Рентабельность птицеводства делает его привлекательным для инвестиций направлением отечественного АПК. Своим опытом работы в условиях конкуренции поделилась одна из ведущих птицеводческих компаний московского региона «Элинар-Бройлер», известная потребителям своим брендом «Первая свежесть». В 2014 году компания отметила свое двадцатилетие.
Юбилейные торжества прошли 25 ноября в Наро-Фоминском районе. В офисе компании генеральный директор ЗАО «Элинар-бройлер» Оксана Лукинюк и вице-президент по маркетингу, общественным связям, информации Альберт Давлеев приветствовали гостей, а затем вместе с ними отправились на экскурсию по производственным площадкам. «Элинар-Бройлер», к слову, является частью холдинговой компании «Элинар», производящей электроизоляционные материалы на основе слюды. Заводы и представительства холдинга действуют в нескольких странах мира.
После экскурсии по основным производственным подразделениям компании «Элинар-бройлер» все прибывшие собрались в конференц-зале. Здесь секретами успеха поделился генеральный директор холдинговой компании «Элинар», президент Торгово-промышленной палаты Московской области Игорь Куимов. Во главу угла он поставил профессиональный подход, под которым в «Элинаре» понимают приверженность определенным принципам.
Первый – ориентация на прогрессивные технологии. В 1994 году к «Элинару» была присоединена птицефабрика «Дружба» и создана компания «Элинар-Бройлер». В те времена «Дружба» использовала устаревшие производственные процессы и не приносила прибыли. Внедрение современных технологий позволило ей остаться на плаву. К примеру, компания стала первой в стране, перешедшей на систему напольного выращивания бройлеров. Впоследствии из экономических соображений на такую технологию перешло большинство российских бройлерных компаний.
В приоритеты входит и постоянное совершенствование менеджмента. Вхождение птицефабрики в состав холдинга не только обеспечило экономический «тыл», но и привело к переходу на иной уровень менеджмента. Внедрение международных управленческих стандартов позволило пересмотреть принципы продвижения собственной продукции и в результате выйти на новые потребительские рынки, увеличив годовые продажи мяса кур и готовых полуфабрикатов за 20 лет более чем в 10 раз (с 3,4 до 43 тысяч тонн).
Подготовка и мотивация кадров. После объединения с «Элинаром» на птицефабрике занялись массовой переподготовкой кадров, а сотрудников, не сдавших соответствующие экзамены, уволили. Высокие требования к кадрам предъявляются и сейчас, но люди остаются. В чем причина? Большое преимущество – транспортное обеспечение. Сотрудников из окрестных населенных пунктов, расположенных в радиусе 60 км от фабрики, подвозят на работу на специально закупленных для этого автобусах. Кроме того, предприятие ввело свою систему ипотечного кредитования, а неподалеку от производственных комплексов строятся несколько многоквартирных жилых домов.
Важным является и изучение потребительского рынка. Проведение маркетинговых исследований позволило компании «Элинар-Бройлер» в свое время стать пионером в области продаж охлажденных куриных полуфабрикатов (колбаски, котлеты, маринованные продукты). Это себя оправдало, и сегодня данный сегмент занимает уже около половины объема продаж компании. Другое направление, где элинаровцы также были пионерами, – создание новых продуктов. В 2002 году птицефабрика стала первым в России производителем халяльной продукции из мяса птицы, получив разрешение от главы Совета муфтиев страны. «Времена меняются – должны меняться и производители».
Принципиальным является и международный консалтинг. Зарубежные специалисты помогли компании внедрить более 300 технологических инноваций, ввести в строй более тысячи единиц современного, абсолютно нового для российского птицеводства оборудования. На основании международного опыта еще в 2001 году задолго до введения официальных требований в российское законодательство предприятие перешло на современную систему контроля безопасности продукции, что привело к снижению уровня рисков и улучшению ее качества. Кстати, во многом благодаря этому «Элинар-Бройлер» – единственная российская компания, получившая статус члена Международного птицеводческого совета (International Poultry Council).
Вертикальная интеграция бизнеса. «Элинар-Бройлер» контролирует все этапы производства: от выращивания зерна на собственных полях, производства комбикормов и разведения родительского стада до поставки продуктов на прилавки супермаркетов. Для этого выстроена соответствующая инфраструктура: площади под зерновыми, элеватор с объемом единовременного хранения 17 500 тонн, два комбикормовых завода общей производительностью более 127 тысяч тонн в год, две площадки родительского стада и две площадки ремонтного молодняка, четыре зоны откорма бройлеров общей площадью 170 тысяч квадратных метров (3 млн голов), завод по убою и переработке птицы производительностью 12 тысяч голов в час, завод по переработке технических отходов, отдел производства полуфабрикатов, холодильно-логистический комплекс, завод по утилизации отходов птицеводства (он же производит электроэнергию!), завод упаковочных материалов.
Вышеуказанные принципы обеспечили компании «Элинар-Бройлер» существенный рост за двадцать лет. Но есть и еще один принцип: присущий специалистам перфекционизм – стремление к непрерывному совершенствованию качества продукции и повышению эффективности каждого производственного сегмента. По словам Игоря Куимова, это в первую очередь вопрос психологии и настроя: «Нет предела совершенству, и все дело в том, как относиться к достигнутым результатам. Можно гордиться тем, что являешься лучшим в области. А можно ориентироваться на мировую статистику».
Судя по всему в компании «Элинар-Бройлер» предпочитают второе и поэтому не успокаиваются на достигнутом. В планах на ближайшие 2-3 года предусмотрено строительство новых современных птичников, а также комплекса по содержанию бройлеров прародительских и селекционных стад. Ожидается, что данные меры приведут к увеличению объемов производства на 40 % и повысят финансово-экономическую устойчивость компании.