Новая ферма, новая концепция развития — Юдит Пфефферли организовала курсы для детей, на которых они получают знания о сельском хозяйстве как будущие потребители его продукции.
Обучающие курсы в сельском хозяйстве
Все дети, приезжающие на ферму Юдит Пфефферли, знают историю про несчастного козлика краснобурого окраса по кличке «Конрад — Медная шея», который делает все, чтобы выглядеть как его собратья, но напрасно. Учительница объясняет детям, что старые породы животных и сорта овощей и фруктов вымирают, потому что они не соответствуют представлениям потребителя. Восемнадцать пар детских глаз внимательно следят за ней.
Умело задавая вопросы, Ю. Пфефферли поддерживает интерес у детей и напоминает им содержание предыдущих учебных курсов. Например, из учебного курса № 2 дети уже узнали кое‑что об овощах, лежащих на тарелке. Такова методика Юдит — обучать детей непосредственно на ферме, в контакте с животными и в сочетании с играми.
Пятидесятитрехлетняя Юдит Пфефферли не только предлагает курсы для школьников и дошколят, но и объединяет их в постоянно действующие комплексные проекты, например в сезонный или садовый курсы. Восемь раз в год дети по два с половиной часа проводят на ферме, чтобы в зависимости от сезона получить основное представление о различных культурах — от полевых до плодовых. Такие программы не только приносят регулярный доход, но и «позволяют привлечь внимание будущих потребителей к экологичному сельскому хозяйству и производству качественных продуктов питания».
В швейцарском кантоне, где расположена ферма, курсы пользуются большой популярностью. В рекламе они не нуждаются. Информация о курсах Юдит Пфефферли передается из уст в уста, и этим она гордится, так же как и своим существенным вкладом в развитие концепции «школа на ферме».
«Самое главное, что я могу работать как самостоятельный частный предприниматель и поддерживать нашу семейную ферму, где содержатся 70 коров с приплодом, а площадь сельхозугодий составляет 45 га», — добавляет Юдит. Для занятий она использует «учебные пособия» с фермы и сада, а также поучительные истории, подобные рассказу о козлике «Медная шея».
Немного предыстории
С начала замужества в 1988 году Юдит немного подрабатывала для пополнения семейного бюджета. Она продавала спаржу, черешню, картофель и яйца, а позже стала предлагать покупателям цветочные букеты из своего сада, тыкву, хлеб собственной выпечки. В дальнейшем ассортимент пополнился консервированными кисло-сладкими деликатесами, сиропами, вареньем. В это время она и получила первую из своих Золотурнских премий SOLAPRIX 1998.
В 2005 году ферма вынуждена была переехать в другое место, так как по ее территории планировалось проложить дорогу. Переезд положил начало изменениям на ферме. Удаленность ее от деревни (1,5 км), устойчивое снижение цен на молоко — основные факторы, заставившие предприятие поменять свою производственную структуру и направление деятельности. Сложности с прямой реализацией продукции и растущая конкуренция близлежащих сельхозпредприятий усугубили ситуацию. Все говорило о том, что для бывшего учителя труда Юдит Пфефферли пришло время новых открытий.
Открытие
Идея создания обучающих курсов для детей на ферме возникла не спонтанно, а на основе анализа слабых и сильных сторон хозяйства, сезона пиковых нагрузок, инфраструктуры и других факторов.
За объяснением причин далеко ходить не надо: педагогическое образование хозяйки, близкое расположение к городу и уже имевшийся некоторый опыт работы со школьными проектами на ферме. Цель нового направления — формирование положительного имиджа аграрного сектора в долгосрочной перспективе.
«Мы хотим воспитать в детях ответственных потребителей, ценящих сельскохозяйственный труд», — говорит Ю. Пфефферли.
Основная идея: познание детьми сельского хозяйства и непосредственное участие в жизни фермерской семьи.
Данная концепция должна реализовываться поэтапно в течение длительного периода (от шести до восьми лет), а не носить характер однодневной развлекательной экскурсии по хозяйству.
Такая система обладает рядом преимуществ, среди которых: возможность планирования, независимость от погодных условий, равномерное распределение работ и регулярный доход. Последние два пункта Юдит Пфефферли поясняет так: «Поскольку обычно дети находятся на ферме после обеда, я точно могу отделить работу на нашей семейной ферме в первой половине дня от проведения курсов — во второй. Планирование, бухучет и руководство в разных сферах деятельности хозяйства осуществляются раздельно. Тут каждый сам себе хозяин. Но это не значит, что мы друг другу не помогаем». К счастью, когда наступает пик летних работ в сельском хозяйстве, дети находятся на каникулах и курсы в этот период не проводятся.
Надежности финансирования и независимости от прямых выплат предпринимательница из Швейцарии достигает за счет стопроцентной поквартальной предоплаты. По подсчетам Юдит, оборот последних лет составил 64 тыс. швейцарских франков, чистая прибыль — 34 800 франков. Обучением детей она занимается 26 часов в неделю в течение девяти месяцев в году, за час работы получает 37 франков. Ее счет ежемесячно увеличивается на 3880 франков. Летом курсы для детей не проводятся. В течение трех летних месяцев, свободных от проведения занятий, Ю. Пфефферли работает на ферме, где занимается офисными делами.
Мелкими шажками
На курсах детям рассказывают о ферме, животных и природе. Дети с трех лет еженедельно посещают фермерскую усадьбу и в игровой форме приобщаются к сельской жизни. Детям постарше от 5 до 12 лет предлагается проходить сезонные курсы восемь раз в год. В рамках программы «Школа на ферме» ученики целыми классами приходят на ферму на полдня или на целый день. Пять раз в течение летнего полугодия юноши и девушки собираются на курс садоводства. С 12 лет можно присоединиться к группе юных помощников для проведения работ в хозяйстве. Стоимость одного занятия в послеобеденное время, включая полдник и учебные материалы, составляет 25 евро.
В настоящее время, как и десять лет назад, спрос на все обучающие курсы не ослабевает. В этом году на различные курсы к Ю. Пфефферли записались 180 детей из 16 деревень и поселков района, находящихся на расстоянии примерно 30 км от фермы, плюс школьники. Создание курсов шло постепенно, осторожными шажками. Размер инвестиций составил всего 1000 франков. На эти деньги семья Пфефферли приобрела игрушки, книжки, небольшой холодильник и подержанную школьную мебель, чтобы обустроить кабинет для занятий в сарае на старой ферме. Успех курсов оказался неожиданным для фермеров Пфефферли, но они быстро сориентировались. На новой, еще строящейся ферме они спроектировали и создали учебное помещение площадью 80 м² с прилегающими санузлами и кухней.
Учить детей учиться
Ю. Пфефферли с 2005 по 2008 год проходила обучение на руководителя игровой группы, получила профессиональную подготовку руководителя игровой группы для занятий в лесу, закончила курсы полевых ботаников при Швейцарской ассоциации охраны птиц, а также повысила свою квалификацию в Университете прикладных наук Северо-западной Швейцарии. С 2010 года мать четверых детей проводит у себя на ферме курсы усовершенствования учителей для Университета прикладных наук Северо-западной Швейцарии.
За идею и активность в работе с детьми на ферме Юдит не раз награждали. Так, в 2007 году ей повторно была присуждена награда в области сельскохозяйственных инноваций SOLAPRIX. В 2011 году Юдит Пфефферли была выбрана фермером месяца и года по версии сельскохозяйственного журнала dlz, а в 2014 году стала одной из трех претенденток на премию Ceres-Award журнала dlz agrarmagazin в номинации «Женщины-предприниматели».
Желание заниматься любимым делом, применять полученные профессиональные навыки, не отрываясь от семьи и семейного предприятия, привело учительницу труда и хозяйку фермы к созданию собственного проекта. А своей самой большой наградой она считает «сияющие детские глаза».