Швейцария отменила квоты на молоко в 2009 году, в то время как ЕС это только предстоит сделать. Тогда же появился Молочный союз (BO Milch), о работе которого рассказывает его президент д-р Маркус Цемп.
Отмена квот на молоко
Следующий 2015 год для европейской молочной отрасли станет переломным. Отмены квот на молоко с нетерпением ждут крупные игроки рынка молока, тогда они смогут снять ярмо «квот» с плеч и полностью сосредоточиться на экспансии. Уже сейчас компании концентрируют силы, чтобы к назначенной дате, марту 2015 года, быть во всеоружии. Однако некоторые специалисты отрасли считают, что будущее молочной отрасли в Евросоюзе не будет столь безоблачным, как того ожидают многие. Отмена квот на молоко может породить хаос на рынке, вызванный кризисом перепроизводства и обвалом цен. Подготовиться к отмене квот можно, четко определив стратегию поведения на рынке. Поэтому опыт Швейцарии, вышедшей из системы квотирования молока еще в 2009 году, может стать полезным при формировании позиций других европейских стран.
Старое на новое
В июне 2009 года через два месяца после окончательной отмены квотирования молока в Швейцарии был создан Молочный союз (BO Milch или BOM). Союзу было поручено обеспечение прозрачности рынка и предоставление консультаций. Кроме того, существенной обязанностью стал контроль за производством. После отмены квот угроза перепроизводства вполне актуальна, поэтому одна из задач союза – не допустить избыточного выпуска молочной продукции. Деятельность отраслевых объединений регулируется законами. Согласно закону в состав объединения должно входить минимум 75 % представителей отрасли. В Молочный союз входит 97 % представителей рынка.
Четыре холдинговых предприятия, 38 производственных организаций входят в состав BO Milch. Все крупные молочные компании, такие как Emmie, Nestle, Elsa, Cremo, тоже присутствуют. Не остались в стороне и сети розничной торговли Migros и Coop.
На A, B, C рассчитайсь!
В качестве новой схемы регулирования после отмены квот BO Milch ввел систему сегментации – деления молока по ценовому критерию. В А-сегмент входят молочные продукты, которые в Швейцарии защищены федеральным законом о ввозе и вывозе изделий из сельскохозяйственных продуктов (Schoggi-Gesetz, SR 632.111.72), и молоко, предназначенное для производства сыра. Сегмент B применим для молочных продуктов, которые поставляются как на отечественный рынок, так и на экспорт в Европейский союз. К этой категории относят створоженное молоко для «экспортных проектов» с протекционистской точки зрения. В сегмент С входят те молочные продукты, которые без всяких дотаций экспортируются на мировой рынок. Все составные части молока при этом также поступают на экспорт.
Помимо основных задач BO Milch отслеживает все договора, которые заключаются с компаниями-производителями; специалисты союза всегда в курсе, сколько молока поступает на рынок и какой категории: A, B или C. Так, 85 % всего молока относится к категории А. Оставшаяся часть приходится на молоко категории В. По договорам молока категории C, экспортируемого на мировой рынок, нет.
Ценовые механизмы
Как происходит сегментация молока? Вопрос, несомненно, заслуживает внимания. В основе группирования лежит экспортный потенциал конкретного продукта, отсюда цена и «пляшет». Так, цена молока, предназначенного для производства сыра с высокими экспортными показателями, установится на более высоком уровне. С другой стороны, цена продуктов, испытывающих импортное давление, должна быть немного ниже, чтобы ослабить подобное давление. Цена каждого продукта четко определена. Например, питьевое молоко или сыр относятся к А-группе; йогурт или творог, идущие на экспорт, принадлежат к В-группе. Если же на рынке происходят резкие колебания, принципы группировки молочных продуктов в ответ также меняются.
Что касается молока категории C, то молочные заводы должны подтвердить тот факт, что молоко не идет на переработку для продуктов из категорий A или B, а готовые продукты предназначены для реализации на мировом рынке без госдотаций.
На практике молоко А-категории стоит примерно 58 евроцентов, один литр молока B-категории оценивается немногим дешевле – 52 евроцента. Разница швейцарских цен на молоко и немецких ощутима. Следует учитывать, что в Швейцарии все затраты на производство молока на порядок выше, чем в Германии, начиная с затрат на содержание и заканчивая стоимостью ветеринарного обслуживания.
Установление цен происходит следующим образом. В Молочном союзе есть орган управления, в который входят по 10 представителей животноводства и молочной промышленности. Три четверти от общего числа представителей должно одобрить предлагаемую цену. По мнению доктора Цемпа, разделение молока на категории – уже «сложившаяся» практика. Механизм контроля отлажен, поэтому в будущем кардинальных изменений не предвидится. Если члены союза не придерживаются договоренностей, BO Milch помогает им решить проблемы.
Дефицит не прогнозируется
Фермер в состоянии реализовать все молоко, которое производит, но для этого ему необходимо заключить контракты с молочными заводами. Чем больше фермер производит молока, тем для молокоперерабатывающих предприятий это выгоднее, поскольку можно немало сэкономить на транспортных расходах. По сути перерабатывающие компании становятся единственной возможностью для молокопроизводителей выйти на рынок.
В настоящее время большое число фермерских хозяйств молочной специализации сворачивает свою деятельность ввиду неконкурентоспособности, однако дефицит молока переработчикам пока не грозит. В стране функционируют около 24 тысяч сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством молока, которые в среднем содержат по 22 коровы. Среднегодовое производство молока на одном предприятии достигает 147 тысяч литров. Изменения в структуре хозяйств – производителей молока более ощутимы, чем в среднем по сельскому хозяйству. Прослеживается тенденция укрупнения молочных хозяйств, мелкие фермы оказываются за пределами рынка по причине неспособности «тягаться» с крупнейшими игроками. Однако несмотря на данный факт среди прекративших сельскохозяйственную деятельность есть и довольно крупные организации. Чтобы фермеры могли сводить концы с концами, требуется установление адекватных цен на молоко, в противном случае швейцарского молока больше не будет. Изменить ситуацию можно только через дальнейшее повышение цены на молоко. Однако многое в данной ситуации определяет зарубежный рынок. Специалисты отраслевого союза создали индекс, отображающий не только изменение конъюнктуры зарубежных рынков, но и уровень затрат в сельском хозяйстве. Этот индекс можно перевести в цены. В зависимости от того, возрастает индекс или падает на 0,015 швейцарского франка относительно актуальной базисной цены, он должен быть адаптирован. Например, производители сыра, которые не входят в высокий ценовой сегмент, сталкиваются с проблемой, когда цена продолжает расти. Это обусловлено тем, что экспортные цены они, увы, поднять не могут. Если сейчас стоимость питьевого молока высока, то сыродельные компании вынуждены закупать молоко по высоким ценам, что приводит к негативным последствиям.
Шило на мыло?
Молочный союз существует с 2009 года. Основная цель – повысить добавленную стоимость во всей молочной индустрии. Однако до сих пор производители молока никаких изменений не почувствовали. Система сегментации, введенная с ноября 2010 года, пока не доказала своей эффективности.
Начиная с ноября 2010 года, все переработчики и продавцы молока вынуждены предоставлять квартальный отчет, отражающий объемы поступления молока, а также объемы переработки по категориям A, B и C. В 2012 году в балансе был выявлен недобор 500 млн кг молока, одной пятой всего швейцарского молока. Кроме того, Молочный союз выделил 400 тыс. евро на формирование системы контроллинга. Первые плоды производители и переработчики пожнут во второй половине 2014 года, когда будет произведен пересчет заявленных объемов молока по категориям. Затраты на реализацию сегментирования колоссальны, а результаты пока незаметны.
Цены в Швейцарии ориентированы на европейские. В 2009 году цена на швейцарское молоко была выше на 20,4 евроцента / кг, чем в Германии, в 2013 году разрыв цен сократился и составил 16,3 евроцента / кг. За последние четыре года производители молока направили 27,76 млн евро в рыночный фонд и 9,8 млн евро потеряли на выплатах за каждую голову молочного стада, в то время как изготовители сыров за этот же период получили от государства 44,91 млн евро. Получается, что говорить о положительных результатах сегментирования, основываясь на этих данных, пока нельзя.
Выгодно продать
Но в какую же сторону должен развиваться швейцарский рынок молока, чтобы перспективы были более радужными? Прежде всего, чтобы удержаться на плаву, необходимо поставлять на рынок высокоразвитые продукты, фирменные блюда самого лучшего качества. Но не следует забывать и о маркетинге. Как показывает опыт, производить качественную продукцию в современных условиях недостаточно, нужно уметь ее реализовать по лучшим ценам. Заставить потребителя делать выбор в пользу конкретного товара — задача вовсе не из легких.
Маркетинговая стратегия зависит от времени, особенностей рынка. Она постоянно нуждается в совершенствовании. Например, сбытовая политика швейцарских сыров отлажена хорошо, о превосходном качестве которых известно далеко за пределами страны, чего не скажешь о других продуктах. Чтобы успешно представлять другую молочную продукцию, произведенную в Швейцарии, нужно изначально завоевать доверие потребителей внутри страны, другими словами, совершенствовать сбыт нужно в первую очередь на отечественном рынке.
Заключение
Как показывает швейцарский опыт, отмена квот – это не только «открытие границ» для крупных игроков рынка и наращивание производства, но и ряд проблем, с которыми необходимо бороться. Рынок молока при любых раскладах нуждается в регулировании, поэтому вместо системы квотирования появятся другие схемы, предназначеннные для этого. Проблема европейских стран, еще не перешедших на новый этап, в настоящий момент состоит в том, чтобы создать систему регулирования рынка, которая будет целесообразна и будет доказывать свою эффективность. Возможно, знакомство со швейцарским рынком поможет избежать ряда негативных явлений, а все положительное осмысленно перенять.