В ноябре 2019 года в Доме правительства Московской области прошел VI Международный агропромышленный молочный форум, организованный правительством региона при поддержке федерального Минсельхоза.
Со времени проведения I форума в 2014 г. в стране сменилось несколько федеральных министров сельского хозяйства, а вместе с ними менялись и команды. Пересмотру подвергались и подходы к решению главного вопроса молочной отрасли – наращиванию производства молока. Форум же ежегодно собирал заинтересованных в работе отрасли для обсуждения актуальных проблем.
В этом году впервые в работе ключевых сессий участвовали иностранные делегации, в состав которых входили производители, государственные деятели и эксперты. По словам организаторов, всего в шестом форуме приняли участие 3 400 чело век из 33 стран, включая более тысячи производителей молочной продукции и сотни представителей СМИ.
Что было?..
Такая активность не случайна: молочное животноводство остается в приоритетах государственной политики в сфере АПК. В 2020 году компенсацию части затрат на капитальное строительство в размере 25 % будут получать проекты только в молочной отрасли. В 2018 г. просубсидирован 131 инвестпроект на общую сумму 5,9 млрд руб., в 2019 г. таких проектов было 107 (5,2 млрд руб.). На очередном заседании 5 декабря 2019 г. комиссия МСХ РФ отобрала на 2020 г. в категории «Молочные комплексы» 90 проектов, общий размер субсидии составит 5,24 млрд руб., сметная стоимость – 22,3 млрд руб. Поддержать рост производства в будущем призван новый подход к выплатам субсидий, который завязан на эффективность. Впрочем, нацеленный на улучшение общих показателей отрасли, он вызывает ощущение «острой несправедливости» у большинства животноводов, которые не могут войти в число избранных. Напомним, что крупнейшим получателем субсидий остается ГК «ЭкоНива», вот и в 2020 году компания получит больше 2,1 млрд руб., что составляет 41 % от распределенной суммы.
Что будет
По новым правилам игры представителям молочной отрасли теоретически доступны два вида господдержки: компенсирующая субсидия, которую будут получать все регионы, и стимулирующая – для регионов, выделивших приоритетные отрасли развития. В результате усилится специализация регионов на производстве того или иного продукта. Молочное животноводство в качестве приоритетного направления указали 66 регионов.
Компенсирующая субсидия – это несвязанная (погектарная) поддержка, поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве, племенного животноводства, развития традиционных подотраслей животноводства, а также сельхозстрахования. Размер компенсирующей субсидии будет зависеть от доли региона в общих показателях по стране, что увеличивает дифференциацию в распределении средств между регионами. В бюджете 2020 г. на компенсирующую субсидию выделено 34 млрд 15,4 млн рублей, а на выплаты стимулирующей субсидии – 26 млрд 911,4 млн рублей.
Преференции молочной отрасли в виде выдачи льготных кредитов сроком на 15 лет сохранятся. В 2020 г. на этот вид поддержки выделено 89 млрд руб., что больше, чем в 2018 г. практически на 30 %. В ближайшее время будет подписан приказ, позволяющий увеличить суммы краткосрочных льготных кредитов с 400 до 600 млн руб. на одну организацию.
Кроме того, с 2019 г. появился новый вид поддержки – возмещение капитальных затрат на строительство заводов по производству заменителя грудного молока до 30 %. Это вполне логично: на сегодня 95 % заменителей грудного молока на российском рынке представлены импортной продукцией. Эта поддержка сохранится в 2020 – 2022 гг.
Выживут только крупные?
Тему изменения системы поддержки отрасли на форуме развил и представитель «принимающей стороны» – министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин: изменения на рынке ставят новые вызовы, в том числе перед чиновниками, поэтому необходимо переходить от «бездумной» господдержки к поддержке наиболее эффективных предприятий. Серия проверок молочных хозяйств Московской области показала, что сегодня 30 % подмосковных сельхозпредприятий, если их лишить господдержки, рентабельность будет нулевой или отрицательной. Но и доля таких хозяйств в валовых надоях молока региона составляет не более 5 %. В ближайшие годы, по мнению Андрея Разина, предстоит «борьба за большую конкурентоспособность наших предприятий и наращивание поставок подмосковной продукции на экспортные рынки».
Выбранная Минсельхозом РФ система поддержки крупного эффективного бизнеса помогает нарастить производство молока, но в итоге она приведет к массовому разорению мелких и средних предприятий, а это губительно с точки зрения развития сельских поселений. А ведь то же Подмосковье, например, по-своему поддерживает мелкие фермерские хозяйства, организовав платформу для сбыта продукции.
Головная боль переработки
По-своему примечательно, что никто из выступавших чиновников – ни федеральных, ни региональных – не коснулся вопроса, который сегодня больше всего волнует переработчиков молока, – введение маркировки на готовую молочную продукцию в дополнение к действующей ФГИС «Меркурий». По вопросу регуляторных изменений в молочной отрасли выступила директор по связям с государственными органами компании «Данон Россия» Татьяна Ткаченко. Ее команда методично изучила все 400 регуляторных инициатив, из которых 69 распространяются на молочную отрасль. Выводы неутешительны: «Внедрение маркировки «Честный знак» для готовой молочной продукции – самое дорогое нововведение для рынка переработки. Маркировка молочной продукции потребует 25 млрд руб. только капитальных вложений, еще порядка 20 млрд руб. сверх этого предстоит тратить ежегодно». А ведь по данным Росстата, вся общая прибыль молочной отрасли за 2018 г. составила 35 млрд руб. Эксперт отметила, что решение о внедрении маркировки готовой молочной продукции было принято без того, чтобы дождаться результатов эксперимента, анализа целесообразности и разработки технического решения по объединению систем «Меркурий» и маркировки.
Татьяна Ткаченко напомнила и об изменениях, которые упускают из виду многие участники рынка, – решение Коллегии ЕЭК №27 о переобследовании предприятий для экспорта в ЕАЭС с февраля 2020 г.
Об экспорте нет речи…
Установка прошлых лет на импортозамещение в некоторых сегментах АПК потеряла свою актуальность, и руководство страны поставило перед АПК новую задачу – наращивание экспорта, особая статья – экспорт в Китай. В молочной отрасли с импортозамещением, а тем более с экспортом, все обстоит гораздо сложнее. Даже чиновники всех уровней, по привычке акцентирующие внимание на позитивных моментах, вынуждены это признать. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отметил положительные моменты: «За последние шесть лет наша зависимость от внешних поставок снизилась более чем на 30 %. Только в прошлом году импорт молока сократился на 7,2 %, до 6,5 млн т. То есть доля отечественного производства на российском рынке молока стабильно увеличивается». И хотя удалось существенно продвинуться в достижении целевых показателей Доктрины продовольственной безопасности, пока они не достигнуты.
Заместитель министра Елена Фастова была более конкретна: «По молочной категории Россия еще не достигла порога самообеспеченности в 90 %: российские продукты на данном рынке составляют 84,9 %». И заверила специалистов отрасли, что покуда этот порог не будет преодолен, уровень господдержки снижен не будет.
… или всё же есть?
На центральном пленарном заседании эксперты попытались заглянуть в будущее и искали ответ на вопрос «Станет ли российское молоко частью мирового рынка?» О том, как выполняется поставленная в 2018 году президентом России В. Путиным задача по увеличению объемов экспорта АПК до 45 млрд долл., рассказал глава Минсельхоза Д. Патрушев. Половина пути пройдена: по итогам 2019 года должно быть экспортировано продукцию АПК на 24 млрд долл. Из них на долю мясной и молочной продукции, по оценкам специалистов, придется более 1,1 млрд долл.
Основными рынками сбыта остаются страны ЕАЭС, доля которых составляет около 60 %. Но, по словам главы аграрного ведомства, «большим успехом стало открытие в 2018 г. перспективного рынка КНР. Сегодня уже 34 предприятия молочной индустрии имеют право поставлять свою продукцию на китайский рынок, а 49 компаний продают в Китай свое мороженое».
Министр напомнил, что в 2018 г. молочникам были открыты рынки Лаоса и Камбоджи, а в 2019 году молочная продукция из России получила доступ на рынки Туниса и Турции.
Но как бы красиво ни звучали заявления об открытых горизонтах, реально экспорт молочной продукции в уходящем году вырастет на 3 – 5 % за счет увеличения поставок в страны бывшего Союза – никакого прорыва в поставках после открытия Китая не произошло. Примечательно выступление на эту тему собственника «ЭкоНиваАПК Холдинг» и председателя совета Национального союза производителей молока Штефана Дюрра. Он отметил, что за пять лет, прошедших с введения Россией ответного продэмбарго, европейские производители укрепились на китайском рынке, и российским компаниям трудно с ними конкурировать. Едва ли не главный вопрос экспорта – логистика. И европейцы этот вопрос решили: стоимость доставки одного контейнера у них – 800 долл. США, а у нас, что из Москвы, что из Новосибирска – «вынь да положь» все четыре тысячи американских долларов. Свою лепту вносит и отсутствие таможенных пошлин для поставки на китайский рынок для Новой Зеландии – лидера в производстве молочной продукции, тогда как для России таможенная пошлина составляет 15 %. Резюмируя свои размышления об экспорте, Штефан Дюрр констатировал: «сегодня денег (на поставках в Китай) заработать невозможно», но в перспективе можно надеяться, что лет через десять Россия сможет поставлять в Поднебесную большие объемы молочной продукции.
Среди регионов по объемам экспортных поставок молочной продукции лидирует Московская область – благодаря тому, что на территории области базируются предприятия транснациональных компаний, которые активно экспортируют свою продукцию в страны СНГ и ЕАЭС. В 2018 г. объём экспорта Подмосковья составил 114,6 млн долл., а в 2019 г., по предварительным данным, он достигнет 125,1 млн долл., из которых 41 млн приходится на кисломолочную продукцию.
Президент по внешним коммуникациям Группы Lactalis Мишель Нале заявил, что главное в экспорте – конкурентоспособная цена и всемирно узнаваемые бренды, чья репутация базируется на стандартах качества. Плюс у России есть большое преимущество в виде железнодорожного транспорта в Китай: «Пятнадцать дней по суше – это не 45 дней по морю».
Выступавшие зарубежные эксперты предложили российским экспортерам обратить внимание на рынки Ближнего Востока и Африки, где производство молока в сухих и пустынных условиях лимитировано водными ресурсами и страны «обречены» на импорт. Все упирается в организацию недорогой логистики в эти регионы.
Участники форума, особенно зарубежные делегации и инвесторы, проявляли большой интерес к развитию АПК в Подмосковье и, в частности, «Сырному кластеру», организованному в Дмитровском округе Московской области. Достижения Подмосковья оценил и министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев, который заявил: «Московская область уделяет огромное внимание сельскому хозяйству, и региональный бюджет помогает реализовывать такие серьезные проекты. Оказание поддержки производителям сельхозтоваров им улучшать финансовые показатели своей деятельности, которые в подмосковном регионе в целом выше, чем по России. Мы видим серьезный экспортный потенциал у Московской области, в том числе в молочной продукции». Андрей Разин подтвердил: «Более 60 разных видов поддержки доступны для инвесторов и аграриев Подмосковья. И это все нам позволяет достаточно динамично развивать молочную отрасль».
Подписали и открыли
Еще до мероприятия руководство Московской области выражало желание привлечь в ходе форума новых инвесторов для запланированных перерабатывающих кластеров возле крупнейших транспортно-логистических комплексов, через которые товары будут поставляться в страны СНГ, Китай и ЮгоВосточную Азию, что позволит снизить затраты на перевозку. По традиции последних лет на форуме в Красногорске состоялось подписание 11 соглашений о сотрудничестве и Плана мероприятий по реализации соглашения о торговоэкономическом, научнотехническом и культурном сотрудничестве Московской области с Республикой Беларусь на период 2020 – 2022 годов.
Параллельно деловой программе в присутствии министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева и губернатора Московской области Андрея Воробьева состоялся официальный виртуальный запуск новой молочнотоварной фермы подмосковного агрохолдинга «ОСП агро». Комплекс построен с применением самых современных технологических решений.
Помимо пленарных заседаний, на форуме прошли круглый стол «Французские молочные продукты», «Управление производством и качеством», а также заседания специализированных секций.
Сопровождала форум также традиционная выставка молочной продукции и технологических образцов от крупнейших производителей. И в нынешнем году она была больше прежних: свыше 20 экспонентов: АО «Братья Чебурашкины», «Воскресенское», «Дмитровский молочный завод», «Рузское молоко», «Ecolean» и другие.
В фойе проходила дегустация молочной продукции, были доступны кулинарная зона, выставка сыра от подмосковных сыроваров и стенд «Умная дегустация», на котором искусственный интеллект пытался определять эмоции и предпочтения посетителей. Новые технологии сопровождают повсюду.