Из нишевой и малодоходной культуры – в лидеры маржинальности. Интерес со стороны операторов рынка макаронных изделий определил новые требования к качеству твердой пшеницы и подстегнул ее селекцию и выращивание.
Нишевые культуры: твердая пшеница
Насколько реально производство твердой пшеницы в условиях Черноземья? В каких объемах? Какой доход возможен? Как обеспечить устойчивый спрос? Такими вопросами инициаторов проекта по селекции и популяризации в нашей стране твердой пшеницы Russian Durum засыпал начальник управления сельского хозяйства Липецкой области Олег Долгих в рамках тематического семинара.
Мероприятие по продвижению твердых сортов озимой пшеницы, организованное компанией «Агролига России», прошло в конце июля в КФХ «Приволье 1». Послушать о преимуществах, а главное – об экономическом потенциале возделывания новой старой культуры в хозяйство приехало полсотни производителей зерна.
Новая старая культура
Для аграриев Черноземья твердая пшеница (Triticum durum) культура не новая – «знаем, плавали!». По словам Олега Долгих, в 60‑е годы прошлого столетия ее возделывали на площади до 150 тыс. га. С развитием в стране свиноводства возрос спрос на ячмень, посевы которого в яровом клине и заместили твердые сорта пшеницы.
Производство твердой пшеницы в мире
Сергей Гончаров, директор по развитию компании «Агролига Центр селекции растений»
Посевные площади, занимаемые твердой пшеницей в мире, в последние десятилетия варьируют в пределах 12 – 15 млн га при средней урожайности 3,8 т / га. К основным регионам возделывания относятся Передняя Азия (до 4,5 млн га), Западная Европа (2,5 млн га), Северная Африка (3,2 млн га), Северная Америка (более 3,5 млн га), страны СНГ (1,2 млн га) и Южная Америка (0,1 млн га).
По данным аналитического агентства International Grains Council (IGC), мировое производство твердой пшеницы варьирует от 37 до 40 млн т, что составляет незначительную долю в общемировом производстве пшеницы (757 млн т) – около 5 %.
Крупнейшими мировыми производителями твердой пшеницы являются страны Северной Америки (Канада – 5,0 – 7,8 млн т ежегодно, США – 1,5 – 2,8 млн т, Мексика – 2,0 млн т), Европейского Союза (8,5 – 9,8 млн т, в том числе Италия – около 4 млн т), страны Северной Африки (Марокко – 2,0 млн т, Алжир – 2,0 млн т, Тунис – 1,0 млн т), а также Турция (4,0 млн т). Одновременно эти страны выступают и основными участниками мировой торговли зерном твердой пшеницы.
Что касается экспорта, то он осуществляется преимущественно из Северной Америки (Канада – около 5 млн т ежегодно, Мексика – 1,0 млн т, США – 0,6 млн т), а также из стран Евросоюза (1,0 млн т). Основными же странами-импортерами являются североафриканские Алжир (1,7 млн т), Марокко и Тунис (по 0,8 млн т), а также страны ЕС – 2,0 млн т. Таким образом, ежегодная торговля зерном твердой пшеницы составляет 8 – 9 млн т.
Как культура твердая пшеница тем не менее оставалась у всех на слуху, поэтому не удивительно, что в свое время инициатора проекта Russian Durum и генерального директора компании «Агролига Центр селекции растений» Светлану Долаберидзе возмутило заявление итальянских переработчиков, что из российской твердой пшеницы качественной пасты (макаронных изделий) не сделать.
«Я очень расстроилась: Россия – зерновая держава, и мы еще сто лет назад поставляли в Европу лучшее зерно! А площади под твердой пшеницей в Советском Союзе достигали 6 млн га. Как так?!» – начинала свое выступление в рамках тематизированного семинара С. Долаберидзе. Желание отстоять честь великой зерновой державы на поприще твердой пшеницы подтолкнуло ее к созданию в 2015 году проекта Russian Durum. «К тому моменту мы узнали, что площади возделывания этой культуры в современной России сократились примерно до 500 тыс. га, – продолжала эксперт. – И Росстат для нее даже не отводил отдельной строки в своих отчетах».
Примерно в то же время выяснилось, что итальянцы готовы закупать в нашей стране миллионы тонн зерна нужного качества, поскольку мировой рынок на протяжении нескольких десятилетий испытывает дефицит по данной товарной позиции. Таким образом, у проекта появилась коммерческая перспектива.
За последние 10 лет в среднем более 60 % российской твердой пшеницы относилось к 4 и 5 классам. Первый и второй практически отсутствовали.
Тогда, по словам Светланы Демьяновны, участники проекта вплотную занялись изучением итальянских сортов твердой пшеницы, пытаясь понять, почему они столь высоко ценятся переработчиками, чем отличаются и можно ли их выращивать в условиях российских хозяйств. Открылись два принципиальных момента. Во‑первых, адаптация итальянских сортов к российским условиям очень ограничена: из‑за сложных климатических условий волатильность результатов большая. А отечественные сорта широкой адаптации, великолепно приспособленные к стрессовым факторам среды, ни одного переработчика, производящего качественные макароны, по качеству клейковины не устроили – это во‑вторых.
Так какое качество нужно?
Что такое качественная паста? Это прежде всего сырье, затем оборудование и технология. С вопросом, какого качества сырье требуется, как оказалось, отечественные селекционеры к переработчикам не обращались никогда. А меж тем требования для производства высококачественных макаронных изделий уже установлены давно (рис. 1, вся графическая и табличная информация представлена в печатной версии журнала), основные – определенная структура клейковины, количество и качество белкового комплекса.
Наиболее жесткие требования переработчиков относятся к качеству клейковины. Критерий его оценки – индекс глютена. У российской твердой пшеницы этот показатель не превышает 10 – 60, а переработчики требуют 90.
Второй по значимости параметр качества – цвет конечных продуктов, который зависит от концентрации каротиноидов в зерне и активности окислительных ферментов. Идеальная паста имеет янтарно‑желтый цвет, который сохраняется и после варки. Недостаточная цветность по индексу b, измеряемому прибором Konica Minolta (17 у российских сортов), тоже мешает нашему зерну завоевывать зарубежные рынки.
Следует понимать, что эти два свойства (качество клейковины и цвет) в значительной степени определяются генотипом сорта. Поэтому получить зерно с высоким уровнем этих параметров можно только при возделывании сортов соответствующей генетики.
Тогда представители Russian Durum обратились в Самарский НИИСХ к известному селекционеру Петру Мальчикову, который занимается селекцией твердых пшениц более 40 лет. Так, проект по возврату российской твердой пшеницы на мировой рынок наконец обрел надежную почву под ногами.
Только в сотрудничестве
По словам Петра Мальчикова, сорта зарубежной селекции уступают российским по общей адаптивности, но их специфическая адаптивность к отдельным приемам агротехники, интенсификации возделывания, способности формировать высококачественную клейковину заслуживают внимания. «Кроме того, эти сорта способны более эффективно использовать дополнительные вложения в виде удобрений, биостимуляторов и средств защиты», – отмечает ученый.
К проекту подключились итальянские селекционеры. Была получена грантовая поддержка фонда «Сколково». За эталон качества твердой пшеницы взяли так называемый пустынный дурум (Desert durum) из Аризоны (США), на его базе провели скрещивание. В гибридном потомстве отслеживались признаки обеих родительских линий – безенчукских и американских. Появились новые линии, генотипы, сорта. А в 2019 и 2021 годах успешно прошли государственные испытания сорта Таганрог, Никола и Бурбон, авторами которых являются российские и итальянские селекционеры: Петр Мальчиков, Марина Мясникова, Винченцо Натоли. Патентообладателем сортов заслуженно стала компания «Агролига Центр селекции растений».
Объемы имеют значение
Чтобы получить максимальный доход от хозяйствования на земле, надо выгодно продать урожай. У «дурума» тут довольно интересные перспективы. Если брать 2021 год, то твердая пшеница по маржинальности сравнялась с подсолнечником (переработчики ЦФО и ЮФО покупали его по 44 руб. / кг с НДС) и превзошла рапс (58 руб. / кг с НДС в ЦФО). При этом были и другие годы, когда твердая пшеница стоила 8 руб / кг, а мягкая всего 3 руб ./ кг.
Все, кто когда‑либо выращивал твердую пшеницу, понимает, что она гарантированно даст прирост к цене по отношению к мягкой, но величина маржи будет определяться объемами полученного и реализуемого урожая. И здесь важнейшую роль играют размер и однородность партии. На 100 тонн покупателя найти трудно, а вот 500 тонн уйдут влёт, как утверждают переработчики, еще и очередь выстроится.
Сомкнуть ножницы
Рост спроса на макаронные изделия в нашей стране в ближайшие три года возрастет существенно. Лидеры российской переработки твердой пшеницы – компании «Макфа», «МакПром» и Barilla – в связи с этим прогнозируют увеличение потребности в твердой пшенице с текущих 800 тыс. т до 1 млн тонн уже к 2025 году (рис. 2). Чтобы соответствовать спросу, необходимо увеличить посевные площади под культурой с нынешних 700 тысяч до 1,3 млн га, то есть прибавлять в среднем по 10 % в год. И все бы ничего, но встает новый вопрос, связанный с географией возделывания и переработки. Половина перерабатывающих мощностей в нашей стране расположена в европейской части. Яровая пшеница твердых сортов конкуренции с озимой здесь не выдерживает. В традиционных зонах производства, например в Приуралье (таблица), твердая пшеница дает стабильные урожаи только по паровому предшественнику, что серьезно ограничивает площади ее возделывания – не разгуляешься. На юге же, где все больше возделываются твердозерные сорта краснодарской и зерноградской селекции, отсутствует переработка. По причинам близости портов здесь выращивать пшеницу выгоднее сразу на экспорт, нежели искать переработчиков внутри страны. В условиях актуальной геополитики, возможно, кто‑то из зернопроизводителей и обратит свой взор на российские перерабатывающие предприятия, но затраты на логистику, возрастающие с удаленностью объектов, рискуют «съесть» все денежное преимущество.
Сотрудничество должно быть выгодно для всех участников цепочки: селекционеров, семеноводов, производителей зерна и переработчиков – такую цель обозначили для себя инициаторы проекта Russian Durum.
По мнению руководителя проекта «Твердая пшеница» компании «Агролига России» Сергея Грошева, в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы, интегрирующие все элементы цепочки добавленной стоимости и обеспечивающие ее долгосрочное устойчивое развитие. На каждом из рынков – селекции, семеноводства, сельскохозяйственного производства, переработки, экспорта – отдельные игроки, и действуют они узко – только в рамках своего участка цепочки добавленной стоимости, не выходя за его пределы. Запрос конечного рынка транслируется слабо. Да, тот же экспортер понимает запросы внешнего рынка, но не имеет возможности влиять на селекционные программы. В итоге продает с дисконтом то, что имеется под рукой. Селекционеры не общаются с макаронщиками. Последние не знают, как уговорить аграриев производить больше. Такие вот ножницы…
Как считают в ООО «Агролига Центр селекции растений», выход один: производителям макаронных изделий следует на долгосрочной основе контрактовать объемы товарного зерна непосредственно с сельхозпроизводителями и указывать при этом сортовой состав посевов и требуемые параметры качества зерна.
Со своей стороны Russian Durum продолжат популяризацию выращивания твердой пшеницы в хозяйствах. Липецкая область, выказавшая интерес к выстраиванию всей цепочки – от семеноводства до переработки товарных партий в высококачественные макаронные изделия, имеет все шансы стать пионером грандиозного проекта по возвращению твердой пшеницы на российские поля. Аграриям для перехода на новые сорта нужны стимулы. Руководство региона обещает с ними помочь. Работа будет организована по сценарию сложившейся практики по производству пивоваренного ячменя. Стало быть, к 2025‑му будем есть пасту, из твердой пшеницы российского производства по качеству не уступающую итальянской!