На территории крупнейшей продовольственной выставки «Продэкспо» теме органической продукции традиционно уделяется повышенное внимание. Практическая конференция «Органик в законе: живем по новым правилам», организаторами которой явились журнал LookBio и Национальный органический союз (НОС), состоялась в день открытия выставки 10 февраля. Полный зал участников мероприятия настраивает на позитив – количество лиц «в теме» растет с каждым годом.
Кроме того, обсуждения в отрасли органического сельского хозяйства становятся более открытыми и жаркими. Два дискуссионных блока конференции были посвящены закону об органической продукции и маркетингу в отрасли. Вступивший наконец в силу Закон об органической продукции с 1 января 2020 года вселяет в игроков рынка огромную надежду на то, что отрасль сможет начать свое активное «законное» развитие и в перспективе выйдет из «зоны погрешности». На 2017 год доля производства органической продукции в России составила лишь 0,02 % от мирового показателя (с. 20). По словам Олега Мироненко, исполнительного директора НОС, с февраля на сайте Минсельхоза заработал реестр производителей органической продукции, пока в тестовом режиме. В нем числятся 19 компаний, обладающие российскими сертификатами и имеющими право наносить на упаковку установленный графический знак органического продукта. Для попадания в реестр производители сертифицировались в одном из трех аккредитованных учреждений: ООО «Органик Эксперт», Роскачество, филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области. Нынешний год станет переходным для российского рынка органики, поскольку участникам некоторое время предстоит жить в системе плавающих стандартов: существующие стандарты будут подвергаться пересмотру, будут довноситься требования IFOAM. В течение года ожидается прибавка двух новых стандартов – в отношении дикорастущих культур и используемых в органической системе биопрепаратов.
Активное развитие рынка невозможно без продвижения органической продукции. В маркетинге «все сложно». Первостепенной проблемой участники назвали катастрофический дефицит денежных средств, которые предприятия могли бы потратить на маркетинг и рекламу. Производители органики, как правило, – небольшие хозяйства, энтузиасты, зачастую работающие себе в убыток. Генеральный директор ООО «Черный хлеб» Павел Абрамов заявил, что мелкие органические фермеры не могут конкурировать с крупными сельхозпредприятиями, выделяющими огромный бюджет для продвижения своей продукции. О намерении помогать производителям продвигать органическую продукцию заявили две торговые сети – «Азбука Вкуса» и «Глобус».
В настоящий момент органический ассортимент в гипермаркетах сети «Глобус» насчитывает 680 позиций. Регулярно в сетевых магазинах проводятся специальные акции, дегустации органикпродуктов, выставляются стенды и крутятся видеоролики. Недавно «Азбука Вкуса» запустила программу устойчивого развития Green is the new black, призванную вывести органическую продукцию из «слепой зоны» и заставить потребителя задуматься об экологических проблемах. Энтузиасты отрасли уверены в том, что органическое сельское хозяйство нацелено не только на улучшение здоровья людей, но и в неменьшей степени заботится об окружающей среде.