Еще до начала юбилейной выставки ее «акцент» был предсказуем: это «читалось» и в выступлениях государственных мужей в СМИ, и в заявленной тематике мероприятий деловой программы.
Предчувствия не обманули: главной темой стал экспорт. О том, как «экспортная повестка» может привлечь в страну инвесторов, говорили на деловом завтраке, где собрались руководители субъектов, иностранные делегации, представители финансового сектора и эксперты.
Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев предупредил, что выполнение поставленной руководством страны задачи потребует большой работы и открытия конкурентоспособных производств в традиционных подотраслях и в «секторах, формирующих высокую добавленную стоимость».
Традиционные «подотрасли» демонстрировали свою готовность «по территориальному признаку»: левую половину 75‑го павильона, как обычно, заняли стенды регионов. Традиционно же несколько часов первого дня работы выставки вход в этот раздел был перекрыт: с экспозицией знакомились высокие гости, включая премьер-министра.
Осень экспорту не помеха
В то время как международное сообщество обсуждает сельское хозяйство версии 4.0 (цифровизация и пр.), «Агробизнесфорум» на Золотой осени обсуждал АПК версии 2.0, рассматривая экспорт как драйвер модернизации. В общепринятой классификации эта стадия развития технологий подразумевает внедрение электричества.
Почему же у нас чиновники рассматривают АПК на подобном уровне? Вопрос без ответа. Может быть, он возник только у нас? К обсуждению курирующий АПК вице-премьер Алексей Гордеев и глава МСХ Дмитрий Патрушев пригласили министров сельского хозяйства других государств. В результате дискуссия распалась на две части: вначале обсуждалась ситуация в АПК России и необходимость развития экспорта, а потом иностранные гости рассказывали о сельском хозяйстве своих стран. К концу мероприятия «градус присутствия» в зале заметно снизился.
А. Гордеев особый акцент сделал на важности развития сельских территорий как основы сельского хозяйства страны: сохранение кадров на селе, привлечение молодежи в сектор, создание малыми городами и селами своих гражданских обществ. Правительство решило продлить работу подпрограммы по развитию сельских территорий, которая заканчивается в 2020 г. Важной задачей министры видят в ближайшие годы и создание в российском АПК собственной научно-исследовательской базы.
Д. Патрушев проинформировал о подготовленном паспорте национального проекта в части экспорта сельскохозяйственной продукции с четырьмя направлениями: увеличение производства и переработки сельскохозяйственной продукции (масложировая, мясная, молочная, кондитерская, переработка морепродуктов и др.); построение ориентированной на экспорт логистической инфраструктуры (ориентир на Китай, страны Юго-Восточной Азии, Японию, Африку, страны Персидского залива, Индию); обеспечение ветеринарного благополучия территории страны (включая регионализацию и согласование ветеринарных сертификатов); продвижение российской продукции на рынки других государств (единое брендирование и его защита).
Взялись за «ум»
То, что Россия не страдает от скудости ассортимента продовольствия, было ясно даже иностранцам, посетившим выставку впервые. Кто-то из них принял участие в MatchMaking – встречах с поставщиками для переговоров о приобретении российских товаров. Кто‑то, как японцы, представил свои технологии. В этом году Страна восходящего солнца в рамках перекрестного года России в Японии и Японии в России стала официальным партнером выставки. Посетителей ждали не только дегустация японских «суперфудов», но и семинары по японским технологиям «умного сельского хозяйства».
Российские «умные технологии» были представлены на стенде «Сколково» наискосок от японского стенда. Здесь были и передовики российской цифровизации: разработчик системы управления растениеводством на базе облачных технологий и приложения «Дневник агронома» компания «Агроноут» представила стартап по созданию «умных карт для умной техники» по всем канонам точного земледелия (с. 36). Соседствовал с этой разработкой «инновационный» доильный аппарат с облегченной подвесной частью и прозрачными доильными стаканами – чтобы визуально определять время окончания молокоотдачи в каждой доле вымени и не допускать передаивания – задачи, с которыми у зарубежных производителей справляется электроника (2.0 или 4.0?).
Многопрофильная компания «Билдинг Строй Гроуп» (БСГ) из Тольятти совместно с ФГНУ ВНИИ «Радуга» на основе восстановленной и обновленной конструкторской документации в 2014 г. изготовила первые промышленные образцы широкозахватной дождевальной машины (ДМ) «Фрегат», теперь мощности выросли до 300 машин в год.
Осенью 2018 года прошли испытания электрифицированной дождевальной машины «Кубань» с пролетом 49 – 60 м, в 2019 г. планируются испытания ДМ с гидроприводом. В условиях постоянного подорожания ГСМ уместным было обсуждение возможностей использования газомоторного топлива (метана) в сельском хозяйстве. Тем более что отечественные производители автотранспорта уже «приучили» к ней свою технику. Вот и на стенде «Газпром – газомоторное топливо» был продемонстрирован газомоторный трактор «Концерна «Тракторные заводы». Сегодня в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области работают более десятка автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «народного достояния», общая же их численность составляет 46. К 2021 году, как было заявлено на тематическом совещании-конференции, только в ЮФО добавится еще два десятка станций.
А сам не плошай
Пока же цена на традиционное топливо растет и выделенных из резервного фонда миллиардов для приобретения дизеля аграриям не хватает (НСХ 5/18, с. 6). Ориентацию на экспорт предполагается поддержать особо: для таких проектов разработана комплексная программа международной конкурентоспособности (КПМК), которая предусматривает заключение соглашений между государством и бизнесом и оказание «прицельной помощи». По словам Д. Патрушева, в Минсельхоз России уже поступило более 400 подобных проектов, которые должны обеспечить прирост экспорта продукции АПК в объеме 17,5 млрд долларов.
А пока, по заявлению министра, «на территории страны порядка 16 тысяч инвестиционных проектов получают возмещение части затрат на уплату процентов по инвест-кредитам. Общая сумма господдержки по ним составляет более 1,2 трлн рублей». Он призвал инвесторов быть смелее, однако в ходе дискуссии было отмечено, что именно государство определяет климат для предпринимательства.
Инвесторы пользовались площадкой выставки и для заключения договоров с государством. Так, компания «АгриВолга» подписала с администрацией Ярославской области соглашение о строительстве в Угличе биофабрики по производству бактериальных заквасок для развивающегося в регионе сырного кластера. «АгриВолга» вложит в строительство около 800 млн рублей, которая уже более десяти лет работает в области. «Мы фокусировались на производстве органической продукции, но год назад приняли решение о диверсификации: компания работает в Угличе – центре сыроделия еще с советских времен – поэтому было решено начать производство традиционных сыров – Пошехонского, Голландского, Российского, – делился председатель совета директоров «АгриВолги». – И обнаружили, что большинство сыроделов вынуждены покупать закваски за рубежом».
Генерального директора Угличской биофабрики Алексея Костина радует, что у российских производителей появится выбор, тем более что мощность проекта позволит предприятию занять до 30% отечественного рынка. А там, глядишь, и до исполнения обещания известного сыродела Олега Сироты завалить российским сыром Европу недалеко. Что немаловажно для тех, кто, как и «АгриВолга», придает особое значение статусу «органик», Угличская биофабрика будет производить закваски без генномодифицированных микроорганизмов для этого сегмента рынка.
Молоку до экспорта далеко
Пока же молочный сектор АПК в отстающих не только в том, что касается перспектив экспорта, но и в отношении гарантии продовольственной безопасности. Депутат Госдумы Аркадий Пономарев, не понаслышке знакомый с темой (он основал компанию «Молвест», бренд «Вкуснотеево»), считает, что важно понять, где нас ждут и с какими товарами. «Спрос на мировом рынке растет на коровье масло и снижается на сухое и обезжиренное молоко. Нельзя не отметить возрастающий интерес к молочным ингредиентам, – так кратко описал рыночную ситуацию парламентарий. – Перспективными видятся поставки биржевых и простых молочных продуктов, таких как йогурты, кефир, творог, в страны бывшего СССР, Китай, Юго-Восточную Азию, Африку, страны Персидского залива, Индию».
На мероприятии в узком кругу молочных скотоводов обсуждение спустилось от макроэкономики на землю. Хотя глава департамента животноводства и племенного дела Харон Амерханов и отчитался о росте производства молока ежегодно на 400 – 550 тысяч тонн на фоне сокращения поголовья (значит, за счет повышения продуктивности!), замминистра Джамбулат Хатуов выразил недовольство выполнением планов в ряде регионов, где «нет системной работы», идет сокращение поголовья как следствие низких цен на молоко. Он призвал к заключению долгосрочных договоров между производителями сырого молока и переработчиками.
Из выступлений региональных представителей присутствующие узнали, как выглядит реальная поддержка государства. В Тюмени, например, доплачивают по 2,5 рубля за килограмм товарного молока, и в регионе растет сбор молока от частных подворий, чем занимаются кооперативы, охватившие 72 % населенных пунктов области.
А в Башкирии, по словам главы регионального МСХ Ильшата Фазрахманова, субсидии на товарное молоко выплачивали только с января по май, зато развивают переработку молока из ЛПХ, строят молочные заводы и вообще ставят планы к 2030 году стать сырной столицей России.
А вот в Кировской области «бюджет слабый, поэтому мы не можем себе позволить работать плохо» – заявил министр сельского хозяйства региона Алексей Котлячков. Он обратил внимание на кадровый вопрос – чтобы «работать хорошо», нужны специалисты, а готовить их по нынешним образовательным стандартам невозможно.
Но для рентабельности молочного скотоводства немаловажно, чтобы и продукция реализовывалась по достойным ценам. Для этого, по словам депутата госдумы А. Пономарева, важно увеличивать благосостояние нации, читай – растить платежеспособный спрос на качественный молочный продукт. Как? Законодателям видней!
«В условиях нестабильности экономики многие страны прибегают к экспорту капитала на внешние рынки», – заявил А. Пономарев. И правда, такие примеры есть и в нашей стране – тот же вьетнамский концерн TH True Milk (ТН Group), построивший большой молочный комплекс в Подмосковье (с. 8) и планирующий производство в Приморье, Калужской области и Приморье. Очевидно, вьетнамские бизнесмены ориентируются не на отечественный рынок, а на «страны Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, где спрос на молочные продукты растет гораздо быстрее, чем в других регионах».
Об экспорте российского капитала на аграрных выставках не говорится, а вот на пути экспорта продуктов стоят, по словам того же Аркадия Пономарева, «неоправданные издержки бизнеса на оформление документов, высокие тарифы и фискальная нагрузка в целом, нехватка логистических мощностей».
Представитель законодательного органа объяснил и свое видение поставленных перед государством задач: «обеспечить надежный заслон от недобросовестных практик, будь то демпинговые поставки, фальсификат или поборы торговых сетей.
Для перевооружения отрасли не менее важен должный уровень господдержки, применение мер «зеленой корзины».
Экспонаты
Параллельно серьезным обсуждениям в конференц-залах в павильонах выставки кипела жизнь. В 69‑м по традиции были представлены животные, и здесь никогда не было скучно: выводки лошадей и коров, мастер-классы по доению проводятся каждый год, но на них, как на огонь, можно смотреть бесконечно. В 75‑м в этом году обошлось без выступлений фольклорных коллективов (они переместились на улицу), зато было множество гостей из регионов.
Обращал на себя внимание большой ассортимент товаров от «фермеров». Торговля региональными товарами на территории выставки, став более цивилизованной по форме, съежилась по объему.
Впрочем, как и уличная экспозиции техники – «технари» предпочли «Агросалон» (с. 16). «Золотая осень» продолжает сохранять свой имидж – флер государственного благоволения и возможность для рядовых аграриев регионов встретиться и поговорить о проблемах вживую. И в этих задушевных беседах экспорт если и упоминался, то лишь вскользь и в последнюю очередь.
Ажиотаж у эко
Наплыв посетителей наблюдался у стенда Союза органического земледелия: деловые переговоры, включая обсуждение производства российских органических кормов для французских животноводов, адресные консультации специалистов по сертификации, сбыту, экспорту, технологиям… Были представлены сертифицированные по международным стандартам производители: «Сибирские органические продукты» (зерновые и бобовые на экспорт), «Солнечная планета» (сухофрукты), «Эфирмасло» (мука и органическое эфирное масло), «Агротерра» (производство зерна и бобовых проходит переходный период), а также производители биопрепаратов – «Органик Лайн» и «Еврохим», «Сахалинские гуматы».
«Мы увидели реальный интерес к переходу на органическое сельское хозяйство. Раньше консультации носили больше просветительский характер. Теперь время теории закончилось», – высказался Сергей Коршунов, председатель Правления Союза органического земледелия.