Мясные блюда грузинской кухни у нас ассоциируются в первую очередь с говядиной и бараниной. Но спрос на более диетическое питание привел к росту интереса и к другим направлениям. Так в семи километрах от столицы страны возникло предприятие по промышленному кролиководству «Чеми ранчо» («Мое ранчо»).
Мясное кролиководство
Ферма в деревне Гамарджвеба, неподалеку от Тбилиси, возникла сравнительно недавно, но продукция компании уже продается во всех крупных сетевых супермаркетах страны и пользуется популярностью среди потребителей.
Строительство фермы стало воплощением детской мечты основателя «Моего ранчо», известного предпринимателя Вано Иоселиани. Этот замысел появился у него в далеких 90‑х годах, во время учебы в школе: тогда Вано со сверстниками хотел построить недалеко от Тбилиси большую ферму и разводить кроликов. Позднее, получив юридическое и финансовое образование, он занимал руководящие должности в ведущих грузинских компаниях, и в круговороте дел детская мечта, казалось, померкла. Но, несколько лет назад она снова завладела сознанием опытного бизнесмена. Вано посетил ведущие европейские компании в отрасли кролиководства, навел справки, насколько крольчатина востребована на рынке Грузии, и выяснил, что в стране этой индустрии практически не существует.
Этот фактор свободной ниши сыграл решающую роль. И Иоселиани выбрал кролиководство в качестве направления бизнеса. «Можно вести коммерческую деятельность в других сферах, которые более прибыльны, быстрее дают отдачу, но они популярны среди предпринимателей. Для нас же, помимо финансовой выгоды, был важен спортивный азарт: мы хотели выбрать свою, уникальную нишу, а не идти по проторенной дорожке», – вспоминает Иоселиани.
В 2016 году предприниматель приступил к реализации идеи с небольшими финансовыми вложениями из собственных средств: основную часть расходов по строительству и оснащению фермы покрыла государственная программа льготного агрокредита. И в 2017 году в розницу поступила первая партия мяса.
На сегодняшний день в состав «Моего ранчо» входят две фермы, собственный убойный цех, производство комбикормов. Еще две фермы находятся в процессе строительства: Иоселиани планирует дальнейшее расширение бизнеса, считая, что у этой отрасли есть большой потенциал.
Крольчатина диетическая
Легко ли продавать диетическое мясо? По мнению председателя Ассоциации фермеров Грузии Нино Замбахидзе, кролиководческий бизнес сложен с той точки зрения, что кролик у людей ассоциируется с нежными воспоминаниями из детства: многие считают негуманным умерщвлять милых животных ради пищи. Но Вано Иоселиани уверен, что этот стереотип затрагивает не только кролиководство, но и практически любое направление животноводства: «С одной стороны, ну как их можно есть, они же такие лапочки. А с другой– в течение многих веков в Грузии, как и в других странах, из крольчатины готовили изысканные блюда, кролики были одним из видов дичи».
Мясо кролика впечатляет своими диетическими качествами: гипоаллергенностью, низким содержанием холестерина, так что продукт одинаково полезен детям, спортсменам, людям, нуждающимся в лечебной диете. Его можно употреблять при многих заболеваниях, недаром в прошлом веке крольчатиной кормили больных туберкулезом. «Положительные свойства крольчатины настолько велики, что никакие укоренившиеся стереотипы не смогут перевесить достоинства этого мяса. С таким же успехом можно называть лапочкой цыпленка, теленка, поросенка, но их мясо активно употребляется в пищу», – добавляет бизнесмен.
Из Франции самолетом
Интенсивное промышленное кролиководство широко распространено в Италии, Испании, Франции, Венгрии. Именно поэтому руководство «Моего ранчо» тесно сотрудничает со специалистами этих стран. Например, ферма оснащена современными автоматизированными системами итальянского бренда Meneghin, которые обеспечивают устойчивое и стабильное функционирование предприятия.
«Для производства продукции мы отобрали мясной многопородный гибрид Hycole («Хиколь»), специально выведенный для промышленного кролиководства и хорошо адаптированный к размножению при помощи искусственного осеменения. Из французского селекционного центра кроликов везли самолетом, поскольку они сложно переносят транспортировку и не рекомендовано их перевозить дольше 120 часов», – вспоминает Вано.
Большинство кроликов белые с красными глазами и белыми ушами, хотя иногда могут встречаться животные и других окрасов. От одной самки получают 7,4 окрола в год, на каждый окрол приходится по 9 – 10 крольчат, что в два раза продуктивнее, чем в семейных хозяйствах. Представители гибрида Hycole могут похвастаться наличием десяти сосков, в то время как у «обычных» кроликов – всего восемь. Так что крольчиха из «Моего ранчо» может одновременно вскармливать десяток крольчат. Потомство быстро набирает вес и отличается коротким периодом откорма. Цикл от рождения до убоя составляет в среднем 71 – 72 дня, а в советском кролиководческом хозяйстве на это уходило от 85 до 100 дней. Живая масса животного к моменту убоя доходит до трех килограммов.
Промышленное производство накладывает свои требования: на ферме строго соблюдаются санитарно‑ветеринарные нормы, сотрудники обязаны носить спецодежду (маску, перчатки, халат и т. д.) – иммунитет у кроликов слабый, есть предрасположенность ко всем заболеваниям, переносчиками которых может выступить человек.
Вано признается, что, даже воплотив детскую мечту, старается нечасто заходить в крольчатник, чтобы уберечь животных от возможных рисков.
Конечно, у промышленного производства есть и свои недостатки: за год продуктивность крольчих падает, а через полтора года они уже «амортизированы»: снижается частота окролов и повышается смертность крольчат. «Обновление маточного поголовья происходит из селекционного центра Hycole. Да, у нас есть прародительское поголовье – «бабушки» и «дедушки». Это очень дорогостоящие племенные кролики, однако через некоторое время эту группу тоже нужно обновлять. Поэтому волей-неволей мы зависим от подобных центров», – отмечает Вано Иоселиани.
А вот комбикорма для кроликов компания уже производит сама, хотя ранее с этим были проблемы. Еще до начала строительства фермы представители «Моего ранчо» связались с несколькими местными производителями кормов и совместными усилиями разработали специальную рецептуру с учетом международных рекомендаций.
В 2019 году компания сделала инвестиции в этом направлении и в том же году запустила собственное производство комбикормов. Для каждой половозрастной группы предложена своя рецептура: полноценное питание крайне важно для здоровья животных. Основу гранул составляет люцерна (до 40 %), зерновые (до 40 %), шрот подсолнечный и другие ингредиенты. В кормах не используются химические добавки или ветеринарные препараты, он сбалансирован по витаминам и другим веществам, которые необходимы для получения здорового и вкусного продукта.
Кадры решают всё
К вопросу подбора кадров в компании подходят серьезно: сотрудников для «Моего ранчо» набирали в результате достаточно большого конкурса, собеседование проводилось в несколько этапов. Любопытно, что работников нанимали задолго до завершения строительства фермы: будущие кадры наблюдали за процессом строительства предприятия и монтажа оборудования.
Большинство молодых специалистов получили образование в аграрном университете или уже успели накопить некоторый опыт в различных сельскохозяйственных компаниях. «Мы отправляли их на стажировку на европейские кролиководческие фермы, где они не только прошли теоретический курс, но и приобрели необходимые практические навыки. Помимо этого, в Грузию пригласили специалистов из французского селекционного центра Hycole, чтобы получить консультации по содержанию кроликов на месте», – добавляет Вано.
Малым фермерам поможем
Занимая заметное место на рынке, Иоселиани тем не менее готов оказать максимальную поддержку тем кролиководам, которые решат перейти из любительского формата хозяйствования в «профессиональную лигу».
Из полутора тысяч друзей Вано в социальной сети Facebook примерно полторы сотни – кролиководы: они постоянно пишут ему, консультируются по разным вопросам.
«Я сам не ветеринар и не зоотехник, но у нас в компании подобралась замечательная команда – моя опора, и мы не оставляем без ответа ни один вопрос фермера», – подчеркивает бизнесмен Иоселиани.
В прошлом году он с четырьмя коллегами основал Ассоциацию кролиководов Грузии. Отраслевое объединение дает возможность предпринимателям делиться между собой опытом и получать советы экспертов, служит платформой для сбора информации, идентификации проблем отрасли и т. д.
«Я и правда не думал, что в нашей стране так много любительских хозяйств и столько людей проявляют интерес к этому направлению», – отметил Вано. Его часто спрашивают, можно ли кроликов мясного гибрида Hycole держать в домашнем хозяйстве. Но он не советует использовать «кроликобройлеров» на небольших фермах: эта индустриальная генетика отличается высокой себестоимостью и низкой эффективностью при естественном осеменении, неустойчива к колебаниям температуры и сухому корму (сену). Для малого бизнеса гораздо более эффективны другие породы, тот же калифорнийский кролик, который хорошо адаптирован к местному климату. По словам Иоселиани, в Грузии из года в год растет спрос на продукцию кролиководства: за последние пять лет потребление мяса кролика увеличилось примерно в пять раз, однако это в общей сложности очень малый объем, не превышающий 200 тонн в год. Если пересчитать на душу населения, получается 25 граммов. В 2015 году это было до 5 граммов, а через пять-шесть лет потребление крольчатины может достичь показателя в полкило.
«Мое ранчо» работает не покладая рук, чтобы удовлетворить возросшую потребность населения в мясе кролика. В 2021 году компания планирует поставлять на местный рынок до 200 тонн продукции, а через три-четыре года надеется выйти на объем в 500 тонн.
«Однако, как бы мы ни расширялись, мы не сможем полностью удовлетворить спрос Грузии и даже, например, вовремя снабжать свежим мясом кролика отдельно взятую гостиницу в Сванетии или Кахетии. Этот сегмент должны заполнить мелкие фермеры, и с ростом рынка у них появится больше возможностей для реализации мяса», – делится своими мыслями Вано.
По его словам, если фермер найдет поблизости бойню, сумеет договориться о поставке мяса в несколько местных ресторанов и продовольственных магазинов – этот бизнес может пойти в гору. Но прежде всего необходимо решить накопившиеся в отрасли проблемы. К сожалению, реальность такова, что многие кролиководы не могут довезти кроликов до убойного предприятия и вынуждены продавать живых животных, а это – серьезная преграда для развития бизнеса. Многие бойни не готовы принимать кроликов на убой или запрашивают слишком высокую цену, поэтому кролиководы зачастую вынуждены вести деятельность в обход закона.
Одной из острых проблем является нехватка ветеринарных специалистов, работающих с мелкими ушастыми. Кролиководство было популярно в Грузии тридцать лет назад, тогда существовало много хозяйств, но за прошедшие десятилетия число заболеваний животных увеличилось в восемь раз, и знания, актуальные в ХХ веке, сегодня уже устарели. Поэтому нужны новые специалисты с соответствующей квалификацией.
Все эти сложности вполне преодолимы совместными усилиями фермеров, специалистов данной сферы и коммерческого сектора, упорный труд всегда дает свои плоды.