Фото: Е. Юрко

Удар интервенциями

Фото: Е. Юрко

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Татьяна Рыбалова

Поделитьтся

Тема интер­вен­ций на рос­сий­ском рын­ке моло­ка под­ни­ма­ет­ся не в пер­вый раз. Нужен ли вооб­ще этот экс­пе­ри­мент на рын­ке моло­ка, или сто­ит поду­мать о дру­гих регу­ли­ру­ю­щих мерах?

Регулирование рынка молока

Рынок моло­ка сло­жен и спе­ци­фи­чен. Непре­рыв­ный харак­тер про­из­вод­ства и потреб­ле­ния моло­ка, раз­ви­тая систе­ма его пере­ра­бот­ки, широ­кий ассор­ти­мент про­дук­ции, а так­же воз­дей­ствие мно­гих фак­то­ров на спрос и пред­ло­же­ние на молоч­ном рын­ке дела­ют необ­хо­ди­мым его регу­ли­ро­ва­ние. Во мно­гих стра­нах госу­дар­ство ока­зы­ва­ет мно­го­сто­рон­нее воз­дей­ствие на конъ­юнк­ту­ру молоч­но­го рын­ка, при­ме­няя при этом раз­лич­ные инстру­мен­ты. Одним из спо­со­бов регу­ли­ро­ва­ния рын­ка явля­ют­ся госу­дар­ствен­ные интервенции.

А надо ли?

Про­дук­то­вые интер­вен­ции преду­смат­ри­ва­ют вме­ша­тель­ство госу­дар­ства в систе­му цено­об­ра­зо­ва­ния путем «сня­тия» излиш­ков про­дук­ции с рын­ка. Интер­вен­ции на молоч­ном рын­ке про­во­дят­ся в стра­нах, где про­из­вод­ство моло­ка зна­чи­тель­но выше, чем тре­бу­ет­ся для удо­вле­тво­ре­ния внут­рен­не­го спроса.

В Рос­сии интер­вен­ции на молоч­ном рын­ке нико­гда не про­во­ди­лись, если не счи­тать регу­ляр­ных заку­пок в Росре­зерв сли­воч­но­го мас­ла и сгу­щен­но­го моло­ка с саха­ром, но идея орга­ни­за­ции интер­вен­ций по ана­ло­гии с зер­но­вы­ми не нова, она воз­ни­ка­ла неод­но­крат­но. Вве­сти интер­вен­ции на рын­ке моло­ка пла­ни­ро­ва­лось еще в 2009 году, когда пра­ви­тель­ство Рос­сии при­ня­ло поста­нов­ле­ние, допол­нив­шее пере­чень сель­хоз­про­дук­ции, в отно­ше­нии кото­рой могут про­во­дить­ся госу­дар­ствен­ные заку­поч­ные и товар­ные интер­вен­ции. Тогда в спи­сок вошли мас­ло сли­воч­ное, моло­ко питье­вое сте­ри­ли­зо­ван­ное, сыры жир­ные, вклю­чая высо­ко­жир­ные, полу­жир­ные, низ­ко­жир­ные, полутвер­дые, твер­дые и сверхтвердые.

После неко­то­ро­го зати­шья рост себе­сто­и­мо­сти моло­ка при более мед­лен­ном росте заку­поч­ных цен вновь заста­вил гово­рить о молоч­ных интер­вен­ци­ях как спа­са­тель­ном кру­ге для животноводов.

Ини­ци­а­то­ры «втор­же­ния» на рынок моло­ка и молоч­ной про­дук­ции отста­и­ва­ют свою пози­цию, ссы­ла­ясь на выра­жен­ную сезон­ность про­из­вод­ства моло­ка-сырья и свя­зан­ные с этим цено­вые коле­ба­ния. Коэф­фи­ци­ент сезон­но­сти про­из­вод­ства моло­ка (отно­ше­ние надоя моло­ка за месяц к сред­не­ме­сяч­но­му за год) в Рос­сии по мере модер­ни­за­ции с каж­дым годом сни­жа­ет­ся, одна­ко иде­аль­но­го уров­ня (1,1) пока не достиг (рис. 1). Кро­ме того, экс­пер­ты рын­ка опа­са­ют­ся нега­тив­но­го вли­я­ния кри­зи­са в эко­но­ми­ке на рынок.

Спе­ци­а­ли­сты отрас­ле­во­го объ­еди­не­ния «Союз­мо­ло­ко» про­гно­зи­ро­ва­ли, что цены на сырое моло­ко в теку­щем году вырас­тут на 5 % из‑за «инфля­ци­он­ных про­цес­сов в эко­но­ми­ке». По ито­гам пер­во­го полу­го­дия рост соста­вил 2,4 %, а поку­па­тель­ский спрос сни­зил­ся. К кон­цу года объ­ем про­из­вод­ства моло­ка ожи­да­ет­ся на уровне 30 – 31 млн т, а его дефи­цит пред­по­ло­жи­тель­но соста­вит 7 – 8 млн т.

Механизм запущен

Пока экс­пер­ты спо­рят о необ­хо­ди­мо­сти интер­вен­ций, меха­низм под­го­тов­ки к их вве­де­нию уже запу­щен: в мар­те был при­каз Мин­сель­хоза, уста­нав­ли­ва­ю­щий заку­поч­ные цены на моло­ко в пери­од интер­вен­ций, кото­рый послу­жил неким цено­вым ори­ен­ти­ром для про­из­во­ди­те­лей моло­ка и реги­о­наль­ных вла­стей (рис. 2). Мини­маль­ные цены были опре­де­ле­ны из рас­че­та 20 тыс. 210 руб­лей за тон­ну сыро­го моло­ка. Была так­же состав­ле­на схе­ма про­ве­де­ния пер­вой интервенции.

В Рос­сии на сего­дня речь идет о закуп­ках и после­ду­ю­щей реа­ли­за­ции сли­воч­но­го мас­ла и сухо­го моло­ка (цель­но­го и обез­жи­рен­но­го), каче­ство кото­рых долж­но соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям ГОСТов. В интер­вен­ци­он­ный фонд пла­ни­ру­ет­ся заку­пить до 10 тыс. т сухо­го моло­ка (3 тыс. т сухо­го цель­но­го моло­ка и 7 тыс. т сухо­го обез­жи­рен­но­го моло­ка), а так­же до 4 тыс. т сли­воч­но­го мас­ла. В пере­сче­те на моло­ко это соста­вит при­мер­но 170 тыс. т или 3 % от объ­е­ма моло­ка, про­из­ве­ден­но­го в сель­хоз­ор­га­ни­за­ци­ях в пери­од «боль­шо­го моло­ка» в 2015 г. (с мая по август).

Точеч­ные закуп­ки долж­ны были про­во­дить­ся в девя­ти наи­бо­лее рис­ко­ван­ных с точ­ки зре­ния цено­об­ра­зо­ва­ния и сезон­ных пере­па­дов про­из­вод­ства моло­ка реги­о­нов: Татар­стан, Баш­кор­то­стан, Удмур­тия, Бел­го­род­ская, Сара­тов­ская, Омская, Орен­бург­ская и Ново­си­бир­ская обла­сти и Алтай­ский край (с. 9). В 2015 г. сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми этих реги­о­нов в пери­од «боль­шо­го моло­ка» с мая по август было про­из­ве­де­но почти 30 % от обще­рос­сий­ских объемов.

Ответ­ствен­ность за про­ве­де­ние интер­вен­ций воз­ло­же­на на Мин­сель­хоз, он же будет уста­нав­ли­вать и кор­рек­ти­ро­вать цены, кото­рые долж­ны быть согла­со­ва­ны с Феде­раль­ной анти­мо­но­поль­ной служ­бой (ФАС).

Второй дубль

В любом слу­чае экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с новым меха­низ­мом регу­ли­ро­ва­ния при­дет­ся толь­ко в сле­ду­ю­щем году, а зна­чит, рос­сий­ским молоч­ни­кам при­дет­ся пере­жить еще один пери­од «боль­шо­го моло­ка» и сезон­ный рост цен.

Недав­няя отсроч­ка вве­де­ния интер­вен­ций до кон­ца 2016 года – не пер­вая: подоб­ное реше­ние пра­ви­тель­ство уже при­ни­ма­ло в 2010 году. Вре­мя пока­за­ло, что это было пра­виль­ное реше­ние: тем летом нача­лась силь­ней­шая засу­ха, ника­ких излиш­ков моло­ка и сезон­но­го паде­ния цен не про­изо­шло, более того, начи­ная с авгу­ста 2010 года, цены бук­валь­но рва­ну­ли вверх.

Что­бы не нане­сти интер­вен­ци­я­ми убыт­ков госу­дар­ству, потре­бу­ет­ся мно­го мастер­ства. Пер­вые рас­че­ты, про­ве­ден­ные по озву­чен­ной цене 20 тыс. 210 руб­лей за тон­ну сыро­го моло­ка, пока­за­ли, что поте­ри для госу­дар­ства неиз­беж­ны: на закуп­ку сыро­го моло­ка участ­ни­ки интер­вен­ций потра­тят 3,2 – 3,3 млрд руб., затра­ты на закуп­ку про­дук­ции соста­вят 3,3 млрд руб. По рас­че­там Мин­сель­хоза, на про­ве­де­ние интер­вен­ций потре­бу­ет­ся поряд­ка 1 млрд руб. Сюда вхо­дят началь­ные орга­ни­за­ци­он­ные затра­ты и выпла­ты аген­ту. Таким обра­зом, что­бы госу­дар­ство не ока­за­лось в убыт­ке, закуп­лен­ная про­дук­ция долж­на быть реа­ли­зо­ва­на на сум­му свы­ше 4 млрд руб. Опа­се­ния отно­си­тель­но нега­тив­но­го исхо­да заду­ман­но­го меро­при­я­тия суще­ству­ют даже с уче­том неко­то­ро­го изме­не­ния цено­вой конъ­юнк­ту­ры в буду­щем. Оста­ют­ся и рис­ки, свя­зан­ные с нере­а­ли­зо­ван­ной про­дук­ци­ей к кон­цу товар­ных интер­вен­ций. В таком слу­чае остат­ки про­дук­ции долж­ны быть выкуп­ле­ны постав­щи­ка­ми соглас­но дого­во­ру «обрат­но­го выку­па» с дис­кон­том в 15 %. Воз­ни­ка­ет вопрос, смо­жет ли госу­дар­ство, а потом и про­из­во­ди­те­ли реа­ли­зо­вать про­дук­цию из интер­вен­ци­он­но­го фонда?

Еще риски

При про­ве­де­нии интер­вен­ций на рын­ке моло­ка суще­ству­ет еще один фак­тор рис­ка, о кото­ром умал­чи­ва­ют ини­ци­а­то­ры вве­де­ния дан­ной меры, – это воз­вра­ще­ние на внут­рен­ний рынок про­дук­ции из интер­вен­ци­он­но­го фон­да для даль­ней­шей реа­ли­за­ции. В миро­вой прак­ти­ке дан­ный опыт отсут­ству­ет, и, соот­вет­ствен­но, делать выво­ды о его резуль­та­тив­но­сти слож­но. Рос­сия ста­нет пер­во­про­ход­цем. Пред­по­ла­га­ет­ся, что молоч­ная про­дук­ция из госу­дар­ствен­но­го интер­вен­ци­он­но­го фон­да будет реа­ли­зо­вы­вать­ся на усло­ви­ях, утвер­жден­ных Пра­ви­тель­ством РФ: частич­но для нужд армии, гума­ни­тар­ную помощь и воз­мож­ный экс­порт, кото­рый в послед­ние годы балан­си­ру­ет на отмет­ке 6 тыс. т. При­чин для его роста нет.

Сомни­тель­ной целе­со­об­раз­ность про­ве­де­ния интер­вен­ций дела­ет и отсут­ствие излиш­ков моло­ка на рын­ке. Рос­сия отно­сит­ся к чис­лу стран с доволь­но низ­ким уров­нем раз­ви­тия молоч­но­го ско­то­вод­ства – из-за недо­стат­ка соб­ствен­ных молоч­ных про­дук­тов стра­на вынуж­де­на заво­зить про­до­воль­ствие из стран, суб­си­ди­ру­ю­щих экс­порт. Таким обра­зом, веро­ят­ность про­ве­де­ния интер­вен­ций по импорт­но­му моло­ку вели­ка, а зна­чит, дан­ный меха­низм сгла­жи­ва­ния цен для рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей ока­жет­ся бесполезным.

Что каса­ет­ся сухо­го моло­ка, то здесь рынок ста­би­лен. Рез­ких скач­ков цен на сухое моло­ко нет. Кро­ме того, за послед­ние десять лет оте­че­ствен­ные кон­серв­ные пред­при­я­тия сокра­ти­ли суш­ку моло­ка более чем в три раза. Если в 2005 г. было про­из­ве­де­но 410,2 тыс. т сухо­го моло­ка, то в 2014 г. – 150,3 тыс. т, а в 2015 г. – 127,2 тыс. т. В 2015 г. суш­ка моло­ка в девя­ти ото­бран­ных реги­о­нах сокра­ти­лась на 26 % по срав­не­нию с 2014 г., с 72,7 тыс. т до 53,5 тыс. т.

Сли­воч­ное мас­ло так­же «не гото­во» к интер­вен­ци­ям. На рын­ке наблю­да­ет­ся ско­рее недо­ста­ток про­дук­та. Трей­де­ры ищут постав­щи­ков деше­во­го импорт­но­го мас­ла, на кото­рое при­сут­ству­ет спрос. При такой пер­спек­ти­ве вряд ли пред­при­я­тия будут про­из­во­дить насто­я­щее сли­воч­ное мас­ло для даль­ней­шей его про­да­жи на внут­рен­нем рын­ке, запол­нен­ном деше­вы­ми спре­да­ми. Если часть каче­ствен­ной нату­раль­ной молоч­ной про­дук­ции кон­сер­ви­ро­вать, то эту нишу сра­зу же зай­мет фаль­си­фи­кат. Свя­то место пусто не бывает!

Заключение

Хотя меха­низм под­го­тов­ки к интер­вен­ци­ям запу­щен, сто­ит пом­нить, что это не про­сто экс­пе­ри­мент по регу­ли­ро­ва­нию цен: в слу­чае неуда­чи «забыть» о нем не удаст­ся. Гла­ва Мин­сель­хоза Алек­сандр Тка­чев при­знал, что пока откры­ты­ми оста­ют­ся мно­гие вопро­сы. Напри­мер, как потом рас­по­ря­дить­ся сухим моло­ком, кото­ро­го не так мно­го нуж­но стране. К тому же реа­ли­за­ция этой меры в каче­стве регу­ля­то­ра цены – затрат­ное меро­при­я­тие для феде­раль­но­го бюд­же­та. А зна­чит, для про­ве­де­ния интер­вен­ций небез­гра­нич­ные бюд­жет­ные сред­ства будут пере­бро­ше­ны с дру­гих про­ек­тов, т. е. по сути, про­изой­дет пере­рас­пре­де­ле­ние выде­лен­ных ранее средств в поль­зу живот­но­во­дов, кото­рые будут постав­лять моло­ко на пере­ра­ба­ты­ва­ю­щие предприятия.

Про­бле­му сезон­но­сти они так­же не решат, посколь­ку осо­бой раз­ни­цы участ­ни­ки молоч­но­го рын­ка, осо­бен­но в реги­о­нах, не вошед­ших в спи­сок, не ощу­тят. Улуч­шит­ся ситу­а­ция толь­ко у про­из­во­ди­те­лей моло­ка – непо­сред­ствен­ных участ­ни­ков интервенций.

Более того, опыт пока­зы­ва­ет, что интер­вен­ции не все­гда сра­ба­ты­ва­ют и на тех рын­ках, где при­сут­ству­ют реаль­ные излиш­ки моло­ка и орга­ни­зо­ван­ный экс­порт. Таким обра­зом, интер­вен­ции могут стать лишь полу­ме­рой, спо­со­бом пере­рас­пре­де­ле­ния госу­дар­ствен­ных средств в поль­зу неболь­шо­го чис­ла про­из­во­ди­те­лей молока.

Сде­лав про­стые рас­че­ты, взве­сив все «за и про­тив», можем пред­по­ло­жить, что шанс полу­чить ущерб по ито­гам пер­вой интер­вен­ции гораз­до выше, чем «вый­ти в ноль». Что­бы сырое каче­ствен­ное моло­ко поль­зо­ва­лось повы­шен­ным спро­сом, сле­ду­ет бороть­ся за воз­врат к тех­но­ло­ги­ям про­из­вод­ства нату­раль­ных молоч­ных продуктов.

При нор­маль­ной орга­ни­за­ции и долж­ном госу­дар­ствен­ном кон­тро­ле цены на молоч­ные про­дук­ты, про­из­ве­ден­ные с исполь­зо­ва­ни­ем рас­ти­тель­ных масел и дру­гих ингре­ди­ен­тов, долж­ны сни­жать­ся, а не рас­ти. Это един­ствен­ный разум­ный путь раз­ви­тия молоч­ной отрас­ли. Может, отсроч­ка интер­вен­ций – это и не самый худ­ший сце­на­рий раз­ви­тия на сего­дняш­ний день?

Читайте также