После череды выставок и окончания уборочной страды наступает момент остановиться и задуматься не о «текучке», а о стратегии. Например, как управлять техникой, не участвуя в этом процессе головой?
Вот и открывшая программу Технического дня FPT Industrial вице-президент корпорации Аннализа Ступенанго напомнила, что даже постоянная конкурентная гонка не должна давать забывать о рефлексии, о постановке глобальных целей. Какие цели ставит перед собой производитель мощных грузовых автомобилей IVECO и сельскохозяйственной техники брендов Case IH и New Holland? Об этом, но не только, говорили в ноябре 2018 года в CNH Industrial Village в Турине.
Мистер Икс
Годом ранее в центре внимания Технического дня был переход на газомоторное топливо. Логично, ведь в этой сфере FPT Industrial является одним из пионеров: более 40 тысяч двигателей для этого вида топлива выпущено с 1997 года, «захвачено» более 50% рынка. В 2016 году на рынок вышел Cursor 9 – первый двигатель на газомоторном топливе, не уступающий по мощности дизельному, годом позже выпущен Cursor 13 с обновленной системой зажигания и активным управлением распределительным валом. Современные газомоторные двигатели удовлетворяют требованиям экологического стандарта Евро 6, оснащены ISOBUS и могут использоваться даже с роботизированной коробкой передач. Но ведь нет пределов совершенству…
В каком же направлении движется мысль инженеров? Этот вопрос вертелся у полутора сотен журналистов из всех уголков мира, прибывших в Турин. И вот настал один из самых интригующих моментов программы – явление пресс-миру новинки: под драматическое музыкальное сопровождение на сцене показалась сначала 3D-модель, а затем и сам он – белоснежный двигатель с яркими цветными деталями. Впрочем, пока это только прототип.
Cursor X – воплощение итальянского дизайна. «Инженеры говорят – красивые вещи лучше работают», – пояснил подход Пьерпаоло Биффали, возглавлявший группу инженеров-конструкторов. Вместе с главой дизайнерского центра CNH Industiral Дэвидом Вилки он рассказал не только о форме, но и «содержании» двигателя. А оно – богатое.
«Сконструирован для планеты Земля» – такой слоган характеризует Cursor X, который будет работать как чисто электрический или частично гибридный, используя энергию природного газа, водородных топливных элементов и электроаккумулятора. Задуманный как модульный, этот двигатель будущего размером не будет превосходить двигатели внутреннего сгорания, но позволит комбинировать источники энергии, исходя из потребностей клиента. Сочетание природного газа и электродвигателя подойдет для городского транспорта – позволяя снизить эмиссию углекислого газа на 30%. А чисто аккумуляторная версия будет иметь дальность передвижения без зарядки до 200 км, что позволит доставлять грузы в пределах города. Версия же на водородном топливе может стать первой полностью электрической для перемещения тяжелогрузов на расстояния до 800 км. Иначе говоря, свое решение найдется и для промышленных транспортных средств, и для сельхозтехники, и для общественного и личного транспорта.
Система самообучения и выдачи другим системам «вовне» информации сделает возможным отслеживание, обратную связь и своевременное уведомление о критических ошибках или необходимости технического обслуживания. И это – тоже элемент столь обсуждаемой сегодня парадигмы 4.0.
Переходим на самообучение?
Но, несмотря на название, самообучение любой системы не начинается само по себе, а закладывается в формате обратной связи: так обучается и искусственный интеллект наших смартфонов, распознающих речь, и интернет-поисковиков…
Свою систему организации обратной связи с пользователями продемонстрировали в техцентре IVECO, куда стекается вся информация от подписавшихся на сервис клиентов. Перед несколькими десятками операторов огромные карты, где каждое зафиксированное сообщение цветом сигнализирует: достаточно ли назначить в ближайшее время техобслуживание, требуется ли выезд сервис-инженера или без немедленной остановки не обойтись.
В последнем случае оператор извещает владельца. Пока решение за оператором, но в будущем большая часть информации будет поступать не от пользователей, а от самих транспортных средств (точнее, от их датчиков и компьютерных систем), а решения будет принимать искусственный интеллект, обученный классифицировать сигналы и предпринимать меры. Иначе говоря, чтобы машина «без головы» могла думать, процессы заранее должны быть спрогнозированы и смоделированы с участием человека.
4.0 для аграриев
Но что эти технологии дадут сельскому хозяйству? По словам Риккардо Цеккины из Миланского университета, самоуправляемые машины, в том числе для аграрного сектора, – настоящий вызов для искусственного интеллекта (ИИ). Ведь ИИ – это не размышляющий, как человек, механизм. Это машинное обучение, осмысление вводимых данных, экстракция информации.
Кстати, уже в 2016 году устроители мероприятия – концерн CNH Industrial – представили первый автономный трактор. Он и послужил поводом для дискуссии с представителями отрасли о технологиях, которые будут формировать сельское хозяйство будущего.
По словам Роберта Земенчика, менеджера по продуктам AFS на глобальном рынке, операции в аграрном секторе можно разделить на пять уровней автономности: управление, координация и автоматизация, автономная работа под контролем оператора, автономная работа с дистанционным контролем, полная автономность.
Первые автономные технологии бренда CNH Industrial появились еще в 90‑х годах прошлого века (AFS AccuGuide). Сегодня фермерам доступны уже продвинутые системы автоматического разворота в конце прохода AccuTurn и анализа состояния посевного ложа AFS Soil Command.
Пока на пути перехода к более высокой степени «независимости» техники стоят законодательные барьеры. Однако уже в 2018 году совместно с американской компанией Bolthouse Farms, работающей в четырех штатах США и в Канаде, CNH реализует пилотный проект. В качестве основной сферы приложения автономных систем была выбрана первичная и глубокая обработка почвы – эти задачи аграрной компании Bolthouse Farms приходится решать круглый год. В проекте испытаний участвуют автономные тракторы Steiger Quadtrac в связке с дисковыми боронами True-Tandem и глубокорыхлителями Ecolo-Tiger. В ходе проекта его участники рассчитывают получить отзывы операторов об автономных технологиях, которые (обратная связь!) позволят продолжить доработку систем технологического контроля и оптимизации работы техники. Брайан Грант, вице-президент аграрного направления Bolthouse Farms, видит в этом будущее: «Автономные машины позволят повысить эффективность сельского хозяйства, чтобы обеспечить растущее население Земли продуктами питания».
Далее везде
Более десятилетия концерн FPТ Industrial реализует стратегию Clean Energy Leader: стремясь сделать транспортные (и не только) средства более безопасными для окружающей среды, компания участвует в проектах по использованию этанола в США (в партнерстве с Growth Energy), вывела в свет трактор на метановом топливе. Послеобеденная программа Tech Day дала полное представление обо всех направлениях приложения сил инженеров компании: продолжаются разработки в сфере использования водородного топлива (двигатели на нем сегодня уже превосходят электрические по мощности и по скорости заправки), развиваются гибридные системы, совершенствуются двигатели на природном газе.
Многое делается и для облегчения человеческого труда: внедренные компанией компьютерные системы позволяют отслеживать сроки замены запчастей и оптимизировать производство, 3D-печать ряда запчастей и роботизация работ на складе позволяют ускорить обслуживание клиентов.
А экзоскелеты являются частью экипировки персонала складов. В общем, для кого-то будущее уже наступило. Но научить искусственный интеллект «думать», а машины работать автономно могут только люди – разработчики и пользователи. Если вы считаете, что место комбайнера или тракториста – не в (пусть и комфортной) кабине, а у компьютера, время сделать первый шаг в цифровое будущее.
А что же в России?
Команда CNH Industrial в России активно развивает инфраструктуру для своих клиентов, повышая уровень оснащенности хозяйств в России современными технологиями. Все машины Case IH и New Holland, выпускаемые на заводе в Набережных Челнах, уже оснащены под автопилот или оборудованы интегрированным автопилотом.
Проект базовых станций RTK в Краснодарском крае, который выходит на завершающий этап, позволит хозяйствам не только экономить ресурсы, но и станет катализатором для масштабного применения «умной» техники в сельском хозяйстве.