Обилие ярких этикеток, различных надписей, форм упаковки. Картина «зависшего» от обилия товара покупателя около витрины автомагазина с моторными маслами, не так редка.
Подошло плановое ТО вашего авто, или вы только что приобрели подержанного «железного коня». Пора приобретать расходники и эксплуатационные жидкости. Вот вы и стоите перед витриной автомагазина. Проходит минута, вторая. Выбор, действительно, труден. С чего же начать?
Рекомендации
Первое, чему стоит уделить внимание, – это рекомендация производителя относительно выбора моторного масла. Обычно данная информация содержится в сервисной книжке. Если же ее нет, то стоит попробовать получить информацию у дилера или в представительстве производителя.
Соответствующая информация может содержать как общие требования по характеристикам, например SAE 5W-40, так и требования по наличию конкретного допуска производителя, например VW 506.01. Причина столь разного подхода лежит в плоскости различия конструкций, условий эксплуатации и сервисного обслуживания. Поскольку на определенные модели автомобилей могут устанавливаться разные двигатели, то и требования могут различаться. Условия «работы» моторного масла, скажем, в «атмосфернике» или двигателе с двойным турбонаддувом отличаются весьма существенно. Основные эксплуатационные характеристики масла обеспечивают пакеты присадок, которые добавляют к основе моторного масла его производители. Разные производители, разные пакеты присадок, разные характеристики. Именно поэтому большинство автопроизводителей предпочитает свои собственные стандарты и требования к автомаслу для каждой модели или для линейки моделей двигателей. После успешных испытаний масло получает соответствующий допуск от автопроизводителя. Как правило, его можно отыскать на этикетке канистры.
«Старый конь»
Если речь заходит о замене масла в подержанном автомобиле, то ответ на вопрос «что было залито до?» важен не меньше, чем рекомендации производителя. Если это моторное масло доступно и по рекомендациям производителя подходит, то стоит, не мудрствуя лукаво и не занимаясь излишним поиском, остановиться на таком же масле.
Почему? Во-первых, при стандартной замене масла некоторое количество старого все же останется в системе смазки двигателя, а как известно «лучше не мешать». Второй (и более важный) аспект имеет значение, когда появляется желание залить в двигатель моторное масло с лучшим набором присадок, чем был у прошлого масла. В состав набора, разумеется, входят и моющие присадки, которые должны предотвратить накопление на деталях двигателя примесей и отложений. В двигателе подержанного автомобиля последние, как правило, есть, но со старым маслом система «двигатель + смазка» находится в режиме равновесия. Стоит же в эту систему попасть маслу с имеющими лучшие характеристики моющими присадками, как равновесие будет нарушено. В самом «лучшем» случае все то, что было отмыто, окажется в поддоне картера и уже не попадет в обратно в систему благодаря масляному фильтру. Однако возможен и вариант, когда отмытые примеси по пути в картер забьют какой‑нибудь важный мас-ляный канал (например в фазорегуляторе) и спустя пару дней придется вернуться в сервисный центр (только уже не на ТО, а на ремонт). Так что выражение «лучшее – враг хорошего» справедливо и в данном случае.
Вязкость и температуры
Основная задача любого моторного масла – не допускать сухого трения в узлах и агрегатах двигателя. Поэтому одним из наиболее важных параметров автомасла считается его вязкость, т. е. способность оставаться на поверхности внутренних деталей и сохранять при этом текучесть.
Для упрощения классификации моторных масел Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) была разработана классификация моторных масел по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. У всесезонных моторных масел она выражается двумя числами. Первое характеризует низкотемпературную вязкость. В конце числа указан индекс W. Если от этого числа отнять 40, то мы получим минимальную температуру масла, при которой масляный насос сможет создать давление в системе и не допустить сухого трения. На работу уже прогретого двигателя указанная характеристика не влияет.
Второе число характеризует высокотемпературную вязкость. С ним дело обстоит несколько сложнее. Данное число отражает минимальную и максимальную вязкость при рабочих температурах двигателя (100 – 150 °C), и чем больше оно, тем большую вязкость имеет масло на прогретом двигателе. Конечно, большая вязкость при больших рабочих температурах предпочтительнее. Однако не стоит пренебрегать рекомендациями производителя автомобиля, ограничивающего это число. Дело в том, что помимо функции смазки моторное масло выполняет еще ряд важных функций. В их числе – обеспечение минимальной силы трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров двигателя. И если производитель указывает максимальное значение высокотемпературной вязкости на уровне 40, то заливка масла с вязкостью 50 может привести к потере мощности и повышенному износу элементов шатунно-поршневой группы.
Основы
Как известно, любое моторное масло сос-тоит из основы (базового масла) и пакета присадок. Свойства масла определяются, прежде всего, химическим составом основы; присадки же предназначены для корректировки и улучшения свойств. Почему же мы рассматриваем столь важный аспект в числе последних?
Все очень просто. Ведь что нам нужно от масла? Чтобы оно выполняло свои функции в тех режимах и условиях работы двигателя, в которых мы эксплуатируем ТС. Об этом можно судить по характеристикам, которые мы уже рассмотрели. Разумеется, масло должно быть качественным, но какую основу использовал производитель – это вас не должно волновать. Об этом пусть «болит голова» у производителей масел и автомобилей в период сертификации и раздачи допусков.
«Минералка», «полусинтетика» или «синтетика»? Откровенно говоря, на все эти термины и особенности изготовления основы моторного масла практически можно не обращать внимания. Качественное масло с минеральной основой, изготовленной по технологии гидрокрекинга, может работать ничем не хуже масел, имеющих целиком синтетическую, т. е. произведенную путем синтеза основу.
О цвете
«Масло темное! Пора ехать менять!» – очень распространенное заблуждение. Все мы его слышали и помним с давних времен, когда выбор «того, что залить» ограничивался тем, что могли «достать». В старые времена данный вывод, например по отношению к маслам М-8А или М-10Б, был во многом справедлив. Однако подходить с похожих позиций к современному моторному маслу не стоит. Да, с течением времени оно темнеет, но потемнение совершенно не связано с потерей свойств. Это означает лишь, что все моющие присадки еще не «выгорели» и продолжают свою «работу». А вот если масло сначала потемнело, а потом посветлело, то пора принимать экстренные меры: все присадки «выгорели», и в данный момент в вашем двигателе «работает» масло, которое ничем не лучше М-8А. Причин такого «поведения» масла может быть две: вы купили некачественное масло либо подделку. Разумеется, если вы чрезмерно не превысили межсервисный интервал замены масла.