Большинство семейных предприятий Польши всегда вели хозяйство на грани «био», ограниченно используя минеральные удобрения или средства защиты растений. Причины – производство преимущественно для собственного потребления или небольших рынков на городских окраинах.
Агрокомплекс с уклоном в «био»
В Германии «эко»-направление сельского хозяйства уже в 80‑е годы прошлого века было распространено, и потребители спрашивали такие продукты в магазине. А вот в Польше развитие экологического сельского хозяйства началось уже после смены политического режима.
В большинстве своем мелкоземельные польские сельхозпредприятия после 1945 года и фермерские хозяйства всегда вели экстенсивное хозяйство. Применение минеральных удобрений и средств защиты растений можно назвать спорадическим. В результате такая технология находится на стыке с экологическим земледелием и рассчитана скорее на самообеспечение.
Те небольшие избытки, которые производило хозяйство, поставлялись на мини-рынки, продавались на обочинах автотрасс или в районах новостроек. И успешно, потому что покупатели были уверены – продукт этот свежий и не прошедший обработок.
Так сформировались ценности поляков относительно продуктов питания: большое значение придается приобретению продуктов непосредственно у производителя, хотя это и дороже, чем в государственных магазинах.
«Скромное» развитие
Неподалеку от Торуна в 1989 году было основано первое польское объединение сторонников экологического сельского хозяйства. В 1997 году таких было 207, в 2002 году – без малого две тысячи (табл. 1, см. бумажную версию НСХ-5/18)
Для сравнения: в Германии в 2014 году по стандартам экологического земледелия ЕС работало 23398 хозяйств на площади 1,048 млн га. Но эконаправление развивается и в Польше. Это заметно по растущему числу предприятий: в 2013 году их было уже 26 598, а обрабатываемая ими площадь составляла 670 тыс. гектаров. И интерес к переходу на экорельсы сохраняется: за 2014 год число предприятий увеличилось на 1 148, а площади – на 63 тыс. га.
Большинство экопредприятий сосредоточено в северозападном воеводстве Заходни Поморские (бывшая Западная Померания) – 3640 хозяйств и в северном Варминско-Мазурском – 4235 хозяйств. Уступают им южная Малопольская (1 838), Подкарпатская (1 750). В Ополе – всего 88.
Биопредприятия растут
Но вместе с численностью меняется и структура предприятий – отмечаются тенденции к росту размера (табл. 2). В 2014 году большая часть экохозяйств (28%) обрабатывали площади от 10 до 20 га. В 2012 году 76,5% предприятий занимались исключительно полеводством, только 23,5% предприятий имели также животноводство. В 2013 году число чисто земледельческих хозяйств сократилось до 55,8% – 44,2% уже держали скот. В 2014 году число занимающихся животноводством сократилось до 19,3 %. (табл. 3).
В 2013 году в Польше было произведено около 27,5 тыс тонн биомолока и около 900 тонн сыра. В 2014 году производство молока сократилось до 25,3 тыс., а вот производство сыра возросло до 1 093 кг.
Почти половина молока производится в горной местности, на юге и востоке, в Малой Польше и в предгорье Карпат. Как и во всем Евросоюзе, экопредприятия контролируются уполномоченными сертифицирующими органами. Таких в Польше действует не менее десяти, в том числе польский филиал TUV Rheinland. Первый контроль был проведен в Польше в далеком 1990 году – тогда было выдано 29 сертификатов.
Поддержка до 411 евро/га
Государственная программа поддержки сельского хозяйства и окружающей среды обеспечивает ведущим экологическое производство фермерам финансовую поддержку: в зависимости от пакета с 2007 по 2013 год в среднем она составляла от 75 до 411 евро на гектар. Поддержку по линии программы Евросоюза по развитию сельских территорий, агроэкологической программы и прямые выплаты осуществляют через государственное агентство по реструктуризации и модернизации сельского хозяйства. Представительства Agencja Restrukturyzacji i Modernizacji Rolnictwa есть в каждом районе.
Для поддержки экологического сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства создало специальный совет. В него вошли представители 30 компаний и организаций, университетов, отраслевых союзов. Цель органа – координация развития направления, активизация диалога между производителями и торговлей.