Устойчивое представление о том, что свежее и вкусное коровье молоко можно попробовать только в сельской местности, давно уже укоренилось в сознании жителей городов. Можно ли это представление изменить?
Вкус охлажденного молока с утренней дойки – своеобразный эталон. Однако городские покупатели слабо знакомы с ним. Они приобретают молоко в пакетах, снабженных яркими картинками с деревенскими пейзажами, коровами, телятами и даже знакомыми с детства героями мультфильмов. Картинки должны убедить потребителей в качестве и полезности пакетированного молока. В большинстве случаев претензий по качеству и полезности не возникает. Но вкус пакетированного молока сравнения с эталоном не выдерживает.
Скептицизм
К новым маркам молока потребитель почти всегда относится скептически. Что уж говорить о молоке из автомата проекта «А-молоко», с которым посетители выставки «АгроФарм» познакомились года четыре назад. Обычные посетители выражали сомнение в том, что в автомат действительно заправлено натуральное молоко с утренней дойки (после снятия пробы вопрос отпадал сам собой), а специалистов интересовало, соответствует ли концепция таких продаж молока российским реалиям. Ведь одно дело привезти автомат и молоко под выставку в качестве рекламы, и совсем другое – реально развивать данное направление сбыта и зарабатывать на этом деньги. Честно говоря, я тоже скептически оценивал этот проект. Что ж, я был неправ!
Развеять сомнения
Сомневаться я начал в прошлом году, когда в конце августа прошла информация о том, что по итогам тендера, объявленного Департаментом города Москвы по конкурентной политике, право на установку 10 молокоматов получила компания «Живой поток», работающая под брендом «А-молоко» и входящая в состав холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма». Один молокомат появился недалеко от моего дома. Уверенность в успехе нового проекта у меня появилась после поездки на экскурсию, которую в середине апреля этого года организовал пресс-центр холдинга.
От производства к сбыту
Мысль о том, что необходимо продавать не сырье на переработку, а конечный продукт, время от времени посещает любого агрария. Ключевым для братьев Владислава и Станислава Чебурашкиных стал 2010 год. Именно тогда, после падения закупочных цен на молоко почти на 50%, было принято окончательное решение о необходимости прямого сбыта. Однако для этого необходимо строить молокозавод, а дело это медленное.
Решение подсмотрели у европейских фермеров – продажу молока через автоматы или «молокоматы», как их сейчас уже называют. И в 2011 году был запущен проект «А-Молоко». Его возглавил партнер братьев Иван Соломаха. Сначала проект использовал итальянские молокоматы. Перепробовав разное оборудование, в «А-молоке» остановились на автоматах компании DF Italia.
Суть проекта проста: напрямую обеспечивать население качественным свежим молоком. Начали с находящихся недалеко от хозяйства городов (Дмитров, Яхрома и ряд других). Раз в день рано утром по маршруту выезжал грузовой автомобиль с заправленными молочными танками на 180 – 210 л, который развозил их по молокоматам и забирал оттуда пустые танки на промывку и заправку. Автоматы устанавливали как на улице, так и в помещениях магазинов и в торговых центрах.
Молокоматы обходились недешево: уличный стоил 1,2 млн руб, а предназначенные для работы в помещениях – 850 тыс. руб. Сразу создать сеть для сбыта всего производимого на фермах молока, естественно, было невозможно. До окончания строительства собственного молокозавода «Братьям Чебурашкиным» все же приходилось сдавать основную часть молока на переработку. Однако молочные автоматы позволили фермам работать в плюс.
От сбыта к производству
Правда, не все технические решения, реализованные в итальянских автоматах, хорошо показывали себя в российских условиях. Поэтому, посовещавшись, партнеры решили сделать молокоматы более продуманными и качественными.
Путь разработки оказался непростым. Потребовалось почти 2 года. Некоторые новые решения проверялись на уже работающих молокоматах. После многочисленных испытаний получили молокоматы, в максимальной степени соответствующие особенностям отечественной эксплуатации. А с учетом курса валют они оказались еще и существенно более дешевыми, чем импортные аналоги.
В конце прошлого года был начат процесс обновления имеющегося парка молокоматов. Всего на данный момент сеть насчитывает около 50 автоматов, расположенных на севере Московской области и в Москве. Почти все они установлены на улице. Недорогая аренда площади под уличный аппарат с лихвой окупает его более высокую стоимость. Есть планы и по дальнейшему развитию сети. Однако они имеют свой логистический предел. Доставлять свежее молоко на расстояние, превышающее 100 – 150 км от хозяйства, невыгодно. Что же делать с производством молокоматов?
От производства к сбыту
Продавать автоматы! Вот и решение. Такой товар интересен многим. Ведь установка молокомата привлекательна как для потребителей, так и для небольшого сельхозпроизводителя, объемы производства которого не позволяют в настоящее время освоить переработку. Первые могут получить качественный продукт по цене магазинного пакетированного молока, а вторые – дополнительный источник дохода и достойное вознаграждение за свои труды.
Конечно, к вопросу приобретения и установки молокомата необходимо подходить с умом: провести расчет срока окупаемости и пр. Однако в большинстве случаев, когда речь идет о сравнении затрат на сбыт молока в населенном пункте через автомат или путем развоза бочек первый вариант окажется более выгодным. Зарплату продавцу платить не нужно!
Уважение к молоку
Говоря об автоматизированной продаже товаров в любой стране мира, особенно если речь заходит об аппаратах, стоящих на улице, нельзя не затронуть тему вандализма. Случаи вандализма бывают и у нас в стране.
Задавая вопрос специалистам проекта, я был готов услышать ответ о неразумности некоторых граждан, но не услышал. Несмотря на то что, запуская проект «А-молоко», Иван Соломаха и братья Чебурашкины опасались этого, никто калечить и специально ломать молокоматы не стал. По всей видимости, лучше любой охранной системы их защищает репутация продукта, находящегося внутри.