Опять все деньги достались холдингам! Такая фраза из уст многих представителей хозяйств нынешней весной – не редкость. Речь, прежде всего, о субсидировании льготных ставок по кредитам. Результат можно рассмотреть на примере Курской области: из 244 миллионов, выделенных на субсидирование кредитов, 204 миллиона отдали крупным компаниям. Такие данные, со ссылкой на члена комитета Госдумы по аграрным вопросам Виктора Карамышева, были опубликованы в одном из номеров «Парламентской газеты».
Ситуация эта не единичная. Но есть ли альтернатива у государства, когда требуется обеспечить массовое производство доступных для населения продуктов питания? Например, по оценкам участников рынка, до половины всего мяса в стране производят крупные, вертикально интегрированные холдинги. Если им не дать деньги, то появятся риски существенного спада производства, роста цен и – на фоне снижения покупательной способности населения – рост социальной напряженности. К тому же холдинги «подсуетились» – первыми подали грамотно оформленные заявки и в результате «выбрали лимит» по льготным кредитам в большинстве регионов. Средним же хозяйствам в очередной раз под посевную пришлось занимать в коммерческих банках на общих условиях.
Нельзя сказать, что холдинги живут без проблем. Приобретая самую современную технику и стремясь использовать прогрессивные технологии, холдинги подчас пропускают или сокращают период апробации, а необходимость согласования на нескольких «этажах» иерархии приводит к потере драгоценного времени. Не упрощают жизнь холдингов и тендеры. Метод закупок, задуманный как инструмент обеспечения максимальной экономии и юридической защиты сделки, «работает» лишь в том случае, если заявки составляют и одобряют люди думающие и знающие. Иначе производственники получают не то, что им нужно.
Если в погоне за чуть более низкой ценой холдинги оказываются в ситуации «не привезли вовремя» или «сделка сорвалась», начинается лихорадочный поиск. Но тут «закупщику» уже все равно, что ему привезут.
Непросто с холдингами работать и дилерам. Закрытая «кухня» вертикально-интегрированной структуры крайне скудно делится информацией, а ведь при внедрении новых технологий и техники практический опыт важен для дилеров и поставщиков. Показательна история, услышанная мною на одной из конференций (с. 14) от представителя фирмы – производителя навигационных приемников. Отправили партию в феврале, а потом – тишина. Лишь в конце сезона по телефону, указанному на обратной стороне корпуса приемника, позвонил механизатор одного из отделений с просьбой помочь настроить аппарат. С приемником работали и до этого, но как? Наверняка вопросы возникали и раньше. Их можно было бы решить быстрее. Отсутствие обратной связи может быть на руку лишь «продажникам», работающим под девизом «Продать и забыть».
Принципиальных противников у холдингов немало, впрочем, как и сторонников. Но никто не будет спорить, что кроме упомянутой выше «социальной» функции, они выполняют и другие функции. Отметим положительный эффект, который возникает в результате демонстрации успешного внедрения новых технологий в сельском хозяйстве. Выступая в качестве локомотивов внедрения технологий, холдинги собирают все «шишки», показывают на своем примере, как не надо действовать, и тем самым дают пищу для размышлений думающим людям в окрестных хозяйствах. Следом уже проще не наломать дров, начинает подтягиваться и уровень других хозяйств.
Менее масштабные предприятия могут задуматься о реализации своего основного преимущества – большей гибкости. Кому-то в подобной ситуации имеет смысл сделать ставку на внедрение новых агротехнологий и развитие специализированных направлений деятельности, например семеноводства (с. 20). Внутрипочвенное внесение удобрений, орошение (с. 52, 56) и грамотная работа с СЗР повышают рентабельность производства. Это сложно и требует много усилий. Без тщательного анализа и полевых опытов можно наделать таких ошибок, что потом рад не будешь, что попробовал разрекламированную технологию. Однако в хозяйстве меньшего масштаба и экспериментировать легче, и результаты оценить легче. Так что если подойти с умом, результат будет и за него не придется краснеть!
Меньший масштаб позволяет экспериментировать и с диверсификацией сбыта. Конечно, собственная переработка или весьма привлекательный прямой сбыт применимы не ко всем продуктам производства и не всегда. Но даже в ситуации, когда объемы производства пока не позволяют организовать собственную переработку, можно внедрить промежуточный вариант. Как, например, это сделали в проекте «А-молоко», реализовав продажу молока через молокоматы (с. 104). Потребитель всегда предпочтет вкусное и свежее молоко по привлекательной цене из находящегося рядом хозяйства пакетированному молоку из ближайшего магазина с красной вывеской. Даже если продавать по повышенной цене только часть продукции, это уже плюс к выручке. А там, глядишь, спустя пару лет дойдет дело и до собственной переработки, собственного бренда и других новых возможностей.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины.