На пик периода отпусков в Центре стратегических разработок пришлась презентация доклада, в котором эксперты приводят неутешительный вывод – управление земельными ресурсами в стране отсутствует.
Директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда и президент Российской ассоциации частных землемеров Валерий Алакоз провели подробный анализ «земельного вопроса», начиная с 90‑х годов, когда на волне массовой приватизации было оформлено примерно 120 млн га сельхозплощадей. Однако в конце 90‑х – начале 2000‑х вместо одного органа, ответственного за земельный фонд, полномочия распределили между тремя, а с 2009 года – между четырьмя.
Пожинаем плоды
В результате «вместо того, чтобы быть важнейшим источником и инструментом развития, она превратилась в барьер на пути повышения благосостояния граждан, муниципальных образований, регионов и в целом страны, а владение земельным активом является фактором риска»: права на землю не защищены ни для граждан, ни для инвесторов – любой может быть поставлен перед фактом, что его участок входит в зону, ограничивающую возможность землепользования.
Что касается земель сельхозназначения, авторы доклада оценивают ситуацию как благоприятствующую концентрации земли в одних руках, покупке участков инвесторами, не планирующими заниматься аграрным бизнесом: этому способствуют нормы, позволяющие изменять категорию земель по инициативе собственника участка.
Как следствие, «мы наблюдаем широкое использование продуктивных земель под строительство без учета их плодородия». Но даже планирующие ведение сельскохозяйственного производства агрохолдинги не всегда оказываются устойчивыми, об этом свидетельствуют данные о пятерке крупнейших собственников земли, в то же время фермеры в получении участка из госсобственности ограничены.
Кроме перевода под жилое и прочее строительство, сельхозотрасли угрожает потеря плодородия: с 2006 г. в Земельном кодексе отсутствует норма о возмещении потерь сельскохозяйственного производства, размер которых зависел от плодородия. Более того, уже несколько лет обсуждается законопроект об отмене категоризации земель. Рыночных механизмов для урегулирования конфликта между сельским хозяйством и строительством не придумано, «зато есть богатая почва для коррупции при смене назначения земель».
Перераспределение территорий между государством, собственниками и пользователями, подтверждение прав на землю сопряжено с высокими транзакционными издержками, которые трудно понести обычному гражданину или предпринимателю. В выигрыше остаются крупные компании, способные выделить отдельных специалистов и средства для реализации своих земельных планов. Фермеры ограничены в праве формировать землепользование под свои возможности, тогда как холдинговые компании могут иметь в собственности неограниченные площади сельхозугодий из‑за отсутствия реальных механизмов ограничения концентрации земли в одних руках.
Муниципальный конфликт
Государство предпринимало попытки наладить систему кадастрового учета, но они не увенчались успехом: менее половины участков в Государственном кадастре недвижимости имеют границы, а из числящихся ранее учтенными около 67 % не имеют границ – все эти участки ограничены в обороте. К примеру, муниципалитеты имеют право распоряжаться государственной землей, но без разграничения прав это невозможно. Нет разграничений прав на землю в госсобственности между Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами, исключения составляют земли промышленности и особо охраняемые территории (доля неразграниченных земель – 35 – 36 %), а также лесного фонда (20 %). Земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов не разграничены на 90 % (2015 г.).
И здесь возникает замкнутый круг. Залог участков в муниципальной собственности прямо запрещен в российском законодательстве. На проведение землеустройства и формирования участков для сделок нужны средства, которых в бюджете многих муниципальных образований нет, а взять кредит на это невозможно. В результате участки остаются в неразграниченной государственной собственности, муниципальная собственность остается недоформированной, а бюджет муниципалитета недополучает средства от земельного налога.
Эксперты ЦСР считают, что отказ от наделения правами субъектов РФ и муниципалитетов приводит к тому, что на их уровне не могут применяться особые процедуры даже в отношении земли, находящейся в их собственности, поскольку это чревато конфликтами, например, на территориях с высокой плотностью населения и малоземельем.
Риски граждан
Учтенные до 2000 г. участки в результате введения новых правил исчезли с дежурной кадастровой карты, и собственники участков, оплативших работы по межеванию, например в 2005 году, могут столкнуться с фактическими ограничениями в обороте из-за ненадлежащего описания границ. Собственники участков, которые до 2008 г. поставили участки на кадастровый учет в Кадастровой палате, но не зарегистрировали свои права на него в другом учреждении по регистрации прав, с 2018 г. могут остаться без участка. Об этом добросовестный собственник узнает, когда приходит в органы регистрации, чтобы совершить сделку с участком.
Что делать?
Пока земельная политика в России – это совокупность разнонаправленных ведомственных активностей. Для перемен нужна долгосрочная стратегия управления земельным фондом страны, а для ее реализации и координации ведомственных интересов авторы считают целесообразным создание отдельного федерального органа.
Первым шагом должно стать совершенствование учетно-регистрационной системы для защиты прав на землю правообладателей, поддержание актуальной базы обо всех участках – объектах налогообложения и их собственниках, а также эффективное управление земельными ресурсами. Для создания единой базы данных, в которой потенциальный покупатель и государственные органы могут получить всю информацию об участке и связанных с ним объектами, под участком и над ней, обременениях, необходимо провести комплексные кадастровые работы. Эта работа должна проводиться за государственный счет.
Нужен механизм возмещения убытков правообладателю, если его права нарушаются из-за ошибок регистрационных органов (не внесенные в учетно-регистрационную систему обременения участка), изменения государственных решений по категории или виду разрешенного использования участка, что привело к падению рыночной стоимости участка или прекращению прав на него. Без этого невозможно добиться улучшения делового климата и повышения уровня доверия в отношениях граждан, бизнеса и государства.
Н. Шагайда и В. Алакоз уверены: для повышения ответственности за развитие территории необходимо разграничить государственную собственность на землю таким образом, чтобы основная часть находилась в муниципальной собственности, а для собираемости земельного налога и поддержки актуальной базы участков – передать реестр недвижимости в ведение Минфина РФ. «От наведения порядка в земельных отношениях страна выиграет стратегически».
Примечание. Полный текст доклада можно скачать по ссылке goo.gl/tWiwk4