Самая лучшая награда за труд преподавателя – довольные детские лица. @ Фото: Ledenyi

Будущие потребители

Самая лучшая награда за труд преподавателя – довольные детские лица. @ Фото: Ledenyi

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Урсула Шлагхеккен, dlz agrarmagazin, ФРГ

Поделитьтся

Новая фер­ма, новая кон­цеп­ция раз­ви­тия — Юдит Пфеф­фер­ли орга­ни­зо­ва­ла кур­сы для детей, на кото­рых они полу­ча­ют зна­ния о сель­ском хозяй­стве как буду­щие потре­би­те­ли его продукции.

Обучающие курсы в сельском хозяйстве

Все дети, при­ез­жа­ю­щие на фер­му Юдит Пфеф­фер­ли, зна­ют исто­рию про несчаст­но­го коз­ли­ка крас­но­бу­ро­го окра­са по клич­ке «Конрад — Мед­ная шея», кото­рый дела­ет все, что­бы выгля­деть как его собра­тья, но напрас­но. Учи­тель­ни­ца объ­яс­ня­ет детям, что ста­рые поро­ды живот­ных и сор­та ово­щей и фрук­тов выми­ра­ют, пото­му что они не соот­вет­ству­ют пред­став­ле­ни­ям потре­би­те­ля. Восем­на­дцать пар дет­ских глаз вни­ма­тель­но сле­дят за ней.

Уме­ло зада­вая вопро­сы, Ю. Пфеф­фер­ли под­дер­жи­ва­ет инте­рес у детей и напо­ми­на­ет им содер­жа­ние преды­ду­щих учеб­ных кур­сов. Напри­мер, из учеб­но­го кур­са № 2 дети уже узна­ли кое‑что об ово­щах, лежа­щих на тарел­ке. Тако­ва мето­ди­ка Юдит — обу­чать детей непо­сред­ствен­но на фер­ме, в кон­так­те с живот­ны­ми и в соче­та­нии с играми.

Пяти­де­ся­ти­трех­лет­няя Юдит Пфеф­фер­ли не толь­ко пред­ла­га­ет кур­сы для школь­ни­ков и дошко­лят, но и объ­еди­ня­ет их в посто­ян­но дей­ству­ю­щие ком­плекс­ные про­ек­ты, напри­мер в сезон­ный или садо­вый кур­сы. Восемь раз в год дети по два с поло­ви­ной часа про­во­дят на фер­ме, что­бы в зави­си­мо­сти от сезо­на полу­чить основ­ное пред­став­ле­ние о раз­лич­ных куль­ту­рах — от поле­вых до пло­до­вых. Такие про­грам­мы не толь­ко при­но­сят регу­ляр­ный доход, но и «поз­во­ля­ют при­влечь вни­ма­ние буду­щих потре­би­те­лей к эко­ло­гич­но­му сель­ско­му хозяй­ству и про­из­вод­ству каче­ствен­ных про­дук­тов питания».

В швей­цар­ском кан­тоне, где рас­по­ло­же­на фер­ма, кур­сы поль­зу­ют­ся боль­шой попу­ляр­но­стью. В рекла­ме они не нуж­да­ют­ся. Инфор­ма­ция о кур­сах Юдит Пфеф­фер­ли пере­да­ет­ся из уст в уста, и этим она гор­дит­ся, так же как и сво­им суще­ствен­ным вкла­дом в раз­ви­тие кон­цеп­ции «шко­ла на ферме».

«Самое глав­ное, что я могу рабо­тать как само­сто­я­тель­ный част­ный пред­при­ни­ма­тель и под­дер­жи­вать нашу семей­ную фер­му, где содер­жат­ся 70 коров с при­пло­дом, а пло­щадь сель­хоз­уго­дий состав­ля­ет 45 га», — добав­ля­ет Юдит. Для заня­тий она исполь­зу­ет «учеб­ные посо­бия» с фер­мы и сада, а так­же поучи­тель­ные исто­рии, подоб­ные рас­ска­зу о коз­ли­ке «Мед­ная шея».

Немного предыстории

С нача­ла заму­же­ства в 1988 году Юдит немно­го под­ра­ба­ты­ва­ла для попол­не­ния семей­но­го бюд­же­та. Она про­да­ва­ла спар­жу, череш­ню, кар­то­фель и яйца, а поз­же ста­ла пред­ла­гать поку­па­те­лям цве­точ­ные буке­ты из сво­е­го сада, тык­ву, хлеб соб­ствен­ной выпеч­ки. В даль­ней­шем ассор­ти­мент попол­нил­ся кон­сер­ви­ро­ван­ны­ми кис­ло-слад­ки­ми дели­ка­те­са­ми, сиро­па­ми, варе­ньем. В это вре­мя она и полу­чи­ла первую из сво­их Золо­турн­ских пре­мий SOLAPRIX 1998.

В 2005 году фер­ма вынуж­де­на была пере­ехать в дру­гое место, так как по ее тер­ри­то­рии пла­ни­ро­ва­лось про­ло­жить доро­гу. Пере­езд поло­жил нача­ло изме­не­ни­ям на фер­ме. Уда­лен­ность ее от дерев­ни (1,5 км), устой­чи­вое сни­же­ние цен на моло­ко — основ­ные фак­то­ры, заста­вив­шие пред­при­я­тие поме­нять свою про­из­вод­ствен­ную струк­ту­ру и направ­ле­ние дея­тель­но­сти. Слож­но­сти с пря­мой реа­ли­за­ци­ей про­дук­ции и рас­ту­щая кон­ку­рен­ция близ­ле­жа­щих сель­хоз­пред­при­я­тий усу­гу­би­ли ситу­а­цию. Все гово­ри­ло о том, что для быв­ше­го учи­те­ля тру­да Юдит Пфеф­фер­ли при­шло вре­мя новых открытий.

Открытие

Идея созда­ния обу­ча­ю­щих кур­сов для детей на фер­ме воз­ник­ла не спон­тан­но, а на осно­ве ана­ли­за сла­бых и силь­ных сто­рон хозяй­ства, сезо­на пико­вых нагру­зок, инфра­струк­ту­ры и дру­гих факторов.

За объ­яс­не­ни­ем при­чин дале­ко ходить не надо: педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние хозяй­ки, близ­кое рас­по­ло­же­ние к горо­ду и уже имев­ший­ся неко­то­рый опыт рабо­ты со школь­ны­ми про­ек­та­ми на фер­ме. Цель ново­го направ­ле­ния — фор­ми­ро­ва­ние поло­жи­тель­но­го ими­джа аграр­но­го сек­то­ра в дол­го­сроч­ной перспективе.

«Мы хотим вос­пи­тать в детях ответ­ствен­ных потре­би­те­лей, ценя­щих сель­ско­хо­зяй­ствен­ный труд», — гово­рит Ю. Пфефферли.

Основ­ная идея: позна­ние детьми сель­ско­го хозяй­ства и непо­сред­ствен­ное уча­стие в жиз­ни фер­мер­ской семьи.

Дан­ная кон­цеп­ция долж­на реа­ли­зо­вы­вать­ся поэтап­но в тече­ние дли­тель­но­го пери­о­да (от шести до вось­ми лет), а не носить харак­тер одно­днев­ной раз­вле­ка­тель­ной экс­кур­сии по хозяйству.

Такая систе­ма обла­да­ет рядом пре­иму­ществ, сре­ди кото­рых: воз­мож­ность пла­ни­ро­ва­ния, неза­ви­си­мость от погод­ных усло­вий, рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние работ и регу­ляр­ный доход. Послед­ние два пунк­та Юдит Пфеф­фер­ли пояс­ня­ет так: «Посколь­ку обыч­но дети нахо­дят­ся на фер­ме после обе­да, я точ­но могу отде­лить рабо­ту на нашей семей­ной фер­ме в пер­вой поло­вине дня от про­ве­де­ния кур­сов — во вто­рой. Пла­ни­ро­ва­ние, буху­чет и руко­вод­ство в раз­ных сфе­рах дея­тель­но­сти хозяй­ства осу­ществ­ля­ют­ся раз­дель­но. Тут каж­дый сам себе хозя­ин. Но это не зна­чит, что мы друг дру­гу не помо­га­ем». К сча­стью, когда насту­па­ет пик лет­них работ в сель­ском хозяй­стве, дети нахо­дят­ся на кани­ку­лах и кур­сы в этот пери­од не проводятся.

Надеж­но­сти финан­си­ро­ва­ния и неза­ви­си­мо­сти от пря­мых выплат пред­при­ни­ма­тель­ни­ца из Швей­ца­рии дости­га­ет за счет сто­про­цент­ной поквар­таль­ной пред­опла­ты. По под­сче­там Юдит, обо­рот послед­них лет соста­вил 64 тыс. швей­цар­ских фран­ков, чистая при­быль — 34 800 фран­ков. Обу­че­ни­ем детей она зани­ма­ет­ся 26 часов в неде­лю в тече­ние девя­ти меся­цев в году, за час рабо­ты полу­ча­ет 37 фран­ков. Ее счет еже­ме­сяч­но уве­ли­чи­ва­ет­ся на 3880 фран­ков. Летом кур­сы для детей не про­во­дят­ся. В тече­ние трех лет­них меся­цев, сво­бод­ных от про­ве­де­ния заня­тий, Ю. Пфеф­фер­ли рабо­та­ет на фер­ме, где зани­ма­ет­ся офис­ны­ми делами.

Мелкими шажками

На кур­сах детям рас­ска­зы­ва­ют о фер­ме, живот­ных и при­ро­де. Дети с трех лет еже­не­дель­но посе­ща­ют фер­мер­скую усадь­бу и в игро­вой фор­ме при­об­ща­ют­ся к сель­ской жиз­ни. Детям постар­ше от 5 до 12 лет пред­ла­га­ет­ся про­хо­дить сезон­ные кур­сы восемь раз в год. В рам­ках про­грам­мы «Шко­ла на фер­ме» уче­ни­ки целы­ми клас­са­ми при­хо­дят на фер­му на пол­дня или на целый день. Пять раз в тече­ние лет­не­го полу­го­дия юно­ши и девуш­ки соби­ра­ют­ся на курс садо­вод­ства. С 12 лет мож­но при­со­еди­нить­ся к груп­пе юных помощ­ни­ков для про­ве­де­ния работ в хозяй­стве. Сто­и­мость одно­го заня­тия в после­обе­ден­ное вре­мя, вклю­чая пол­дник и учеб­ные мате­ри­а­лы, состав­ля­ет 25 евро.

В насто­я­щее вре­мя, как и десять лет назад, спрос на все обу­ча­ю­щие кур­сы не осла­бе­ва­ет. В этом году на раз­лич­ные кур­сы к Ю. Пфеф­фер­ли запи­са­лись 180 детей из 16 дере­вень и посел­ков рай­о­на, нахо­дя­щих­ся на рас­сто­я­нии при­мер­но 30 км от фер­мы, плюс школь­ни­ки. Созда­ние кур­сов шло посте­пен­но, осто­рож­ны­ми шаж­ка­ми. Раз­мер инве­сти­ций соста­вил все­го 1000 фран­ков. На эти день­ги семья Пфеф­фер­ли при­об­ре­ла игруш­ки, книж­ки, неболь­шой холо­диль­ник и подер­жан­ную школь­ную мебель, что­бы обу­стро­ить каби­нет для заня­тий в сарае на ста­рой фер­ме. Успех кур­сов ока­зал­ся неожи­дан­ным для фер­ме­ров Пфеф­фер­ли, но они быст­ро сори­ен­ти­ро­ва­лись. На новой, еще стро­я­щей­ся фер­ме они спро­ек­ти­ро­ва­ли и созда­ли учеб­ное поме­ще­ние пло­ща­дью 80 м² с при­ле­га­ю­щи­ми сан­уз­ла­ми и кухней.

Учить детей учиться

Ю. Пфеф­фер­ли с 2005 по 2008 год про­хо­ди­ла обу­че­ние на руко­во­ди­те­ля игро­вой груп­пы, полу­чи­ла про­фес­си­о­наль­ную под­го­тов­ку руко­во­ди­те­ля игро­вой груп­пы для заня­тий в лесу, закон­чи­ла кур­сы поле­вых бота­ни­ков при Швей­цар­ской ассо­ци­а­ции охра­ны птиц, а так­же повы­си­ла свою ква­ли­фи­ка­цию в Уни­вер­си­те­те при­клад­ных наук Севе­ро-запад­ной Швей­ца­рии. С 2010 года мать чет­ве­рых детей про­во­дит у себя на фер­ме кур­сы усо­вер­шен­ство­ва­ния учи­те­лей для Уни­вер­си­те­та при­клад­ных наук Севе­ро-запад­ной Швейцарии.

За идею и актив­ность в рабо­те с детьми на фер­ме Юдит не раз награж­да­ли. Так, в 2007 году ей повтор­но была при­суж­де­на награ­да в обла­сти сель­ско­хо­зяй­ствен­ных инно­ва­ций SOLAPRIX. В 2011 году Юдит Пфеф­фер­ли была выбра­на фер­ме­ром меся­ца и года по вер­сии сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го жур­на­ла dlz, а в 2014 году ста­ла одной из трех пре­тен­ден­ток на пре­мию Ceres-Award жур­на­ла dlz agrarmagazin в номи­на­ции «Жен­щи­ны-пред­при­ни­ма­те­ли».

Жела­ние зани­мать­ся люби­мым делом, при­ме­нять полу­чен­ные про­фес­си­о­наль­ные навы­ки, не отры­ва­ясь от семьи и семей­но­го пред­при­я­тия, при­ве­ло учи­тель­ни­цу тру­да и хозяй­ку фер­мы к созда­нию соб­ствен­но­го про­ек­та. А сво­ей самой боль­шой награ­дой она счи­та­ет «сия­ю­щие дет­ские глаза».

Читайте также