инте­ре­сов, выход – толь­ко в пря­мом кон­так­те с покупателем.

«Пре­иму­ще­ство «серед­ня­ков» – бли­зость коров к кор­мо­вым уго­дьям. Обыч­ная фер­ма, соче­та­ю­щая выпас с дое­ни­ем в робо­те (с. 68) или доиль­ном зале, может вый­ти на рынок в нише «Моло­ко от счаст­ли­вых коров». Такой под­ход успеш­но реа­ли­зу­ет круп­ное фер­мер­ское хозяй­ство в Ленин­град­ской обла­сти, – рас­суж­да­ет В. Суров­цев. – Да, пере­ра­бот­ка здесь доста­точ­но про­стая, но мага­зин воз­ле фер­мы нико­гда не пусту­ет». Соглас­на с ним и Оль­га Пету­хо­ва: «Буду­щее за теми пред­при­я­ти­я­ми, кото­рые сде­ла­ли став­ку на «эко»-производство и актив­но пиа­рят свою продукцию».

Вдох­нов­ля­ю­щие при­ме­ры послед­не­го меся­ца – «Сыр­Мар­ка» во Вла­ди­мир­ской обла­сти и «Ист­рин­ский сыр­ный фести­валь» в Мос­ков­ской. Толь­ко в Под­мос­ко­вье за три дня гости ску­пи­ли око­ло 41 т сыра и молоч­ных про­дук­тов, а фер­ме­ры увез­ли с ярма­рок новое обо­ру­до­ва­ние и тех­ни­ку. «Спа­си­бо вам за под­держ­ку! И те, кто думал, сто­ит ли свя­зы­вать­ся с сель­ским хозяй­ством, убе­ди­лись – ради это­го сто­ит жить!» – не сдер­жи­ва­ли орга­ни­за­то­ры эмо­ции в соцсетях.

Одним уда­ет­ся полу­чить такое под­твер­жде­ние зна­чи­мо­сти сво­е­го тру­да, дру­гим душу гре­ет осо­зна­ние, что пока они пла­тят зар­пла­ту, кто-то смо­жет вырас­тить детей, а там, гля­дишь, и ситу­а­ция выпра­вит­ся. До тех пор, пока госу­дар­ство дела­ет хоро­шую мину при пло­хой игре, мы можем под­дер­жать вас толь­ко руб­лем, выби­рая ваш про­дукт в мага­зине, и доб­рым сло­вом. Спасибо!

Читайте также