Крестьянское биомасло

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»

Поделитьтся

Неболь­шая бавар­ская фер­ма зани­ма­ет­ся не толь­ко про­из­вод­ством орга­ни­че­ской про­дук­ции, но и осу­ществ­ля­ет ее сбыт, исполь­зуя директ-маркетинг.

Фермерские биопродукты

Неболь­шой посе­лок Гнё­ц­хайм (рай­он Кит­цин­ген, Бава­рия) рас­по­ло­жен меж­ду горо­да­ми Уффен­хайм и Маркт­брайт. Про­ще все­го добрать­ся до посел­ка, исполь­зуя съезд с авто­ба­на A7 на Маркт­брайт. Фер­ма Thomasbauernhof, вла­дель­ца­ми кото­рой явля­ют­ся агро­но­мы Эва и Виль­гельм Геб­хард­ты, нахо­дит­ся пря­мо в цен­тре посел­ка. Она пред­став­ля­ет собой клас­си­че­ское пред­при­я­тие, зани­ма­ю­ще­е­ся орга­ни­че­ским земледелием.

Про­да­жа про­дук­тов соб­ствен­но­го произ­водства рас­ши­ря­ет­ся с каж­дым годом. Виль­гельм Геб­хардт пере­чис­ля­ет: «Сахар­ную свёк­лу – в Südzucker (кор­по­ра­ция, круп­ней­ший про­из­во­ди­тель саха­ра), пше­ни­цу через союз про­из­во­ди­те­лей – в Верх­нюю Фран­ко­нию (регио­н в Бава­рии), поса­доч­ный кар­то­фель – на дру­гие био­фер­мы, сто­ло­вый кар­то­фель и лук – фер­ме­ру, кото­рый под мар­кой «кор­не­пло­ды Рюбе» рас­фа­со­вы­ва­ет их для рын­ков тор­го­во­го пред­при­я­тия tegut». Под­сол­неч­ное и льня­ное мас­ло, а так­же домаш­ний уксус в боль­шом ассор­ти­мен­те семья Геб­хардт направ­ля­ет в дру­гие фер­мы и био­ма­га­зи­ны. Все про­дук­ты мож­но при­об­ре­сти и в лав­ке при ферме.

Геб­хард­ты зани­ма­ют­ся интен­сив­ным зем­ле­де­ли­ем на участ­ке 60 га с гли­ни­стой и высо­ко­из­вест­ко­вой поч­вой. В сево­обо­ро­те под­сол­неч­ник обыч­но сто­ит после сахар­ной свёк­лы. На поле вме­сте с под­сол­неч­ни­ком выра­щи­ва­ют люцер­ну. После сбо­ра уро­жая под­сол­неч­ни­ка люцер­на рас­тет еще два года. Три или четы­ре раза в год ее уби­ра­ют, а затем исполь­зу­ют в виде насы­щен­ной гуму­сом и азо­том под­корм­ки для куль­тур и поч­вен­ных организмов.

Высокоолеиновые и «нормальные» масла

«Пре­иму­ще­ством под­сол­неч­ни­ка для нас явля­ет­ся то, что с ним нет ника­ких хло­пот: его нуж­но толь­ко поса­дить и собрать уро­жай. Люцер­на не дает рас­про­стра­нять­ся сор­ня­кам, в осо­бен­но­сти тако­му, как бодяк обык­но­вен­ный», – объ­яс­ня­ет Геб­хардт. Уход за дру­ги­ми куль­ту­ра­ми тре­бу­ет руч­но­го тру­да пят­на­дца­ти чело­век в мае, июне, июле.

Фер­ме­ры отда­ют пред­по­чте­ние воз­де­лы­ва­нию двух сор­тов с раз­лич­ным содер­жа­ни­ем жир­ной кис­ло­ты: 6 га выде­ле­но для выра­щи­ва­ния высо­кооле­и­но­во­го сор­та с боль­шой долей содер­жа­ния оле­и­но­вой кис­ло­ты (80 – 90%) и 4 га – для обыч­но­го («нор­маль­но­го») с дву­мя тре­тя­ми нена­сы­щен­ных жир­ных кис­лот (лино­ле­вая, лино­ле­но­вая кис­ло­ты). «Наи­выс­шее качест­во обес­пе­чи­ва­ет­ся за счет ран­не­спе­лых сор­тов, малень­ких голо­вок и сво­бод­но­го насаж­де­ния. Из-за вет­ра под­сол­неч­ник под­вер­жен иссу­ше­нию», – гово­рит агроном.

Обмо­ла­чи­ва­ет под­сол­неч­ник сосед­няя фер­ма – член Сою­за маши­но­стро­и­те­лей. Сушат, чистят и хра­нят куль­ту­ру на сво­ем пред­при­я­тии. «Мы прес­су­ем семе­на собст­венными шнек-прес­са­ми в зави­си­мо­сти от спро­са, но обыч­но око­ло 300 лит­ров. Важ­но, что­бы во вре­мя прес­со­ва­ния тем­пе­ра­ту­ра мас­ла была не выше 38 гра­ду­сов. При таком «холод­ном» прес­со­ва­нии сохра­ня­ют­ся вита­ми­ны и все нена­сы­щен­ные жир­ные кис­ло­ты, а так­же при­су­щие сор­ту вкус и цвет». От каж­дой пар­тии берет­ся про­ба и хра­нит­ся в погребе.

В цистерне из нержа­ве­ю­щей ста­ли через два дня обра­зу­ет­ся оса­док, мас­ло ста­но­вит­ся более чистым, одна­ко поз­же все рав­но филь­тру­ет­ся. Из сто­лит­ро­вой боч­ки с кра­ном мас­ло раз­ли­ва­ют в корич­не­вые бутыл­ки: высо­кооле­и­но­вое под­сол­неч­ное мас­ло – в бутыл­ки по 0,5 и 0,75 л (цена: 4,90 и 5,65 евро), «нор­маль­ное» под­сол­неч­ное мас­ло – в кра­си­вые фла­ко­ны по 0,1 и 0,2 л (цена: 4,30 и 5,95 евро) и в бутыл­ки по 0,5 и 0,75 л (цена: 4,50 и 5,40 евро). Домаш­нее льня­ное мас­ло в бутыл­ках 0,25 л сто­ит 5,40 евро, а сто­и­мость мас­ла в пол-лит­ро­вых бутыл­ках состав­ля­ет 7,15 евро.

В сред­нем за послед­ние годы Эва и Виль­гельм Геб­хард­ты с деся­ти гек­та­ров под­сол­неч­ни­ка про­да­ва­ли при­мер­но 8000 л мас­ла в год. «Это все пото­му, что в сред­нем уро­жай­ность под­сол­неч­ни­ка состав­ля­ет 25 ц/га с содер­жа­ни­ем мас­ла око­ло 40%. При выхо­де про­дук­ции 80% мы полу­ча­ем 800 л/га мас­ла». К это­му необ­хо­ди­мо еще и при­ба­вить 1,5 га посе­вов льна. Жмых от прес­со­ва­ния исполь­зу­ет­ся в каче­стве удоб­ре­ния для полей.

Фермерская лавка или парфюмерный магазин?

Фер­мер­ская лав­ка откры­та каж­дую суб­бо­ту с 9:00 до 12:00. Есть воз­мож­ность сде­лать заказ по элек­трон­ной почте. «Тем, кто при­хо­дит в буд­ни, луч­ше пред­ва­ри­тель­но позво­нить и уточ­нить, будет ли кто-нибудь дома», – сове­ту­ет Эва Геб­хардт. Как агро­но­мы Эва и ее муж мно­го вре­ме­ни про­во­дят на полях. Эко­ло­ги­че­ское хозяй­ство тре­бу­ет боль­ших вло­же­ний и руч­ной работы.
Малень­кая свет­лая лав­ка – вла­де­ния Эвы Геб­хардт, окон­чив­шей Выс­шую шко­лу при­клад­ных наук Вай­ен­ште­фан по спе­ци­аль­но­сти охра­на земель­ных ресур­сов. Ком­на­та с боль­шим коли­чеством фла­кон­чи­ков на пол­ках напо­ми­на­ет пар­фю­мер­ный мага­зин. Чув­ству­ют­ся прият­ный осве­жа­ю­щий запах и аро­мат уксу­са после его про­бы. Здесь мож­но най­ти более два­дца­ти раз­лич­ных сор­тов уксу­са от яблоч­но­го до бело­го вин­но­го, а так­же уксус из бази­ли­ка, шипов­ни­ка, айвы и цве­тов бузины.

Ароматный уксус

«Уксус из лепест­ков роз – один из моих самых люби­мых, – гово­рит Эва Геб­хардт. – Мне очень нра­вит­ся летом идти каж­дый день в сад и рвать лепест­ки роз. Пол­ную кор­зи­ну. Я соби­раю все, что есть, и поэто­му делаю так мно­го уксу­са с насы­щен­ным запа­хом роз. Ино­гда 50 лит­ров, ино­гда больше!»

Осно­ву для уксу­са муж Эвы под­го­тав­ли­ва­ет с помо­щью откры­то­го спо­со­ба бро­же­ния. Для яблоч­но­го уксу­са берут сок из соб­ствен­ных яблок нето­вар­но­го вида, сырье для вин­но­го уксу­са «постав­ля­ет» соб­ствен­ный вино­град­ник (0,4 га). Для аро­ма­та добав­ляются пря­но­сти, фрук­ты, цве­ты. Виль­гельм не без гор­до­сти добав­ля­ет, что его жена все­гда экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет, что­бы «уло­вить» аро­мат опре­де­лен­ных фруктов.

Дегу­ста­ция уксу­са тоже про­хо­дит, как в пар­фю­мер­ном бути­ке: из пипет­ки Эва капа­ет поку­па­те­лям несколь­ко капель уксу­са на запястье или на спе­ци­аль­ную ложеч­ку. Затем они сли­зы­ва­ют его и ждут, пока уксус на язы­ке разо­гре­ет­ся, что­бы мож­но было почув­ство­вать непо­вто­ри­мый вкус и аромат.

В экофермы и экомагазины

Про­дук­цию фер­мы Thomasbauernhof мож­но уви­деть так­же в фер­мер­ских лав­ках бавар­ско­го реги­о­на Верх­ний Пфальц. «Таким обра­зом я под­дер­жи­ваю связь с поку­па­те­ля­ми», – пояс­ня­ет Эва. Она направ­ля­ет това­ры и в один из мага­зи­нов Вюрц­бур­га – сто­ли­цы бавар­ско­го адми­ни­стра­тив­но­го окру­га Ниж­няя Фран­ко­ния, отправ­ля­ет посыл­ки част­ным кли­ен­там. Ино­гда исполь­зу­ет­ся транс­порт. Эва Геб­хардт пыта­ет­ся нала­дить кон­так­ты с сетью супер­мар­ке­тов Edeka, что­бы постав­лять под­сол­неч­ное мас­ло и уксус в мага­зи­ны этой сети.

Эва пред­ла­га­ет под­сол­неч­ное и льня­ное мас­ло с фер­мы Thomasbauernhof на фер­мер­ских рын­ках в Целль-на-Майне, Файт­схех­гай­ме, Гер­б­рунне, Оксен­фур­те и Вюрц­бур­ге. При­об­ре­та­ют про­дук­цию Геб­хард­тов пре­имущественно постоян­ные поку­па­те­ли: мате­ри, кото­рые хотят, что­бы их дети хоро­шо пита­лись, моло­дые люди, стре­мя­щи­е­ся поку­пать каче­ствен­ные и осо­бен­ные про­дук­ты, кото­рые невоз­мож­но най­ти в обыч­ных мага­зи­нах. При­хо­дят как обес­пе­чен­ные люди, так и люди со сред­ним достат­ком, а так­же пожи­лые люди, у кото­рых нако­нец-то появи­лось вре­мя, что­бы самим гото­вить и насла­ждать­ся едой. Поку­па­ют про­дук­цию люди, кото­рые сле­дят за сво­им здо­ро­вьем, и боль­ные люди, кото­рые наде­ют­ся улуч­шить свое само­чув­ствие, упо­треб­ляя толь­ко эко­ло­ги­че­ски чистые про­дук­ты питания.

Поку­па­те­ли при­ез­жа­ют из дере­вень (конеч­но, не все), из сосед­них реги­о­нов. Сре­ди поку­па­те­лей есть даже жите­ли Гам­бур­га, кото­рые после отды­ха в ита­льян­ском Южном Тиро­ле на обрат­ном пути «ото­ва­ри­ва­ют­ся» (авто­бан А7 ведет на Гам­бург). «Наве­ды­ва­ют­ся на фер­му и школь­ни­ки. Неко­то­рые ребя­та поку­па­ют мас­ло и уксус в каче­стве подар­ка сво­им роди­те­лям на день рож­де­ния и Рождество».

Эва Геб­хардт регу­ляр­но про­во­дит де­гус­тации в Сою­зе жен­щин-фер­ме­ров и в Обще­стве защи­ты при­ро­ды. Пред­ла­га­ет лук, слег­ка обжа­рен­ный на под­сол­неч­ном мас­ле, про­ту­шен­ный с баль­за­ми­че­ским уксу­сом на белом вине и сбрыз­ну­тый кап­лей меда. Эва может при­го­то­вить тво­рог с льня­ным мас­лом и пря­но­стя­ми, йогур­то­вый крем, тира­ми­су с уксу­сом. Луч­шей рекла­мы для про­дук­тов не придумаешь!

Мате­ри­ал: Валь­тер Ной­геб­ау­эр, Bayerisches Landwirtschaftliches Wochenblatt, ФРГ

Читайте также