Выставка «Белагро-2018» прошла в начале июня под Минском. Она собрала более 500 компаний из 28 стран, однако главными героями экспозиции, как обычно, стали крупные машиностроительные предприятия Белоруссии. Они продемонстрировали несколько интересных новинок, в том числе ориентированных в первую очередь на российского потребителя.
Выставка традиционно является экспортной витриной для белорусского агропромышленного комплекса. С ограничением государственных инвестиций в развитие АПК в последние годы экспортная ориентация стала только заметнее.
Организаторы выставки в лице Минсельхозпрода и Минпрома республики прилагают максимум усилий для того, чтобы найти зарубежных покупателей для госпредприятий. Два года назад «Белагро» приурочили к Форуму регионов Беларуси и России, благодаря чему экспозицию расширили за счет троллейбусов, пассажирских автобусов, БелАЗов, товаров легкой промышленности.
На этот раз выставка прошла в более традиционном аграрном формате. Зарубежные делегации не сильно бросались в глаза, российское присутствие на «Белагро-2018» также было не столь внушительным, как в предыдущие годы. Тем не менее на выставке побывали официальные делегации из 16 регионов Российской Федерации. Почетным гостем церемонии открытия стал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Смена руководства Минсельхоза РФ, а также очередное обострение молочного спора между странами явно не способствовали приезду на белорусскую выставку руководства российской аграрной отрасли.
«Белагро-2018» разместилась на площади 75 тыс. кв. м около нового торгового центра в деревне Щомыслица в трех километрах от Минской кольцевой автодороги. Она второй раз подряд прошла на этом месте и, похоже, наконец получила постоянную прописку после того, как по распоряжению президента А. Лукашенко «Белагро» покинула свою традиционную площадку на землях ОАО «Гастелловское». Новая площадка достаточно удобна в транспортном отношении и в то же время не находится в центре города, где было велико число случайных посетителей.
В целом по экспозиции выставки было заметно оживление белорусского рынка. Компании-импортеры выставили более дорогие и мощные машины, появились новые для Белоруссии бренды. Достаточно представительной была экспозиция российских машиностроителей. Их число выросло по сравнению с прошлым годом. Это свидетельствует о том, что, несмотря на особенности местного рынка техники, российские компании все-таки находят потребителей среди белорусских аграриев, в первую очередь среди фермеров. Так, «Кировец» в этом году поставил в Витебскую область на тест партию тракторов на гусеничном ходу (они были представлены на выставке). По итогам испытаний область может закупить достаточно большую партию техники для хозяйств, расположенных на тяжелых почвах.
Газовое измерение
Россия остается основным рынком для белорусских машиностроителей. Это заметно и по обилию машин с газовыми двигателями. В РФ стимулируется использование природного газа в качестве автомобильного топлива. Белорусы спешат попасть в эту программу.
Минский тракторный завод показал газовую модификацию трактора «Беларус 1221.2» с двигателем мощностью 120 л. с. Ранее минчане уже пытались сделать машину на газе, однако тот проект был признан недостаточно эффективным и не был реализован. В этот раз был представлен трактор, работающий на сжиженном природном газе. Тракторостроители хотят, чтобы машина имела запас топлива, достаточный для 10 часов работы. Предыдущая попытка размещать баллоны на крыше была признана неудачной для применения в сельском хозяйстве.
У нового газового трактора один из баков находится там же, где и дизельный. Второй пока располагается за кабиной, что, к сожалению, ограничивает применение навесного оборудования. «Однако новая компоновка выглядит более перспективной, – рассказал директор конструкторского бюро МТЗ Василий Гнедчик. – Конструкцию продолжат совершенствовать, а сам трактор будет собираться в России на мощностях казанского дилера МТЗ».
Гомсельмаш представил газовый комбайн. Новинка «Палессе КЗС 4118К» работает на компримированном газе. Он снабжен двигателем мощностью 350 л. с. и является вариантом популярного Palesse GS12 (КЗС-1218). Газовое оборудование установлено над бункером. Вероятно, что это также не окончательный вариант компоновки.
Путь в фулл-лайнеры
В Белоруссии в ближайшее время может появиться настоящий фулл-лайнер. В холдинг «Гомсельмаш» в прошлом году вошел «Лидаагропроммаш», который занимался производством почвообрабатывающей, посевной, а также техники для защиты растений. Ранее Гомсельмаш, наряду с комбайнами, выпускал технику для заготовки кормов, а также картофелеуборочные и иные машины.
Полной линейка гомельского завода может стать через два года, когда в серию должен пойти «трактор» – универсальное энергосредство МС-350. На предприятии еще не вполне определились, как позиционировать новую машину. Ранее у гомельчан уже были энергосредства U280, 2U250 или U280, однако они не подходили для почвообработки и других работ.
С энергосредством МС-350 можно будет агрегировать прицепные и навесные машины для обработки почвы, посева, а также прицепы. На выставке средство было представлено с широкозахватным почвообрабатывающим агрегатом. Однако МС-350 также сможет убирать кукурузу на силос с полунавесным кормоуборочным комбайном Palesse FH40 и Palesse FH40А или широкозахватной косилкой.
Первый образец МС-350, который привезли на выставку, был собран буквально за пару дней до начала мероприятия. Машина получилась приземистой, имеет вращающуюся на 180 градусов кабину от комбайна, а двигатель Минского моторного завода. Но также планируется устанавливать на него движки Cummings и Mercedes. Цикл испытаний продолжится еще два года.
Гомсельмаш отметился еще несколькими интересными новинками. Среди них «суперкомбайн» КЗС-2124КР. «Фактически это Palesse GS16 (КЗС-1624) с максимальным набором опций, – пояснил НСХ начальник маркетинг-центра ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Муляр. – Показатели производительности, мощность двигателя у суперкомбайна такие же, как и у КЗС-1624, но он получил больше электроники, систему спутниковой навигации, удержания в колее, более комфортабельную новую кабину и т. д. Машина получилась хорошей, но дорогой. Она на 60 – 70 тыс. долларов дороже КЗС-1624. Но разница в цене сократится, если выпускать КЗС-2124КР крупными партиями».
Еще одна новинка выставки – комбайн с гибридным обмолотом КЗС-3219, сочетающим в себе элементы роторной и барабанной схемы. Она обеспечивает высокую производительность на хлебах повышенной влажности. У Гомсельмаша уже есть Palesse GS 13 с такой схемой, но особенность КЗС-3219 в максимальной унификации с модернизированной моделью КЗС-1218‑А1. Машина должна быть доступнее, а также надежнее за счет того, что КЗС-1218 уже выпускается достаточно много лет и комбайностроители устранили в нем много слабых мест.
Тракторный прорыв
С учетом Гомсельмаша в Беларуси может появиться уже третий производитель тракторов. Вторым собирается стать Амкодор. В прошлом году он показал образец трактора с шарнирно сочлененной схемой. В этом году на выставке показали усовершенствованный предсерийный образец, а также было заявлено уже три модели: с двигателями ММЗ мощностью 325 и 350 л. с., а также Prekins в 450 л. с. Белорусская компания подписала протокол о намерениях с Prekins в декабре 2017 года. Британский производитель будет поставлять двигатели высоких экологических классов. Продажи машин с ними планируется ориентировать на европейский рынок. Но его также предложат белорусским и российским потребителям.
Внешний вид трактора Амкодор изменится: капот получит скошенные грани и будет больше похож на дизайн других марок. В мае этого года Амкодор начал строительство нового завода под Минском, где, вероятно, и будет производиться трактор. В серию его обещают запустить в 2020 году.
На том же заводе планируется собирать и новую линейку погрузчиков Амкодор 320С2, 330С и 350С грузоподъемностью от двух до пяти тонн. У них обновлен дизайн капота, кабина, усовершенствованы органы управления, установлена новая гидромеханическая передача. Менее производительные машины получили возможность отключения одного из мостов при движении по дорогам общего пользования.
Трактор МТЗ-4522 с 450‑сильным двигателем мало изменился за год. Исключение составил задний мост. Машину продолжают испытывать, квалификационные испытания она должна пройти до конца года. После этого трактор запустят в серию. В целом экспозиция МТЗ в этом году не пестрела новинками. Завод также продемонстрировал «Беларус-3522» на гусеничном ходу. В его конструкции использовались канадские движители, которые могут устанавливаться под заказ. Планов по разработке собственных движителей подобного типа белорусские тракторостроители пока не вынашивают.
Минский моторный завод представил гостям выставки 1,6‑литровый дизельный двигатель мощностью 35 л. с. (макс. крутящий момент 120 нм) и самоходное шасси MMZ-30TD на его базе. Оно оснащено грузовой платформой, имеет грузоподъемность 1,5 т, диапазон скорости от 5,39 до 23,86 км / ч. Также будет выпускаться шасси MMZ-40TD с 45‑сильным двигателем объемом 2,1 л.
На выставке также экспонировалась техника для 450‑сильных тракторов. ОАО «Вороновская сельхозтехника» показало под маркой «Боярин» четырехосный прицеп грузоподъемностью 36 т. Это первый образец, которому еще предстоит пройти испытания. Прицеп пока остается самым большим среди производимых в Беларуси. Линейку адаптеров для своих прицепов производитель также расширяет за счет перегрузчика для сахарной свёклы.
Научно-практический центр по механизации сельского хозяйства Академии наук Беларуси представил зерносушилку СКУ-10. Машина карусельного типа еще не предлагалась в Беларуси. Она за час может высушить до продовольственных параметров 10 плановых тонн зерна. Сушилка ориентирована на небольшие хозяйства, которые собирают две-три тысячи тонн зерна и меньше. На тонну зерна будет тратиться от 6 кг жидкого топлива или от 8 кубометров газа. Как скоро и в каком объеме будет освоено производство сушилки, пока точно неизвестно, однако предложение может оказаться интересным для фермеров.
Бобруйскагромаш показал в этом году две новинки: измельчитель-упаковщик влажного зерна ИУВЗ-20М и упаковщик силосно-сенажной массы УСМ-1. Обе машины демонстрировались ранее на выставке, однако на стенде НПЦ по механизации. Теперь же они появились в серийном исполнении. ИУВЗ-20М в состоянии с плотностью 1000 кг / кубометр упаковать в полимерный рукав до 20 т зерна в час, а УСМ-1 имеет производительность от 30 до 90 т / ч по силосу.
Резюме
В последние годы правительство Беларуси не в состоянии поддерживать аграриев в прежних объемах в части обновления машинно-тракторного парка. Соответственно, сельхозмашиностроителям приходится все больше смотреть на зарубежные рынки, в том числе – российский. Как показывают последние выставки, они стремятся войти в новые сегменты. Сегодня по мере роста запросов потребителей, а также агрессивного продвижения китайской техники работать в нише «соотношение цена / качество» становится все сложнее. Поэтому белорусский производитель старается повернуться лицом к потребителю. В ближайшие годы можно ожидать большего числа новинок, чему будет способствовать и активизация сотрудничества с Китаем. Тот же новый завод Амкодора строится при участии китайцев и на китайские кредиты. Есть также совместные проекты у МАЗа и других машиностроительных компаний.