Критерии локализации при производстве семян, ценовой демпинг и ограничительные меры при поставках СЗР обсудили на круглом столе в Краснодаре.
В рамках выставки «Югагро 2017» состоялся круглый стол «Импортозамещение технологий в условиях конкуренции с зарубежными производителями», организованный Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края при поддержке еженедельника Юг Times.
Накал эмоций в зале дал о себе знать сразу, что неудивительно, поскольку организаторы собрали за одним столом давних оппонентов, деловые интересы которых часто противоречат между собой.
Паритет возможностей
На председателя Агропромышленного союза Кубани Игоря Лобача сразу посыпались многочисленные вопросы: как считать локализацию в семеноводстве? 75%, на которых настаивает Агропромышленный союз, – это процент от чего? И кто установил степень локализации – правительство РФ или, может, президент? А кого в принципе считать российским производителем? Если компания платит налоги в России и создает рабочие места, это российский производитель или нет? Кто имеет право на господдержку?
И. Лобач, в свою очередь, посетовал, что Россия, создавая самые благоприятные условия для работы западных компаний, открывает наш рынок для иностранных семян и СЗР, а вот зеркального ответа для тех российских производителей, кто пробует выйти со своей продукцией в Европу, не было и нет. Да, следует рассмотреть квотирование ввоза семян иностранной селекции и дать вздохнуть нашим производителям. И если иностранная компания хочет считать себя российской, то ее локализация должна быть порядка 70%. К примеру, компания Claas как раз идет таким путем. Позиция Минпромторга здесь правильная, уверен И. Лобач.
Внутренняя конкуренция зашкаливает
Коллегу горячо поддержал генеральный директор АО «Щелково Агрохим» Салис Каракотов, который проанализировал ситуацию на рынке СЗР и заверил, что при том огромном ассортименте препаратов, который мы имеем, заместить импорт нам ничего не стоит. Так, по данным С. Каракотова, к 2010 году мы, наконец, достигли паритета во внутренних и внешних поставках СЗР. Однако в 2016 году доля рынка отечественных производителей средств защиты снизилась до отметки 38 %, несмотря на рост рынка в целом. Причины падения понятны. Мы не видим никакой господдержки, хотя когда-то именно господдержка помогла создать заводы по производству СЗР в различных регионах страны.
Что касается объемов производства СЗР, со стороны ситуация выглядит не слишком радужной: так, производственные мощности РФ составляют на сегодняшний день 160 тыс. тонн в год, из которых фактически задействовано менее половины. В ближайшие два года мощности «Щелково Агрохим» возрастут до 50 тыс. тонн в год, а с появлением нового завода в Татарстане у фирмы «Август» суммарные мощности РФ вырастут примерно до 200 тыс. тонн препаратов в год, что с лихвой перекрывает внутреннюю потребность.
На своей земле
– Наши компании развиваются, мы на своей земле и на своем рынке, – жестко вступил в дискуссию исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений Владимир Алгинин. – Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской комиссии проводит антидемпинговое расследование на территории Евразийского союза в отношении гербицидов, происходящих из ЕС, – напомнил присутствующим руководитель РСП ХСЗР. – О добропорядочном партнерстве говорить не приходится, есть открытый демпинг на российском рынке с целью снижения доли отечественного производства. Двадцать лет назад цены на СЗР при соотношении производства 80:20 были ровно в три раза выше, чем сегодня. Но тогда отечественное производство почти отсутствовало. Цены же в 2016 году упали на 11% по сравнению с 2015 годом ввиду указанного внешнего воздействия. Поскольку факты недобросовестной конкуренции вполне доказаны, необходимо выработать меры для дальнейшего оптимального функционирования рынка СЗР в стране. Далее В. Алгинин сообщил, что российские производители готовы заморозить цены прошлого, 2016 года на гербициды и таким образом обеспечить доступность средств защиты растений для отечественных аграриев.
Руководитель направления средств защиты растений компании DuPont Антон Басов охарактеризовал данную встречу как важный шаг к взаимопониманию всех заинтересованных сторон. Но у него нашлись и контрагрументы.
– Демпингом вы называете ситуацию, когда цены на гербициды в РФ стали ниже, чем в Евросоюзе, – прокомментировал слова В. Алгинина А. Басов. – Компании, которые работают и там и там, продают свои препараты в России дешевле, чем в Европе. С точки зрения аграриев – разве это плохо? Вы хотите подороже? Да, за последние 15 лет цены упали в три раза и препараты стали доступнее, и сегодня аграрии имеют выбор. Ограничение импорта СЗР как через введение антидемпинговых мер, так и через введение квот приведёт к ослаблению конкуренции на рынке и неизбежному росту цен на СЗР, не говоря об ограничении доступа к новым технологиям.
Брать качеством
Константин Кривошлыков, заведующий лабораторией экономики ВНИИ масличных культур им. В. С. Пустовойтова, рассказал о причинах интенсивного вытеснения отечественных оригинаторов с семенного рынка, а также о перспективах импортозамещения семян масличных культур. Пожалуй, Константин Михайлович был единственным из отечественных селекционеров, кто отметил, что главным условием эффективного импортозамещения должны стать не запретительные или ограничительные меры, а качество подготовки собственных сортов и гибридов и доведение его до европейских стандартов. К. Кривошлыков упомянул, что в институте созданы такие высокоолеиновые сорта подсолнечника, как сорт Круиз, гибриды Гермес и Окси.
Впервые созданы и запатентованы гибриды Имидж и Арими, предназначенные для использования в системе Clearfield. Следующий шаг – грамотное развитие конкурентных преимуществ новых гибридов и их правильное позиционирование на рынке.
Право выбора
Растениеводство, как отрасль, все в большей степени ориентируется на экспорт продукции. При этом внешние рынки предъявляют свои требования к качеству продукции, к содержанию остаточных количеств пестицидов и т.п. Чтобы успешно конкурировать на международных рынках, необходимо иметь не только экономически оправданное производство, но и соблюдать жесткие требования по ограничению использования старых действующих веществ, применять новые формуляции.
К сожалению, молекулы и действующие вещества, используемые российскими производителями, в своей массе очень устаревшие, некоторым из них по нескольку десятков лет. И если мы хотим работать на экспорт, нужно переходить на новые формуляции. На сегодняшний день именно западные компании приносят то, что является новым на рынке, будь то новые молекулы, новые методы селекции или собственно технологии производства той или иной культуры.
– Имеют ли право на выбор российские сельхозпроизводители, – задается вопросом А. Басов, озвучивая консолидированную позицию Комитета производителей СЗР Ассоциации европейского бизнеса. – Если аграрии выберут более качественные и доступные препараты местного производства, то импортозамещение произойдет само собой. Административные меры здесь не потребуются. Последние вводят тогда, когда хотят ограничить выбор. Мы же считаем, что выбор должен оставаться за сельхозпроизводителем.
По данным «Клеффман Групп», в 2016 году продажи российских компаний на российском рынке пестицидов достигли 46 %, доля международных компаний составила 53 %. В 2015 году компания «Август» вышла на первое место по продажам на российском рынке. Стоит ли вообще вводить какое-либо регулирование для транснациональных компаний при таком хорошем раскладе?