И в поле спор, и на дороге скор. Такая универсальность делает JCB Fastrac 8000 объектом желания многих, однако владеть им позволяют себе лишь избранные. В чем же секреты британского короля полей и дорог? Заглянем в его прошлое, но и не упустим настоящее!
Технические метаморфозы
Один британец за фунт стерлингов купил подержанный сварочный аппарат и сварганил из металлолома сельскохозяйственный прицеп, который продал за 45 фунтов. Вырученные деньги пошли на новые инвестиции. История эта случилась вскоре после окончания Второй мировой войны. Британца звали Джозеф Сирил Бамфорд (Joseph Cyril Bamford), и вскоре он стал известен как Мистер Джей-Си-Би.
Сегодня компанией JCB, известной по всему миру, руководит сын предприимчивого британца, надо сказать, не менее предприимчивый, и, хотя бренд ориентирован в основном на производство строительной техники и погрузчиков, о своих «исторических корнях» здесь не забывают: появившийся в ассортименте однажды концепт трака (транспортного средства с возможностью его использования в качестве трактора) продолжает существовать и развиваться.
Интересен тот факт, что в сей нише рынка за последние десятилетия никто из прочих производителей техники упрочиться не смог, хотя пытались многие: Mercedes-Benz, Schlüter, Deutz-Fahr, Doppstadt, Liebherr… У британцев оказалось больше выдержки, гораздо больше, чем у прочих. Так, MB-Trac сходил с конвейера известного немецкого производителя на протяжении 18 лет, но в 1991 году его выпуск прекратился. Получилось, что с появлением оригинального прототипа в 1991-м JCB Fastrac практически перенял от MB-Trac трон в королевстве скоростных тракторов и по прошествии трех десятилетий продолжает оставаться единоличным монархом, не намереваясь уступать титул кому-либо, даже ввиду довольно скромных объемов продаж.
В линейке Fastrac три модельных ряда мощностью от 135 до 335 л. с. Верхний диапазон представлен тракторами серии 8000. Посмотрим, что предлагали своим обладателям первые два поколения восьмитысячников, выпускавшиеся до 2016 года, а затем обратимся к свежим образцам.
Мощь шести «пароварок»
Первые тракторы серии, а это были Fastrac 8250 2007 года выпуска, оснащались шестицилиндровым двигателем Cummins с рабочим объемом 8,3 л. Он соответствовал актуальному на тот момент старому доброму стандарту DIN и отличался мощностью 248 л. с. Согласно информационному бюллетеню Немецкого сельскохозяйственного общества, при номинальном числе оборотов на ВОМ двигатель выдавал 214 л. с. Максимальную мощность в 260 л. с. он показывал при 1 900 об / мин, то есть запаса мощности было предостаточно для увеличения крутящего момента на 57,5 % при снижении оборотов на 31,8 %, а это топовые показатели! Возрастающий до 141 % пусковой момент выглядел не менее впечатляющим.
Происки конкурентов?
Ввиду такой подкапотной мощи многие потенциальные покупатели восьмитысячников выказывали удивление, почему ассортимент включает модели, не выходящие по мощности за пределы 250 л. с. Знатоки специфики рынка сделали тогда свое предположение: якобы известный в отрасли концерн, поставляющий трансмиссии для Fastrac, искусственно ограничил потенциал мощности, чтобы сохранить конкурентоспособность тракторов собственного производства.
Тем не менее, силовые агрегаты, используемые в первых восьмитысячниках, и по сей день считаются неубиваемыми, типичных каких-либо недостатков за ними не отмечалось. Единственное, регистрировался несколько повышенный расход топлива, так что экономичным владение британским скоростным трактором первых поколений назвать было нельзя.
В конфигурации с двигателем Cummins Fastrac выпускался до 2011 года.
Оседлав триста лошадей
Затем в Европе стали действовать новые нормы токсичности ОГ, которые потребовали от производителей интеграции в технику более экологичных двигателей и концепций. Для Fastrac подходящий двигатель нашелся среди силовых агрегатов, предлагаемых заводами, входящими в концерн AGCO. Финскими Sisu с рабочим объемом 8,4 л и соответствующей мощностью начали оснащать две актуальные на тот момент модели – Fastrac 8280 и 8310. Таким образом, трактор производства JCB впервые перешагнул за отметку в 300 л. с. Но тогда данный фактор едва мог стать конкурентным преимуществом, поскольку подобные двигатели уже ставились на такие рабочие лошадки, как Valtra S и Massey Ferguson 8600.
В отличие от предшественника, новый двигатель был существенно экономичнее, каких-либо типичных «больных мест» тоже не имел. С новыми требованиями по нормам токсичности в практику вошло использование катализатора селективного восстановления (SCR), в результате чего объем основного топливного бака Fastrac уменьшился с 600 до 550 л и добавился бак для AdBlue на 70 л.
Бесступенчатую трансмиссию для обновленных тракторов по-прежнему поставляли агковские предприятия. Такая же использовалась на тракторах Fendt 900 Vario, только в случае Fastrac она называлась не ML 260 Vario, а V-Tronic. Трансмиссия имела два рабочих диапазона: обычный – до 45 км / ч и скоростной – до 70 км / ч.
Применительно к данной коробке передач и по сей день практически не возникает нареканий, а ее срок службы такой же, как и у других бесступенчатых трансмиссий.
Федот, да не тот
Известно, что Fendt отлично справляется с задачей согласования двигателя и трансмиссии. Удалось ли это JCB, решившей приобретать силовые передачи у поставщика в «сыром виде» и самостоятельно разрабатывать программное обеспечение к ним? Сей шаг впоследствии определил основные отличия в управлении Fastrac 8310 и Fendt 900 Vario.
У британца четыре рабочих режима: D – полное автоматическое управление; М – ручной режим, при котором передаточное число можно изменять джойстиком (в данном случае движениями влево – вправо, а не назад – вперед), а увеличение или уменьшение оборотов двигателя регулировать педалью; P / S – режим, имитирующий работу трансмиссии Powershift; в режиме Flexi мощность на ВОМ передается в наиболее оптимальном соотношении.
Устанавливаемые производителем на заводе хвостовики на ВОМ 540 / 1000 или 540Е /1000 об / мин с позиции возможностей двигателя многими расценивались как скромные. Установка фронтального ВОМ (1000 об / мин) изначально была только опциональной. Интересно, что в большинстве своем Fastrac реализовывался именно с возможностью подключения фронтального ВОМ.
Уже в 2011 году с началом использования двигателей нового образца в Fastrac была интегрирована функция антипробуксовки, которая при достижении определенного предела буксования снижала число оборотов до тех пор, пока не восстанавливалось качественное сцепление колес с поверхностью, то есть коэффициент пробуксовки не снижался до нормального уровня.
Мощь гидравлики
Навороченная у Fastrac 2011 года выпуска была и система маслоснабжения: насос подавал в шланги за минуту до 210 л масла. Была, однако, и версия с масляным насосом поскромнее – на 148 л / мин.
В задней части трактора в базовой версии устанавливались три электрогидравлических клапана секций гидрораспределения, опционально мог устанавливаться и четвертый, а также два впереди (то же наблюдаем и в современных моделях).
Заднее навесное устройство категории III рассчитано на нагрузку до 10 т, что для данного класса машин – норма. При желании возможна установка фронтальной навески грузоподъемностью 3,5 т.
Трак или трактор?
В качестве основного преимущества Fastrac зачастую приводится несравнимый комфорт, обеспеченный особенностями конструкции ходовой части и устройством кабины. Ни один другой трактор, выпускаемый серийно, не предлагается с аналогичной активной подвеской обоих мостов. Гидропневматическая подвеска заднего моста производит автоматическую коррекцию при изменении режима нагрузки в зависимости от агрегатированного орудия или рабочей ситуации.
Витые пружины и амортизаторы массивного переднего моста даже при быстрой езде по самым разбитым дорогам позаботятся о том, чтобы ни один межпозвоночный диск механизатора не почувствовал неровностей.
Дисковые тормоза с пневмогидравлическим приводом и системой ABS (сегодня стандарт для грузовых автомобилей) отвечают за экстренное торможение и остановку, что очень важно при движении груженого трактора по трассе, а Fastrac, между прочим, в Европе допущен к передвижению по автомагистралям.
Длинная колесная база, равная 3,12 м, также вносит свой вклад в плавность хода, правда, она обеспечивает и большой радиус поворота. Все компоненты установлены на цельной раме, что стабилизирует всю конструкцию.
Благодаря принципам конструкции, намекающим на некое родство с грузовыми автомобилями, эксплуатационная масса Fastrac (от 11 тонн) прекрасно перераспределяется на обе оси (50 / 50). К слову сказать, большую собственную массу машины ценят прежде всего водители самосвалов, так как в условиях плохой проходимости, например на стройплощадках, тяжеловесный транспорт с хорошей развесовкой способен сохранить достаточный контакт с поверхностью, даже если придется взбираться на насыпь, двигаясь задним ходом.
В плане проходимости тракторы многих брендов, даже будучи «обутыми» в шины бóльших типоразмеров, довольно быстро натыкаются на пределы своих возможностей, но только не Fastrac со своими 650 / 75 R38 сзади и 540 / 65 R38 спереди. Размерность шин была ограничена из-за скоростной концепции трактора, однако возможна комбинация 710 / 70 R38 сзади и 540 / 65 R38 спереди.
Придирчивый знаток характерных признаков 100%-го трака обязательно укажет на то, что у Fastrac передние и задние колеса разные по размеру, у типичного трака они должны быть одинаковыми. Однако по своим характеристикам и способностям восьмитысячники скорее относятся все же к тракам, нежели к стандартным сельхозтракторам.
«Вилла на колесах»
Кабина тракторов серии Fastrac относится к числу самых комфортных из имеющихся на рынке. С началом выпуска восьмитысячников в 2007 году устанавливалась та же кабина, что и на Fastrac серии 3000. Управление гидравликой в ней находилось еще на боковой консоли, а подлокотник заканчивался джойстиком для коробки передач. С 2009 года JCB стала использовать кабины современного образца: большие стеклянные двери, новая концепция управления с мультифункциональным подлокотником, на котором нашли свое место все регуляторы гидравлики, сенсорный дисплей и элементы управления подъемным механизмом.
Было здесь, конечно же, полноразмерное место помощника водителя. Бывалые говорят, что в кабине Fastrac легко помещаются не два, а три человека. В контексте безопасности трактовать сие мы не станем, но вот выводы о доступном пространстве сделаем.
Отмечая высокий уровень комфортабельности кабины, владельцы Fastrac стали в шутку называть трактор «виллой на колесах». Кстати, холодильник и изобилие мест для хранения на «вилле» имеются и вместе с хорошей звукоизоляцией остаются стандартом серийного исполнения и по сей день.
В соответствии с концепцией трака широкая кабина Fastrac размещена по центру шасси, так что в сравнении с тракторами привычной конфигурации обзор агрегатируемого орудия несколько хуже (особенно это касается старой версии кабины).
Племя младое
25-летие Fastrac в линейке JCB компания обозначила появлением нового поколения восьмитысячников – 8290 и 8330. Большая премьера случилась в 2017-м на ганноверской Agritechnica (в России они стали доступны два года спустя – в 2018-м. – Прим. ред.). Флагманом линейки была взята новая высота мощности – 335 л. с. Шестицилиндровый силовой агрегат новых восьмитысячников остался того же происхождения, что и прежде – AGCO Power, теперь он стал соответствовать еще более жестким европейским нормам по выбросам ОГ. Турбокомпрессоры, работающие параллельно, обеспечивают быструю реакцию и высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов. Максимального крутящего момента 1 440 Н·м двигатель достигает при 1 500 об / мин. В недостатке мощности и крутящего момента силовой агрегат по-прежнему не упрекнуть.
Бесступенчатая трансмиссия сегодня практически та же: с шестью режимами работы и двумя диапазонами – пониженным (до 40 км / ч) и повышенным (до 70 км / ч). В режиме Powershift оператору доступны 15 передач для полевых работ и 10 – для передвижения по дорогам общего пользования.
Вместо механической системы с гидравлическим усилителем в тракторах Fastrac 8330 применена двухконтурная гидростатическая система рулевого управления: JCB Rapid Steer облегчает управление рулевым колесом в рабочие моменты (меньше полных оборотов руля при маневрировании) и сохраняет точность руления на больших скоростях на трассе. Кстати, в поле обновленный Fastrac позволил использовать систему автопилотирования.
Функционал интегрированной в тракторы 2011 года выпуска системы антипробуксовки теперь расширился. Называемая в современном мире JCB Activ Traction, она учитывает особенности работы с тем или иным полевым орудием и в соответствии с нагрузкой на крюке регулирует, помимо прочего, крутящий момент двигателя таким образом, чтобы создавалось необходимое тяговое усилие на фоне минимизации расхода топлива.
Что касается гидравлики, то тут британские конструкторы решили быть все же менее расточительными: в актуальных моделях базовой комплектации производительность насосов составляет 178 л / мин. Тем не менее, гидросистема остается мощной и достаточной для работы с основным набором сельхозорудий, а специфика компоновки и все та же развесовка 50 / 50, как и ранее, добавляют эффективности работе в поле.
Грузоподъемность осталась прежней: 10 т для заднего навесного устройства и 3,5 т – для фронтального.
Следующая заметная особенность обновленного ряда восьмитысячников состояла в том, что Fastrac перешел на новый формат подвески переднего моста. Пружины и амортизаторы были заменены на гидравлические цилиндры с гидроаккумуляторами, что вывело активное перераспределение массы между осями на совершенно новый уровень.
Концепции индивидуальной подвески мостов JCB осталась верна – зачем отказываться от того, что отлично себя проявляет в сложных условиях работы и в паре с тормозной системой (по-прежнему как на грузовиках) гарантирует безопасность на трассе даже на шинах большого типоразмера (900 / 50 R42 сзади и 650 / 65 R34 спереди). А вот сами мосты новые, работать теперь можно с колеей шириной 3 м, что приветствуется хозяйствами, практикующими использование постоянных технологических колей (CTF).
Кабина современного Fastrac именуется Command Plus. Она сохранила высокий уровень комфорта и прекрасную обзорность. Усиленные передние стойки позволили увеличить дверной проем и пространство в кабине. Практически вертикальное ветровое стекло уменьшает поглощение тепла в жаркие дни. Подлокотник сохраняет свою многофункциональность, на нем все часто используемые переключатели и регуляторы, а менее востребованные переехали на правую стойку. Панель приборов приобрела современный вид. Цветной сенсорный экран Fastrac предлагает интуитивно понятную навигацию для быстрого доступа к функциям – основным показателям работы трактора, режимам работы ВОМ и блокировки дифференциала и пр. Здесь можно создавать и запоминать до пяти последовательностей с набором до 15 действий, что упростит выполнение некоторых рутинных задач.
Сиденье водителя на пневмоподвеске, его по желанию можно не только зашить в кожу, но и наградить возможностью поворота на 50 градусов вправо и на 20 – влево, что практики находят удобным для контроля работы агрегатов в поле. Как и прежде, в кабине достаточно места для ассистента.
Система климат-контроля предусмотрена базовой комплектацией.
Появились дополнительные фары на капоте и светодиодное рабочее освещение, в целом Fastrac стал комфортнее для работы в темное время суток.
Наше заключение
Уже 30 лет компания JCB остается верна концепту трака, одинаково хорошо показывающего себя как на дороге, так и в поле. Сегодня Fastrac выпускается в трех модельных рядах мощностью от 160 до 335 л. с.
Наряду с превосходными ходовыми характеристиками все модели демонстрируют отличные показатели работы в поле. Особыми талантами применительно к сельскому хозяйству блещут наши современники Fastrac 8290 и 8330.
Типичная черта британских тракторов – комфорт в движении и в работе. За комфортабельную кабину Fastrac заслуживает отдельной похвалы, но не в ней одной дело. Комфорт во многом определен спецификой конструкции по примеру трака, а также организацией трансмиссии и ходовой системы. Устойчивость при движении на скорости до 70 км / ч и в поворотах выгодно выделяют данные машины среди современных сельскохозяйственных тракторов.
Однако и Fastrac 8000 первых поколений все еще заметно выделяется в ряду своих конкурентов. По словам продавцов, небольшая популяция данных тракторов на европейском рынке только стимулирует развитие спроса на них: они выкупаются моментом, стоит только появиться на бирже подержанной техники. Правда, такие случаи редки, поскольку «британцы в желтом» редко меняют своих хозяев. Надо сказать, что если такое и случается, то об ударном труде машины в полях и на дорогах лучше всего рассказывают пятиразрядные числа на контрольных приборах, а меж тем трактор остается все еще в отличной форме.
И это не голословные выводы. При подготовке материала и в поисках проблемных мест необычного трактора мы обращались к дилерам, представителям мастерских, владельцам – многие заверяли нас, что тракторы Fastrac серии 8000 самые надежные из всех, с которыми им когда-либо доводилось иметь дело.
Наш опыт
Максим Вайснер, инженер-консультант по продажам сельскохозяйственной техники JCB в России Тракторы JCB
Fastrac новой серии поставляются в РФ с 2018 года, и их комплектация идентична европейской. Машины предыдущих серий, например, модели 8250 и 3230 – 65, продаются в нашей стране с 2006 года.
У многих возникают вопросы о необходимости систем очистки отработавших газов с использованием катализатора селективного действия (SCR) в условиях нашей страны. Плюсы систем с AdBlue вполне очевидны. За последние несколько десятков лет уровень механизации сельского хозяйства во всем мире колоссально вырос. На аграрной технике установлены двигатели большого объема, а это негативно влияет на окружающую среду. Благодаря применению AdBlue уменьшается вредный выброс оксидов азота и обеспечивается соответствие нормам законодательства в сфере экологии. По всему миру система используется именно для этих целей, и наша страна не сегодня завтра наверняка ужесточит внутренние требования по ОГ.
Сама жидкость AdBlue экологически безопасна, не является горючей, ее просто хранить. При соблюдении необходимых режимов работы двигателя, а также при выборе высококачественной сертифицированной жидкости AdBlue у наших клиентов не возникает проблем, связанных с использованием системы.
На данный момент в России реализовано несколько десятков тракторов Fastrac 8000-й серии. Покупателями являются предприятия разных сфер производства. В сельском хозяйстве машины преимущественно сконцентрированы на полях ЮФО и Урала.