Фото: Adobe Stock

Выйти из слепой зоны

Фото: Adobe Stock

Екатерина Юрко

Редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «Менеджмент», «АПК за рубежом»

Поделитьтся

На тер­ри­то­рии круп­ней­шей про­до­воль­ствен­ной выстав­ки «Прод­экс­по» теме орга­ни­че­ской про­дук­ции тра­ди­ци­он­но уде­ля­ет­ся повы­шен­ное вни­ма­ние. Прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «Орга­ник в законе: живем по новым пра­ви­лам», орга­ни­за­то­ра­ми кото­рой яви­лись жур­нал LookBio и Наци­о­наль­ный орга­ни­че­ский союз (НОС), состо­я­лась в день откры­тия выстав­ки 10 фев­ра­ля. Пол­ный зал участ­ни­ков меро­при­я­тия настра­и­ва­ет на пози­тив – коли­че­ство лиц «в теме» рас­тет с каж­дым годом.

Кро­ме того, обсуж­де­ния в отрас­ли орга­ни­че­ско­го сель­ско­го хозяй­ства ста­но­вят­ся более откры­ты­ми и жар­ки­ми. Два дис­кус­си­он­ных бло­ка кон­фе­рен­ции были посвя­ще­ны зако­ну об орга­ни­че­ской про­дук­ции и мар­ке­тин­гу в отрас­ли. Всту­пив­ший нако­нец в силу Закон об орга­ни­че­ской про­дук­ции с 1 янва­ря 2020 года все­ля­ет в игро­ков рын­ка огром­ную надеж­ду на то, что отрасль смо­жет начать свое актив­ное «закон­ное» раз­ви­тие и в пер­спек­ти­ве вый­дет из «зоны погреш­но­сти». На 2017 год доля про­из­вод­ства орга­ни­че­ской про­дук­ции в Рос­сии соста­ви­ла лишь 0,02 % от миро­во­го пока­за­те­ля (с. 20). По сло­вам Оле­га Миро­нен­ко, испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра НОС, с фев­ра­ля на сай­те Мин­сель­хоза зара­бо­тал реестр про­из­во­ди­те­лей орга­ни­че­ской про­дук­ции, пока в тесто­вом режи­ме. В нем чис­лят­ся 19 ком­па­ний, обла­да­ю­щие рос­сий­ски­ми сер­ти­фи­ка­та­ми и име­ю­щи­ми пра­во нано­сить на упа­ков­ку уста­нов­лен­ный гра­фи­че­ский знак орга­ни­че­ско­го про­дук­та. Для попа­да­ния в реестр про­из­во­ди­те­ли сер­ти­фи­ци­ро­ва­лись в одном из трех аккре­ди­то­ван­ных учре­жде­ний: ООО «Орга­ник Экс­перт», Роска­че­ство, фили­ал ФГБУ «Рос­сель­хоз­центр» по Воро­неж­ской обла­сти. Нынеш­ний год ста­нет пере­ход­ным для рос­сий­ско­го рын­ка орга­ни­ки, посколь­ку участ­ни­кам неко­то­рое вре­мя пред­сто­ит жить в систе­ме пла­ва­ю­щих стан­дар­тов: суще­ству­ю­щие стан­дар­ты будут под­вер­гать­ся пере­смот­ру, будут дов­но­сить­ся тре­бо­ва­ния IFOAM. В тече­ние года ожи­да­ет­ся при­бав­ка двух новых стан­дар­тов – в отно­ше­нии дико­рас­ту­щих куль­тур и исполь­зу­е­мых в орга­ни­че­ской систе­ме биопрепаратов.

Актив­ное раз­ви­тие рын­ка невоз­мож­но без про­дви­же­ния орга­ни­че­ской про­дук­ции. В мар­ке­тин­ге «все слож­но». Пер­во­сте­пен­ной про­бле­мой участ­ни­ки назва­ли ката­стро­фи­че­ский дефи­цит денеж­ных средств, кото­рые пред­при­я­тия мог­ли бы потра­тить на мар­ке­тинг и рекла­му. Про­из­во­ди­те­ли орга­ни­ки, как пра­ви­ло, – неболь­шие хозяй­ства, энту­зи­а­сты, зача­стую рабо­та­ю­щие себе в убы­ток. Гене­раль­ный дирек­тор ООО «Чер­ный хлеб» Павел Абра­мов заявил, что мел­кие орга­ни­че­ские фер­ме­ры не могут кон­ку­ри­ро­вать с круп­ны­ми сель­хоз­пред­при­я­ти­я­ми, выде­ля­ю­щи­ми огром­ный бюд­жет для про­дви­же­ния сво­ей про­дук­ции. О наме­ре­нии помо­гать про­из­во­ди­те­лям про­дви­гать орга­ни­че­скую про­дук­цию заяви­ли две тор­го­вые сети – «Азбу­ка Вку­са» и «Гло­бус».

В насто­я­щий момент орга­ни­че­ский ассор­ти­мент в гипер­мар­ке­тах сети «Гло­бус» насчи­ты­ва­ет 680 пози­ций. Регу­ляр­но в сете­вых мага­зи­нах про­во­дят­ся спе­ци­аль­ные акции, дегу­ста­ции органик­продуктов, выстав­ля­ют­ся стен­ды и кру­тят­ся видео­ролики. Недав­но «Азбу­ка Вку­са» запу­сти­ла про­грам­му устой­чи­во­го раз­ви­тия Green is the new black, при­зван­ную выве­сти орга­ни­че­скую про­дук­цию из «сле­пой зоны» и заста­вить потре­би­те­ля заду­мать­ся об эко­ло­ги­че­ских про­бле­мах. Энту­зи­а­сты отрас­ли уве­ре­ны в том, что орга­ни­че­ское сель­ское хозяй­ство наце­ле­но не толь­ко на улуч­ше­ние здо­ро­вья людей, но и в немень­шей сте­пе­ни забо­тит­ся об окру­жа­ю­щей среде.

Читайте также