Мюльфиртель – регион в Верхней Австрии, который когда‑то считался отсталым. Сегодня это уже флагман австрийского сельхозпроизводства. Инновативность подходов не мешает местным фермерам заниматься культурами, не столь популярными у современных аграриев.
Гюнтер Рабедер, 46‑летний австрийский фермер, шутит: «Если органическую продукцию импортировать можно, то регион Мюльфиртель привезти откуда‑либо не получится». Созданный им канал прямых продаж задумывался как дополнительный источник дохода для собственного фермерского хозяйства. Однако со временем он траyсформировался в региональный проект, в который теперь вовлечено почти полсотни сельхозпредприятий-субпоставщиков. Под маркой farmgoodies реализуются столовые растительные масла, семена масличных культур и горчица – все из верхнеавстрийского Мюльфиртеля, региона, получившего свое название от трех протекающих здесь рек – Гроссе Мюль, Кляйне Мюль и Штайнерне Мюль.
Как все случилось
Руководство фермерским хозяйством Гюнтер Рабедер перенял от родителей десять лет назад. В 2014 году он уже перевел производство на органические рельсы, в этот же год основал и farmgoodies.
Интересно, что до момента возвращения в сельхозпроизводство Гюнтер работал в совсем иной сфере – руководил интернет‑компанией, в штате которой было 25 сотрудников, его супруга Юдит трудилась маркетологом. Фермер уточняет, что сельскохозяйственное образование он получил еще в 19‑летнем возрасте, потом просто захотел уйти от всех забот аграриев, но позже, как видите, вернулся в семейное дело.
Фермерское хозяйство недалеко от Эммерберга под Нидервальдкирхеном (полчаса на автомобиле на северо‑запад от Линца) располагается на высоте 600 метров над уровнем моря. Оно типично для холмистого Мюльфиртеля с его мелкоструктурностью. «Земельные угодья здесь зачастую подходят только для пастбищ, но мы опробовали все. Начали с содержания молочного скота, позже занялись откормом бычков, попытали счастья и с откормом свиней, – рассказывает Гюнтер. – Но вскоре я понял: животные – не мое, у других с ними ладится куда лучше». И Гюнтер Рабедер сконцентрировался на получении семян масличных культур.
Когда‑то Мюльфиртель славился своими ткацкими производствами. Выращиваемый здесь лен шел на изготовление полотна, а из семян давили масло. Как культура лен не предъявляет высоких требований к условиям возделывания, поэтому он легко мирился и со скудными мюльфиртелевскими почвами, и с довольно суровым местным климатом. С закатом ткацкого ремесла знания о возделывании льна и его переработке утратились. Однако Рабедер решил вернуть культуру на поля Мюльфиртеля и сделать ее присутствие в регионе столь же широким, как в былые времена. Фермер стал первым в округе из вновь занявшихся льноводством. Начинал он с площади всего в полгектара.
«Первый урожай был катастрофически низким, – вспоминает Гюнтер. – Проблемы при уборке создавали непослушные волокна. Из‑за них поле нужно было проходить комбайном трижды. В итоге обмолот обошелся нам тогда в кругленькую сумму».
Все же Гюнтер Рабедер оказался не из числа тех, кто сдается быстро. Зерноуборочный комбайн подвергли модификации, взяли на вооружение канадскую идею жатки с двойной режущей кромкой. На второй год льном засеяли уже шесть гектаров. «Чтобы проекту придать серьезные масштабы», – шутит сам Рабедер. Сегодня он выращивает лен‑кудряш на 14 га, на 8 га возделывает коноплю. В севооборотах чередуются подсолнечник, рыжик льняной, пивоваренный ячмень, кормовые угодья.
Первоначально фермер намеревался заниматься только сырьем, поэтому семена на маслоотжим отправлял на одну фирму в Штирии, которая работала в основном на сырье из Казахстана и Канады. Но вскоре появилась идея реализации продукта регионального происхождения, и фермер решился на собственную переработку. Так в итоге была создана компания farmgoodies.
«Уже в год основания к нам примкнули другие сельхозпроизводители, через три года их было уже 30, в настоящее время около полусотни, – отчитывается Рабедер. – Для 60 % поставщиков льняное масло остается лишь дополнительным заработком, для 40 % – основным. Хозяйства располагаются в радиусе 30 км, все вместе мы обрабатываем 180 га земли, на которых возделываются культуры для производства продукции, реализуемой через сеть farmgoodies. Это примерно сотня гектаров льна‑кудряша, тридцать – конопли, а также мак, сафлор и рапс. В настоящий момент четверть всех площадей Австрии под льном‑кудряшом приходится на площади сельхозпроизводителей farmgoodies», – конкретизирует Рабедер. Его мечта – стать первыми среди производителей льна в Австрии. «Может, мы уже таковыми и являемся?» – отшучивается фермер.
Потребитель хочет знать
Офис farmgoodies располагается на подворье Рабедеров. Недалеко от него новый ангар – это и есть производственная площадка, а также склад для хранения продукции. «Фрошауэр Энди, – читает вслух Гюнтер Рабедер этикетку на мешке с только что очищенными семенами конопли. – Как понимаете, я точно могу отследить путь поступления сырья к нам на переработку. Высочайший приоритет компании – ничего не покупать и не импортировать на условиях анонимности, всегда необходимо знать, кто стоит за продукцией, ведь именно этого требует сегодня потребитель».
Фермер отмечает, что конечный клиент в настоящее время предпочитает продукцию органического и регионального происхождения, и очень важно воспользоваться моментом, пока торговые сети не научились зарабатывать на этом.
«Я знаю многих фермеров, у которых при хозяйстве имеются собственные фермерские лавки, но эти производства настолько маленькие, что не располагают возможностью нанять кого‑то себе в помощь, поэтому сами фермеры работают на износ и в поле, и за прилавком, поскольку для своих клиентов они всегда должны быть на месте, – описывает положение дел Гюнтер. – Farmgoodies берет на себя сушку и хранение сырья, отжим масла, его фасовку и реализацию. В случае со льном и коноплей мы также занимаемся вопросами посевного материала, поскольку добыть семена «правильных сортов» непросто».
Сеть дистрибуции производимой продукции по всей Австрии включает в себя 500 компаний, среди которых продовольственные магазины, точки оптовой торговли натуральными продуктами, отели, гастрономические и интернет‑лавки. Торговые сети являются крупнейшим заказчиком, а онлайн продается около 15 % производимой продукции.
Рабедеры и причастные к проекту сельхозпроизводители раз в год собираются для обсуждения планов – всегда в январе. Во время ограничений, связанных с пандемией, «встречались» через специальные приложения на телефонах и компьютерах. «Разве что были сложности с подключением к Zoom 70‑летних фермеров», – вспоминает, улыбаясь, Юдит Рабедер. Теперь проект farmgoodies стал и ее делом.
Ежегодное собрание участников проекта фиксирует цены, которые вступают в действие с февраля, определяет объемы закупок сырья по отдельным договорам поставок.
«Нельзя, чтобы фермер не знал, что он в итоге получит за выращенный урожай. Недопустимо, чтобы он производил продукцию и поставлял ее на свой страх и риск, и с ним расплачивались в зависимости от цен на мировом рынке, ведь такой подход не позволяет строить планирование, – говорит Рабедер. – Мне как переработчику тоже важно знать сумму фиксированных издержек производства и сбыта».
Когда Гюнтер Рабедер только вернулся в сельхозбизнес, он обозначил себе высшую цель: работать вне условий мирового рынка. Поэтому фермер испытывает неудобство, получая субсидии от государства. «Сумма небольшая, но в обществе создается впечатление, что сельское хозяйство постоянно получает деньги из бюджета», – описывает причину своего предвзятого отношения к субсидированию Гюнтер. Однако то, чем он занимается в настоящий момент, все же дает повод быть довольным собой: «Как фермер я еще никогда не был столь горд, как в настоящий момент».
«Доверие потребителей гарантирует нам независимость от мировых рынков», – гласит сайт компании farmgoodies. Уже завоеванную лояльность покупателей в проекте намерены сохранять и поддерживать за счет качества производимой продукции, а по результатам проведенных тестовых оценок она оказывается исключительно высококачественной. Отчасти это определено небольшим транспортным плечом при доставке сырья на переработку. Так, семена льна нередко доставляют на отжим масла уже через 45 минут после обмолота. Рабедер говорит, что это сказывается на содержании полезных жирных кислот Омега‑3, их доля в итоге намного превышает норму. «В этом и состоит прелесть регионального производства, и на данном поприще нас никому не победить. Ведь почему потребитель покупает льняное масло? – вопрошает Рабедер на своем очаровательном верхне-австрийском диалекте и сам же отвечает: – Чтобы оставаться здоровым. А историю происхождения продаваемого льняного масла из Канады отследить невозможно, оно у него обязательно вызовет сомнения».
Что круто, а что – нет
Рабедер радуется появлению сознательного подхода у потребителя: «В рознице есть дешевое льняное масло, стоимость которого не превышает двух евро, а рядом на полках стоит наше по 8,90 евро за литр. И, несмотря на приличную разницу в цене, наше масло покупается». Фермер ссылается на складывающиеся поведенческие тенденции в обществе: уже не столь «круто» водить большую машину, но считается «крутым» иметь возможность позволять себе продукты питания лучшего качества.
«Люди хотят вернуться к своим истокам, – согласен с фермером Рабедером Александр Пилсл, управляющий четырехзвездочным семейным отелем Guglwaldder, куда поставляется продукция объединения farmgoodies. – И мы стараемся поддержать это их желание через визуализацию – даем картинку происхождения используемых нами продуктов. Так, перед входом в ресторан у нас висят фотопортреты фермеров, продукты чьего производства поступают на кухню. Вот Рихард Рёбл гордо держит в руках курицу. От его кур на свободном выгуле мы ежегодно получаем до ста тысяч яиц. Или свиновод Андреас Рудлшторфер, держащий на коленях поросенка». Отель к тому же располагает собственным виноградником, с уборкой урожая в котором помогают гости. Для гостиничного ресторана выращивают здесь и картофель.
Картофель с льняным маслом – региональное блюдо в Мюльфиртеле. Раньше оно считалось едой бедняков, сегодня значится в меню лучших представителей местного гостиничного бизнеса. Отель Bergergut, знаменитый своей креативной кухней и необычными блюдами, не исключение: на тарелке гостя оказываются картофель и продукты, произведенные исключительно в Мюльфиртеле.
«Вообще, мы сотрудничаем со многими отелями, – подытоживает Рабедер. – Помимо прочего, для специальных поставок продукция разливается в подарочные емкости, снабжается логотипами и этикетками. В таком виде она пользуется особым успехом у постояльцев – масло можно не только отведать, но и с собой прихватить в качестве гостинца из нашего приграничного региона».
Сельское хозяйство Австрии
Из общей площади в почти 84 тыс. км2 около 67 тысяч используются для земледелия и лесоводства, пашня и пастбища – примерно половина из них.
С момента вступления в 1995 году страны в ЕС отрасль претерпела значительные изменения. Существенно сократилось количество фермерских хозяйств. По данным переписи, на 2016 г. здесь насчитывалось более 161 тыс. сельско- и лесохозяйственных предприятий, до знакового исторического события их было в полтора раза больше.
Австрийские предприятия остаются мелкоструктурированными. Средняя площадь хозяйства составляет примерно 45 га, среднестатистический молочный фермер содержит 32 головы КРС, а фермер-свиновод – 109 голов свиней.
Интересно, что только за счет сельхозпроизводства в Австрии существует чуть больше трети всех хозяйств, остальные имеют дополнительные источники доходов. 36 % предприятий заняты животноводством, 31 % хозяйств специализируется на производстве древесины, 13 % – исключительно растениеводческие.
В 2020 г. в Австрии было получено 5,67 млн т зерна, масличных и семян бобовых – 432 тыс. т. Из масличных в последний год отмечался рост площадей под тыквой на масло, они даже превысили площади под рапсом.
По материалам сети Интернет