Эта выставка уже многие годы остается главной экспортной витриной белорусского сельхозмашиностроения, в первую очередь для крупных предприятий.
«Белагро 2017»
Несмотря на то что IV Форум регионов прошел на этот раз не в Минске, а в Москве, на выставке хватало гостей из России. Приехали не только аграрии посмотреть новую белорусскую технику, но и более широко, чем в прошлом году, были представлены российские компании. Вместе с тем некоторые частные белорусские компании отказались от участия в выставке. Сделав ставку на российский рынок, они не ждут, пока россияне приедут в Минск, а предпочитают искать клиентов у них дома.
Говоря о международном участии, нельзя не отметить «африканские мотивы» нынешней выставки «Белагро». И дело даже не во множестве зарубежных гостей и официальных делегаций с «черного континента». В рамках выставки прошел первый белорусско-африканский аграрный форум. А некоторые предприятия на своих выставочных стендах даже сделали акцент на рынки южных стран, показав технику для возделывания хлопка, риса, тропических культур.
Конкурент для «Кировца»
Белорусский холдинг «Амкодор» начинался как производитель дорожно-строительной техники. Однако затем в его портфеле появились сельскохозяйственные погрузчики, зерносушильные комплексы, а теперь и тракторы.
На выставке был представлен трактор «Амкодор-5300». Он имеет сочлененную раму и будет позиционироваться в качестве конкурента «Кировца». У машины оригинальная конструкция центрального шарнира, полностью с нуля была разработана кабина трактора. Модельный ряд будет включать тракторы мощностью от 350 до 500 л.с. Базовые модели получат двигатели ММЗ, самые дорогие – Perkins. Не исключается использование китайских двигателей.
«Амкодор-5300» получил равновеликие колеса. Его масса в серийном варианте будет достигать 20 т, что позволит применять машину на трамбовке силоса. В серию трактор пойдет в 2019 – 2020 году. Вероятнее всего, его будут собирать на новом заводе, который строится в сотрудничестве с китайскими партнерами. Правительством уже одобрен покупательский кредит на 192 млн. долларов.
Машина однозначно найдет сбыт на бело русском рынке. Ее планируют предложить и российским покупателям, а также аграриям из других стран СНГ. Однако в этом классе у «Амкодор-5300» есть немало конкурентов, как российского, так и западного производства, а сама рыночная ниша сочлененных тракторов относительно невелика.
«Минский тракторный завод» продолжает работу над 450‑сильным «Беларус-4522». Трактор был главной премьерой завода на прошлогодней выставке. В этом году он стоял во втором эшелоне. Как заявили НСХ представители завода, серийное производство машины скорее всего начнется в следующем году. Пока продолжаются испытания и в конструкцию трактора вносятся изменения, делающие его массовое производство более технологичным. Установочную партию планируют произвести еще до конца 2017‑го.
Среди других машин, представленных на выставке, можно отметить «Беларус-1523» в максимальной комплектации. Он получил не только кондиционер, более удобное сидение, но даже электропривод зеркал. Также машина была покрашена не в традиционный красный, а в бордовый цвет.
Медалист ганноверской Agritechnica «Беларус-3023» первый трактор с гибридным приводом, пока еще далек от серийного производства. Машину не удается довести до серии из-за проблем с электромоторами. Определенные надежды в этой сфере «Минский тракторный завод» связывает с новым китайским партнером.
Погрузчики
Главной звездой стенда «Амкодор» в этом году был, конечно же, сочлененный трактор, однако компания представила и новые погрузчики. «Амкодор 308» – компактная машина с сочлененной рамой. Ранее производитель уже выпустил погрузчик с четырьмя поворотными колесами, который может разворачиваться на месте. Теперь же сделал компактную модель классической компоновки. Похожие модели массово выпускаются западными производителями. Они уже стали незаменимыми на небольших фермах. Белорусскому производителю не хватало только машины в этом классе.
«Амкодор 308» имеет грузоподъемность 900 кг, объем ковша 0,38 м³, вылет кромки – 4 метра, мощность двигателя 48 л.с. Пока машина позиционируется в основном для дорожного строительства. Однако пока она пойдет в серию, вероятно, появятся и другие инструменты, применимые и в аграрной сфере.
В целом «Амкодор» продолжает превращение в фулл-лайнера. За несколько дней до «Белагро» компания зарегистрировала холдинг «Амкодор-Семаш», который официально был презентован уже после выставки. Он объединит сельхозмашиностроительные активы и будет выпускать зерносушильные комплексы, машины для очистки зерна, косилки, почвообрабатывающую технику.
У другой белорусской компании «Ферабокс» была выкуплена лицензия на производство прицепов, кормораздатчиков и машин для внесения органических удобрений. Линейка включает прицепы емкостью до 17 куб. м. Стоит задача перевести их полностью на белорусскую комплектную базу – компания также развивает производство гидравлики.
Китайский прищур
Беларусь активно работает с Китаем. Под Минском создается индустриальный парк «Великий камень», резидентам которого предоставляются беспрецедентные льготы: от освобождения от таможенных пошлин до пониженных взносов в ФСЗН (белорусский аналог ЕСН). Белорусское машиностроение в ближайшие годы ждет новая волна модернизации, которую проведут на китайские деньги. Несколько совместных предприятий с китайцами уже создал «Амкодор». Кроме упомянутых уже погрузчиков и тракторов, вместе с Sinomach налаживают выпуск экскаваторов.
Не остается в стороне и «Минский автомобильный завод». На выставке был представлен первый автокран, сделанный совместно с Zoomlion. Белорусский автопроизводитель будет предоставлять для совместного предприятия шасси, китайские компании – технологическую часть. Планируется освоить более десятка различных видов спецтехники.
Обсуждаются варианты взаимодействия на базе «Минского тракторного завода» и «Гомсельмаша». Рынком для этой продукции должны стать страны ЕАЭС.
Комбайн для плохой погоды
«Гомсельмаш» представил на «Белагро» новинку – комбайн Палессе GS13. Машина оснащается комбинированной системой обмолота, сочетающего в себе достоинства барабанного и роторного. Похожая схема была использована в высокопроизводительном Палессе GS16, который после нескольких лет разработки уже пошел в серию и продается в России.
В машине использована классическая наклонная камера. Затем хлебная масса попадает в два барабана, однако вместо соломотрясов использованы два ротора. Шнеки с лопатками эффективно отделяют солому от зерна. Комбайн уже прошел испытания и хорошо зарекомендовал себя на уборке влажных, покрученных хлебов. Гибридная схема обеспечивает более высокое качество обмолота. Кроме того, Палессе GS13 не «захлебнется» при урожайности выше 60 ц / га. В отличие от «Палессе GS16», новинка имеет более узкую наклонную камеру и ориентирована на менее высокие показатели урожайности.
«Палессе GS13» пойдет в серию уже в следующем году. В этом планируется максимально унифицировать его с «Палессе GS16».
Также на стенде «Гомсельмаша» была представлена косилка на гусеничном ходу для уборки риса. Она снабжена двигателем мощностью 150 л.с. Производительность с рисовой жаткой составляет 4 га за час основного времени. Также ее можно использовать и с зерновой жаткой. В этом случае производительность достигнет 7,2 га.
Самый большой в СНГ?
«Запагромаш» производит технику для животноводства под маркой «Хозяин». В этом году компания предложила на выставке огромного «Хозяина» – 30‑кубовый смеситель-кормораздатчик, который отрекомендовали, как самый большой из выпускаемых в СНГ.
Машина имеет три вертикальных шнека для смешивания кормов. В ней установлено шесть тензодатчиков, что обеспечивает высокую точность взвешивания кормов, использована специальная подвеска для улучшенной управляемости. Еще одна особенность – возможность доставки машины как габаритного груза. У кормораздатчика демонтируется надставной борт, а сами габариты машины выбраны так, чтобы вписываться в допустимые нормы. Машина проходит сертификацию, и до конца года она станет доступна на рынке.
Среди других новинок «Хозяина» – «ИСРК-8», измельчитель-смеситель-раздатчик кормов с емкостью бункера восемь кубометров. Машина адаптирована для ферм, построенных по старым советским проектам. Высота раздатчика всего 2,3 м.
НПЦ по механизации сельского хозяйства РБ предложил «АРУК-4,5» – агрегат для разравнивания и уплотнения кормов. Он предназначен для передней навески трактора. По сути, это очень большая и тяжелая ворошилка, которая вместе с катком-уплотнителем на задней навеске может повысить массу трактора на несколько тонн и сделать его пригодным для трамбовки силоса. На выставке машины были агрегатированы с трактором «Беларус 2522».
Один из трендов в Республике Беларусь – превращение местных дилеров западных компаний в производителей. Они начинают выпускать технику по лицензии, выпускают сборочные производства. Учитывая особенность белорусского рынка, где значительная часть техники продается с господдержкой, а финансовые возможности хозяйств часто ограничены, такая стратегия повышает шансы продавцов. Однако инвестируя в производство, компании нередко выпускают интересные машины, которые в перспективе могут пойти и на российский рынок.
«Биоком» технология» показала прицеп «ПМК-10». Он предназначен для транспортировки кормов, а его отличием от других моделей является 20‑метровый манипулятор. С его помощью можно и загрузить рулоны в поле, и разгрузить их на ферме, и штабелировать, что должно высвободить погрузчик и сократить количество техники, используемой на заготовке.
«Бобруйскагромаш» несколько модернизировал свою машину для внесения твердых органических удобрений «МТУ-24А». Принципиальных изменений не произошло, однако теперь предлагается четыре модификации с различными рабочими органами: два, четыре вертикальных барабана, два горизонтальных барабана и ротор и т. д. Грузоподъемность до 24 т. Без рабочих органов с глухим бортом машина может использоваться для перевозки грузов. Машина для внесения жидких удобрений «МЖУ-20» получила механизм самозагрузки.Также предлагаются три варианта внесения: внутрипочвенное, ленточное поверхностное и разбрасывание.
Пресс-подборщики «ПРФ-145» были показаны в двух модификациях с обвязыванием шпагатом и упаковкой в полимерную сетку. Они позволяют формировать рулоны диаметром до 1,45 м.
IT-измерение
Белорусская IT-индустрия известна далеко за пределами страны. Несколько IT-компаний с белорусскими корнями и центрами разработок входят в списки лучших аутсорсеров мира. Однако до сих пор IT-индустрия практически не работала на внутренний рынок, обслуживая в основном клиентов из Евросоюза, США.
В последние два года в IT-индустрии началась активная смена бизнес-модели. Заметно растет число продуктовых стартапов. Отрасль постепенно поворачивается и в сторону промышленности.
На стенде «Минского тракторного завода» был представлен прототип виртуального тренажера, который создается вместе со стартапом OneSoil. Если проект успешно завершится, то механизаторы смогут проходить обучение работе на энергонасыщенной технике «Минского тракторного завода» в виртуальной реальности. На выставке можно было надеть виртуальный шлем Microsoft и походить вокруг трактора. В будущем им можно будет управлять из виртуальной кабины. Также разработчикам передана техническая документация машин, так что в виртуальной реальности планируется обучать и обслуживанию машины.
Компьютерный тренажер – не главный проект OneSoil. Работа над ним позволяет стартапу получить финансирование, но главным своим продуктом молодая компания считает технологию построения карт полей и анализа урожайности. Предложив использовать для решения этих задач технологии нейронных сетей и машинного обучения, OneSoil уже взяла приз на одном из хакатонов. Программное обеспечение в состоянии анализировать спутниковые снимки и выдавать карты для дифференцированной подкормки посевов, карты поражения полей сорняками и болезнями, вычислять колонии вредителей, в том числе грызунов. При необходимости специалисты OneSoil «летают» над полями, используя снимки с дронов.
Машинное обучение позволяет не только составлять карты, но и анализировать историю полей в динамике, учитывая погодные и иные условия, выявляя факторы, влияющие на урожайность. Пока продукт OneSoil еще развивается, но уже сейчас компания готова помочь агрономам.
Белорусские машиностроители также поворачиваются в сторону современной технологии. Стандартной опцией для «Гомсельмаша», «Амкодора» и «Минского тракторного завода» уже стало предложение по установке систем контроля расхода топлива, аграрных GPS / ГЛОНАСС навигаторов. «Амкодор» на погрузчиках 342‑й и 352‑й серии предложил устройства взвешивания.
Итоги
В «Белагро 2017» приняли участие 507 компаний из 25 стран. Количество экспонентов по сравнению с 2016 годом немного уменьшилось, а вот география – расширилась. На выставке были представлены компании из двух новых стран. Общая площадь выставочных площадей составила более 50 000 м². За пять дней работы «Белагро» посетили более 50 тысяч человек.
«Белагро-2017» позволила в очередной раз познакомиться с тем, как развивается белорусское сельхозмашиностроение. Предприятия в условиях усиления конкуренции стремятся активнее «догонять» мировые тренды, понимая, что на пресловутом соотношении цена / качество уже трудно выезжать в XXI веке. Тем более когда китайские конкуренты ведут себя все агрессивнее и агрессивнее. В этом году шире, чем обычно были представлены российские машиностроители. Кроме «Кировца», на выставке присутствовал новый белорусский дилер «Ростсельмаш» – «Русмашсервис», а также «Воронежагротехсервис».