Так сложились обстоятельства, что семье Айерман пришлось заняться производством продуктов быстрого приготовления. Но унывать они не стали, ведь это то, что нужно их ферме! @ Фото: Deutsch

Готов к употреблению!

Так сложились обстоятельства, что семье Айерман пришлось заняться производством продуктов быстрого приготовления. Но унывать они не стали, ведь это то, что нужно их ферме! @ Фото: Deutsch

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Дагмар Дойч, dlz agrarmagazin, ФРГ

Поделитьтся

Вре­мя дик­ту­ет свои пра­ви­ла. Совре­мен­ные семьи реже ста­ли соби­рать­ся за обе­ден­ным сто­лом, а жен­щи­ны часа­ми сто­ять у кухон­ной пли­ты. Сей­час мно­гие отда­ют пред­по­чте­ние гото­вым про­дук­там. Фер­ме­ры же, в свою оче­редь, пред­ла­га­ют потре­би­те­лям вкус­ные и каче­ствен­ные полуфабрикаты.

Производство полуфабрикатов

Попу­ляр­ность про­дук­тов быст­ро­го при­го­тов­ле­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся с каж­дым годом, при­чем сре­ди поклонников«быстрой еды» рас­тет и доля пожи­ло­го насе­ле­ния. С чем это свя­за­но? Бет­ти­на Роха из Объ­еди­не­ния сель­ских тер­ри­то­рий Гер­ма­нии объ­яс­ня­ет это тем, что пожи­лым людям физи­че­ски тяже­ло нести пол­ные паке­ты с про­дук­та­ми из мага­зи­на. Одна пор­ци­он­ная упа­ков­ка гото­вых про­дук­тов — это для них не толь­ко аль­тер­на­ти­ва сыт­но­му обе­ду, но и более «лег­кая ноша». Ни для кого не сек­рет, что насе­ле­ние стра­ны ста­ре­ет. Так, соглас­но дан­ным Немец­ко­го феде­раль­но­го управ­ле­ния ста­ти­сти­ки, в 2013 году доля насе­ле­ния, име­ю­ще­го воз­раст до 65 лет, состав­ля­ла 21%, к 2020 году про­гно­зи­ру­ет­ся ее рост до 23%, а в 2030 году она достиг­нет 29%.

Не толь­ко стар­шее насе­ле­ние Гер­ма­нии про­яв­ля­ет инте­рес к гото­вым про­дук­там, спрос на них воз­рас­та­ет и со сто­ро­ны семей­ных пар. Дело в том, что клас­си­че­ское поня­тие семьи в насто­я­щее вре­мя отли­ча­ет­ся от преж­не­го. Очень часто оба роди­те­ля посто­ян­но заня­ты на рабо­те и сво­бод­но­го вре­ме­ни у них ста­но­вит­ся все меньше.

«Тра­ди­ция гото­вить и соби­рать­ся семьей за одним сто­лом сей­час почти уте­ря­на. Семьи все чаще при­бе­га­ют к гото­вым про­дук­там, кото­рые нуж­но толь­ко подо­греть», — пояс­ня­ет Бет­ти­на Роха. Гото­вы­ми пор­ци­он­ны­ми про­дук­та­ми чле­ны семьи могут пере­ку­сить, не дожи­да­ясь друг друга.

Неред­ки и слу­чаи, когда ребен­ка вос­пи­ты­ва­ет лишь один роди­тель. Соглас­но ста­ти­сти­ке, в 2011 году в Гер­ма­нии насчи­ты­ва­лось 7,8% роди­те­лей-оди­но­чек. Вполне есте­ствен­но, что они оза­бо­че­ны тем, как зара­бо­тать день­ги, а не свер­ше­ни­ем кули­нар­ных шедев­ров. Дру­гим нема­ло­важ­ным аспек­том явля­ет­ся тот факт, что каж­дый тре­тий чело­век в Гер­ма­нии (37,2%) холост и не име­ет детей. «Сто­ять часа­ми у пли­ты ради одно­го чело­ве­ка неце­ле­со­об­раз­но. К тому же мно­гие люди вовсе разу­чи­лись гото­вить или вооб­ще нико­гда не уме­ли», — счи­та­ет Бет­ти­на Роха. Резуль­та­ты обще­на­ци­о­наль­но­го опро­са, про­ве­ден­но­го ком­па­ни­ей TNS Emnid по пору­че­нию Феде­раль­но­го мини­стер­ства про­до­воль­ствия и сель­ско­го хозяй­ства Гер­ма­нии, пока­за­ли, что в 2014 году более чет­вер­ти насе­ле­ния стра­ны (27%) упо­треб­ля­ли про­дук­ты быст­ро­го при­го­тов­ле­ния в тече­ние неде­ли многократно.

Обстоятельства диктуют

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния пол­но­стью под­твер­жда­ет семей­ство Айер­ман. «Основ­ны­ми наши­ми кли­ен­та­ми явля­ют­ся жен­щи­ны, не уме­ю­щие гото­вить, холо­стые и без­дет­ные люди, роди­те­ли-оди­ноч­ки и пен­си­о­не­ры», — рас­ска­зы­ва­ет 36‑летняя Кла­удиа Айерман.

В Зюль­ц­фель­де неда­ле­ко от Бад-Рода­ха (феде­раль­ная зем­ля Бава­рия) Айер­ма­ны вла­де­ют неболь­шой фер­мой и с 2003 года сами про­из­во­дят про­дук­ты быст­ро­го при­го­тов­ле­ния. Реше­ние открыть новое направ­ле­ние на пред­при­я­тии было не спон­тан­ным, а про­дик­то­ван­ным обсто­я­тель­ства­ми. По сло­вам Кла­удии, рань­ше они не толь­ко зани­ма­лись сель­ским хозяй­ством и дер­жа­ли мяс­ную лав­ку, но и вла­де­ли неболь­шой гости­ни­цей с ресто­ра­ном. Очень часто оста­ва­лось мно­го про­дук­тов, и уже тогда воз­ни­ка­ли пер­вые мыс­ли о соб­ствен­ной пере­ра­бот­ке. В быто­вом авто­кла­ве они сте­ри­ли­зо­ва­ли все­го 14 бано­чек с «быст­рой едой» в месяц. «Как толь­ко срок арен­ды гости­ни­цы в 2012 году стал под­хо­дить к кон­цу, мы заду­ма­лись над тем, что делать даль­ше. Дохо­ды от воз­де­лы­ва­ния 21 га паш­ни, откор­ма 50 сви­ней и 15 быков — слиш­ком скром­ны, что­бы обес­пе­чить нор­маль­ное суще­ство­ва­ние. В свя­зи с отсут­стви­ем средств для инве­сти­ций о рас­ши­ре­нии сель­хоз­про­из­вод­ства речь на тот момент даже не шла», — пояс­ня­ет гла­ва семьи Бернд Айер­ман. Так сов­па­ло, что к это­му вре­ме­ни дру­гой фер­мер, про­да­вав­ший полу­фаб­ри­ка­ты на кре­стьян­ском рын­ке, по лич­ным при­чи­нам закрыл про­из­вод­ство. Это собы­тие и под­толк­ну­ло Айер­ма­нов к само­сто­я­тель­но­му про­из­вод­ству гото­вых про­дук­тов. Вопрос про­дле­ния арен­ды гости­ни­цы раз­ре­шил­ся сам собой. Кро­ме того, суще­ствен­ных вло­же­ний делать фер­ме­рам не при­шлось: пло­щадь под цех на фер­ме име­лась (рядом с соб­ствен­ным убой­ным цехом); дело оста­ва­лось за малым — при­об­ре­сти соот­вет­ству­ю­щее обо­ру­до­ва­ние. Неболь­шо­го быто­во­го авто­кла­ва для сте­ри­ли­за­ции 300 — 400 бано­чек в неде­лю ста­ло не хватать!

Ситуация в России

Стиль и ритм жиз­ни накла­ды­ва­ют свой отпе­ча­ток на потреб­но­сти насе­ле­ния не толь­ко в Гер­ма­нии, но и в дру­гих стра­нах мира, в том чис­ле и в Рос­сии. Потреб­ле­ние полу­фаб­ри­ка­тов сре­ди рос­сий­ско­го насе­ле­ния так­же харак­те­ри­зу­ет­ся ста­биль­ным ростом. Пред­по­чте­ние рос­си­яне отда­ют охла­жден­ным полу­фаб­ри­ка­там, сре­ди кото­рых пер­вое место зани­ма­ет мяс­ная про­дук­ция. Спрос на замо­ро­жен­ное мясо в послед­нее вре­мя пада­ет, зато рас­тет инте­рес потре­би­те­лей к глу­бо­ко­за­мо­ро­жен­ным ово­щам и фруктам.

Ека­те­ри­на Юрко

Быстро и качественно

Труд­но­стей с реа­ли­за­ци­ей гото­вых блюд фер­ме­ры не испы­ты­ва­ют. Кли­ент­ская база у них нара­бо­та­на еще с «гости­нич­ных вре­мен». В основ­ном гото­вые блю­да, как и кол­бас­ные изде­лия соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, реа­ли­зу­ют­ся на трех реги­о­наль­ных рын­ках, а так­же в неболь­ших дере­вен­ских мага­зин­чи­ках и фер­мер­ских лав­ках в ради­у­се 80 км.

Гото­вые блю­да от Айер­ман нуж­но толь­ко разо­греть и по жела­нию при­го­то­вить к ним какой-нибудь гар­нир, напри­мер мака­ро­ны. Вре­ме­ни на готов­ку потре­би­те­ли при этом тра­тят совсем немного.

Соглас­но дан­ным опро­са, про­ве­ден­но­го мар­ке­тин­го­вой ком­па­ни­ей GfK в 22 стра­нах мира, на при­го­тов­ле­ние еды нем­цы тра­тят все­го 5,4 ч в неде­лю. И толь­ко в трех дру­гих стра­нах жите­ли еще мень­ше вре­ме­ни про­во­дят у пли­ты. «Конеч­но, основ­ны­ми сти­му­ла­ми для покуп­ки таких полу­фаб­ри­ка­тов явля­ют­ся про­сто­та и высо­кая ско­рость при­го­тов­ле­ния», — счи­та­ет мать Кла­удии, Эль­ке Айер­ман, зани­ма­ю­ща­я­ся пря­мым мар­ке­тин­гом на пред­при­я­тии. — С тече­ни­ем вре­ме­ни я заме­ти­ла, что струк­ту­ра целе­вой груп­пы поку­па­те­лей немно­го изме­ни­лась. Все чаще наши­ми кли­ен­та­ми ста­но­вят­ся моло­дые люди, кото­рые не хотят гото­вить, но хотят каче­ствен­но питаться».

Акцент на регионы

Почти 70% полу­фаб­ри­ка­тов — про­дук­ты соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, мясо быков и сви­ней. Осталь­ные 30% ингре­ди­ен­тов семья поку­па­ет у мест­ных фер­ме­ров. Все­го в ассор­ти­мент вхо­дит 31 наиме­но­ва­ние блюд, про­да­ю­щих­ся в боль­ших (900 г) и малень­ких (400 г) стек­лян­ных баноч­ках. Поку­па­те­лям пред­ла­га­ют­ся мяс­ные блю­да, гар­ни­ры, соусы и даже супы. «Ассор­ти­мент про­дук­ции мы под­смот­ре­ли у наше­го пред­ше­ствен­ни­ка. До тех пор как мы ста­ли про­из­во­дить полу­фаб­ри­ка­ты, мы гото­ви­ли блю­да толь­ко из тех про­дук­тов, кото­рые оста­ва­лись в гости­ни­це», — рас­ска­зы­ва­ет Кла­удиа, ответ­ствен­ная за про­из­вод­ство. Со вре­ме­нем помог­ли рас­ши­рить про­дук­то­вую линей­ку и поже­ла­ния самих поку­па­те­лей. Бла­го­да­ря сте­ри­ли­за­ции в авто­кла­ве про­дук­ты могут сохра­нять­ся в тече­ние полу­то­ра лет, при­чем без добав­ле­ния искус­ствен­ных кон­сер­ван­тов, уси­ли­те­лей вку­са и запаха.

«Как пра­ви­ло, вся про­дук­ция, про­да­ю­ща­я­ся в фер­мер­ской лав­ке, обла­да­ет высо­ким каче­ством. То же самое при­ме­ни­мо и к про­дук­там быст­ро­го при­го­тов­ле­ния, — гово­рит Бет­ти­на Роха. — Люди, поку­па­ю­щие про­дук­ты у фер­ме­ров, хотят при­об­ре­сти то, что нель­зя най­ти в сете­вых супермаркетах».

Имен­но по этой при­чине реги­о­наль­ный аспект игра­ет важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии спро­са на гото­вую про­дук­цию. Уста­нов­ле­но, что 64% поку­па­те­лей отда­ют пред­по­чте­ние реги­о­наль­ным про­дук­там и толь­ко 53% обра­ща­ют вни­ма­ние на био­ло­ги­че­ский спо­соб выращивания.

Вдо­ба­вок дли­тель­ный сок хра­не­ния блюд явля­ет­ся несо­мнен­ным плю­сом для поку­па­те­лей; ведь, по наблю­де­ни­ям Эль­ке Айер­ман, боль­шин­ство людей пред­по­чи­та­ет при­об­ре­тать про­дук­ты пита­ния на всю неде­лю за один поход по мага­зи­нам и рынкам.

Кла­удия еще раз про­ве­ря­ет, пра­виль­но ли она закры­ла авто­клав, вклю­ча­ет его и ухо­дит. Через три часа гуляш из дико­го каба­на и косу­ли прой­дет сте­ри­ли­за­цию. О том, что при­шлось покон­чить с гости­нич­ным биз­не­сом и открыть новое направ­ле­ние — про­из­вод­ство про­дук­тов быст­ро­го при­го­тов­ле­ния, семей­ство Айер­ман ничуть не жале­ет. «Гото­вые блю­да — это то, что нуж­но наше­му пред­при­я­тию. Кро­ме того, мы отве­ча­ем тре­бо­ва­ни­ям и поже­ла­ни­ям наших поку­па­те­лей. Мы пред­ла­га­ем им быст­рые и каче­ствен­ные обе­ды из мест­ных про­дук­тов «, — улы­ба­ет­ся Клаудиа.

Читайте также