Почти бесшумно смеситель-кормораздатчик Siloking eTruck 1408 -10 занимается своим делом: смешивает и раздает корм. К тому же без выхлопных газов. Мы протестировали «электрокар» на одной из ферм.
Результаты независимых испытаний
Посмотреть издалека – так это обычный смеситель-кормораздатчик от компании Siloking, разве что уменьшенный и без загрузочной фрезы. Подойдешь ближе – TruckLine e. 0 eTruck 1408 — 10 урчит как вилочный погрузчик, да и управление такое же: впереди колеса большие, сзади – маленькие, двигающиеся совсем рядом друг с другом и поворачивающиеся в любую сторону на 45 градусов, наделяя смеситель-кормораздатчик маневренностью.
Дизельного двигателя на этом представителе сельхозтехники не найдете, и это объясняет то самое мерное урчание, издаваемое компактной машиной.
Три вместо одного
У смесителя-кормораздатчика целых три электродвигателя, приводящих его в действие. Один находится под смесительным шнеком и непосредственно прифланцован к редуктору там, где обычно расположены гидродвигатель или карданный вал.
Для смешивания корма достаточно мощности 15 кВт, что соответствует 20,4 л.с. Редуктор позволяет смесительному шнеку вращаться с частотой 8 – 17, 18 – 33 или же максимальными 50 об / мин. Таким образом, скорость смешивания можно установить в соответствии с актуальными условиями. Но максимальная частота вращения шнека используется только для удаления остатков смешанного корма из бункера.
Двигатель привода ходовой части установлен непосредственно на переднем мосту. Его мощность 18 кВт (24,5 л. с.), максимальная возможная скорость движения – до 20 км / ч. Этой скорости вполне достаточно, чтобы быстро добраться до удаленных силосных траншей.
В качестве опции все модели eTruck поставляются с комплектом освещения.
Имеется еще один небольшой электродвигатель мощностью 2,3 кВт, служащий для приведения в действие гидронасоса, который обеспечивает рулевое управление и работу разгрузочной заслонки. Опционально предоставляется возможность гидравлически регулировать зазор между противорежущими пластинами. По заказу смеситель-кормораздатчик комплектуется воронкой для загрузки минеральных кормовых добавок и пододвигателем корма – в обоих случаях с гидроуправлением.
Одна зарядка – три смешивания
Электродвигатели получают энергию от 80-вольтового аккумулятора, который обычно устанавливается на вилочных погрузчиках. Такое решение – результат сотрудничества компаний Siloking Mayer Maschinenbau GmbH и Jungheinrich. Заряда свинцово-кислотного аккумулятора весом около 1,2 т достаточно на три-пять смешиваний. В тестируемом нами варианте был установлен аккумулятор емкостью 465 А•ч, одной зарядки которого достаточно примерно для трех смешиваний. Есть еще аккумулятор емкостью 620 А•ч, его должно хватить на пять циклов кормления.
В процессе тестирования мы задались вопросом: почему производитель прибег к использованию старых свинцово-кислотных аккумуляторов, а не литий-ионных? Представители компании Siloking заверили нас, что это надежное и проверенное решение, стабильно работающее и при –26°С. К тому же свинцовокислотные аккумуляторы менее чувствительны к тряске при переездах по неровностям. Кроме того, емкости аккумулятора полностью хватает для раздачи корма. Более пяти смешиваний для предприятий, где животноводческие помещения отличаются узкими и низкими проездами (для которых по сути и предназначается eTruck 1408 — 10), и не нужно.
В хозяйстве семьи Шефер, где мы проводили тестовые заезды, ежедневно производится одно смешивание. На приготовление корма и его раздачу в целом уходит около 1,5 ч. Само смешивание длится приблизительно 30 мин (см. инфобокс: Так проходило смешивание). В летний период смеситель-кормораздатчик на станцию для подзарядки заезжает раз в два дня, зимой из-за холодов подзаряжаться ему приходится ежедневно.
Ввиду того что речь идет о классических свинцовых аккумуляторах, какие используются и при запуске двигателей в автомобилях, при каждой зарядке необходимо проверять уровень кислоты. Для этого, кроме зарядного кабеля, всегда следует присоединять к канистре с дистиллированной водой шланг.
Для зарядного устройства, поставляемого Jungheinrich, достаточно напряжения питания 400 В с предохранителем 16 А. Летом проблем с зарядкой нет. «Только зимой, в морозные дни, необходимо следить, чтобы в отдельном резервуаре для аккумулятора дистиллированная вода не замерзала», – поясняет сын главы фермерского хозяйства Марко Шефер – на ферме именно он отвечает за раздачу кормов.
Зарядка по плану
Зарядку аккумулятора представляется возможным спланировать. Кроме того, имеется система управления энергопотреблением. При уровне зарядки ниже 23 % шнек начинает вращаться медленнее, ниже 5 % – прекращает вращение вовсе. При этом раздача корма производиться уже не может, но смесителю-кормораздатчику еще хватит энергии добраться до станции подзарядки, то есть остаться без электричества посреди хозяйственного двора оператору не грозит.
Во время работы машины аккумуляторы быстро достигают рабочей температуры 30 – 40 градусов. Такая температура является благоприятной и для зарядки. Поэтому производить зарядку рекомендуется сразу же по окончании работы смесителя-кормораздатчика. Аккумуляторы легко переносят температуру наружного воздуха до –26°С. Поэтому местом парковки смесителя-кормораздатчика может быть и неотапливаемое помещение. Аккумулятор рассчитан на 1 600 циклов зарядки, то есть при зарядке через день его срок службы составит почти девять лет.
Согласно расчетам компании Siloking, затраты на электроэнергию на тонну смешанного корма будут равны примерно 60 евроцентам. При использовании электроэнергии от собственных солнечных батарей расходы снижаются до 12 евроцентов.
Три модели
Мы тестировали смеситель-кормораздатчик с емкостью бункера 10 куб. м. Существуют еще две модели – на 8 и 14 куб. м. Самый большой eTruck оснащается двумя смесительными шнеками.
Смешиванию корма до его однородности способствуют ребристые стенки бункера. Благодаря изгибам стенок корм задерживается даже при низком уровне заполненности бункера и смешивается вертикально. В кормосмесителе на 10 «кубов» за смешивание отвечает так называемый турбо-шнек с количеством витков 2,25. На нем расположены шесть регулируемых ножей. Для ускорения смешивания могут поворачиваться в рабочее положение обе противорежущие пластины, опционально – с помощью гидравлики.
В серийном исполнении на смеситель-кормораздатчик устанавливается ограничительное кольцо, в результате бункер остается открытым сверху по длине на 2,40 м, по ширине – на 1,60 м. Благодаря этому кольцу можно легко размотать рулоны, но и с тюками проблем в хозяйстве семьи Шефер не возникает. Иногда в рацион коров добавляют свежескошенные травы, но и на это смеситель-кормораздатчик реагирует лишь мелодичным урчанием.
Практичным является наличие отдельной воронки для загрузки кормовых добавок, которая с помощью шнека с гидроприводом подает в бункер компоненты с небольшими нормами расхода. Таким образом, не нужно ничего насыпать в бункер кормораздатчика сверху, компоненты и без того активно подаются в смесительный бункер.
Удобная кабина
Кабина установлена спереди по центру. Благодаря низкому расположению для входа не требуется специальная ступенька. Водитель следит за разгрузкой корма только через зеркало. У производителя можно заказать две дополнительные разгрузочные заслонки, устанавливаемые на бункер слева сзади и справа впереди. В серийном исполнении разгрузка производится слева.
Привод ходовой части имеет две передачи: 0 – 10 и 0 – 20 км / ч. На низкой передаче корм распределяется точно и равномерно. Регулирование направления движения и переключение передач производятся левым подрулевым переключателем. Все элементы управления собраны на правом многофункциональном подлокотнике.
Терминал в кабине отражает информацию по основным показателям работы машины и весов. Здесь также сохраняется рецептура кормосмесей. Рецепты можно составить тут же – на терминале, но проще это сделать на компьютере, а затем через беспроводную сеть транслировать на терминал смесителякормораздатчика.
С помощью второго терминала или же смартфона удобно управлять приготовлением кормосмеси и взвешиванием (весовые датчики находятся под смесительным бункером). Так, в случае подачи кормов погрузчиком хорошо видны отдельные компоненты и их количество, оставшееся для загрузки. Рецептура кормов рассчитывается под число животных в группе и может довольно быстро корректироваться. Дополнительно можно учитывать фактор аппетита. Например, если из-за жары поедаемость кормов снижается, и на кормовом столе остается корм, то объем приготавливаемой кормосмеси в следующее кормление можно сократить.
Все функции машины также индицируются на терминале. Можно вызвать на экран всю необходимую информацию, касающуюся ходовой части и уровня загрузки аккумулятора. В терминале можно сохранять данные и по операторам, причем не только специфические настройки смесителя-кормораздатчика, но и данные по приготовленному и розданному объему кормосмеси.
Созданию хороших условий для работы способствуют отопление и вентиляция. Кондиционер не предусмотрен. Имеется обогреваемое наружное зеркало, чтобы и зимой в коровнике можно было держать все в зоне видимости.
Наше заключение
В целом смеситель-кормораздатчик eTruck прост в управлении, отличается хорошими показателями смешивания кормов, компактностью и маневренностью, что делает его отличным решением для хозяйств, животноводческие помещения в которых имеют узкие и низкие проемы и проезды.
Модели eTruck остаются машинами, требующими сторонней загрузки, поскольку у них нет собственной загрузочной фрезы, что нехарактерно для самоходных смесителей-кормораздатчиков. Но раздача корма производится без шума и эмиссии выхлопных газов, и это нельзя недооценивать.