Тема интервенций на российском рынке молока поднимается не в первый раз. Нужен ли вообще этот эксперимент на рынке молока, или стоит подумать о других регулирующих мерах?
Регулирование рынка молока
Рынок молока сложен и специфичен. Непрерывный характер производства и потребления молока, развитая система его переработки, широкий ассортимент продукции, а также воздействие многих факторов на спрос и предложение на молочном рынке делают необходимым его регулирование. Во многих странах государство оказывает многостороннее воздействие на конъюнктуру молочного рынка, применяя при этом различные инструменты. Одним из способов регулирования рынка являются государственные интервенции.
А надо ли?
Продуктовые интервенции предусматривают вмешательство государства в систему ценообразования путем «снятия» излишков продукции с рынка. Интервенции на молочном рынке проводятся в странах, где производство молока значительно выше, чем требуется для удовлетворения внутреннего спроса.
В России интервенции на молочном рынке никогда не проводились, если не считать регулярных закупок в Росрезерв сливочного масла и сгущенного молока с сахаром, но идея организации интервенций по аналогии с зерновыми не нова, она возникала неоднократно. Ввести интервенции на рынке молока планировалось еще в 2009 году, когда правительство России приняло постановление, дополнившее перечень сельхозпродукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции. Тогда в список вошли масло сливочное, молоко питьевое стерилизованное, сыры жирные, включая высокожирные, полужирные, низкожирные, полутвердые, твердые и сверхтвердые.
После некоторого затишья рост себестоимости молока при более медленном росте закупочных цен вновь заставил говорить о молочных интервенциях как спасательном круге для животноводов.
Инициаторы «вторжения» на рынок молока и молочной продукции отстаивают свою позицию, ссылаясь на выраженную сезонность производства молока-сырья и связанные с этим ценовые колебания. Коэффициент сезонности производства молока (отношение надоя молока за месяц к среднемесячному за год) в России по мере модернизации с каждым годом снижается, однако идеального уровня (1,1) пока не достиг (рис. 1). Кроме того, эксперты рынка опасаются негативного влияния кризиса в экономике на рынок.
Специалисты отраслевого объединения «Союзмолоко» прогнозировали, что цены на сырое молоко в текущем году вырастут на 5 % из‑за «инфляционных процессов в экономике». По итогам первого полугодия рост составил 2,4 %, а покупательский спрос снизился. К концу года объем производства молока ожидается на уровне 30 – 31 млн т, а его дефицит предположительно составит 7 – 8 млн т.
Механизм запущен
Пока эксперты спорят о необходимости интервенций, механизм подготовки к их введению уже запущен: в марте был приказ Минсельхоза, устанавливающий закупочные цены на молоко в период интервенций, который послужил неким ценовым ориентиром для производителей молока и региональных властей (рис. 2). Минимальные цены были определены из расчета 20 тыс. 210 рублей за тонну сырого молока. Была также составлена схема проведения первой интервенции.
В России на сегодня речь идет о закупках и последующей реализации сливочного масла и сухого молока (цельного и обезжиренного), качество которых должно соответствовать требованиям ГОСТов. В интервенционный фонд планируется закупить до 10 тыс. т сухого молока (3 тыс. т сухого цельного молока и 7 тыс. т сухого обезжиренного молока), а также до 4 тыс. т сливочного масла. В пересчете на молоко это составит примерно 170 тыс. т или 3 % от объема молока, произведенного в сельхозорганизациях в период «большого молока» в 2015 г. (с мая по август).
Точечные закупки должны были проводиться в девяти наиболее рискованных с точки зрения ценообразования и сезонных перепадов производства молока регионов: Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Белгородская, Саратовская, Омская, Оренбургская и Новосибирская области и Алтайский край (с. 9). В 2015 г. сельскохозяйственными предприятиями этих регионов в период «большого молока» с мая по август было произведено почти 30 % от общероссийских объемов.
Ответственность за проведение интервенций возложена на Минсельхоз, он же будет устанавливать и корректировать цены, которые должны быть согласованы с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Второй дубль
В любом случае экспериментировать с новым механизмом регулирования придется только в следующем году, а значит, российским молочникам придется пережить еще один период «большого молока» и сезонный рост цен.
Недавняя отсрочка введения интервенций до конца 2016 года – не первая: подобное решение правительство уже принимало в 2010 году. Время показало, что это было правильное решение: тем летом началась сильнейшая засуха, никаких излишков молока и сезонного падения цен не произошло, более того, начиная с августа 2010 года, цены буквально рванули вверх.
Чтобы не нанести интервенциями убытков государству, потребуется много мастерства. Первые расчеты, проведенные по озвученной цене 20 тыс. 210 рублей за тонну сырого молока, показали, что потери для государства неизбежны: на закупку сырого молока участники интервенций потратят 3,2 – 3,3 млрд руб., затраты на закупку продукции составят 3,3 млрд руб. По расчетам Минсельхоза, на проведение интервенций потребуется порядка 1 млрд руб. Сюда входят начальные организационные затраты и выплаты агенту. Таким образом, чтобы государство не оказалось в убытке, закупленная продукция должна быть реализована на сумму свыше 4 млрд руб. Опасения относительно негативного исхода задуманного мероприятия существуют даже с учетом некоторого изменения ценовой конъюнктуры в будущем. Остаются и риски, связанные с нереализованной продукцией к концу товарных интервенций. В таком случае остатки продукции должны быть выкуплены поставщиками согласно договору «обратного выкупа» с дисконтом в 15 %. Возникает вопрос, сможет ли государство, а потом и производители реализовать продукцию из интервенционного фонда?
Еще риски
При проведении интервенций на рынке молока существует еще один фактор риска, о котором умалчивают инициаторы введения данной меры, – это возвращение на внутренний рынок продукции из интервенционного фонда для дальнейшей реализации. В мировой практике данный опыт отсутствует, и, соответственно, делать выводы о его результативности сложно. Россия станет первопроходцем. Предполагается, что молочная продукция из государственного интервенционного фонда будет реализовываться на условиях, утвержденных Правительством РФ: частично для нужд армии, гуманитарную помощь и возможный экспорт, который в последние годы балансирует на отметке 6 тыс. т. Причин для его роста нет.
Сомнительной целесообразность проведения интервенций делает и отсутствие излишков молока на рынке. Россия относится к числу стран с довольно низким уровнем развития молочного скотоводства – из-за недостатка собственных молочных продуктов страна вынуждена завозить продовольствие из стран, субсидирующих экспорт. Таким образом, вероятность проведения интервенций по импортному молоку велика, а значит, данный механизм сглаживания цен для российских производителей окажется бесполезным.
Что касается сухого молока, то здесь рынок стабилен. Резких скачков цен на сухое молоко нет. Кроме того, за последние десять лет отечественные консервные предприятия сократили сушку молока более чем в три раза. Если в 2005 г. было произведено 410,2 тыс. т сухого молока, то в 2014 г. – 150,3 тыс. т, а в 2015 г. – 127,2 тыс. т. В 2015 г. сушка молока в девяти отобранных регионах сократилась на 26 % по сравнению с 2014 г., с 72,7 тыс. т до 53,5 тыс. т.
Сливочное масло также «не готово» к интервенциям. На рынке наблюдается скорее недостаток продукта. Трейдеры ищут поставщиков дешевого импортного масла, на которое присутствует спрос. При такой перспективе вряд ли предприятия будут производить настоящее сливочное масло для дальнейшей его продажи на внутреннем рынке, заполненном дешевыми спредами. Если часть качественной натуральной молочной продукции консервировать, то эту нишу сразу же займет фальсификат. Свято место пусто не бывает!
Заключение
Хотя механизм подготовки к интервенциям запущен, стоит помнить, что это не просто эксперимент по регулированию цен: в случае неудачи «забыть» о нем не удастся. Глава Минсельхоза Александр Ткачев признал, что пока открытыми остаются многие вопросы. Например, как потом распорядиться сухим молоком, которого не так много нужно стране. К тому же реализация этой меры в качестве регулятора цены – затратное мероприятие для федерального бюджета. А значит, для проведения интервенций небезграничные бюджетные средства будут переброшены с других проектов, т. е. по сути, произойдет перераспределение выделенных ранее средств в пользу животноводов, которые будут поставлять молоко на перерабатывающие предприятия.
Проблему сезонности они также не решат, поскольку особой разницы участники молочного рынка, особенно в регионах, не вошедших в список, не ощутят. Улучшится ситуация только у производителей молока – непосредственных участников интервенций.
Более того, опыт показывает, что интервенции не всегда срабатывают и на тех рынках, где присутствуют реальные излишки молока и организованный экспорт. Таким образом, интервенции могут стать лишь полумерой, способом перераспределения государственных средств в пользу небольшого числа производителей молока.
Сделав простые расчеты, взвесив все «за и против», можем предположить, что шанс получить ущерб по итогам первой интервенции гораздо выше, чем «выйти в ноль». Чтобы сырое качественное молоко пользовалось повышенным спросом, следует бороться за возврат к технологиям производства натуральных молочных продуктов.
При нормальной организации и должном государственном контроле цены на молочные продукты, произведенные с использованием растительных масел и других ингредиентов, должны снижаться, а не расти. Это единственный разумный путь развития молочной отрасли. Может, отсрочка интервенций – это и не самый худший сценарий развития на сегодняшний день?