В хозяйстве, что расположено недалеко от г. Оснабрюк (Германия), опрыскиватель John Deere M740i простаивает мало.

В режиме Non-Stop

В хозяйстве, что расположено недалеко от г. Оснабрюк (Германия), опрыскиватель John Deere M740i простаивает мало.

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»

Поделитьтся

В хозяй­стве, что рас­по­ло­же­но неда­ле­ко от г. Осна­брюк (Гер­ма­ния), опрыс­ки­ва­тель John Deere M740i про­ста­и­ва­ет мало. Наши кол­ле­ги из немец­ко­го жур­на­ла dlz agrarmagazin реши­ли про­те­сти­ро­вать эту при­цеп­ную маши­ну «в бое­вых усло­ви­ях» и обра­бо­та­ли с ее помо­щью за пять недель 1500 га.

Техника для внесения СЗР

Прицеп­ным опрыс­ки­ва­те­лям тра­ди­ци­он­но отда­ют пред­по­чте­ние рас­ту­щие хозяй­ства. Хозяй­ство, в кото­ром мы про­во­ди­ли испы­та­ния опрыс­ки­ва­те­ля, как раз из этой кате­го­рии. Основ­ным усло­ви­ем выбо­ра емко­сти бака, а так­же осна­ще­ния яви­лось тре­бо­ва­ние о воз­мож­но­сти «закрыть» одной маши­ной химо­б­ра­бот­ки все 250 га кар­то­фе­ля, кото­рые есть в хозяй­стве. Тести­ру­е­мый опрыс­ки­ва­тель был обо­ру­до­ван гид­рав­ли­че­ским дыш­лом, тер­ми­на­лом управ­ле­ния с дис­пле­ем GreenStar-3 – 2630, а так­же имел воз­мож­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с дат­чи­ка­ми при рабо­те и про­ве­де­нии тех­об­слу­жи­ва­ния по опци­о­наль­но­му ISOBUS-под­клю­че­нию. По харак­те­ри­сти­кам и воз­мож­но­стям тесто­вый M740i отли­чал­ся от опрыс­ки­ва­те­лей линей­ки M900i лишь объ­е­мом бака.

На дороге

После одно­крат­ной сцеп­ки с трак­то­ром, а для это­го исполь­зу­ет­ся тяго­во-сцеп­ное устрой­ство с шаро­вой голов­кой K80, по ходу тести­ро­ва­ния опрыс­ки­ва­те­ля рас­цеп­ка ни разу не про­из­во­ди­лась. Мы сра­зу обра­ти­ли вни­ма­ние на пове­де­ние при­цеп­но­го опрыс­ки­ва­те­ля при его бук­си­ров­ке по доро­гам обще­го поль­зо­ва­ния. Ведь в усло­ви­ях тесто­во­го хозяй­ства, где транс­порт­ное пле­чо от одно­го кар­то­фель­но­го поля до дру­го­го состав­ля­ет под­час до 50 км, от опрыс­ки­ва­те­ля тре­бу­ет­ся высо­кая транс­порт­ная ско­рость. В этом плане испы­ты­ва­е­мый M740i пока­зал себя с луч­шей сто­ро­ны: при дви­же­нии по доро­гам обще­го поль­зо­ва­ния с пол­ным баком рас­тво­ра на ско­ро­сти 40 км / ч про­блем не было.

Заме­тим, что опрыс­ки­ва­тель в про­цес­се бук­си­ров­ки не тре­бу­ет боль­шо­го тяго­во­го уси­лия от трак­то­ра. Глав­ным обра­зом это дости­га­ет­ся бла­го­да­ря низ­ко­му рас­по­ло­же­нию цен­тра тяже­сти и гра­мот­ной «раз­ве­сов­ке» само­го агре­га­та. Не тре­бу­ю­щая тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния подрес­со­рен­ная под­ру­ли­ва­ю­щая ось с двух­ры­чаж­ной под­вес­кой эффек­тив­но ниве­ли­ру­ет неров­но­сти дорож­но­го покры­тия и предот­вра­ща­ет тем самым повре­жде­ние штан­ги опрыс­ки­ва­те­ля: ведь при транс­пор­ти­ров­ке в сло­жен­ном поло­же­нии послед­няя не долж­на тря­стись на каж­дой коч­ке.

Во вре­мя транс­пор­ти­ров­ки пла­сти­ко­вые кры­лья предо­хра­ня­ют штан­гу опрыс­ки­ва­те­ля от гря­зи, кото­рая порой летит из‑под колес. При сред­нем уровне загряз­не­ния колес кры­лья хоро­шо защи­ща­ли штан­гу. Но при силь­ном загряз­не­нии отдель­ные ком­ки поч­вы пери­о­ди­че­ски про­ле­та­ли мимо кры­льев в направ­ле­нии штан­ги. Тем не менее это не при­ве­ло ни к заби­ва­нию рас­пы­ли­те­лей, ни к повре­жде­нию самой штан­ги.

В колее

Несмот­ря на то что про­из­во­ди­тель отка­зал­ся от исполь­зо­ва­ния доро­го­сто­я­щих пово­рот­ных кулач­ко­вых меха­низ­мов для реа­ли­за­ции функ­ции под­ру­ли­ва­ния, при­чин для бес­по­кой­ства нет. На про­тя­же­нии обра­бот­ки всех 1500 га мы не отме­ти­ли про­блем с син­хро­ни­за­ци­ей пово­ро­та штан­ги опрыс­ки­ва­те­ля и с устой­чи­во­стью все­го агре­га­та в пово­ро­тах. Хотя центр масс опрыс­ки­ва­те­ля с рас­тво­ром полу­ча­ет­ся выне­сен­ным за пре­де­лы его ходо­вой части, у нас не воз­ни­ка­ло ощу­ще­ния, что опрыс­ки­ва­тель вот-вот опро­ки­нет­ся при пово­ро­те на боль­шой угол.

Бла­го­да­ря двум сен­со­рам на дыш­ле и двум гид­ро­ци­лин­драм в под­ру­ли­ва­ю­щем устрой­стве опрыс­ки­ва­тель точ­но и в пол­но­стью авто­ма­ти­че­ском режи­ме повто­ря­ет тра­ек­то­рию дви­же­ния трак­то­ра при любом пово­ро­те. Осо­бен­но хоро­шо это вид­но при раз­во­ро­те на пово­рот­ной поло­се. Для дви­же­ния зад­ним ходом необ­хо­ди­мо задей­ство­вать руч­ной режим рабо­ты под­ру­ли­ва­ю­ще­го устрой­ства. При этом для облег­че­ния про­цес­са рабо­ты в руч­ном режи­ме мож­но задей­ство­вать мно­го­фук­ци­о­наль­ный рычаг-джой­стик в кабине трак­то­ра. Что же каса­ет­ся акти­ва­ции и деак­ти­ва­ции авто­ма­ти­че­ско­го режи­ма рабо­ты под­ру­ли­ва­ю­ще­го устрой­ства, то это дела­ет­ся в раз­де­ле HMS («помощь на пово­рот­ной поло­се») управ­ля­ю­ще­го тер­ми­на­ла трак­то­ра.

Отме­тим и тот факт, что коле­ба­ния штан­ги опрыс­ки­ва­те­ля при задей­ство­ва­нии под­ру­ли­ва­ю­ще­го устрой­ства прак­ти­че­ски неза­мет­ны. Штан­га идет над рас­те­ни­я­ми так же чет­ко, как и при дви­же­нии по пря­мой. За счет это­го дости­га­ет­ся боль­шая точ­ность вне­се­ния СЗР.

Сбалансированный и точный

Уста­нов­лен­ная на опрыс­ки­ва­те­ле John Deere M740i систе­ма Boomtrac авто­ма­ти­чес-ки ведет штан­гу на задан­ной высо­те с уче­том необ­хо­ди­мо­сти повто­ре­ния релье­фа поля. Это дости­га­ет­ся бла­го­да­ря гид­рав­ли­че­ской систе­ме вырав­ни­ва­ния с уль­тра­зву­ко­вы­ми сен­со­ра­ми. Целью рабо­ты дан­ной систе­мы явля­ет­ся под­дер­жа­ние задан­но­го рас­сто­я­ния меж­ду рас­пы­ли­те­ля­ми и рас­те­ни­я­ми, а так­же дости­же­ние мини­маль­но­го сно­са факе­ла рас­пы­ле­ния и наи­луч­ше­го рас­пре­де­ле­ния СЗР по верх­ней сто­роне листо­вой пла­стин­ки рас­те­ний.

Одна­ко в ситу­а­ции, когда пла­стин­ки листа неко­то­рых рас­те­ний выгну­ты вниз, сле­ду­ет соблю­дать осто­рож­ность с мини­ми­за­ци­ей поло­же­ния штан­ги по высо­те. Дело в том, что сиг­нал, отра­жен­ный от таких пла­стин, уль­тра­зву­ко­вые сен­со­ры могут взять за осно­ву для кор­рек­ти­ров­ки, а зна­чит, штан­га может качать­ся, заде­вая стеб­ле­стой. Для того что­бы это­го избе­жать, необ­хо­ди­мо пра­виль­но уста­но­вить уль­тра­зву­ко­вые сен­со­ры. Они долж­ны «смот­реть» слег­ка впе­ред, а не стро­го вниз.

Заме­тим, что на сего­дняш­ний день систе­ма авто­ма­ти­че­ской регу­ли­ров­ки шири­ны захва­та (Section Control) вхо­дит в базо­вую ком­плек­та­цию дан­ной моде­ли. Сек­ций в штан­ге опрыс­ки­ва­те­ля John Deere M740i – девять. Дли­на каж­дой из них состав­ля­ет три мет­ра. На осно­ве полу­ча­е­мых от систе­мы GPS дан­ных опрыс­ки­ва­тель авто­ма­ти­че­ски отклю­ча­ет или вклю­ча­ет ту или иную сек­цию, если она захо­дит за гра­ни­цу поля или на уча­сток, где химо­б­ра­бот­ка уже была про­ве­де­на. Каж­дый из боко­вых сег­мен­тов штан­ги с обе­их сто­рон может скла­ды­вать­ся для укло­не­ния от дере­вьев или стол­бов линии элек­тро­пе­ре­да­чи.

Несколь­ко слов сто­ит ска­зать и о систе­ме защи­ты штан­ги при наез­де на пре­пят­ствие. Во вре­мя тести­ро­ва­ния мы убе­ди­лись в ее хоро­шей рабо­те. Кро­ме того, осо­бен­но важ­ны­ми момен­та­ми яви­лись воз­мож­но­сти уста­нов­ки по кра­ям штан­ги щеле­вых широ­ко­уголь­ных рас­пы­ли­те­лей и опрыс­ки­ва­ния кар­то­фе­ля с их помо­щью. За счет это­го уда­ва­лось избе­гать про­пус­ков по меж­ду­ря­дьям.

Для пода­чи рабо­че­го рас­тво­ра в дан­ном опрыс­ки­ва­те­ле John Deere исполь­зу­ет­ся коль­це­вой тру­бо­про­вод. По всей ширине захва­та штан­ги про­хо­дит рабо­чий тру­бо­про­вод, на кото­ром раз­ве­де­ны пяти­по­зи­ци­он­ные дер­жа­те­ли рас­пы­ли­те­лей. В резуль­та­те обес­пе­чи­ва­ет­ся рав­но­мер­ность вне­се­ния дей­ству­ю­ще­го веще­ства СЗР по всей ширине захва­та. Что же каса­ет­ся коль­це­во­го тру­бо­про­во­да, то нали­чие основ­но­го кла­па­на на вхо­де обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность быст­рее при­сту­пить к опрыс­ки­ва­нию. Ведь цир­ку­ля­ция рабо­чей жид­ко­сти при закры­том основ­ном кла­пане во всех сег­мен­тах систе­мы про­ис­хо­дит намно­го быст­рее, чем в неза­мкну­той систе­ме.

Поток рабо­че­го рас­тво­ра в систе­ме обес­пе­чи­ва­ет насос, чья про­из­во­ди­тель­ность состав­ля­ет 280 л / мин. Он обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность на обыч­ных хим­ра­бо­тах вно­сить до 200 л / га на ско­ро­сти 12 км / ч. В нашем слу­чае по кар­то­фель­ной бот­ве при нор­ме рас­хо­да 500 л / га мы рабо­та­ли на ско­ро­сти 10 км / ч. Про­из­во­ди­тель­но­сти насо­са для это­го вполне хва­та­ло.

В баке

В первую оче­редь бро­са­ет­ся в гла­за фор­ма бака опрыс­ки­ва­те­ля. Он име­ет округ­лую фор­му, в нем отсут­ству­ют углы и кан­ты, при­чем не толь­ко сна­ру­жи. Внут­ри бака дан­но­го при­цеп­но­го опрыс­ки­ва­те­ля нет ни пере­го­ро­док, ни «мерт­вых» зон. Бла­го­да­ря это­му поли­эти­ле­но­вый бак хорош как во вре­мя его запол­не­ния, так и во вре­мя при­го­тов­ле­ния рабо­че­го рас­тво­ра.

Несмот­ря на то что пла­сти­ко­вый под­дон бака опрыс­ки­ва­те­ля нахо­дит­ся доста­точ­но низ­ко, про­блем с пода­чей рабо­че­го рас­тво­ра при рабо­те на полях со зна­чи­тель­ным укло­ном не было. Напро­тив, дан­ная кон­струк­тив­ная осо­бен­ность поло­жи­тель­ным обра­зом ска­зы­ва­ет­ся при необ­хо­ди­мо­сти быст­ро осво­бо­дить бак. Ведь перед нача­лом рабо­ты с новым СЗР или перед поста­нов­кой на «зимов­ку» бак опрыс­ки­ва­те­ля необ­хо­ди­мо хоро­шо про­мыть. В дан­ном слу­чае это мож­но сде­лать про­сто и быст­ро.

Запол­не­ние бака опрыс­ки­ва­те­ля вклю­ча­ет­ся на цен­траль­ной пане­ли управ­ле­ния, кото­рая ском­по­но­ва­на эрго­но­мич­но. Здесь нашлось место не толь­ко рыча­гам и кра­нам, отве­ча­ю­щим за управ­ле­ние, а так­же баку-сме­си­те­лю на выдвиж­ном дер­жа­те­ле, но и писто­ле­ту для мой­ки опрыс­ки­ва­те­ля, а так­же ящи­ку для хра­не­ния спец­одеж­ды. Запол­не­ние бака необ­хо­ди­мым объ­е­мом воды про­ис­хо­дит через двух­дюй­мо­вое соеди­не­ние для шлан­га. Нали­чие меха­ни­че­ско­го инди­ка­то­ра кон­тро­ля поз­во­ля­ет опе­ра­то­ру отсле­жи­вать теку­щее состо­я­ние запол­не­ния. Что же каса­ет­ся уров­ня запол­не­ния бака, то он кон­тро­ли­ру­ет­ся элек­трон­ным дат­чи­ком, сиг­на­лы кото­ро­го, в свою оче­редь, обра­ба­ты­ва­ет тер­ми­нал управ­ле­ния GreenStar. Об окон­ча­нии заправ­ки бака тер­ми­нал все­гда «напом­нит» опе­ра­то­ру зву­ко­вым сиг­на­лом.

Емкость бака-сме­си­те­ля в опрыс­ки­ва­те­ле John Deere M740i состав­ля­ет 55 лит­ров. Он име­ет защи­ту и рас­по­ло­жен за цен­траль­ной пане­лью управ­ле­ния. Бла­го­да­ря удоб­но­му досту­пу воз­мож­на загруз­ка средств защи­ты рас­те­ний как в жид­кой, так и в порош­ко­об­раз­ной фор­ме. Одна­ко при рабо­те с послед­ни­ми для дости­же­ния луч­ше­го резуль­та­та мы все же для нача­ла до поло­ви­ны запол­ня­ли бак-сме­си­тель водой и лишь потом засы­па­ли СЗР в порош­ко­об­раз­ной фор­ме. Затем после пере­кач­ки в основ­ной бак мы акку­рат­но досмы­ва­ли писто­ле­том для мой­ки остат­ки рабо­че­го рас­тво­ра с внут­рен­них сте­нок бака-сме­си­те­ля. Бла­го­да­ря это­му уда­ва­лось предот­вра­тить вспе­ни­ва­ние в про­цес­се сме­ши­ва­ния.

Уже в базо­вой ком­плек­та­ции для пол­но­го опо­рож­не­ния и мой­ки канистр после СЗР на баке-сме­си­те­ле уста­нов­ле­на мою­щая фор­сун­ка. Доста­точ­но лишь пере­вер­нуть кани­стру, надеть на нее фор­сун­ку и слег­ка нажать свер­ху. Мощ­ная струя воды ока­тит всю внут­рен­нюю полость кани­стры.

Мешал­ка и бак-сме­си­тель рабо­та­ют под дав­ле­ни­ем 10 бар, а дав­ле­ние в основ­ной систе­ме опрыс­ки­ва­те­ля регу­ли­ру­ет­ся неза­ви­си­мо. К тому же бла­го­да­ря регу­ля­то­ру дав­ле­ния воз­мож­на неза­ви­си­мая уста­нов­ка рабо­че­го дав­ле­ния опрыс­ки­ва­те­ля и дав­ле­ния в замкну­том кон­ту­ре.

Рабо­ту систе­мы авто­ма­ти­че­ской про­мыв­ки AutoDilute обес­пе­чи­ва­ет 400‑литровый бак с чистой водой. Для раз­бав­ле­ния остат­ков рабо­че­го рас­тво­ра эта вода под дав­ле­ни­ем, созда­ва­е­мым отдель­ным насо­сом, впрыс­ки­ва­ет­ся через мою­щие фор­сун­ки в бак. Что же каса­ет­ся рас­пы­ле­ния раз­бав­лен­ных остат­ков, то этим про­цес­сом так­же руко­во­дит систе­ма AutoDilute. Она учи­ты­ва­ет, сколь­ко остат­ков в баке было изна­чаль­но, и на осно­ве полу­чен­ных дан­ных вычис­ля­ет, сколь­ко цик­лов мой­ки необ­хо­ди­мо про­ве­сти для очист­ки.

Управление и документирование

Важ­ней­шие и наи­бо­лее часто исполь­зу­е­мые функ­ции управ­ле­ния при­цеп­но­го опрыс­ки­ва­те­ля John Deere M740i выве­де­ны на кноп­ки мно­го­функ­ци­о­наль­но­го рыча­га-джой­сти­ка. В их чис­ло вхо­дят такие опе­ра­ции, как откры­тие и закры­тие основ­но­го кла­па­на систе­мы, управ­ле­ние сек­ци­я­ми штан­ги, регу­ли­ров­ка высо­ты и угла рас­по­ло­же­ния штан­ги, изме­не­ние ее гео­мет­ри­че­ской кон­фи­гу­ра­ции, а так­же управ­ле­ние под­ру­ли­ва­ю­щим дыш­лом.

По наше­му мне­нию сре­ди быст­ро акти­ви­ру­е­мых функ­ций долж­на быть еще одна функ­ция, а имен­но изме­не­ние нор­мы вне­се­ния. Сей­час, к сожа­ле­нию, для ее запус­ка при­дет­ся обра­щать­ся к дис­плею тер­ми­на­ла. Опре­де­лен­ные пре­тен­зии есть к раз­ме­ру и фор­ме мно­го­функ­ци­о­наль­но­го рыча­га-джой­сти­ка. При боль­шом объ­е­ме работ, а в нашем слу­чае это 1500 га, пока­за­лось, что рычаг-джой­стик мож­но было бы луч­ше подо­гнать по фор­ме руки.

А вот рабо­та с дис­пле­ем тер­ми­на­ла управ­ле­ния GreenStar-3 – 2630 оста­ви­ла у нас лишь при­ят­ные впе­чат­ле­ния. Все настрой­ки и пара­мет­ры рабо­ты, кото­рые под­дер­жи-вает опрыс­ки­ва­тель, доступ­ны как для отоб­ра­же­ния, так и для изме­не­ния. Основ­ные пунк­ты выпол­не­ны в виде инту­и­тив­но понят­ных знач­ков. За счет это­го уда­лось избе­жать загро­мож­де­ния дис­плея тек­сто­вы­ми поля­ми, что дела­ет систе­му управ­ле­ния более понят­ной и облег­ча­ет ее осво­е­ние даже начи­на­ю­щим опе­ра­то­ром.

Еще одной важ­ной функ­ци­ей, кото­рую под­дер­жи­ва­ет тер­ми­нал GreenStar, явля­ет­ся воз­мож­ность реги­стра­ции выпол­нен­ных работ. Дан­ные, полу­чен­ные на выхо­де при доку­мен­ти­ро­ва­нии работ, вполне мож­но исполь­зо­вать для состав­ле­ния карт вне­се­ния СЗР, тем самым облег­чив про­цес­сы реа­ли­за­ции после­ду­ю­щих диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных химо­б­ра­бо­ток и диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го вне­се­ния удоб­ре­ний.

В нача­ле тести­ро­ва­ния мы столк­ну­лись с несколь­ки­ми сбо­я­ми про­грамм­но­го обес­пе­че­ния тер­ми­на­ла. В ряде слу­ча­ев при «вклю­че­нии» опрыс­ки­ва­те­ля тер­ми­нал при­хо­ди­лось несколь­ко раз пере­за­гру­жать. Одна­ко после обнов­ле­ния про­грамм­но­го обес­пе­че­ния дан­ные про­бле­мы были быст­ро и без допол­ни­тель­ных затрат пол­но­стью реше­ны.

Общее впечатление

Вся линей­ка опрыс­ки­ва­те­лей M700 кон­цер­на John Deere как нель­зя луч­ше под­хо­дит для реа­ли­за­ции амби­ци­оз­ных пла­нов по защи­те рас­те­ний: тех­ни­че­ских реше­ний и воз­мож­но­стей предо­ста­точ­но. Три моде­ли с раз­ны­ми объ­е­ма­ми баков поз­во­ля­ют хозяй­ствам подо­брать луч­ший вари­ант. Нали­чие же боль­шо­го коли­че­ства опций дает воз­мож­ность при­чис­лить опрыс­ки­ва­те­ли дан­ной линей­ки к высо­ко­тех­но­ло­гич­ным агре­га­там для вне­се­ния средств защи­ты рас­те­ний. Одна­ко, разу­ме­ет­ся, это вли­я­ет и на цену. Оста­ет­ся лишь под­черк­нуть, что поми­мо обще­го поло­жи­тель­но­го впе­чат­ле­ния от рабо­ты с опрыс­ки­ва­те­лем на всем про­тя­же­нии обра­бот­ки 1500 га в ходе тести­ро­ва­ния, мы хоте­ли бы осо­бо отме­тить его штан­гу. Она нам очень понра­ви­лась.

Мате­ри­ал: Катрин Фишер, dlz agrarmagazin, ФРГ

Читайте также