Производство сахарной свёклы в Европе переживает свои непростые времена. Тем не менее мы решили уделить свое внимание самоходным свеклоуборочным комбайнам, чье совершенствование продолжается.
Тренды рынка свеклоуборочных комбайнов
Отмена системы квотированного производства сахарной свёклы в Европе задает тон не только на рынке сахара, но и на рынке техники. Понятно, что реструктуризация и смещение центров выращивания сахарной свёклы в той или иной степени повлияют на производство свеклоуборочной техники, однако и за пределами стран Евросоюза эти машины пользуются неплохим спросом. Из 113 стран, занимающихся производством сахара, 42 получают его из сахарной свёклы. Помимо стран Западной и Центральной Европы в свекловичное производство вовлечены восточноевропейские страны, США, Китай и Япония.
При такой географии возделывания корнеплода сложилась несколько иная география производства свеклоуборочных машин. В число крупных игроков европейского рынка в сегменте свеклоуборочной техники входят три компании из Германии (Ropa, Holmer и Grimme) и две из Нидерландов (Agrifac и Vervaet). Это и есть топовая пятерка роизводителей самоходных комбайнов. Прицепные свеклоуборочники остаются сегодня все чаще «за бортом».
В последние годы не обошлось без некоторого передела сегмента рынка этих сельхозмашин. В частности, Agrifac (с 2012 г.) и Holmer (с 2013 г.) вошли во французскую группу Exel Industries, а немецкий производитель техники для возделывания сахарной свёклы Franz Kleine в 2012 году обрел нового собственника в лице компании Grimme.
В двух словах об основном
Совершенно невозможно в одном небольшом обзоре рассмотреть все особенности свеклоуборочных комбайнов отдельных производителей, поскольку степень сложности машин велика (НСХ 5 / 17, с. 88; НСХ 5 / 18, с. 100). Но попытаемся представить этих гигантов в сопоставимых рамках.
Основными характеристиками свеклоуборочников являются их рядность и емкость бункера. Флагманы на рынке, несомненно, – трехосные машины. Их бункеры объемом 45 м3 вмещают до 30 т свёклы.
Понятно, что для машин с такой грузоподъемностью и большой рабочей шириной (сегодня в большинстве случаев машины 6-рядные, но все чаще встречаются 9-рядные, попадаются также и 12-рядные) требуется приличное количество лошадиных сил под капотом. Grimme, Holmer и Ropa для своих трехосных машин выбирают рядные шестицилиндровые двигатели Mercedes Benz или Volvo с рабочим объемом 15,6 или 16,12 л. Самый мощный двигатель 768 л.с. компания Ropa ставит уже серийно, а Agrifac опционально может поставлять комбайны с двигателем мощностью 765 л.с.
Но не всегда самый большой комбайн в производственной линейке должен быть самым мощным. Например, в линейке Ropa комбайны Panther 2 обладают той же мощностью, что и Tiger 6 – 768 л.с. и 700 л.с. У двухосной «пантеры» емкость бункера обычно составляет 30 м3 (22 т).
Полная версия доступна в печатном и электронном виде
Вы можете оформить подписку на издание в печатном виде на сайте agrodelo.ru или электронном виде в магазинах Google Play и App Store.