Путешествием во времени стало посещение выставки Agritechnica-2019 в Ганновере. Вот ты видишь будущее сельского хозяйства, напичканное дронами, роботами и автономными тракторами, а вот раз – и ты снова как будто в прошлом: забытые технологии возвращаются, и это – тоже будущее.
Нет, вы не сошли с ума и не оказались на Луне! Вы по‑прежнему на ганноверской Agritechnica. Хотя представление компанией Massey Ferguson (концерн AGCO ) трактора поколения Next могло заставить усомниться в реальности происходящего: лунный пейзаж и белый трактор на белой резине с футуристичным освещением и наполнением кабины…
Корабли бороздят просторы…
На разработку MF Next конструкторов вдохновило 50‑летие высадки человека на Луну, изменившей восприятие невозможного. Концепт MF Next дает старт эре новых возможностей сельхозтехники с качественно иным уровнем простоты, надежности и доступности. Способный к автономии MF Next объединил все известные прогрессивные технологии: сенсоры и камеры регистрируют информацию о тракторе, почве и посевах, на основе которой трактор принимает решения о нормах внесения, глубине обработки. По ситуации в нем регулируется все – от настройки тягового усилия до характеристик подвески кабины или сиденья. Шины от Trelleborg экологичны – не содержат углерода, давление в них меняется автоматически – в поле и на дорогах. Автоматически же передается и документируется вся информация, а телематика обеспечивает прямую связь с поставщиком техники. В концепте нет рулевого колеса, только джойстики: левый для руления, один из правых – для управления коробкой передач (направление и скорость движения), гидрораспределителями и рабочим оборудованием. Высвободившееся место в кабине занимают три дисплея, а на лобовое стекло проецируются изображения с функцией дополненной реальности.
Компания Fendt, тоже входящая в концерн AGCO, часть представленного в концепте MF Next уже интегрировала в зерноуборочные комбайны Fendt IDEAL: джойстик на левом подлокотнике выполняет функции от руления до переключения указателей поворота, причем интенсивность команд обратно пропорциональна скорости движения, что повышает уровень безопасности при скорости до 40 км / ч. Эта разработка получила одну из 39 серебряных медалей конкурса инноваций Agritechnica‑2019.
Представленный пару лет назад «автономус» ACV от Case IH не имеет привычного для трактора вида – ни кабины, ни рулевого колеса. John Deere будущее сельского хозяйства видит совершенно иначе: компактный и маневренный, извините, «недотрактор» с электроприводом, скорее похожий на мотоблок. Но это – мощная рабочая лошадка будущего. Компактен и концепт автономного опрыскивателя John Deere, щадяще воздействующего на почву и автоматически регулирующего клиренс. И СЗР он вносит только там, где это необходимо (спасибо сенсорам), причем теми распылителями и с теми параметрами, которые оптимальны. Не хотите робот‑опрыскиватель – воспользуйтесь дронами. Мучиться с их дозаправкой и зарядкой не придется: John Deere предлагает специальную базу-станцию для автоматической замены батарей БПЛА и наполнения их баков СЗР. Грузоподъемность и габариты представленных дронов впечатляли!
Полезные связи
Хотя такое «бесчеловечное» будущее сельского хозяйства кажется предрешенным, мы все еще топчемся на месте в вопросе «взаимопонимания» электронных систем и веб‑протоколов машин разных производителей в поле, их использования в процессах управления предприятием и в системах принятия решений. Поняв, что в одиночку такую задачу не осилить, сильные мира сего начали действовать сообща: система DataConnect, разработанная Claas, 365FarmNet и John Deere, впервые напрямую ведет обмен данными между облачными хранилищами различных производителей оборудования. По аналогии с протоколом ISOBUS, данные клиента синхронизируются через общий интерфейс, так что можно контролировать и мониторить весь парк техники, выбрав систему наиболее предпочтительного производителя. Под контролем будет все, включая текущее и предыдущие местоположения машины, запас топлива, рабочий статус и скорость движения. В перспективе станет возможна и передача агрономических данных.
Проект DataConnect открытый, так что принять участие в развитии интерфейса приглашены все заинтересованные производители техники, поставщики «софта», ассоциации и комитеты по стандартизации. Уже к началу выставки к проекту примкнул концерн CNH (Case IH и New Holland).
Новые перспективы для «общения» умных машин в поле открыл Nevonex, заявленный на конкурс инноваций компанией Robert Bosch GmbH. До сего момента не было системы, не просто связывающей воедино транспортные средства, сельхозорудия и машины, сенсоры и программное обеспечение, но позволяющей им взаимодействовать, системы, не просто передающей данные, но и свойственную рабочим операциям логику и знания. Отмеченный серебряной медалью Nevonex – открытый ресурс, пригодный для разработки собственных программ и приложений, которые посредством подходящего прибора управления привязываются к конкретной единице техники. ISOBUS или собственный электронный сигнал обеспечивают бесперебойный доступ к машинам и управление ими. Особенность продукта состоит в возможности взаимодействия объединенных в единую сеть машин различных производителей. Данную систему уже назвали «своей» восемь компаний, среди которых Amazone, Lemken, Rauch.
И в собственных разработках компании продолжают совершенствовать взаимосвязь тракторов с орудиями, обработку данных со спутников и бортовых сенсоров и реакцию на них в зависимости от ситуации, совершенствуют передачу данных в системы управления сельхозпредприятием (Farm Management Informations System, FMIS). Жюри конкурса инноваций выставки отметило серебряными медалями iQblue connect компании Lemken (данные с датчиков на сельхозмашинах любых брендов задействуются в управлении трактором или самими машинами), а также Isomax (совместную разработку нескольких компаний, в т. ч. CNH и Fliegl, автоматически распознающую орудия и ISOBUS‑функцию TC‑GEO, делающую ненужной ручной ввод данных: встроенный датчик регистрирует режимы работы и движение и ведет реестр фактического рабочего времени).
Совершенствуют системы организации уборочных процессов и работу самой техники с минимальными расходами топлива и без перегрузки машин: у Claas Cemos Auto Chopping для оптимального измельчения соломы на выходе из комбайна и Cemos Auto Perfomance на кормоуборочных комбайнах, подстраивающий работу двигателя в зависимости от потока массы; у John Deere – система контроля прогнозируемой пропускной способности зерноуборочных комбайнов Predictive Feedrate Control.
Все чаще задействуются видеокамеры: изображения облегчают труд оператора не только на зерно‑ и кормоуборочных комбайнах, но и на машинах для уборки сахарной свёклы и картофеля. Монитор R‑Connect на свеклоуборочных комбайнах Ropa автоматически фиксирует картины процесса уборки корнеплода и передает их в R‑Connect Portal, связанный с системой управления и логистики хозяйства. Система SmartView на картофелеуборочниках Grimme демонстрирует на мониторе то, что интересно оператору – с возможностью масштабирования, замедленного просмотра, передачи изображения в реальном времени на мобильные устройства через Wi‑Fi, выбора изображений нескольких экранов в желаемом порядке. Эти первые шаги к полной автоматической настройке свекло- и картофелеуборочной техники не могли остаться без внимания жюри конкурса инноваций – серебряные медали и у Ropa, и у Grimme.
В сегменте сенсоров стоит отметить начало использования датчиков, работающих на основе ядерно‑магнитного резонанса. NMR‑сенсоры устанавливает на цистерны для внесения навозной жижи компания Samson: они более точно определяют содержание NPK во вносимой органике, конечно же, в режиме реального времени.
С небес на землю
Но вернемся с небес на землю, где компании стремятся снизить вредное воздействие тяжелых сельхозмашин на структуру почвы: почти все производители шин готовы предложить аграриям продукт для отличных результатов и на дороге, и в поле, все больше шин, пригодных для установки на большегрузных прицепах, работающих в поле. За свою флотационную шину 398 MPT компания Alliance (ATG) даже получила серебряную медаль.
Все шире предложение решений для регулирования давления в шинах при переходе с режима «дорога» на режим «поле». Из свежего – разработка Trelleborg на «лунном» тракторе будущего MF Next. Производители техники со своей стороны предлагают клиенту еще больше машин на гусеничном ходу: Class поставил на гусеницы Xerion, Krone – самоходный кормоуборочник BiG X, Fliegl – прицеп для перегрузки зерна Vario. Пополнение модельного ряда и у John Deere: в новой серии тракторов 8R наряду с колесными представлены модели 8RT и 8RX, первая на двух гусеницах, вторая – на четырех.
В условиях ограничений
К слову о «самоходках». Основной вектор развития здесь направлен на достижение требований по выхлопным газам стандарта Евро‑5. Наряду с «электрокарами» производители предлагают сочетать известные до сего дня системы обработки отработанных газов. Отдельный тренд – использование вместо дизеля метана, причем не только в тракторах, но уже и в комбайнах.
Не в обиду российским производителям техники на метане, первооткрывателем этого сегмента в широком смысле можно назвать компанию New Holland, еще пару лет назад представившую общественности трактор Т6 на биометане (с. 103). К слову, в духе времени концерн считает необходимым провести грань между топливом, полученным в результате ферментации навоза животных, и продуктом переработки отходов и растительной массы: получение биометана с его использованием в качестве тракторного топлива во втором варианте имеет практически нулевой углеродный след, а в первом все плюсы технологии не способны компенсировать вреда, причиняемого эмиссией СО2 в животноводстве.
Производители крупногабаритной техники озадачены повышением производительности машин при сохранении уже достигнутых максимально допустимых размеров, и получается неплохо: пересмотр и доработка систем обмолота и сепарации в зерноуборочных комбайнах обозначили новые границы производительности и эффективности этой техники. John Deere повысил производительность роторных комбайнов в за счет пересмотра устройства и «перепланировки» расположения внутренних систем. Абсолютно новый концепт ременных передач позволяет комбайнам сохранять транспортную ширину 3,5 м. Одновременно снизилось потребление мощности. Была повышена и эффективность систем сепарации и очистки, измельчения соломы. В результате производительность уборочной машины выше без наращивания мощности, раздувания размеров и при потерях зерна менее одного процента.
Новая система обмолота комбайнов СХ у New Holland отличается «шахматным» расположением бичей барабана, что обеспечивает плавный поток убираемой массы на обмолот, открывая потенциал для роста производительности комбайна. При этом обмолот и сепарация зерна более качественные, а в кабине комбайна шума существенно меньше. «Изобретенный заново» молотильный барабан требует меньших мощностей, отчего и потребление топлива существенно ниже.
Компании Claas удалось усовершенствовать системы обмолота как клавишных, так и гибридных комбайнов, обеспечив повышение их производительности. У системы обмолота APS Synflow Walker на клавишниках Lexion 6000 барабан предварительного ускорения диаметром 450 мм, 755‑миллиметровый молотильный барабан с десятью подбичниками и дополнительный сепарационный барабан диаметром 600 мм, установленный сразу за молотильным.
Увеличенный диаметр барабана создает угол охвата в 132° на молотильном и 116° – на сепарирующем барабане. Эти параметры плюс синхронизация скорости вращения барабанов – и на выходе равномерное и щадящее воздействие на поток массы при одновременной экономии топлива. Активная площадь сепарации остаточного зерна составляет 3,18 кв. м.
В гибридных моделях комбайнов второго поколения Lexion задействована система APS Synflow Hybrid. Здесь увеличился до 600 мм и диаметр отбойного битера, что оптимизировало поток массы к роторам и нарастило скорость прохождения зерном зоны сепарации. Новые деки роторов и расширенная система очистки способствовали увеличению производительности комбайнов на 10 % на фоне минимального расхода топлива и отличного качества оставляемой в поле соломы.
Не навреди
Сегмент почвообрабатывающей техники, сеялок и машин для защиты посевов работает под лозунгом «Умнее, точнее, экономичнее и экологичнее». Кроме «взаимопонимания» между машинами и тракторами, стоит остановиться на «экологизации» машин. В свете возможного скорого запрета применения в Европе глифосата разрабатывается все больше орудий для механической борьбы с сорняками. Так, компания Horsch предлагает культиватор Transformer VF.
А недавнее приобретение компанией Amazone производителя Schmotzer дает повод предположить, что и в арсенале этой компании скоро появятся машины для механического контроля сорняков под собственным брендом. На выставке они пока предлагались под брендом Schmotzer как орудия для предприятий органического земледелия.
Тем не менее кое‑что Amazone у Schmotzer уже позаимствовала – идею ленточного внесения СЗР. Опрыскиватели Amazone теперь получили возможность переключаться с режима сплошной обработки на режим опрыскивания по рядкам – контроль сорной растительности между растениями в ряду без необходимости «лить» гербициды в междурядье. За счет использования обработок ленточным способом возможно сокращение расхода СЗР до 65 %.
Появились и новые предложения по точечному опрыскиванию: помимо уже широко известной системы Amazone AmaSpot, рынок предлагает датчик WeedSeeker второго поколения от Trimble. Оборудовав им опрыскиватель, можно сократить расход гербицидов, как заявляет производитель, до 90 % – была бы ISOBUS‑ совместимость.
Пока одни работают над точностью внесения и экономией средств, другие расширяют ассортимент: в производственной линейке Lemken появился самоходный опрыскиватель, и это – новый шаг в расширении портфолио после представленного разбрасывателя удобрений (НСХ 5 / 19, с. 104). Для грамотного распределения удобрений Amazone представила функцию EasyMix нового приложения для настройки распределения удобрений mySpreader, служащую для оценки и настройки внесения смешанных удобрений.
Компания Rauch продолжила совершенствование своих систем для точности внесения минеральных удобрений в непростых условиях работы.
При распределении жидких органических удобрений компания Fliegl рекомендует на зеленых угодьях воспользоваться специальной насадкой на башмачные распределители Twin – норма внесения останется прежней, а распределение на единице площади будет более равномерным.
Одно золото на двоих
Другой производитель машин для внесения органики – компания Joskin – отличился в ином сегменте, завоевав совместно с John Deere единственную в сезоне 2019 года золотую медаль выставки – за электромеханическую трансмиссию тракторов eAutoPower на базе интеллектуальной системы внесения жидкой органики e8WD: две оси трехосной цистерны «приведены» электрически. Система улавливает отток мощности при передаче ее потребителям и тем самым дополнительно повышает КПД привода. Электропривод двух осей цистерны способствует лучшему сцеплению с поверхностью почвы, сокращению пробуксовки, более точному ведению штанги распределителя по сторонам.
Как видим, профессиональное жюри Agritechnica и сегодня привечает вполне приземленные технологии. Любы они и практикам, предпочитающим пощупать новую реальную машину, а не фантазировать, как сработает та или иная «примочка» или подключение к некому облачному сервису.
При всем изобилии футуристических концептов и идей, судьбы в сельском хозяйстве вершат проверенные концепции, позволяющие выпускать качественную продукцию, конечно, с максимальными производительностью и эффективностью и вдобавок с ярко выраженной заботой о человеке и окружающей среде.
Российское участие
Россию на выставке 2019 года представляли 39 компаний. Наиболее привлекательной стала площадка «Ростсельмаша»: здесь экспонировались трактор RSM 2400 и прицепной опрыскиватель RSM TS-4500 Satellite, зерноуборочные комбайны Torum770, RSM 161 и Nova 330, кормоуборочные RSM F1300 и RSM F2650. Система ночного видения RSM Night Vision была отмечена серебряной медалью конкурса инноваций выставки Agritechnica-2019 (с. 12).
Однако именно кормоуборочный комбайн пятого мощностного ряда RSM F 2650 стал центром притяжения на стенде российской компании. Его вывода на рынок ждут многие даже европейские фермеры. Поперечно расположенный двигатель Mercedes-Benz/MTU отличается мощностью 626 л.с., топливный бак на 1 500 л, число ножей от 32 до 64. Возможно измельчение массы в диапазоне 2,5 – 33 мм. Комбайн номинировался на премию «Машина года 2020», вручаемую профильным издательством dlv.
Другой объект внимания российской экспозиции – прототип телескопического погрузчика, созданный компанией «БДМ-Агро». По заявлениям разработчика, БДМ 245.3 / 202.4 справится с работами как в сельском хозяйстве, так и в строительной отрасли. Полноприводная гидромеханическая трансмиссия обеспечивает управление и маневренность всех колес погрузчика.
Agritechnica-2019 в цифрах
Площадь выставки > 390 тыс. м2
Число экспонентов 2 820
Из них иностранные 1 750
Кол-во посетителей > 450 тыс. человек
Из них иностранных > 130 тыс. человек
География посетителей 152 страны