Фото: Adobe Stock

Меньше давишь – больше получаешь

Фото: Adobe Stock

Сни­же­ние дав­ле­ния сель­хоз­тех­ни­ки на поч­ву пре­пят­ству­ет эро­зии и спо­соб­ству­ет сокра­ще­нию рас­хо­да топ­ли­ва. На что в этом кон­тек­сте сле­ду­ет обра­щать вни­ма­ние при выез­де в поле, рас­спро­си­ли зна­то­ка шин­ной спе­ци­фи­ки д-ра Людви­га Фолька.

Интервью с экспертом

Д-р Людвиг Фольк, про­фес­сор сель­хоз­ма­ши­но­стро­е­ния Уни­вер­си­те­та при­клад­ных наук г. Зоест (ФРГ)

Господин Вильке, почему предотвращение почвенного уплотнения играет столь значимую роль в сельхозпроизводстве?

Для обес­пе­че­ния хоро­ше­го воз­ду­хо­об­ме­на и под­дер­жа­ния жиз­ни в сель­хоз­уго­дьях, а зна­чит, и их бес­про­блем­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния необ­хо­ди­мо, что­бы на поч­вен­ные поры при­хо­ди­лось до 50 % объ­е­ма. Уплот­не­ние поч­вы, то есть сокра­ще­ние объ­е­ма пор, ведет к нару­ше­нию нор­маль­ных функ­ций поч­вы и вле­чет за собой сни­же­ние уро­жай­но­сти воз­де­лы­ва­е­мых культур.

Какова цена почвенного переуплотнения?

Ска­зы­ва­ясь на уро­жай­но­сти и при­бы­ли, оно может при­ве­сти к поте­рям от 50 до 250 евро / га. Имен­но во избе­жа­ние воз­ник­но­ве­ния поч­вен­ных пере­уп­лот­не­ний экс­пер­ты исполь­зу­ют систе­мы для сме­ны дав­ле­ния в шинах. Пра­виль­но выстав­лен­ное дав­ле­ние – эле­мент про­грам­мы дол­го­сроч­но­го хозяйствования.

Только ли высокое давление колес сельхозтехники на почву ведет к почвенному переуплотнению?

Поми­мо дав­ле­ния колес на поч­ву и чрез­мер­ной нагруз­ки на оси сель­хоз­тех­ни­ки пред­по­сыл­кой к уплот­не­нию поч­вен­ных сло­ев явля­ет­ся содер­жа­ние в поч­ве вла­ги. Чем более влаж­ная зем­ля, тем более глу­бо­кой будет колея, остав­ля­е­мая тех­ни­кой в поле, и тем боль­ше­го поч­вен­но­го уплот­не­ния сле­ду­ет ожидать.

Как определить, что для выезда в поле настал подходящий момент?

Опыт­ный агра­рий, преж­де чем выехать на трак­то­ре, для нача­ла вый­дет в поле сам и прой­дет­ся по нему. Если ботин­ки уто­па­ют в поч­ве или лопа­та лег­ко про­ни­ка­ет в нее, сле­ду­ет подо­ждать, пока зем­ля под­сох­нет. Сколь дол­го при­дет­ся ждать, зави­сит от вре­ме­ни года, погод­ных усло­вий, про­из­вод­ствен­ных сро­ков и вре­мен­ных рамок. Послед­ствия ран­не­го выез­да на рабо­ты вес­ной поз­же лег­ко иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся по зонам с рас­те­ни­я­ми, отста­ю­щи­ми в росте. Осе­нью при убор­ке куку­ру­зы или сахар­ной свёк­лы глу­би­на обра­зу­е­мой колеи 10 см долж­на стать бес­пре­ко­слов­ным стоп-сигналом.

Лег­кая тех­ни­ка на боль­ших коле­сах, с шина­ми с умень­шен­ным в них дав­ле­ни­ем или же на таких дви­жи­те­лях, пят­но кон­так­та с поч­вой у кото­рых боль­шое, может выехать в поле порань­ше. Колея, остав­ля­е­мая маши­на­ми, при этом будет неглубокой.

Неглубокая колея и сниженный коэффициент пробуксовки позволяют сэкономить на топливе. О каких затратных преимуществах можно вести речь?

Раз­ни­ца в при­бы­ли меж­ду сред­не­ста­ти­сти­че­ски­ми пока­за­те­ля­ми и дан­ны­ми по хозяй­ствам, где рабо­та­ют с забо­той о поч­вах, может состав­лять до 200 евро / га еже­год­но. Каж­дый допол­ни­тель­ный сан­ти­метр глу­би­ны колеи, остав­ля­е­мой тех­ни­кой, озна­ча­ет рост затрат тру­да на борь­бу с поч­вен­ным уплот­не­ни­ем, а это вле­чет за собой уве­ли­че­ние рас­хо­да топ­ли­ва на 10 %. Так, если глу­би­на сле­да колес состав­ля­ет при­мер­но 10 см, рас­ход топ­ли­ва уве­ли­чит­ся вдвое.

К чему ведут глубокая колея и пробуксовка?

Про­бук­сов­ка озна­ча­ет поте­рю тем­пов про­дви­же­ния впе­ред. В резуль­та­те исти­ра­ют­ся грун­то­за­це­пы, при­чи­ня­ет­ся вред поч­вен­ным порам и био­те, нару­ша­ют­ся вер­ти­каль­ные ходы дож­де­вых чер­вей, все это нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на устой­чи­во­сти поч­вы к эро­зии. При нали­чии сло­ев пере­уп­лот­не­ния кор­ни куль­тур­ных рас­те­ний не могут раз­ви­вать­ся вглубь, в засуш­ли­вых усло­ви­ях воз­мож­ность потреб­лять вла­гу из запа­сов в глу­бо­ких сло­ях исклю­ча­ет­ся, а удоб­ре­ния исполь­зу­ют­ся хуже, в ито­ге уро­жай­ность сни­жа­ет­ся. При­зна­ком нали­чия поч­вен­ных уплот­не­ний в поле, повто­рюсь, явля­ет­ся неод­но­род­ность по высо­те куль­тур­ных растений.

Какая пробуксовка на почвах с хорошей несущей способностью считается допустимой?

Напри­мер, при рабо­те с тяже­лым куль­ти­ва­то­ром про­бук­сов­ка не долж­на пре­вы­шать 10 %. Чем это зна­че­ние мень­ше, тем луч­ше. При 20-про­цент­ной про­бук­сов­ке коле­со про­ро­ет более глу­бо­кую колею, поте­ря­ет­ся реаль­ное про­дви­же­ние впе­ред, что ска­жет­ся на про­из­во­ди­тель­но­сти. В резуль­та­те на выпол­не­ние постав­лен­ной зада­чи потре­бу­ет­ся на 10 % боль­ше вре­ме­ни, а рас­ход топ­ли­ва воз­рас­тет до 150 %. А это озна­ча­ет и бóль­шие объ­е­мы выбро­сов отра­бо­тан­ных газов, бóль­шую эмис­сию мик­ро­ча­стиц и СО2. Я бы реко­мен­до­вал исполь­зо­вать более лег­кие трак­то­ры на пра­виль­но подо­бран­ной резине, поз­во­ля­ю­щей регу­ли­ро­вать дав­ле­ние в шине и выстав­лять его в зави­си­мо­сти от выпол­ня­е­мой в поле зада­чи. Пра­виль­ная бал­ла­сти­ров­ка и адап­ти­ро­ван­ное по ситу­а­ции дав­ле­ние – залог высо­кой про­из­во­ди­тель­но­сти на сельхозработах.

Какие колеса и в каких случая можно назвать не причиняющими вред почвенной структуре?

Поку­пая коле­са для сель­хоз­тех­ни­ки, сле­ду­ет отда­вать пред­по­чте­ние ради­аль­ным боль­шим и широ­ким шинам с гиб­кой боко­ви­ной, кото­рые реко­мен­до­ва­ны про­из­во­ди­те­ля­ми для рабо­ты с воз­мож­но­стью сни­же­ния в них дав­ле­ния, конеч­но, с уче­том опре­де­лен­ной нагруз­ки на колес­ную базу. Чем ниже дав­ле­ние в шине (при­мер­но 0,8 бар), тем береж­нее воз­дей­ствие на поч­ву. При пере­дви­же­нии трак­то­ра по доро­гам дав­ле­ние в шинах 1,6 бар необ­хо­ди­мо из сооб­ра­же­ний без­опас­но­сти. Поми­мо колес­ных харак­те­ри­стик важ­ны так­же несу­щая спо­соб­ность и допус­ки шин по скорости.

Сколь скоростными должны быть шины трактора в действительности?

Допуск по ско­ро­сти для трак­тор­ных шин дол­жен соот­вет­ство­вать интер­ва­лу от мини­маль­ной до 40 км / ч. Жела­ю­ще­му ездить со ско­ро­стью 65 км / ч, при­дет­ся обра­щать вни­ма­ние на нали­чие имен­но тако­го допус­ка. Одна­ко ско­рост­ная езда на трак­то­ре име­ет свою цену: коле­са и тор­мо­за изна­ши­ва­ют­ся быст­рее. По нашим под­сче­там, в таком слу­чае при рабо­те 200-силь­но­го трак­то­ра износ обой­дет­ся 4 евро / ч вме­сто при­выч­ных 3 евро / ч.

Сле­ду­ет обра­щать вни­ма­ние и на высо­ту про­фи­ля шины. Боль­шое зна­че­ние дан­но­го пока­за­те­ля, как, напри­мер, в шине с мар­ки­ров­кой IF 650 / 85 R38 (пока­за­тель отра­жен в циф­ре 85 – про­цент­ное отно­ше­ние высо­ты про­фи­ля шины к его ширине, рав­ной 650 мм), поз­во­ля­ет дости­гать боль­ше­го пят­на кон­так­та с поч­вой при умень­ше­нии дав­ле­ния в шине через систе­му регулирования.

Что дают большая высота профиля или радиальный тип шины для работы в поле?

У шин с боль­шей высо­той про­фи­ля в усло­ви­ях влаж­ных почв зацеп­ля­е­мость с грун­том луч­ше, зна­чит, и пере­да­ча тяго­во­го уси­лия будет выше. Если грун­то­за­це­пы погру­жа­ют­ся глу­бо­ко, это сиг­на­ли­зи­ру­ет о том, что поч­ва не отли­ча­ет­ся доста­точ­ной несу­щей cпо­соб­но­стью – слиш­ком рых­лая или пере­увлаж­нен­ная. Сни­жен­ное дав­ле­ние в шинах уве­ли­чи­ва­ет пят­но кон­так­та на треть и спо­соб­ству­ет сокра­ще­нию глу­би­ны остав­ля­е­мой колеи зача­стую вдвое.

От чего эффект больше: от широких шин или от шин с системой регулирования давления в них?

И то, и дру­гое хоро­шо. Иде­аль­ное реше­ние – боль­шие шины с воз­мож­но­стью изме­не­ния дав­ле­ния в них из каби­ны. Реко­мен­ду­ют­ся сель­ско­хо­зяй­ствен­ные шины извест­ных брен­дов с мар­ки­ров­кой IF и VF. Оба вари­ан­та поз­во­лят при том же коэф­фи­ци­ен­те про­бук­сов­ки уве­ли­чить силу тяги до 15 %. В резуль­та­те про­из­во­ди­тель­ность 150-силь­но­го трак­то­ра может достичь пока­за­те­лей 185-силь­но­го, кото­рый, есте­ствен­но, при покуп­ке обхо­дит­ся доро­же. На раз­ни­цу в цене таких трак­то­ров вполне мож­но поз­во­лить себе систе­му регу­ли­ро­ва­ния дав­ле­ния в шинах.

Сколько в стоимостном эквиваленте позволяет экономить такая система, если она имеется?

Как я уже гово­рил, раз­ни­ца в при­бы­ли может дости­гать 200 евро на гек­тар, но все зави­сит от зна­ний и воз­мож­но­стей. Успеш­ные руко­во­ди­те­ли задей­ству­ют луч­шие инстру­мен­ты и при­е­мы из доступ­ных: соблю­де­ние сро­ков про­ве­де­ния тех­но­ло­ги­че­ских опе­ра­ций, шины высо­кой и сверх­вы­со­кой гиб­ко­сти, пере­мен­ное дав­ле­ние в них, систе­мы парал­лель­но­го вожде­ния, сбор и обра­бот­ку инфор­ма­ции… Систе­му регу­ли­ро­ва­ния дав­ле­ния в шинах для четы­рех колес в Евро­пе мож­но при­об­ре­сти, запла­тив мини­мум 6  тыс. евро, но она поз­во­лит эко­но­мить до 10 % топ­ли­ва, поспо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию про­из­во­ди­тель­но­сти и высту­пит гаран­том сохра­не­ния рав­но­мер­но высо­кой уро­жай­но­сти куль­тур по все­му полю.

При­ве­ду кон­крет­ный при­мер. Если трак­тор в тече­ние года «съе­да­ет» топ­ли­ва на 20 тыс. евро, то уже толь­ко на этом мож­но будет сэко­но­мить 2 тыся­чи. Улуч­шен­ное про­дви­же­ние впе­ред, более ком­форт­ные усло­вия рабо­ты бла­го­да­ря подрессо­ри­ва­нию каби­ны и рав­но­мер­ность уро­жай­но­сти уве­ли­чат сэко­ном­лен­ное на топ­ли­ве втрое. Таким обра­зом пре­иму­ще­ство воз­рас­та­ет до 6 тыс. евро/год. Полу­ча­ет­ся, что систе­мы регу­ли­ро­ва­ния дав­ле­ния в шинах оку­па­ют­ся от года до четы­рех лет использования.

Как при использовании такой системы изменяется поток энергии?

Воз­мож­ность изме­нять дав­ле­ние в шине про­дле­ва­ет срок ее служ­бы при­мер­но на 20 %, что состав­ля­ет око­ло 1 000 мото­ча­сов. Чем эффек­тив­нее шины пре­об­ра­зу­ют мощ­ность от дви­га­те­ля в про­дви­же­ние впе­ред, тем мень­ше рас­ход топ­ли­ва. При­мер­но 20 % энер­гии, полу­ча­е­мой от сжи­га­ния топ­ли­ва, пре­вра­ща­ет­ся в силу тяги, не более. Потерь энер­гии с выхлоп­ны­ми газа­ми, в систе­ме охла­жде­ния и с теп­ло­вым излу­че­ни­ем от при­во­да не избе­жать. При хоро­шем кон­так­те поч­вы и колес я рабо­таю эффек­тив­нее и с тем сни­жаю долю энер­гии, теря­е­мую через систе­мы выхло­па и охла­жде­ния, при­вод и оси. Выбор шин и регу­ли­ров­ка в них дав­ле­ния мне под­власт­ны, а вот на поте­ри энер­гии через нагре­ва­ние дви­га­те­ля, при­во­да и оси повли­ять прак­ти­че­ски невозможно.

Значит ли, что работа на приспущенных шинах в целом будет выполняться эффективнее?

Одно­знач­но. С дости­же­ни­ем более луч­ших тяго­вых харак­те­ри­стик трак­тор исполь­зу­ет­ся эффек­тив­нее. Меняя дав­ле­ние в шинах, вы доби­ва­е­тесь улуч­ше­ния тяго­вых харак­те­ри­стик. Боль­шин­ство доволь­ству­ют­ся 10 %-ной эффек­тив­но­стью пре­об­ра­зо­ва­ния энер­гии из топ­ли­ва. Про­во­ди­мые нами заме­ры пока­зы­ва­ют, что при рабо­те с куль­ти­ва­то­ром мож­но добить­ся 30 %-го пре­об­ра­зо­ва­ния энер­гии в силу тяги. Резер­вы для это­го лежат имен­но меж­ду рези­ной и почвой.

Правильно я понимаю, что использование сельхозтехники, бережно воздействующей на почвы, отвечает интересам долгосрочного развития отрасли?

Да, ведь уже толь­ко сни­же­ние рас­хо­да топ­ли­ва на 10 % спо­соб­ству­ет сокра­ще­нию выбро­сов отра­бо­тав­ших газов в атмо­сфе­ру. С уве­ли­че­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти на 10 % сни­жа­ют­ся про­из­вод­ствен­ные издерж­ки. Поч­вы луч­ше защи­ще­ны от пере­уп­лот­не­ния, а их защи­та в том чис­ле и от эро­зии – зада­ча пер­ма­нент­ная. Глу­бо­кая колея от сель­хоз­тех­ни­ки, а так­же вод­ная и вет­ро­вая эро­зии – резуль­тат оши­бок хозяй­ство­ва­ния, кото­рые ска­зы­ва­ют­ся на уро­жай­но­сти. Эко­но­мия топ­ли­ва, про­лон­га­ция сро­ков служ­бы шин, сохра­не­ние рав­но­мер­но­сти уро­жай­но­сти по все­му полю помо­га­ют защи­щать поч­вы и кли­мат, в ито­ге это хоро­шо и для конеч­но­го потребителя.

Зем­ле­дель­цам дове­ре­но такое богат­ство, как зем­ля, и они со сто­я­щи­ми перед ними зада­ча­ми справ­ля­ют­ся достой­но. В Гер­ма­нии, напри­мер, еже­год­но обра­зу­ет­ся при­мер­но тон­на новой поч­вы на гек­тар. Конеч­но, когда эро­зия при­во­дит к поте­ре 3 т / га, тре­бу­ет­ся созда­вать опре­де­лен­ный задел. Поэто­му в игру всту­па­ют такие важ­ные эле­мен­ты, как про­из­вод­ство про­до­воль­ствия, сопря­жен­ное со свя­зы­ва­ни­ем воз­де­лы­ва­е­мы­ми куль­ту­ра­ми угле­кис­ло­го газа из атмо­сфе­ры, полу­че­ние энер­гии из воз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ков и стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов из сель­хоз­сы­рья, береж­ное обхож­де­ние с вод­ны­ми ресур­са­ми, «куль­ти­ва­ция» гуму­са как хра­ни­ли­ща СО2, забо­та о сохра­не­нии ландшафтов…

Читайте также