Трудности выбора – Обилие ярких этикеток, различных надписей, форм упаковки.

Трудности выбора

Трудности выбора – Обилие ярких этикеток, различных надписей, форм упаковки.

Поделитьтся

Оби­лие ярких эти­ке­ток, раз­лич­ных над­пи­сей, форм упа­ков­ки. Кар­ти­на «завис­ше­го» от оби­лия това­ра поку­па­те­ля око­ло вит­ри­ны авто­ма­га­зи­на с мотор­ны­ми мас­ла­ми, не так редка.

Подо­шло пла­но­вое ТО ваше­го авто, или вы толь­ко что при­об­ре­ли подер­жан­но­го «желез­но­го коня». Пора при­об­ре­тать рас­ход­ни­ки и экс­плу­а­та­ци­он­ные жид­ко­сти. Вот вы и сто­и­те перед вит­ри­ной авто­ма­га­зи­на. Про­хо­дит мину­та, вто­рая. Выбор, дей­стви­тель­но, тру­ден. С чего же начать?

Рекомендации

Пер­вое, чему сто­ит уде­лить вни­ма­ние, – это реко­мен­да­ция про­из­во­ди­те­ля отно­си­тель­но выбо­ра мотор­но­го мас­ла. Обыч­но дан­ная инфор­ма­ция содер­жит­ся в сер­вис­ной книж­ке. Если же ее нет, то сто­ит попро­бо­вать полу­чить инфор­ма­цию у диле­ра или в пред­ста­ви­тель­стве производителя.

Соот­вет­ству­ю­щая инфор­ма­ция может содер­жать как общие тре­бо­ва­ния по харак­те­ри­сти­кам, напри­мер SAE 5W-40, так и тре­бо­ва­ния по нали­чию кон­крет­но­го допус­ка про­из­во­ди­те­ля, напри­мер VW 506.01. При­чи­на столь раз­но­го под­хо­да лежит в плос­ко­сти раз­ли­чия кон­струк­ций, усло­вий экс­плу­а­та­ции и сер­вис­но­го обслу­жи­ва­ния. Посколь­ку на опре­де­лен­ные моде­ли авто­мо­би­лей могут уста­нав­ли­вать­ся раз­ные дви­га­те­ли, то и тре­бо­ва­ния могут раз­ли­чать­ся. Усло­вия «рабо­ты» мотор­но­го мас­ла, ска­жем, в «атмо­сфер­ни­ке» или дви­га­те­ле с двой­ным тур­бо­над­ду­вом отли­ча­ют­ся весь­ма суще­ствен­но. Основ­ные экс­плу­а­та­ци­он­ные харак­те­ри­сти­ки мас­ла обес­пе­чи­ва­ют паке­ты при­са­док, кото­рые добав­ля­ют к осно­ве мотор­но­го мас­ла его про­из­во­ди­те­ли. Раз­ные про­из­во­ди­те­ли, раз­ные паке­ты при­са­док, раз­ные харак­те­ри­сти­ки. Имен­но поэто­му боль­шин­ство авто­про­из­во­ди­те­лей пред­по­чи­та­ет свои соб­ствен­ные стан­дар­ты и тре­бо­ва­ния к авто­мас­лу для каж­дой моде­ли или для линей­ки моде­лей дви­га­те­лей. После успеш­ных испы­та­ний мас­ло полу­ча­ет соот­вет­ству­ю­щий допуск от авто­про­из­во­ди­те­ля. Как пра­ви­ло, его мож­но отыс­кать на эти­кет­ке канистры.

«Старый конь»

Если речь захо­дит о замене мас­ла в подер­жан­ном авто­мо­би­ле, то ответ на вопрос «что было зали­то до?» важен не мень­ше, чем реко­мен­да­ции про­из­во­ди­те­ля. Если это мотор­ное мас­ло доступ­но и по реко­мен­да­ци­ям про­из­во­ди­те­ля под­хо­дит, то сто­ит, не мудр­ствуя лука­во и не зани­ма­ясь излиш­ним поис­ком, оста­но­вить­ся на таком же масле.

Поче­му? Во-пер­вых, при стан­дарт­ной замене мас­ла неко­то­рое коли­че­ство ста­ро­го все же оста­нет­ся в систе­ме смаз­ки дви­га­те­ля, а как извест­но «луч­ше не мешать». Вто­рой (и более важ­ный) аспект име­ет зна­че­ние, когда появ­ля­ет­ся жела­ние залить в дви­га­тель мотор­ное мас­ло с луч­шим набо­ром при­са­док, чем был у про­шло­го мас­ла. В состав набо­ра, разу­ме­ет­ся, вхо­дят и мою­щие при­сад­ки, кото­рые долж­ны предот­вра­тить накоп­ле­ние на дета­лях дви­га­те­ля при­ме­сей и отло­же­ний. В дви­га­те­ле подер­жан­но­го авто­мо­би­ля послед­ние, как пра­ви­ло, есть, но со ста­рым мас­лом систе­ма «дви­га­тель + смаз­ка» нахо­дит­ся в режи­ме рав­но­ве­сия. Сто­ит же в эту систе­му попасть мас­лу с име­ю­щи­ми луч­шие харак­те­ри­сти­ки мою­щи­ми при­сад­ка­ми, как рав­но­ве­сие будет нару­ше­но. В самом «луч­шем» слу­чае все то, что было отмы­то, ока­жет­ся в под­доне кар­те­ра и уже не попа­дет в обрат­но в систе­му бла­го­да­ря мас­ля­но­му филь­тру. Одна­ко воз­мо­жен и вари­ант, когда отмы­тые при­ме­си по пути в кар­тер забьют какой‑нибудь важ­ный мас-ляный канал (напри­мер в фазо­ре­гу­ля­то­ре) и спу­стя пару дней при­дет­ся вер­нуть­ся в сер­вис­ный центр (толь­ко уже не на ТО, а на ремонт). Так что выра­же­ние «луч­шее – враг хоро­ше­го» спра­вед­ли­во и в дан­ном случае.

Вязкость и температуры

Основ­ная зада­ча любо­го мотор­но­го мас­ла – не допус­кать сухо­го тре­ния в узлах и агре­га­тах дви­га­те­ля. Поэто­му одним из наи­бо­лее важ­ных пара­мет­ров авто­мас­ла счи­та­ет­ся его вяз­кость, т. е. спо­соб­ность оста­вать­ся на поверх­но­сти внут­рен­них дета­лей и сохра­нять при этом текучесть.

Для упро­ще­ния клас­си­фи­ка­ции мотор­ных масел Аме­ри­кан­ской ассо­ци­а­ци­ей авто­мо­биль­ных инже­не­ров (SAE) была раз­ра­бо­та­на клас­си­фи­ка­ция мотор­ных масел по вяз­ко­сти, кото­рая опи­сы­ва­ет вяз­кость того или ино­го авто­мас­ла при раз­ных рабо­чих тем­пе­ра­ту­рах. У все­се­зон­ных мотор­ных масел она выра­жа­ет­ся дву­мя чис­ла­ми. Пер­вое харак­те­ри­зу­ет низ­ко­тем­пе­ра­тур­ную вяз­кость. В кон­це чис­ла ука­зан индекс W. Если от это­го чис­ла отнять 40, то мы полу­чим мини­маль­ную тем­пе­ра­ту­ру мас­ла, при кото­рой мас­ля­ный насос смо­жет создать дав­ле­ние в систе­ме и не допу­стить сухо­го тре­ния. На рабо­ту уже про­гре­то­го дви­га­те­ля ука­зан­ная харак­те­ри­сти­ка не влияет.

Вто­рое чис­ло харак­те­ри­зу­ет высо­ко­тем­пе­ра­тур­ную вяз­кость. С ним дело обсто­ит несколь­ко слож­нее. Дан­ное чис­ло отра­жа­ет мини­маль­ную и мак­си­маль­ную вяз­кость при рабо­чих тем­пе­ра­ту­рах дви­га­те­ля (100 – 150 °C), и чем боль­ше оно, тем боль­шую вяз­кость име­ет мас­ло на про­гре­том дви­га­те­ле. Конеч­но, боль­шая вяз­кость при боль­ших рабо­чих тем­пе­ра­ту­рах пред­по­чти­тель­нее. Одна­ко не сто­ит пре­не­бре­гать реко­мен­да­ци­я­ми про­из­во­ди­те­ля авто­мо­би­ля, огра­ни­чи­ва­ю­ще­го это чис­ло. Дело в том, что поми­мо функ­ции смаз­ки мотор­ное мас­ло выпол­ня­ет еще ряд важ­ных функ­ций. В их чис­ле – обес­пе­че­ние мини­маль­ной силы тре­ния при мак­си­маль­ной гер­ме­тич­но­сти рабо­чих цилин­дров дви­га­те­ля. И если про­из­во­ди­тель ука­зы­ва­ет мак­си­маль­ное зна­че­ние высо­ко­тем­пе­ра­тур­ной вяз­ко­сти на уровне 40, то залив­ка мас­ла с вяз­ко­стью 50 может при­ве­сти к поте­ре мощ­но­сти и повы­шен­но­му изно­су эле­мен­тов шатун­но-порш­не­вой группы.

Основы

Как извест­но, любое мотор­ное мас­ло сос-тоит из осно­вы (базо­во­го мас­ла) и паке­та при­са­док. Свой­ства мас­ла опре­де­ля­ют­ся, преж­де все­го, хими­че­ским соста­вом осно­вы; при­сад­ки же пред­на­зна­че­ны для кор­рек­ти­ров­ки и улуч­ше­ния свойств. Поче­му же мы рас­смат­ри­ва­ем столь важ­ный аспект в чис­ле последних?

Все очень про­сто. Ведь что нам нуж­но от мас­ла? Что­бы оно выпол­ня­ло свои функ­ции в тех режи­мах и усло­ви­ях рабо­ты дви­га­те­ля, в кото­рых мы экс­плу­а­ти­ру­ем ТС. Об этом мож­но судить по харак­те­ри­сти­кам, кото­рые мы уже рас­смот­ре­ли. Разу­ме­ет­ся, мас­ло долж­но быть каче­ствен­ным, но какую осно­ву исполь­зо­вал про­из­во­ди­тель – это вас не долж­но вол­но­вать. Об этом пусть «болит голо­ва» у про­из­во­ди­те­лей масел и авто­мо­би­лей в пери­од сер­ти­фи­ка­ции и раз­да­чи допусков.

«Мине­рал­ка», «полу­син­те­ти­ка» или «син­те­ти­ка»? Откро­вен­но гово­ря, на все эти тер­ми­ны и осо­бен­но­сти изго­тов­ле­ния осно­вы мотор­но­го мас­ла прак­ти­че­ски мож­но не обра­щать вни­ма­ния. Каче­ствен­ное мас­ло с мине­раль­ной осно­вой, изго­тов­лен­ной по тех­но­ло­гии гид­ро­кре­кин­га, может рабо­тать ничем не хуже масел, име­ю­щих цели­ком син­те­ти­че­скую, т. е. про­из­ве­ден­ную путем син­те­за основу.

О цвете

«Мас­ло тем­ное! Пора ехать менять!» – очень рас­про­стра­нен­ное заблуж­де­ние. Все мы его слы­ша­ли и пом­ним с дав­них вре­мен, когда выбор «того, что залить» огра­ни­чи­вал­ся тем, что мог­ли «достать». В ста­рые вре­ме­на дан­ный вывод, напри­мер по отно­ше­нию к мас­лам М-8А или М-10Б, был во мно­гом спра­вед­лив. Одна­ко под­хо­дить с похо­жих пози­ций к совре­мен­но­му мотор­но­му мас­лу не сто­ит. Да, с тече­ни­ем вре­ме­ни оно тем­не­ет, но потем­не­ние совер­шен­но не свя­за­но с поте­рей свойств. Это озна­ча­ет лишь, что все мою­щие при­сад­ки еще не «выго­ре­ли» и про­дол­жа­ют свою «рабо­ту». А вот если мас­ло сна­ча­ла потем­не­ло, а потом посвет­ле­ло, то пора при­ни­мать экс­трен­ные меры: все при­сад­ки «выго­ре­ли», и в дан­ный момент в вашем дви­га­те­ле «рабо­та­ет» мас­ло, кото­рое ничем не луч­ше М-8А. При­чин тако­го «пове­де­ния» мас­ла может быть две: вы купи­ли нека­че­ствен­ное мас­ло либо под­дел­ку. Разу­ме­ет­ся, если вы чрез­мер­но не пре­вы­си­ли меж­сер­вис­ный интер­вал заме­ны масла.

Читайте также