Международный концерн Bayer и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно провели третье масштабное исследование качества жизни. Делимся результатами.
Два предшествующих опроса позволяли судить об актуальном уровне удовлетворенности населения качеством своей жизни, а теперь уже можно оценить результаты исследования под названием «Bayer Барометр» в динамике. По большому счету взгляды россиян остались прежними, но некоторые интересные изменения все-таки произошли.
Как и в прошлом году, в опросе были учтены голоса 1600 жителей из 137 населенных пунктов в 46 регионах страны. Кроме того, был проведен отдельный опрос 600 москвичей. Хаотичная жизнь в мегаполисе накладывает свой отпечаток на мировоззрение его жителей, поэтому узнать мнение москвичей было интересно как бизнесу, так и всему обществу.
Наиболее важно для россиян здоровье, на которое очень сильно влияют качество продуктов питания и экологическая обстановка (рис. 1). Около 70 % опрошенных россиян считают, что неотъемлемой частью здорового образа жизни является доступность квалифицированной медицинской помощи, а для жителей столицы на первом плане находятся эмоциональное состояние и отсутствие стрессов.
Примерно половина респондентов заявила о влиянии фармацевтики на здоровье. Тем не менее подавляющее большинство россиян (81 %) ответственность за собственное здоровье возлагает только на себя. Кроме того, жители Москвы уверены, что даже при некотором ухудшении качества жизни (отмеченном третью опрошенных в 2016 г. против 27 % в 2015 г.) и падении уровня доходов они скорее изменят стиль жизни, чем будут экономить на здоровье. Такое же отношение у москвичей и к возможности получения дополнительного образования.
Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, поэтому респонденты охотно давали ответы и на блок аграрных вопросов, что позволило выявить потребительские пристрастия в этой сфере (рис. 2). Российскую продукцию предпочитают 75 % опрошенных. Пятую часть респондентов не интересует страна происхождения продуктов питания. Удивительно, но еще в 2014 году данный показатель составлял всего 4 %. Почему вдруг такие изменения?
Разобраться в этом попытался Андрей Сизов, исполнительный директор информационно-аналитического центра «Совэкон». Несмотря на активный рост сельхозпроизводства в стране, вызванный преимущественно относительно слабым курсом рубля, аграрный сектор испытывает серьезные проблемы. Экономические преобразования негативно отразились на доходах покупателей. Стоя у полок магазинов, они теперь больше внимания уделяют цене продовольствия, а не стране его производства. Видимо по этой причине, 53 % населения удовлетворено количеством представленной на рынке российской продукции. На недостаток отечественного продовольствия сетуют 38 % россиян и 44 % москвичей.
Участникам опроса также было предложено обсудить меры, обеспечивающие рост производительности труда в отечественном сельском хозяйстве (рис. 3). Большинство населения убеждено, что способствовать развитию аграрного сектора будут увеличение финансирования со стороны государства, привлечение инвестиций и новых квалифицированных кадров. Обсуждение результатов исследования экспертами показало несогласие последних с мнением россиян по поводу мер стимулирования сельского хозяйства.
Эксперты заявляют, что увеличение господдержки сельхозпроизводителей не является основным драйвером развития, поскольку финансирование сектора осуществляется за счет налогов граждан, а к повышению уровня налогов россияне вряд ли готовы. Кроме того, привлечение инвестиций в отрасль специалисты не считают мерой поддержки. Как может сельское хозяйство заинтересовать бизнес, если еще не созданы благоприятные условия для его развития? Улучшить ситуацию в сельском хозяйстве, по мнению А. Сизова, способны традиционные, но действенные для всех отраслей экономики методы: свободная конкуренция, уменьшение коррупции и бюрократии, налоговые льготы и лояльность банков.
Несмотря на то что взгляды специалистов по здравоохранению и сельскому хозяйству разошлись на тему основных мер роста производительности сельского хозяйства, результаты исследования «Bayer Барометр» показывают, что большинство россиян отдает предпочтение отечественной сельхозпродукции и выступают за активное развитие аграрной отрасли.