Сравнение хозяйств-производителей молока между собой помогает им определить свое место среди конкурентов. В процессе такого сравнения вскрываются резервы увеличения эффективности и оказывается, что не одна только цена молока является критерием успешной деятельности предприятия.
Анализ молочной отрасли
Консалтинговая организация LAB (федеральная земля Бранденбург) ежегодно проводит сравнительный анализ деятельности 15 молочных хозяйств по системе, разработанной Немецким сельскохозяйственным обществом (DLG).
Хозяйствам, планирующим вложение средств или разрабатывающим долгосрочную стратегию развития, консультанты LAB рекомендуют за основу брать не среднегодовые показатели, а сальдо за последние пять лет деятельности предприятия. В проведенном исследовании были изучены экономические показатели хозяйств по двум истекшим «пятилеткам» (табл. 1).
Прежде всего следует указать на значительные годовые колебания выручки от реализации произведенного молока. Так, в отдельные годы этот показатель варьировал в среднем от 23,32 до 36,98 евроцентов за килограмм молока, что создавало для молокопроизводителей обстановку неуверенности.
Кроме того, бросается в глаза разница в выручке между соседними периодами (+5 евроцентов/кг). Поскольку в это время расходы резко увеличились (+7 евроцентов / кг), то за счет роста цен на молоко компенсировать производственные затраты хозяйствам не удалось. Причиной неудачи следует назвать не столько привлечение дополнительных средств производства, связанное с ростом цен, сколько недостаток управленческого контроля (рис. 1). Нельзя пренебрегать пословицей: «Не трать попусту, и нужды не будет».
К тому же уменьшение или полное отсутствие субсидий на молоко в 2011 – 2015 гг. повлекло за собой потери в соотношении 1:1. Лишь немногим производителям молока удалось приспособиться к запланированной отмене субсидий.
Достаточно высокий средний показатель рентабельности всех предприятий, который в период 2005 – 2010 гг. был равен 6,67%, в следующем периоде ушел в минус.
Полная версия доступна в печатном и электронном виде
Вы можете оформить подписку на издание в печатном виде на сайте agrodelo.ru или электронном виде в магазинах Google Play и App Store.